Конспект воспитательного занятия "Россия - Родина моя!"
план-конспект по теме
Конспект воспитательного занятия для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya-rodina_moya.docx | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».
Открытое воспитательское
занятие:
«Россия – Родина
моя»
Воспитатель:
Иванова С. И.
Цели:
- способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
- воспитание любви к месту, где ты родился и живешь.
Задачи:
- усиление патриотических качеств личности;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение интереса к истории Отечества;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие памяти, речи учащихся;
- привитие чувства любви к своей Родине;
- воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Оборудование:
компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
матрешка;
видеоклип песни “С чего начинается Родина?”;
книги о Родине;
книжка-передвижка «Наша родина Россия».
лепестки ромашки ;
выставка книг о Родине;
иллюстрации детей по занятию.
Ход занятия:
Организационный момент (2 минуты)
Воспитатель: Здравствуйте. Сегодня у нас на занятии гости. Давайте мысленно пожелаем
всем хорошего настроения. Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы
помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день
несёт нам радость от общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Вот с таким
настроением мы и начнём наше занятие. И работать мы будем под девизом:- УСПЕХ
ДАРИТ РАДОСТЬ.
- Ребята, сегодня мы проведём необычное занятие но очень важный для каждого из нас. Посмотрите клип и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
Сообщение темы и цели занятия.Слайд №1
О чем говорится в песне
Что такое Родина скажите ?
Как называется наша страна?
Полное название.
И тема нашего занятия: «Россия –Родина моя».
Сегодня на занятии мы поговорим о о нашей Родине России,государственных и негосударственных символах.,познакомимся с новыми словами,поиграем.
(Высказывания детей)
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
(Ребёнок читает стихотворение)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
Слайд №4.
Что же обозначает слово «Родина» -слово произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей объединенных кровным родство.
Посмотрите на карту нашей страны.
Слайд №5.
Россия-страна с обширной территорией, удивительной природой ,богатой историей и уникальной культурой. Она является самой большой страной в мире.
- Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь. Если где-то морозы ,то в др. месте солнце .Прямо сказка какая-то.
(Ребёнок читает стихотворение)
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озера, реки и поля.
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна.
В другом снега и вьюга.
Родина! Россия! Русь!
Как тобою я горжусь!
Реки самые глубокие,
Степи самые раздольные .
Люди гордые и вольные
Все бойцы самоотверженны
Все враги твои поверженны
Ты стремись вперед как птица
Будут все тобой гордиться
-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?
Слайд №6.
Ответы учащихся.
Москва-это КР площадь,
Москва_ это башни Кремля,
Москва-это сердце России
Которое любит тебя!
Москва самый большой город России. В Москве работает Презедент России,
Правительство нашей страны. Органы власти. Москва носит имя города-героя за выдающиеся заслуги его жителей. героизм ,стойкость проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - ее зеленый наряд - леса. (Слайд 6,7,8,9).
Как еще можно назвать Родину?(Русь,матушка,Отчизна,Отечество).
- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
(Слайд 12: портрет К.Д. Ушинского)
Наше отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе? - Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:
Доскажи пословицу:
(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).
(Слайд 13: русские народные пословицы и поговорки о Родине)
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины наше.
За Родину – мать не страшно умирать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Ребёнок читает стихотворение)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали Россией.
Россия, Россия, раздолья, равнины,
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства –
И всё же не можешь
Никак наглядеться!
Какие есть слова близкие к слову Родина ?Слайд.
Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди.
- Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
(Ответы учащихся).
- Да, ребята. По данным последней переписи население России составляет около 150 миллионов человек.
- А как всех их можно назвать, одним словом?
(Россияне).
- Да всех людей живущих в нашей стране можно назвать Россиянами.
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озера, реки и поля.
Леса и степь и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна.
В другом снега и вьюга.
Россия –многонациональная страна. Это значит ,что в ней живут представители разных наций. Всего более 180 народов.
Национальности у всех разные – это русские, татары, чеченцы, башкиры, якуты и другие народы, - все они и мы с вами – Россияне, мы граждане России. Это нас объединяет. ,Народы могут отличаться внешностью. У всех народов России разные обычаи своя история, свои праздники. Даже еда у всех разная.Но самый многочисленный народ –русский поэтому русский язык является главным..на нем разные народы общаются между собой.
Физкультминутка
Живут в России разные народы Массаж пальцев рук
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой
и наряд Руки вперед, пальцы соединить.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья, Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия «Домик».
У нас у всех одна. Берутся за руки.
Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, правила поведения, он любит свою страну, старается сделать её сильной и богатой
А вы ученики – маленькие граждане большой страны, её будущее.
Званием гражданина России надо гордиться.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям…»
- И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано … Где?
- В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы
Cлайд
В конституции записаны все права и обязанности гражданина страны.
