Классный час «Хранитель сокровищ русского языка»
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час на тему
«Хранитель сокровищ русского языка»
Цель классного часа: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля Образовательные задачи: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас учащихся. Развивающие задачи: актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу учащихся. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово. |
- Вступительная часть
-Сегодня тема нашего классного часа «Хранитель сокровищ русского языка»
Можете ли вы по теме определить, о чём пойдёт речь. Как вы понимаете эти строки?
- Я думаю, что точный ответ вы мне дадите в конце нашего классного часа.
-Хранитель! Кто это такой, как вы понимаете?
- Какое слово на ваш взгляд здесь самое главное?( сокровища)
- Запомните свои ответы, потом мы проверим их.
- А где обычно хранятся сокровища? ( в сундуках)
- Чтобы узнать, что хранится в нашем сундуке, мы должны отгадать загадку…
По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает. ( словарь)
2 Знакомство с толковым словарём русского языка В. Даля ( современная версия)
- Правильно, это словарь. Только какой? ( достаю из сундучка « Толковый словарь русского языка В. Даля.»)
- Мы с вами отгадывали загадку.., а что такое загадка? А какой словарь нам даст правильный ответ на этот вопрос?( толковый).
-А кто его составил? И можем ли мы с вами заглянуть в его тайники?
- Перед нами толковый словарь русского языка В. Даля (современная версия) Давайте посмотрим, что такое загадка?
(Загадывать
загадать что, задумывать, замышлять; предлагать неизвестное на решенье себе самому, иному, или гаданью, ворожбе. Не загадывай в год, а загадывай в рот. Далеко вперед не загадывай!
ЗАГАДКА. Загадка также самый предмет, чтолибо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство: иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описанье предмета, предлагаемое для разгадки; напр. Без лица в личине? загадка. Чужая душа загадка.
• Загадка, растение Erigeron acris, пушник, блошник, богатинка: ею гадают, сорвав и воткнув ее в щель избы, расцветет ли? Загадочный, неясный, необъяснимый, темный, непонятный, требующий разгадки. Загадочность ж. свойство загадочного. )
- Но это маленький словарь! А вот перед вами четыре объемных тома, более двухсот тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля! Потому живого, что Даль поселяет в своем словаре не только книжные , но и житейские речения всех шестидесяти губерний тогдашней России, речений, связанных с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч русских людей. Сегодня мы заглянем в великие сокровищницы В Даля. Но сначала познакомимся с его биографией… и интересными фактами из его жизни..
Жизнь и творчество В.И.Даля.
1 ученик Родился в 1801 году и прожил Владимир Иванович без малого 71 год и начал свой труд собирателя и охранителя родного языка, будучи, как и А.С.Пушкин, ещё очень молодым, в 17 лет. Его «Толковый словарь живого великорусского языка», пережив множество изданий, красуется на книжных полках и постоянно востребован в домах не только писателей, журналистов, специалистов в области русского языка и литературы, но и огромного числа людей совершенно иных профессий.
2 ученик По первому своему образованию Владимир Иванович был морским офицером, по второму, как и его отец, врачом. Он был автором учебников ботаники и зоологии. Как врач и как друг, Даль находился у постели умирающего Пушкина .
В Луганске, на родине Владимира Даля, в память о выдающемся человеке создан Литературный музей В. И. Даля
Увлечением Даля был сбор и хранение слов русской разговорной речи, пословиц, песен, сказок, загадок. Всё дело в том, что человек этот, будучи собирателем, а ещё писателем, посвятил свою жизнь РУССКОМУ СЛОВУ.
- Итак, мы с вами заглянув в словарь В. Даля, узнали, что такое загадка. А оказывается В . Даль собирал загадки.
- Загадки
-Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.
Кланяется, кланяется - придет домой, растянется (топор).
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).
Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (ножницы).
- Эти загадки у все на « слуху» и т как легко отгадали, а теперь давайте попробуем отгадать другие…
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
- Одним из сокровищ В. Даля были загадки (Опускаю листок с надписью « Загадки» в сундучок )
- Народные приметы
- Владимира Ивановича Даля особенное отношение к буквам и звукам родного языка. Они для него «живые». Он их одухотворяет .
