конспект урока "Моя Родина"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
конспект урока по обществознанию "Моя Родина" 5 кл. с использование ТРКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_rodina.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
Цель: расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
- подвести детей к осознанию понятия Родина;
- раскрыть возможные формы проявления любви к Родине;
- формировать интерес у детей к своей «малой» Родине;
- создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств;
- расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Содержание темы предполагает:
- выявление имеющиеся знания у обучающихся о стране, в которой они живут;
- конкретизация знаний учащихся по определениям «родина», «федерация», символы государства.
Планируемые результаты.
Личностные умения:
- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
- Проявление творческого отношения к процессу обучения.
- Оценивать собственное отношение к «малой» родине.
- Воспитание чувства любви к своей стране, родине.
- Воспитание толерантности.
Метапредметные.
Познавательные умения:
- Применять методы информационного поиска.
- Проводить анализ при знакомстве с основными определениями по теме, государственной символикой.
Регулятивные умения:
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
- Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные умения:
- Слушать и вступать в диалог.
- Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
- Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
- Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Предметные умения:
- Усвоение понятий «родина», «федерация», «малая родина», символов государства флаг, герб, гимн.
- Ощущение чувства гордости за славу и достижения своего народа и своей страны.
Универсальные учебные действия.
Познавательные: работа с разными источниками информации; выполнение логических операций: классификация, анализ, установление аналогий.
Регулятивные: проявление инициативности при выполнении заданий.
Коммуникативные: работа в группах.
Личностные: установление границ знания и «незнания»; соблюдение морально-этических норм.
Организация образовательного пространства.
- Оборудование: видеоролик, презентация, карта урока, карточки с дополнительной информацией о России, карточки с пословицами, глобус, краски, цветная бумага, ножницы, клей.
- Межпредметные связи: русский язык, ИЗО, технология.
- Ресурсы: персональный компьютер для каждой группы учащихся с выходом в Интернет, словари (орфографический, синонимов, толковый), учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение.
- Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология изучения темы.
Этап I. Самоопределение к деятельности.
Цель: Актуализация знаний обучающихся с опорой на жизненный опыт, мотивация обучающихся к изучению темы.
Планируемые результаты.
Личностные умения: проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану.
Познавательные умения: воспринимать новую тему, перерабатывать и преобразовывать полученную информацию.
Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
Ситуативные задания.
Форма работы – фронтальная.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
Сегодня, на уроке окружающего мира, мы будем работать по группам. Вспомним правила работы в группе. У каждой группы есть карта урока. Выберите человека, который грамотно будет заполнять эту карту. | Повторяют правила работы в группе. 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2. Четко высказывай свою точку зрения. 3. Умей слушать других. 4. Если не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами. 5. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. |
Я предлагаю вам посмотреть видеоклип и определить тему нашего урока. | Просмотр видеоклипа «С чего начинается Родина». |
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Запишите тему урока в карту. | Ответы обучающихся: - Мы будем говорить о Родине. Обучающие записываю ими самими сформулированную тему, зачитывают, делают общий вывод. |
Продолжите работать с картой. Запишите то, что вы уже знаете по этой теме и что бы вам еще хотелось узнать – это будут задачи нашего урока. | Обучающие работают с картой урока. |
Посмотрите на предметы, которые лежат перед вами на столах, и скажите какими видами деятельности мы будем заниматься на уроке. | Ответы обучающихся: - работать с книгами; - работать с компьютером; - писать; - клеить; - рисовать. |
Действительно, сегодня мы поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека. Тема нашего урока заключена в словах К.Паустовского «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». А помощниками нам станут все предметы, которые лежат перед вами. Они помогут стать вам исследователями. | Обучающие рассматривают предметы на столах. |
Прослушайте стихотворение П. Воронько (На доске портрет автора и фотография журавля). Жура-жура-журавель! Почему такой ответ дал журавль? | Обучающие слушают стихотворение. Ответы обучающихся. |
Этап II. Учебно-познавательная деятельность.
Цель: Дать представление о понятиях «родина», «малая родина», «федерация», символов государства флаг, герб, гимн.