-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?
- Как граждане России, какие имеете права и обязанности? (Ответы детей
Права:
-на жизнь
-на неприкосновенность
-на свободу мысли и слова
-на охрану здоровья и медицинскую помощь
-на образование
-на участие в культурной жизни
Обязанности:
-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках
-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
-защищать
-хорошо учиться
-становиться достойным гражданином своей Родины
Учитель: А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
А чем отличается одно государство от другого? (Ответы воспитанников: языком, на котором разговаривает народ; своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.) Назовите основные символы государства. (Ответы воспитанников: герб, флаг, гимн.)
Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн. Слайд
Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
Герб России.Стих.
символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб России мы видим часто. Он изображён на всех важных документах, а отдельные его элементы – на монетах.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета».
Кто мне скажит что обозначают цвета?
На протяжении нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) - веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской - Пресвятой Богородицы; красный - державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество.
Гос. Флаг.Стих.
России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Г. Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг РФ вывешивают на жилых домах в дни гос. Праздников.
Гос. гимн.Стих.
Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Люди издавна любили гордые и смелые песни
Гос. Гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время спортивных состязаний в честь победителей. Они прославили Родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спорт.
- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. - В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Скажите ,а как называется область где мы живем? А еще как можно сказать?
-Белгородский край., малая Родина. Слайд.
Дети называют свои адреса проживания.
Малая Родина
Островок земли
Под окном смородина
Вишни расцвели
Яблоня кудрявая
А под ней скамья
Ласковая малая
Родина моя.
Край родной. Лесостепь .Белогорье.
На земле нету края милей.
Я люблю полноводье гордое.
Золотых черноземных полей.
Белгородчина -Родина малая.
Здесь Россия начало моей.
Вы все учитесь в г. Алексеека .
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Сакура - символ Японии.
Канадский клен - символ Канады.
Загадка
По всем странам славится
Стройная красавица
Белые одежки,
Золото - сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Береза)
Слайд.
(Ответ детей)
- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые встречаются у нас в речи, когда говорят о березке (стройная, кудрявая, белоствольная). С кем сравнивали на Руси березку?
(с нежной, красивой девушкой-невестой)
Где бы ни росла береза - всюду она приносит людям радость и свет. Березу считают счастливым деревом, которое оберегает от зла. Приносит здоровье, добро
. Есть много народных примет относящихся к березе.
1.Весной из березы течет много сока.
(к дождливому лету)
2.В мае соловей защелкал.(значит береза начала распускать листья)
3.Если береза начала желтеть в августе (к ранней осени)
Стих «Белая береза»
Загадка о ромашке
В поле бескрайнем сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белы реснички.
(Ромашка)
Слайд.
- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда...
Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планетРомашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”
Игра «Что отдашь земле родной" .Собираем ромашку.
Клубок-рефлексия
- У меня - Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Загадка о матрешке.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
(Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Как мама обирегает своего дитя.-так и Матрешка прячет своих детей.
Блиц-опрос. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется… Россия.
Граждане России называются… россияне.
Столица России – город… Москва.
Кто президент в России… Путин.
Кто выбирал президента… российский народ.
Какой документ имеет гражданин России… паспорт.
В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.
Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве… соблюдать права и обязанности.
Воспитатель. Издревле на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний, а иногда даже царями. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим, насколько вы смекалисты и мудры.
Загадки
Сидит на ветке,
А не птица.
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка.)
У нее одежки колки -
Все иголки да иголки.
Звери шутят: «Дядя еж
На нее слегка похож». (Ель.)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками, за мышами. (Еж.)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц.)
Есть травка-полевка,
Синяя головка,
По краям коронки –
Зубчики-воронки. (Василек.)
Итог:
Вот и подошло к концу наше занятие . Какая тема занятия у нас была
Что нового узнали на занятии
Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь
Берегите Россию_
Нет России другой
Берегите ее тишину и покой
Это небо и солнце
И родное оконце
В позабытом селе….
Берегите Россию
Без нее нам не жить
Берегите ее
Чтобы вечно ей быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...
Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....
Конспект урока «Наша Родина – Казахстан» 7 чудес Казахстана
Цель урока: - Изучать историю музыкальной культуры КазахстанаЗадачи урока: -провести беседу о роли музыки, песни в жизни современного человека;- дать сведения о 7 чудес Казахстана;- дать с...
конспект урока "Моя Родина"
конспект урока по обществознанию "Моя Родина" 5 кл. с использование ТРКМ...
Конспект воспитательного занятия: «Белая береза - символ Родины моей».
Материал предназначен для проведения мероприятия в 5 классе школы-интернат 8 вида....
Конспект занятия: «Моя Родина»
закрепить понятия «Родина», «малая родина», расширить знания о родной области, ее прошлом, истории ее образования....