Образовательная программа по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах «Безопасный путь домой»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс) на тему
Данная программа предназначена для обучения детей детского сада и обучающихся школы правилам безопасного поведения на дорогах. В конце программы представлены мероприятия, которые проводятся с детьми 1-9, 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Великоархангельская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
Образовательная программа
по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах
«Безопасный путь домой»
Составитель:
Учитель ОБЖ Скляренко А.Н.
Пояснительная записка
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности школьников на дорогах и улицах.
В современном мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема травматизма детей в окружающей среде и, в первую очередь, в сфере дорожного движения. Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожно- транспортных происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей или пешеходов). Сегодня наукой выделено 28 ошибочных действий водителей и 180 типичных ситуаций, повлекших дорожно-транспортные происшествия. Уровень аварийности на транспорте, а также уровень и тяжесть его последствий находятся в определенной зависимости от уровня подготовленности всех без исключения участников процессов в этой сфере.
Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Часто в результате дорожно-транспортных происшествий страдают дети и не всегда только по вине водителей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравнимо большей интенсивности автомобильного движения. Вследствие этого, необходимо в каждом учебном учреждении предусмотреть комплекс разнообразных мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Актуальность
Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.
Педагогическая целесообразность
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении детей. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у обучающихся и воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Цель программы: Учить детей безопасному поведению на дорогах.
Задачи программы:
- Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения; учить уважать и соблюдать дорожные правила – основу безопасности на дорогах.
- Развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.
- Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.
На базе нашей школы открыто структурное подразделение детский сад. Знакомить с правилами поведения необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны и становятся нормой поведения. Поэтому реализация программы начинается с дошкольников.
Этапы реализации проекта
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности.
Этапы реализации проекта | Основные направления деятельности |
I этап – подготовительный
|
|
II этап – основной |
|
III этап-заключительный |
|
Нормативно-правовая и документальная база
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция « О правах ребенка»
- Правила дорожного движения
- Устав отдела образования
- Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения»
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Младшая группа детского сада
- Уметь ориентироваться в пространстве: впереди – сзади, больше – меньше, длиннее – короче, лево – право.
- Знать основные цвета.
- Знать и различать некоторые виды транспорта: легковой, грузовой транспорт, автобус, трамвай, троллейбус. Кто им управляет, чем отличается, для чего служит.
- Усвоить понятия «тротуар», «проезжая часть», знать их назначение, а также понятия «пешеход», «водитель».
- Уметь действовать по сигналу.
- Знать некоторые правила поведения: нельзя играть на проезжей части, нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
Средняя группа детского сада
Необходимо закреплять и систематизировать знания, полученные ранее. А также:
- Знать и различать общественный транспорт.
- Уметь производить классификацию видов транспорта: наземный, воздушный, водный, железнодорожный, подземный.
- Усвоить понятия: «транспортное средство», «пассажир», «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «городской общественный транспорт».
- Знать дорожные знаки: «наземный пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Знать дорожные знаки, сопутствующие железной дороге
- Знать дорожную разметку: «зебру», разделительную полосу – знать их назначение.
- Усвоить правила поведения в транспорте.
- Знать правила перехода дороги.
Подготовительная к школе группа детского сада
Необходимо закреплять и систематизировать знания, полученные ранее. А также:
- Уметь пользоваться схемой.
- Классифицировать виды транспорта.
- Знать некоторые запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные знаки.
- Усвоить понятия «тормозной путь», «регулировщик», «дорожная разметка», «опасная дорога», «дорога с односторонним (двусторонним) движением».
К моменту поступления в школу ребенок должен хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, правильно реагировать на изменения в ней, знать основные правила для пешеходов и пассажиров. Для выполнения правил дорожного движения пешеходам также необходимо знать некоторые дорожные знаки.
Обучающиеся школы
—Овладение базовыми правилами поведения на дороге.
—Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации.
— Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
—Развитие творческих способностей.
—Формирование устойчивого познавательного интереса.
—Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.
—Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
—Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.
— Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года.
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
- Участие в соревнованиях.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Некоторые ребята считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять игру.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность образовательного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с образовательным учреждением.