Планируемые результаты.
Личностные умения: расширение кругозора, словарного запаса.
Регулятивные умения: работать по плану (заданию), давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Предметные умения: работать с разными источниками получения информации.
Коммуникативные умения: сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат.
Учебные поисковые задания и методы работы с информацией.
Форма работы – групповая, индивидуальная.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
Ответов на вопрос «Что такое Родина?» может быть много: - Родина – это страна, в которой мы родились и живём. - Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки. - Это земля, на которой жили, трудились наши предки. - Земля, которую наши предки защищали от врагов. - Родина – это наш край, город, село. Какое определение дается в толковом словаре и в Интернете этому слову? | Обучающие распределяют обязанности в группе и работают со словарем и Интернетом. Результаты записывают в карту урока. Участники от групп представляют полученный материал. |
Давайте обратимся к словарю синонимов. Как вы думаете, почему словарь получил такое название? Что такое синонимы? Найдите синонимы к слову «родина». | Ответы обучающихся. Работа со словарем. Запись синонимов в карту урока. Представление полученной информации. |
Действительно, родина, родной, родители – это слова синонимы. А кто знает, как называется наша страна? | Ответы учащихся: - Россия; - Российская Федерация. |
Что значит «федерация»? Найдите ответ на этот вопрос на стр.4 учебника. | Обучающие работают с учебником. Записывают в карту урока. |
Мы с вами живём в России. Это наша Родина. - Значит, мы кто? | Ответы обучающихся: - Мы Россияне. |
Перед вами лежит текст. Прочитайте его и постарайтесь ответить на проблемный вопрос. Если вы внимательно посмотрите на свои столы, то обнаружите помощников №1. (На столах у каждой группы карточки с дополнительной информацией о России.) | Обучающие работают с текстом и картой урока. «Россия – самая большая страна на Земле. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных до восточных границ. Россию называют богатой страной. Почему?» |
На планете Земля более 200 государств (показать глобус). Россия - это самое большое государство. Что вы узнали о размерах нашего государства из текста? (Схематично показать размеры России) А почему же нашу страну называют богатой? | Ответы обучающихся. Обучающие отвечают на проблемный вопрос с демонстрацией иллюстраций и фотографий. Члены других групп записывают новые сведения в карту урока. |
Кроме названия у каждой страны есть свои, только ей принадлежащие вещи. Как вы думаете, что это? | Ответы обучающихся: - флаг; - герб; - гимн. |
Флаг, герб и гимн – это символы государства. Где и когда используют символы государства? | Работа с картой урока. Ответы обучающихся: - на денежных знаках; - во время праздников; - на спортивных соревнованиях и др. |
Среди представленных символов найдите символы России. | Ответы обучающихся. |
Давайте вернемся к теме нашего урока. Это название рассказа К.Паустовского, который начинается так: «Когда человек думает о Родине, он вспоминает чаще о своем доме, о месте, где родился. Для меня Родина – это прежде всего мама и город, в котором я живу. А если человек находится далеко, то вспоминает и о своей стране. Это тоже Родина. Россия, Родина, Отчизна…» В каких значениях используется понятие «родина» в данном отрывке? | Обучающие слушают чтение текста. Ответы обучающихся: - Родина – это место, где человек родился, вырос, живет. - Родина – это целая страна. |
Очень часто для обозначения места, где человек родился, вырос, живет, используют понятия «малая родина». Что вы знаете о своей малой родине – нашем поселке? | Обучающие отвечают на вопрос, используя написанные дома сочинения. Сочинения прикрепляются на доску. |
А теперь мы совершим виртуальную экскурсию по нашему поселку. Узнайте то, что будет изображено на фотографиях. Что вы чувствовали, когда смотрели на фотографии? | Обучающие смотрят фотографию, называют места поселка. Ответы обучающихся. |
Физминутка (движения под слова стихотворения).
Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Руку другу вы пожмите, | А потом и обнимите. На планете ты и я – Это лучшие друзья. |
Этап III. Диагностика качества освоения темы.
Цель: Установить степень усвоения темы.