Наша современная жизнь сильно отличается от той старой, деревенской, из которой черпал свои примеры В.И.Даль. Ну, кому из нас придёт в голову ждать вихри на Исакия или смотреть тиха ли вода на Лаврентия? Отношение к приметам у нас несерьёзное. (или у кого то серьёзное?) - А вот сам Даль относился к народным приметам очень серьёзно.(разные приметы)
- Какой у нас следующий месяц? ( Январь)
- Что вы о нём можете рассказать?
- А какие приметы вы знаете?
( Приметы про январь: Январю - морозы, февралю - метели. Январь - в лесу глухая пора. Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до поздней осени.
Январской весны бойся, живуча хилая весна: зимнее тепло летний холод.
Холодные январи подряд не бывают.
В январе висит много частых сосулек, очень длинных - урожай будет хороший.
Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.
А вот какие приметы запомнил и записал В. Даль.
Месяцеслов Январь — году начало, зиме середка. Перелом зимы.
Январь два часа дня прибавит (к 31 января прибуд. 2 ч. 20 мин.).
На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час).
Новый год первый час дня набирает.
Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот)
Крещенский снег собирают для беления холстов; также от разных недугов
- Значит, ещё одним из сокровищем В Даля были приметы (Опускаю листок с надписью « Приметы» в сундучок )
- Пословицы
- А это что за текст, давайте прочитаем..
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Как понимаете пословицу?
3 ученик Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа». Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.
Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.
- А теперь проверим, вспомните ли вы пословицы и как объясните их смысл(работа в парах)
(На слайде - начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.)
- Продолжи пословицу. Кто хочет много знать,….. тому надо мало спать.
1.Куй железо...(пока горячо).
Не зная броду.... ...(не суйся в воду).
2. Поспешишь – (людей насмешишь)
На чужой роток . . . (не накинешь платок).
3.Скучен день до вечера,/ коли делать нечего”.
Старый друг . . . (лучше новых двух).
4.Не спеши языком /торопись делом.
Труд человека кормит /а лень портит
5.За чужим погонишься,/ своё потеряешь.”
Кто рано встает /тому бог подает.
-В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, не усечённом виде”.
- Вот некоторые пословицы в полном виде: как она звучит на самом деле?
“Гора с горой не сходится,\ а горшок с горшком столкнется”
“Чудеса в решете!\ Дыр много, а выскочить некуда”
“Собаку съел, \а хвостом подавился”
“Утро вечера мудренее,\ а трава зеленее”.
“Дорога ложка к обеду, \а там хоть под лавку”
«Не родись красивой, коли рожа крива.»
«Смотришь в книгу – ума не надо.»
«Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.»
- Ещё одно из сокровищ В. Даля были пословицы. (Опускаю листок с надписью « Пословицы» в сундучок.)
4. Собиратель русских слов
4 ученик- Владимир Иванович Даль был собирателем слов, очень много ездил по стране и везде записывал слова, давал им объяснение.
Тетрадки со словами быстро заполнялись. Их было так много, что они не умещались ни в один чемодан. Пришлось запаковать тетради в тюки и навьючить ими верблюда. Когда тот однажды исчез, В.И. Даль очень горевал: сколько трудов пропало вместе с ним! К счастью, верблюда возвратили хозяину, ведь для Даля слова были дороже золота.
5 ученик - Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200.000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря.
.- Что означают данные слова? Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.
Авсень (встреча весны)
Вёдро (ясная погода)
Клёвый (хороший, пригожий)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)
Длань – рука, ладонь
Очи – глаза
Рушник – вышитое полотенце
Чёботы – сапоги
Уста – губы
Чело – лоб
(физминутка)
- Я буду вам говорить старинное слово, а вы мне показывать!
- Что опустим в сундучок, какое сокровище В. Даля ?(Опускаю листок с надписью «Русские слова» в сундучок.)
- Игры
6 ученик -У В.И.Даля было 5 детей: 4 дочери и сын. Он очень любил с ними играть. Самая любимая игра была "Кузовок". Перед детьми он ставил корзинку и говорил: "Вот тебе кузовок, клади в него что на "ОК", обмолвишься - отдашь залог". Например, кладём в кузовок листок, чулок, грибок, кто неправильно скажет слово или не придумает, тот отдаст залог, выкуп.
-Я знаю, что больше всего на свете вы любите играть..
- А что такое игра ?
- В словаре Даля есть и русские детские словесные игры. Вот одна из них.
