Открытый классный час "Незримые хранитель Кремля"
классный час (11 класс) на тему

Крупина Наталья Александровна

Информационным поводом для такого общения могут стать даты обретения икон на Никольской и Спасской башнях Кремля (апрель 2010 г.), День народного единства (4 ноября).

Цели: познакомить студентов с историей обретения икон на кремлевских башнях; развивать познавательную активность детей, интерес к общественным событиям; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

Оформление: презентация, документальный фильм «Незримые хранители Кремля» 2010 г.

План классного часа

I. Вступительное слово «Традиция почитания икон».

II. Беседа «Незримые хранители Кремля».

III. Информационный блок.

Просмотр документального фильма.

IV. Вопросы к фильму. Обсуждение.

VII. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта классного часа

«Незримые хранители Кремля»для групп ОП 112/16 и КШИ 116/16

Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней без благоговения.

А. Мень

Информационным поводом для такого общения могут стать даты обретения икон на Никольской и Спасской башнях Кремля (апрель 2010 г.), День народного единства (4 ноября).

Цели: познакомить студентов с историей обретения икон на кремлевских башнях; развивать познавательную активность детей, интерес к общественным событиям; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

Оформление: презентация, документальный фильм «Незримые хранители Кремля» 2010 г.

План классного часа

I. Вступительное слово «Традиция почитания икон».

II. Беседа «Незримые хранители Кремля».

III. Информационный блок.

Просмотр документального фильма.

IV. Вопросы к фильму. Обсуждение.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

Вступительное слово «Традиция почитания икон»

Классный руководитель.

В России сейчас возрождается интерес к родной культуре, к тысячелетней вере православной, к народным традициям. Восстанавливаются храмы, возвращаются православные праздники и святыни, растет интерес к народной культуре. Слайд № 2

Все вы знаете,  что 4 ноября вся Россия отмечала  День народного единства. Этот праздник отмечается нами уже 11 лет. .  В декабре 2004 года президент Росии В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем  народного единства. , который символизирует окончание смуты, укрепление российского государства, формирование гражданского мира и согласия. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов... Мало, кто знает, что по указу царя Алексея Михайловича, (правившего в 1645-1676 годах), в честь этого великого события в 1649 году был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.  Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Классный руководитель. Классный час неслучайно  я начала с эпигарфа известнго церковного деятеля Александра Меня. (Истина закрывается для тех людей, которые идут к ней без благоговения.). Он говорит о благоговении, без которого невозможно понять истину.

- А что такое благоговение? Как вы понимаете это слово?        

(Дети высказываются.)

В словаре В.И. Даля дается такое толкование этого слова. (Читает.) «Благоговение - смесь страха и уважения, смирения и покорности, высшая степень почтительности».

А современные ученые это слово объясняют так. (Читает.) «Благоговение - религиозный трепет, возникающий в предстоянии перед святыней. В нем выражены преклонение перед Высшим, чувство религиозной преданности, доверие, любовь, самоотдача, почитание, благодарность, зависимость, надежда и пр.»*.

 «В русском народе столетиями хранилась традиция почтительного, трепетного, благоговейного отношения к иконам».

Слайд № 3

Для русской православной традиции всегда было характерно почитание икон. Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон , проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?   

Слайд № 4

 Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа

Слайд № 5

Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость.

Слайд № 6

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком.  В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. В святых образах на иконах наш народ видел своих заступников и молитвенников. Они помогали сохранить веру, давали надежду на спасение, дарили любовь и доброту. Сегодня мы будем говорить о двух таких иконах - их называли незримыми хранителями Кремля.

II. Беседа «Незримые хранители Кремля»

Слайд № 7

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов.

Слайд № 8

Ребята, всем известно, что в Московском Кремле есть Спасская и Никольская башни. Они  были сооружены в 1491 году в период княжения Ивана III  итальянским архитектором  для защиты северо-восточной части Кремля.

- А знаете ли вы, почему они так называются? 

Ответы студентов.

Слайд № 9

Как это ни удивительно, но происхождение названия обеих башен для многих раскрылось именно сейчас. В 2010 г. на этих башнях были обнаружены иконы Спаса Вседержителя и святого Николая Чудотворца, которые были написаны прямо по камню масляными красками около пяти веков назад. Но при советской власти обе иконы считались утраченными - с 1934 г. их никто не видел.

