Самая великая роскошь на земле. Общешкольная беседа по культуре общения.
план-конспект по русскому языку по теме

 Кожевникова Елена Владимировна

Конспект общешкольной беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samaya_velikaya_roskosh_na_zemle.docx29.55 КБ
Файл samaya_velikaya_roskosh_na_zemle.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Самая великая роскошь на земле

Цели:  расширить представления детей о правилах этикета,  о культуре общения, о правилах ведения беседы;

Цели и задачи:

  • способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу;
  • развивать умение правильно оценивать себя и других;
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе; формировать навыка в толерантной  манере выражать свои мысли и чувства;
  • формировать  толерантного отношения к окружающим людям;
  • воспитывать культуру общения.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.    (1 слайд)

Здравствуйте, дорогие ребята.

  1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони? (2 слайд)

Примерные ответы детей:

– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие.  

- Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно. (3 слайд)

- Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

- Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? 

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры,  хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Дети хором отвечают: культурным.

-  Что значит быть культурным человеком? (4 слайд)

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы никому за тебя не было стыдно.

-  Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, который ничему не учился.

– Того, которого никто не уважает.

-  Действительно. Обтесать бревно или камень  – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный.  А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный,  невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля. - Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

  1. Беседа об этикете. Введение понятия «Речевой этикет».

(5 слайд)

- Ребята, правила культурного поведения  называются «этикет».

(6 слайд)   Послушайте стихотворение об этикете.

(7 слайд)   Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе, в общении.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! Сегодня мне хотелось бы с вами поподробнее остановиться на правилах общения или еще можно сказать на культуре общения.

(8 слайд)   Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.

(9 слайд)   То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас  ежедневно и многократно. 

(10 слайд)   Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости,  вежливости, то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.

  1. «Проблемные вопросы».

(11 слайд)   

  • Какое значение имеет общение в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без общения?
  • Что значит быть общительным?
  • Какое значение имеет воспитанность человека в общении?
  • С кем вам интересно общаться?
  • Что дает вам общение с родными и близкими друзьями?                

(12 слайд)   -Ребята, речевой этикет зависит от участников беседы.  Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы.  Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы – на уважение и большую формальность в разговоре. Культурные и этические табу существуют в любом обществе.  Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.

  1. Работа в группах.

- А сейчас мы с вами будем работать в группах – отвечать на вопросы.

(13 слайд)   1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

  1.  Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
  2.  Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
  3.  Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
  4.  Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
  5.  Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

  1. Игра «Пословица за пословицей».

Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение в фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

  1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  2. Даренному коню в зубы не смотрят.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Худой мир лучше доброй ссоры
  5. Не бросай камня в чужой огород.
  6. Яйца курицу не учат.
  7. Всяк сверчок знай свой шесток.
  8. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
  9. Про доброе дело говори смело.
  10. Жизнь дана на добрые дела.
  11. Как проживешь, так и прослывешь.
  12. Худо жить без ласкового слова.
  13. Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  14. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  15. Спасибо – великое дело.
  16. Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше.)
  • Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики.)
  • Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.)
  1. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея».

- А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

- Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

  1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери

  1. Пригласить (имя, фамилия девочки)  на танец.

(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»

  1. Помочь (имя, фамилия девочки)  надеть куртку.

(Нужно  взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это  билет, вышла к доске с курткой,  пиджаком или пальто

  1. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

  1.  Позвоните по телефону  (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил  (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это  билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

  1.  Подойти к (имя, фамилия девочки) и  предложить ей сесть.

(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)    

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске

  1.  Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

  1.  Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.  

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

  1.  Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)

  1. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия

(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»

  1. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.
  2. Поздравьте  всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего
  3. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)

  1. Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»
  2. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.

(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки

- Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

  1. Подведение итогов.

(слайд 17)

- Итак, общение- необходимая для человека радость. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил общения?

Примерные ответы детей.

– Сейчас правила общения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся

– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей

(слайд 18)   - Ребята, спасибо большое за работу и добро пожаловать в страну культурных и воспитанных людей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самая великая роскошь на земле Подготовила: Кожевникова Е.В.

Слайд 5

О чём нам говорит словарь « ЭТИКЕТ – правила поведения человека среди других людей» « Этикет - (франц. etiquette ) установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.

Слайд 6

Этикет – не этикетка И не новенький костюм, Это – жизненная сметка, И воспитанность, и ум. Во дворе и в школьном классе, Дома и когда в гостях Прост и вежлив оставайся – Это вовсе не пустяк. Вместо окрика злого Лучше доброе слово И улыбку не надо стеречь.

Слайд 7

Виды этикета В школе За столом На улице В театре На работе В гостях и т.д.

Слайд 8

Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе . Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы , которые можно назвать этикетом речи .

Слайд 9

То , что понимают под речевым этикетом , используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно .

Слайд 10

Таким образом , речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости , вежливости , то есть то , без чего нам с вами нельзя обойтись , в каком бы уголке Земли мы ни находились .

Слайд 11

Какое значение имеет общение в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без общения? Что значит быть общительным? Какое значение имеет воспитанность человека в общении? С кем вам интересно общаться? Что дает вам общение с родными и близкими друзьями?

Слайд 12

12 Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы . Форма ты указывает на неформальный характер общения , Вы – на уважение и большую формальность в разговоре . Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона. 7

Слайд 13

Работа в группах 1-я группа – «Школьный этикет» 2-я группа – «Этикет в гостях» 3-я группа – «Этикет с друзьями» 4-я – «Этикет в транспорте»

Слайд 14

Игра «Беспроигрышная лотерея».

Слайд 15

Запомни : грубость вредит всегда и везде , никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Давайте запомним и другое : слово доброе может делать чудеса с человеком . Да что там с человеком ! Блистательная дрессура Дурова , как известно , основана именно на “ поглаживаниях ”.” Доброе слово и кошке приятно ” ! А злое всегда обижает .

Слайд 16

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил общения?

Слайд 17

Добро пожаловать в страну КУЛЬТУРНЫХ И ВОСПИТАННЫХ ЛЮДЕЙ!

Слайд 18

Спасибо за работу

Слайд 19

Литература: А.В. Давыдова. Классные часы 5 класс. Москва «Вако» 2014. Толковый словарь С.И. Ожегова www.knigge.ru Правила хорошего тона. http://images.yandex.ru картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....

"Культура общения" - беседа с учащимися 9-11 классов

Мы педагоги!!! И наша задача вырастить "людей с большой буквы". И мы не перестаем сражаться с проблемой общения между учащимися, между учащимися и их родителями, учащимися и педагогами. Я стараюсь дон...

"Культура общения" презентация к беседе с учащимися 9-11 классов

Презентация к беседе "Культура общения". 9-11 классы....

Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"

Сценарий классного часа содержит материалы о культуре   общения, о правилах ведения беседы....

Экологическая беседа "«Экология стала самым громким словом на земле…»

Экологическая беседа "«Экология  стала самым громким словом на земле…»      Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом,даже гро...