Это не просто детская забава, но и проверка внимания…
После того, как я проговорю строчку, вы отвечаете : «И я».
- Я пойду в лес.
- И я.
- Найду осину.
- И я.
- Выдолблю корыто.
- И я.
- Налью помой.
- И я.
- Свиньи будут есть. - … (и ты?)
( Игра « Кузовок» Дети по очереди называют слова, оканчивающиеся на ок. Игру начинает учитель словами: «Я положу в кузовок клубок, а ты?» И надо быстро назвать слово: «А я платок, я замок, лепесток, чулок…»)
- Что опустим в сундучок, какое сокровище В. Даля? (Опускаю листок с надписью «Игры» в сундучок.)
- Скороговорки
7 ученик - Игра- это забава, а какие ещё забавы собирал В.И.Даль?
Скороговорки В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натараторить в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки. Скороговорки развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной
- Сейчас мы потренируемся в их произношении.
- Объявляю конкурс на лучшее произношение скороговорок. (Выходят 5 человек, вытягивают листочки со скороговорками)
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
(Остальные тренируются в произношении скороговорок на слайде)
Сыворотка из под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
- Что опустим в сундучок, какое сокровище В. Даля были скороговорки (Опускаю листок с надписью « Скороговорки» в сундучок.)
- Сказки
- Скажите, пожалуйста, а где добро всегда побеждает зло…? ( В сказках)
- .И.Даль сочинял и сказки, например: "Снегурочка", "Старик-годовик", "Лиса-лапотница", "Лиса и медведь". Именно он подсказал А.С.Пушкину сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке».
- Сказки прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться.
-Какие сказки В.И.Даля вы знаете? (Старик-годовик, Война грибов с ягодами, Журавль и цапля.)
- Давайте вспомним ещё сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок и постарайтесь угадать сказку.
- Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)
- Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)
- Судьба не раз забрасывала В.И.Даля в крестьянские избы, где он слушал рассказы, прибаутки, докучные сказки. Послушайте их…
Внуки просили бабушку рассказать сказку.
Ученик 1 «Нету у меня сказок. Приходил дед Овес, он все сказки унес».
Жили - были два гуся, вот и сказочка вся.»
Ученик 2 «Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася - вот и сказка вся.»
- Что опустим в сундучок, какое сокровище « Сказки»(Опускаю листок с надписью « Сказки» в сундучок.)
- Итог классного часа
Ученик 8 - Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.
А.С.Пушкин посоветовал своему другу составить словарь. А когда у В.И.Даля подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка». На слайде мы видим один из первых словарей В. Даля ( 1904 года)
- Какие сокровища бывают в мире?
- Можно ли то, что хранится в нашем сундучке назвать «сокровищами»?
-А кто является хранителем наших «сокровищ»?
- Где хранит их В. И. Даль?( В «Толковом словаре живого великорусского языка». )
-Какое открытие вы сделали для себя на нашем классном часе?( В. И. Даль является
хранителем сокровищ русского языка)
- Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
- Наш классный час мне хочется закончить поговоркой, которую записал В. И. Даль
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, одолей добром!»
Эта пословица характеризует жизнь замечательного человека В.И. Даля, настоящего труженика и сеятеля добра. В. И. Даль был настоящим русским не только по закону, но и по огромной своей любви к родному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный году русского языка
Классный час, посвященный году русского языка (вступление)...
Интегрированный урок (русский язык+английский язык) "Слово - носитель и хранитель духовной культуры народа" (7 класс)
План-конспект интегрированного урока (русский язык, английский язык) развития речи по воспитанию гражданской идентичности обучающихся...
материал для классного часа "О чистоте русского языка"
Материалы для классного часа " О вреде сквернословия" для учеников 8-9 классов с анкетой....
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Сокровища русской классической музыки"
В данном документе содержится рабочая программа с УУД...
Игра-путешествие по русскому языку "В поисках сокровищ"
В разработке представлен сценарий игры "В поисках сокровищ". Материал содержит инструкцию и карточки с заданием. Карта не прилагается поскольку ее формат может быть любым и зависеть от предп...
Классный час "Мат в русском языке"
Открытый классный час проводится для студентов- 1-4 курсов с целью борьбы со сквернословием, повышением общего уровня грамотности, культуры, воспитанности...