Основную форму работы составляют, конечно же, специально организованные занятия с применением компьютерных презентаций, с использованием сети Интернет.
Спортивные досуги и музыкальные развлечения приносят не только радость и создают мотивацию успеха, но также являются одним из методов прочного закрепления знаний, полученных на занятиях. Ребенка отличает любопытство и любознательность. Знакомя ребенка произведениями художественной литературы, мы расширяем их кругозор, даем дополнительную информацию, отвечаем на их вопросы.
Необходимость отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений. Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, нами используются тестовые задания. По итогам тестирования заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей ПДД.
Работа с родителями
Большое внимание следует уделять работе с родителями. Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили учителя, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал отдела ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с детьми района, разбирая вместе с родителями их причины. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Работа с родителями может принимать разнообразные формы:
- Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
- Консультации классных руководителей: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей на дороге».
- Создание памяток, буклетов на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах».
- Анкетирование.
- Показательные занятия.
- Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов на заданную тему.
- Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.
- Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успешное усвоение детьми навыков безопасного поведения. Это позволит детям обеспечить собственную безопасность, а также не создавать опасных для других ситуаций. Важно чтобы взрослые были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
План работы школы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и детского дорожно-транспортного травматизма на 2016-2017 учебный год
МКОУ Великоархангельская СОШ
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
1 | Составление плана работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | август | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ |
2 | Проведение инструктажа с учащимися 1-11 классов по ПДД. | 1.09. – 5.09. | Учитель ОБЖ |
3 | Инструктаж педагогов, классных руководителей на совещаниях и педагогических советах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | В течение года | Учитель ОБЖ |
4 | Инструктаж по ПДД, по правилам поведения на улицах и дорогах, в общественных местах. | Один раз в четверть перед каникулами | Классные руководители |
5 | Встречи с сотрудниками ГИБДД. | Один раз в полугодие | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ |
6 | Обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, произошедших на территории района или области; | Один раз в четверть | Классные руководители |
7 | Обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях. | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ |
8 | Разучивание игр «Водитель и пассажир», «Стоп», 1-2 классы. | Сентябрь | Учитель ОБЖ |
9 | Из истории светофора. Игра «Лучший пешеход». 3-4 классы | Сентябрь | Учитель ОБЖ, классные руководители. |
10 | Загадочные кроссворды по ПДД. | Октябрь. | Учитель ОБЖ |
11 | Посвящение в пешеходы 1-1 классы. | 20.10. | Зам. директора по ВР |
12 | Сто вопросов по дорожной безопасности «Юный велосипедист». 6 класс. | Ноябрь | Учитель ОБЖ |
13 | Изучение дорожных знаков. 1-4 классы | Декабрь | Учитель ОБЖ |
14 | Школьная олимпиада по «Правилам дорожного движения». | Декабрь | Классные руководители |
15 | Соревнования «Автопробег». Сборная команда 5 – 6 классов и команда 7 класса. | Январь | Учитель ОБЖ, классные руководители. |
16 | Игра «Крестики-нолики» по ПДД. 8 класс. | Февраль | Учитель ОБЖ |
17 | Конкурс рисунков и плакатов «Грамотный пешеход». 7-8 классы. | Март | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, классные руководители. |
18 | Интеллектуальное лото «Дорожная азбука». 9-10 классы. | Апрель | Учитель ОБЖ |
19 | Из истории развития дорожного движения. 1-4 классы. | Апрель | Учитель ОБЖ |
20 | Подведение итогов: викторины, конкурсы, соревнования «Мы изучаем ПДД». | Май | Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, классные руководители |
План работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и детского дорожно-транспортного травматизма на 2015-2016 год
МКОУ Великоархангельская СОШ
структурное подразделение детский сад
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственные |
1 | Составление плана работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | август | Зам. директора по ВР, воспитатель детского сада |
2 | Инструктаж воспитателя и помощника воспитателя детского сада на совещаниях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. | В течение года | Зам. директора по ВР |