Планируемые результаты.
Личностные умения: осознание значимости своей работы для результата всей группы.
Регулятивные умения: высказывать предложение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные умения: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной и групповой работы.
Предметные умения: отвечать на вопросы, сравнивать свой результат с результатом одноклассников.
Коммуникативные умения: слушать других, формулировать мысли вслух.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Форма работы – индивидуальная, групповая.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
А еще большее чувство гордости уже за себя вы испытаете, если: - правильно ответите на вопросы 1,2,3,4 из рабочей тетради стр. 6-7; - выполните задания в электронном приложении на нетбуках. | Обучающиеся работают в рабочей тетради индивидуально. Свою работу презентуют в группах. Члены группы оценивают каждую работу. Рабочие тетради сдают учителю. Обучающие в группах выполняют задание в электронном приложении. |
Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Цель: Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий эвристического характера, представлять результат своей деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные умения: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Познавательные умения: анализировать полученную информацию.
Предметные умения: давать определение понятию «родина», выражать свое отношение к Родине.
Коммуникативные умения: слушать других, формулировать мысли вслух.
Творческие задания и методы.
Форма работы – индивидуальная, групповая.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
Свое отношение к своей Родине русский народ высказал в своих пословицах и поговорках. Вот некоторые из них. (Прочитать). Возьмите на своих столах листы с пословицами и поговорками о Родине, выберите наиболее понравившуюся, запишите ее в карту урока и постарайтесь объяснить. О красоте и силе нашей Родины рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. | Ответы обучающихся. Чтение стихов о Родине. |
Мы с вами тоже можем выразить свое отношение к нашей Родине: большой, малой. Сделаем это в необычных стихах – синквейне. Это стихотворение обязательно состоит из пяти строк. Первая строка – слово, выражающее главную мысль. Вторая строка – два слова, описывающие признак. Третья – три слова, описывающее действие. Четвертая – предложение по основной теме синквейна. Пятая – слово-ассоциация с первым словом. | Обучающиеся составляют синквейн. |
О родине слагают песни, пишут стихи и рассказы. А можно родину нарисовать? На моём рисунке Поле с колосками, Церковка на горке Рядом с облаками. На моём рисунке Мама и друзья, На моём рисунке Родина моя. На моём рисунке Лучики рассвета, Рощица и речка, Солнышко и лето. На моём рисунке Песенка ручья, На моём рисунке Родина моя. На моём рисунке Выросли ромашки, Вдоль по тропке скачет Всадник на коняшке, На моём рисунке Радуга и я, На моём рисунке Родина моя. | Обучающие раскрашивают и вырезают шаблоны (солнце, облака, деревья, радуга, река и др.) и помещают на общий лист ватмана. |
Этап V. Рефлексивная деятельность.
Цель: научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика.
Форма работы – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
Мы сегодня хорошо потрудились. - Над какой темой урока работали? - Какие ставили перед собой задачи? - Что показалось трудным? Интересным? - Оцените каждый свою работу в группе и выберите оценку или впишите своё в карту урока. - Кому из ребят можно выразить особую благодарность за активность на уроке и помощь в нашей общей работе? | Ответы обучающихся по карте урока. |
- Мы действительно поработали отлично и поэтому я соглашусь с вашей оценкой ребят и поставлю им … - Дома вы продолжите работу над темой родина и подготовите проект на тему «Мой двор» | Обучающие аплодируют. Обучающие записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Москва - столица нашей Родины"
Урок немецкого языка в 7 классе по теме " Москва - столица нашей Родины" расширяет представления учащихся о Москве и ее истории, воспитывает любовь и уважение к нашей столице. На данном уроке использу...
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....
Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"
Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...
Урок - конспект "Любите Родину"
УРОК - КОНЦЕРТ "ЛЮБИТЕ РОДИНУ".Тема Родины в стихах Коми поэтов. Звучит: музыка Перепелицы, слова А. Мурзина "Величальная Северу".I вед: Вдоль живописных склонов Северного...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"
В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....
Конспект занятия "Родина, малая родина"
Конспект занятия "Родина, малая родина"...