Мы предлагаем посмотреть вам документальный фильм, который называется «Незримые хранители Кремля».  Этот фильм. О Кремле, о его месте в истории Москвы и страны, в духовной жизни нашего народа. Главные «герои» фильма – икона Спасителя и икона Николая Чудотворца, которые долгое время являлись символами и некими хранителями и Кремля, и земли русской. В фильме рассказана история их судеб – от появления на башнях Кремля в XVI веке до нового обретения при помощи Фонда Андрея Первозванного в 2010 году.

Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского  Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

 Икона святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датируется концом XV – началом XVI века. 

III. Информационный блок

Маморное свидетельство о чуде.

Спасскую башню французам взорвать не удалось, помешал дождь. А вот то, что произошло с Никольской башней, иначе как чудом и не назовешь. У этого чуда было даже свидетельство - мраморное. Вот как это произошло. Отступая из Москвы, французы взорвали часть Арсенала, которая примыкала к Никольской башне.

Взрыв был так силен, что выбило окна и двери у всех домов в округе. От Арсенала остались одни развалины. И полбашни рухнуло. А вот «Никола с мечом и градом» устоял! Даже стекло на иконе не треснуло. Даже фонарь со свечой продолжал висеть!

Со всех концов сожженной и разоренной Москвы к иконе стали стекаться люди, чтобы посмотреть на это чудо - оно укрепляло веру и давало надежду на будущее.

О чуде доложили государю императору. Приехав в Москву, Александр Первый самолично убедился во всем и повелел восстановить башню. А еще государь повелел установить на Никольской башне - под иконой - мраморную доску. Слова для нее он начертал сам: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих».

Классный руководитель. Со времен победы над Наполеоном прошло 100 лет. Народ хранил память о заступничестве Николая Чудотворца, обращался к нему со своими молитвами. Когда в 1917 г. большевики обстреляли Никольскую башню и повредили икону святого Николая, народ увидел в этом плохое предзнаменование. В 1918 г., во время Великого поста, перед Пасхой, люди тысячами стали собираться у Никольской башни. А у революционеров приближался праздник 1 Мая. Чтобы верующие не помешали первомайской демонстрации, большевики завесили поврежденную икону и мраморную плиту под ней красной материей с надписью «Да здравствует интернационал. Всю ночь на Страстную среду Красная площадь охранялась, и никто не мог сюда подойти. Но утром все увидели, что красное полотнище разорвалось так, что чудотворный образ святого Николая стал виден и сделался даже светлее, чем был до тех пор. Потом красное полотно стало рваться частями, кусками, лентами и вскоре упало совсем. «Никола мечом разрубил завесу», - говорили люди, объясняя это чудо. Народ требовал, чтобы комиссары убрались из Кремля, чтобы разрешили богослужения в кремлевских соборах.

В тот день порядок удалось установить только с помощью броневиков, но «Никола Раненый» добился, казалось бы, невозможного: утром Ленин подписал постановление, разрешающее пасхальное богослужение в Кремле.

Через три дня в Успенском соборе Кремля прошла пасхальная служба. Вел ее патриарх Тихон. Но это было последнее богослужение.

Вскоре Никольские ворота окончательно закрылись, всех священнослужителей из Кремля выселили. Патриарх Тихон, который не боялся открыто выступать против большевиков, был арестован. А чтобы люди не собирались перед Никольской башней, было приказано уничтожить икону . С 1934 г. их никто не видел. Долгое время на месте икон были пустые белые прямоугольники, которые каждый год подкрашивали белой краской.

Слайд 10.

И вот в мае 2010 г.  ученые прозондировали  эти места с помощью специального оборудования. И они не ошиблись! Под штукатуркой был обнаружен металл. Когда штукатурку сняли, то увидели металлическую решетку, под ней - сетку из металла, а за сеткой, на расстоянии 10 см, виднелись иконы.  За 3 месяца эксперты проделали большую восстановительно-реставрационную работу.

Слайд 11

Торжественное открытие и освящение иконы прошло  4 ноября 2010 года и было приурочено ко Дню народного единства, так как именно через ворота Спасской и Никольской башен народное ополчение вступило в Кремль в 1612 году. 

Подведение итогов 

III. Игра «Продолжи предложение»

Классный руководитель. Сегодня мы познакомились с историей обретения двух древних икон на башнях Московского Кремля. С Кремлем связано много традиций и легенд, о которых вы сегодня узнали. Давайте проверим, ваши знания.