3 | Встречи с сотрудниками ГИБДД. | Один раз в полугодие | Зам. директора по ВР |
4 | Обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях. | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, воспитатель детского сада |
5 | Беседа-игра «Знакомство с транспортными средствами». | Сентябрь | воспитатель детского сада |
6 | Игры «Поставь машину в гараж», «Собери машину по частям». | Сентябрь | воспитатель детского сада |
7 | Беседа «Правила поведения в транспортном средстве». | Октябрь. | воспитатель детского сада |
8 | Беседа-игра «Красный, жёлтый, зелёный». | Октябрь | воспитатель детского сада |
9 | Дидактические игры «Собери светофор», «Найди свой цвет». | Ноябрь | воспитатель детского сада |
10 | Знакомство с частями дороги. | Ноябрь | воспитатель детского сада |
11 | Беседа «Наши друзья – дорожные знаки». | Декабрь | воспитатель детского сада |
12 | Изготовление книжки-раскладушки «Дорожные знаки». | Декабрь | воспитатель детского сада, родители |
13 | Игра-соревнования «Мы – будущие водители». | Январь | волонтёры школы, воспитатель детского сада |
14 | Конкурс рисунков и плакатов «Мы на дороге». | Февраль | воспитатель детского сада, родители |
15 | Мероприятие «В гостях у светофора». | Февраль | волонтёры школы |
16 | День загадок по ПДД. | март | воспитатель детского сада |
17 | День игр по ПДД. | март | волонтёры школы |
18 | Беседа «Велосипед – транспортное средство». | апрель | воспитатель детского сада |
19 | Соревнования велосипедистов. | май | воспитатель детского сада |
20 | Чтение стихов, сказок по ПДД. | май | воспитатель детского сада |
21 | Экскурсия по улицам села. | июнь | воспитатель детского сада |
22 | Театрализованное представление «Дядя Стёпа». | июль | воспитатель детского сада, родители |
23 | Подведение итогов: викторины, конкурсы, соревнования «Мы изучаем ПДД». | август | Зам. директора по ВР, воспитатель детского сада |
Заключение.
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые».
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и педагогам.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли необходимость построения систематической работы по обучению детей безопасному поведению на дороге и необходимость использования различных форм и методов, как во время занятий, так и в свободное время. Нами была изучена методика руководства занятиями по ПДД.
Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Приложение 1с применением компьютерных презентаций.
Спортивные досуги и музыкальные развлечения приносят не только радость и создают мотивацию успеха, но также являются одним из методов прочного закрепления знаний, полученных на занятиях. Ребенка-дошкольника отличает любопытство и любознательность, это возраст почемучек. Знакомя ребенка произведениями художественной литературы, мы расширяем их кругозор, даем дополнительную информацию, отвечаем на их вопросы.
Необходимость отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений. Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, нами используются тестовые задания. В дошкольном возрасте мышление ребенка наглядно-образное, поэтому содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос (назови…, скажи…) или задание (расставь…, раскрась…), которые предлагаются ребенку индивидуально. Это в значительной мере увеличивает затрачиваемое на диагностику время, однако позволит получить более точные результаты. По итогам тестирования заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей ПДД. (Приложение 2)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ "(для родителей)
Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские...
Календарно -тематическое планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
В данном перспективном плане представленна работа по профилактике дорожно - транспортного травматизма Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспор...
Буклет Безопасное поведение детей на дорогах
Материал предназначен для проведения родительского собрания по теме "Безопасное поведение детей на дорогах"...
Безопасное поведение детей на дорогах
Организация совместной деятельности школы, отделов пропаганды подразделений ГИБДД, семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движе...
Доклад "Организация работы воспитателя по формированию привычек безопасного и правопослушного поведения детей на улицах, дорогах и в транспорте"
Из опыта работы по формированию у детей безопасного поведения на дорогах....
Безопасное поведение детей на дорогах
В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение пр...
Сценарий выступления агитбригады ЮИД «Зебра» на районном фестивале «Марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах» "Иван Васильевич меняет профессию".
Сценарий к фестивалю творческих программ ЮИД-бригад. Сценическая работа ребят по этому сценарию была оценена первым местом в Одинцовском районе....