Классный час "Толерантность и мы"
классный час на тему
Классный час о толерантности, об умении вовремя прийти на помощь, о добре с использованием психологических тестов и рефлексии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час: «Толерантность и мы».
Цель:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
-развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
-содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
-формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
(Песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»).
Жеребьевка перед входом: каждый ученик достаёт из мешочка эмблему в виде сердца или улыбки, делятся на две команды “Сердца” и “Улыбки”
(затем рассаживаются по командам – справа сердца, слева улыбки)
1.Приветствие
- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Учитель.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь лишь о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.
Мы с вами поиграем, выполним задания и немного поразмышляем..
Учитель
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
Вот я думаю и вы готовы с хорошим настроением к нашему сотрудничеству.
Ребята, а что такое для вас класс? Ответы детей.
У-ль: Да, ребята, класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: (слайд № 3) прочтите эти слова
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка «И всё?».
«Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни и мира на земле».
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? Ответы
А как это можно назвать одним словом? Ответы.
Учитель- У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Тема нашего классного часа « толерантность и мы».
Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
На земле живет ----- человек. И все они разные. Вот и мы часть населения земли .
- Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»
– русый цвет волос;
– родился зимой;
– в имени есть буква А;
- карие глаза;
– любит мороженое;
- чья фамилия заканчивается на – ов;
- читал «Приключения Буратино»;
- кто учится в школе № 3.
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА »
(объяснение детей)
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Учитель: А представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)
– Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
– Хорошо или плохо, что мы все разные?
– Как жить в мире, где столько разных людей?
Ученики: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Учитель: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Обратимся к надписи: «Не оценивайте людей, а цените!». (Слово «цените» закрыто). Попытайтесь определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а ценить.
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Игра «Я выбираю тебя за то, что…»
Я начинаю. Я называю кого-то из вас, указываю на то, чем мы похожи, этот человек выходит ко мне и называет другого, с которым он в чём-то схож и т.д., при этом повторяться нельзя. 3-4
Давайте встанем в круг и поговорим, а что ещё нас сближает.
Смотрите, сколько у нас общего!
(живём в одном селе, учимся в одной школе, в одном классе, мы все чьи-то дети)
(У всех нас есть личностные интересы, посещаем одинаковые кружки, есть общие увлечения и т.д.)
Упражнение 6. «Броуновское движение» Физминутка.
Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.
Ход упражнения.
А сейчас давайте проверим вашу сплоченность. Наша игра называется Броуновское движение». С этим движением вы познакомитесь на уроках физики в старших классах.
2 команды выполняют 3-3 задания перестроения: молча кто быстрее встанет в треугольник, сделает звездочку, закрутится в спираль.
Поблагодарить и посадить.
Конкурс “Основные черты толерантной личности”
Каждой команде выдается конверт.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Команды наклеивают на плакат – солнце овал и лучи с качествами толерантной личности.
Представитель команды отвечает на вопросы:
Как ты понимаешь слово милосердие?
Почему вы не выбрали хвастовство или грубость ?
Конверт 1:
снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.
Конверт 2:
миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.
Учитель:
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
- А теперь подарите друг другу своё сердце и улыбку! (команды обмениваются своими эмблемами) и подойдем ко мне.
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Игра «Салфетка»
Учитель: А завершим наш классный час мы еще одной простой игрой. Ученик. Дорогие взрослые. Перед вами лежат салфетки. Возьмите их, сверните пополам, ещё раз пополам, оторвите верхний правый угол, сложите пополам, оторвите верхний левый угол и т.д. Покажите, что получилось друг другу. Нет одинаковых узоров на салфетке. Это и хорошо, т.к. все мы разные и одно и то же задание все выполнили по-своему. Вот и мы дети все такие разные и такие одинаковые. Так давайте все и большие и маленькие, и рыжие и темнокожие будем толерантны друг к другу.
Песня « Я, ты, он, она……» фон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...