Попробуйте закончить предложения, которые я буду читать. (Учитель читает предложения, дети заканчивают.)

- Главными, парадными воротами Кремля всегда были... (Спасские).

- Спасские ворота считались святыми. Через них нельзя было ехать... (верхом).

- Проезжая через Спасские ворота, мужчины должны были снимать головные уборы перед... (иконой Спаса Вседержителя).

- В 1812 г. по приказу Наполеона был сделан подкоп под Спасскими воротами, чтобы взорвать Кремль, но огонь не успел дойти до фитилей, потому что неожиданно... (пошел сильнейший дождь).

- На Никольской башне находилась икона... (святого Николая Чудотворца), которая и дала название этой башне.

- В левой руке святой Николай держал ……. - символ города (града), в правой - …., поэтому икона получила название.. . («Никола с мечом и градом»).

- За всю свою историю Московский Кремль - самая мощная средневековая крепость в мире - ни разу не был... (взят штурмом).

- А вот сама икона пострадала от большевиков, которые обстреляли Кремль в 1917 г., следы от пуль скрыли левую руку Николая, в которой он держал град. С тех пор лик стали называть «Никола... (Раненый)».

- Народ верил, что икона эта охраняла... (Кремль, град Москву, саму Русь).

- В 1612 г. народные ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским ворвались в Кремль именно через... (Никольские ворота).

IV. Проблемная ситуация «Почему боролись с иконами?»

Классный руководитель.

- Почему зацементировали иконы?

- Большевики яростно разрушали православные храмы, уничтожали памятники выдающимся деятелям Российской империи. Кому мешали православные святыни?

(Предположения детей.)

Действительно, эти иконы, эта мраморная доска, памятники выдающимся деятелям Российской империи напоминали народу о его великом прошлом, о его великой культуре. А большевики говорили, что в старом мире все было плохо, все прогнило и его нужно разрушить и создать новый мир.

Церковь давала жизненные образцы, которые служили объединению людей. В церкви было много авторитетных деятелей, которые выступали против большевиков, например патриарх Тихон. Церковь составляла конкуренцию новой власти, которая хотела полного контроля над умами и душами людей. Поэтому с таким ожесточением большевики боролись с историей, с религией.

Так художники, которым было приказано убрать эти изображения, спасли их для потомков. В те времена опасно было защищать веру, сохранять иконы, но художники сделали это с риском для жизни.

- Как вы думаете, почему они не уничтожили иконы?

(Дети высказываются.)

Да, эти люди ослушались приказа и не разрушили святой образ. Они не побоялись укрыть иконы металлической сеткой и цементом и сохранили эти святыни для нас. Потому что эти художники были настоящими патриотами России и верили, что наш народ вновь вернется к своим корням, к своей вере.

- В народе считается, что чудотворные иконы сами «знают», когда являться людям, и раньше положенного срока это время не придет. Как вы думаете, почему именно в 2010 г. открылись эти иконы?

Примерные ответы детей:

- 65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

- Больше стало верующих, появились новые храмы.

- Больше стало патриотов. И т. д.

Классный руководитель. Эти иконы были спрятаны в безбожные советские годы. В течение 70 лет наш народ пытались насильно лишить духовности. И чудесное обретение этих икон дает надежду на духовное возрождение России.

- По словам президента, с момента обретения и освящения этих икон наша страна получает дополнительную защиту.

Классный руководитель: Святая Русь и православная вера тесно связаны между собою. Трудно представить себе, как может Русь быть неправославной.  Все крупные военные компании были по сути своей отечественными войнами. А это значит, что воевала не только армия - воевал весь народ . В 1612 г. в Смутное время,  именно русский народ объединенными усилиями освободил Родину и от польских интервентов, и от лжецарей, и от правителей нецарской крови. Русский народ - народ - воин, он привык смотреть в лицо опасности и смерти. А тот, кто видит близко смерть, тот и к Богу скорее обращается.  Сила народа в его единстве, в вере, в традициях, почитаниях святынь. Ребята, будьте настоящими защитниками, патриотами своего Отечества, чтите традиции, берегите и защищайте наследие наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

Сценарий классного часа "Тульский Кремль"

Классный час посвящен 500-летию Тульского Кремля...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...