"Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"
учебно-методический материал на тему

В помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_v_ramkah_fgos_1.docx60.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО». Тема для меня близка поскольку я второй год являюсь руководителем ШМО классных руководителей и классным руководителем 6-го класса в Юговской средней школе.

 

Я думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня становится актуальной проблема правильного введения нового стандарта в практику работы не только учителей, но и классных руководителей, приведения образовательного процесса школы в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования. Поэтому вспоминается китайская мудрость: «Не дай Вам Бог жить во время перемен». Однако, может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время — это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.                             Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Какова же роль классного руководителя в формировании УУД? Что следует изменить в содержании его работы?

Классный руководитель — это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром» организации, координации всех влияний на отдельную личность, на коллектив учащихся; это - координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. Поскольку внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды и формы деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и развития. Классный руководитель должен помочь детям и родителям правильно организовать внеурочную деятельность ребёнка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   ДИАГНОСТИКА   ДОМИНИРУЮЩИХ  СПОСОБНОСТЕЙ  УЧАЩИХСЯ 4 «А» класса (май 2015 года)(по методике Ясюковой Людмилы Аполлоновны)

№ п/п

Ф.И.

Интеллектуальные

Художественные

Спортив ные

Музыка льные

Техниче ские, рукоделие

Литера турные

Научно – исследова тельские

1

А Данил

 

 

 

 

 

 

 

2

Б Дарья

 

 

 

 

 

 

 

3

В Елизавета

 

 

 

 

 

 

 

4

В Дарья

 

 

 

 

 

 

 

5

В Михаил

 

 

 

 

 

 

 

6

З Савелий

 

 

 

 

 

 

 

7

К Евгений

 

 

 

 

 

 

 

8

К Виктория

 

 

 

 

 

 

 

9

К Данила

 

 

 

 

 

 

 

10

М Матвей

 

 

 

 

 

 

 

11

М Ксения

 

 

 

 

 

 

 

12

М Настя

 

 

 

 

 

 

 

13

Н Данил

 

 

 

 

 

 

 

14

П Екатерина

 

 

 

 

 

 

 

15

Р Александр

 

 

 

 

 

 

 

16

С Софья

 

 

 

 

 

 

 

17

С Полина

 

 

 

 

 

 

 

18

С Максим

 

 

 

 

 

 

 

19

С Ирина

 

 

 

 

 

 

 

20

Т Виктория

 

 

 

 

 

 

 

21

Т Александра

 

 

 

 

 

 

 

22

Т Георгий

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ   РОДИТЕЛЕЙ   4 «А» КЛАССА   ПО   ВЫБОРУ   НАПРАВЛЕНИЙ   ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   УЧАЩИХСЯ

(май 2015 года)

№ п/п

Ф.И.

Спортивно – оздорови тельное

Социальное

Обще-интеллек туальное

Духовно – нравствен ное

Общекуль турное

1

А Данил

 

 

 

 

 

2

Б Дарья

 

 

 

 

 

3

В Елизавета

 

 

 

 

 

4

В Дарья

 

 

 

 

 

5

В Михаил

 

 

 

 

 

6

З Савелий

 

 

 

 

 

7

К Евгений

 

 

 

 

 

8

К Виктория

 

 

 

 

 

9

К Данила

 

 

 

 

 

10

М Матвей

 

 

 

 

 

11

М Ксения

 

 

 

 

 

12

М Настя

 

 

 

 

 

13

Н Данил

 

 

 

 

 

14

П Екатерина

 

 

 

 

 

15

Р Александр

 

 

 

 

 

16

С Софья

 

 

 

 

 

17

С Полина

 

 

 

 

 

18

С Максим

 

 

 

 

 

19

С Ирина

 

 

 

 

 

20

Т Виктория

 

 

 

 

 

21

Т Александра

 

 

 

 

 

22

Т Георгий

 

 

 

 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ   ОБУЧАЩИХСЯ   5 «А» КЛАССА   ПО   ВЫБОРУ   ЗАНЯТОСТИ   ВО  ВНЕУРОЧНОЕ   ВРЕМЯ    (сентябрь 2015 года)

№ п/п

Ф.И.

Спортивно – оздорови-тельное направление

Социальное направление

Общеинтеллектуаль ное направление

Духовно – нравственное направление

Общекультурное направление

Баскетбол

Гимнастика

Рукопашный  бой

Юный журналист

Учимся проектировать

ЮИД

Я-исследователь

ЧГК

ТРИЗ

Дистанционные олимпиады

Основы православной культуры

ИЗО студия

ШТЭМ

Оригами

Танцевальные, вокальные коллективы

1

АДанил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

БДарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

В Елизавета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

В Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

В Михаил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

З Савелий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

К Евгений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

К Виктория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

К Данила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

М Матвей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

М Ксения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

М Настя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Н Данил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

ПЕкатерина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Р Александр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

С Софья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

С Полина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

С Максим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

С Ирина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Т Виктория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Т Александра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Т Георгий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения школы, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) для реализации внеурочной деятельности в МАОУ «Юговская СШ » выбрана оптимизационная модель.

Оптимизационная модель это модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя-предметники, библиотекарь, учитель-логопед, социальный педагог,  заместитель директора по воспитательной работе и классные руководители).

          Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 

Направления внеурочной деятельности

             В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

духовно-нравственное;

социальное;

общеинтеллектуальное;

общекультурное;

спортивно-оздоровительное.  

         План  внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса  на 2015-2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

        

План внеурочной деятельности

для обучающихся 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Направления развития личности

Наименование рабочей программы / формы организации внеурочной деятельности

Ответственный

1

Спортивно-оздоровительное

Гимнастика, Баскетбол,  (соревнования, игры, конкурсы, Дни здоровья)

Классные руководители, преподаватель физкультуры

2

Духовно-нравственное

Классные часы

Классный руководитель

3

Социальное

Юный журналист, Учимся проектировать (экскурсии в музей, встречи с работниками ДПС, КДН,  трудовые десанты, участие ребенка в социальных акциях и проектах)                                                                                        

Учитель-дефектолог,

Библиотекарь

4

Общеинтеллектуальное

Программа «Я-исследователь»

Учитель начальных классов

Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

Учитель физики

Дистанционные олимпиады

Учителя-предметники

Координатор дистанционных олимпиад

По ступенькам ТРИЗ

Учитель информатики

5

Общекультурное

Изостудия, Школьный театр эмоциональных миниатюр, Оригами: посещение учреждений культуры, фестивали, выставки, концерты (на уровне школы)

Классные руководители

Учитель ИЗО, учитель русского языка и литературы

Поскольку учителями не были предложены программы по направлению «Духовно-нравственное развитие личности» на заседании МО классных руководителей  5 классов было принято решение заполнить данный блок системой классных часов и тренингов по теме «Познай себя».

Развитие духовно-нравственной культуры обучающегося

                   Уровень

             результатов

Виды

внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

( 1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

( 3 уровень)

Игровая деятельность

Познавательная

Кл.час «Что мы ценим в людях?»

Диспут «А как поступишь ты?»

Проблемно-ценностное общение

Беседа «Как слово наше отзовется?»

Самооценка «Когда в моем присутствии обижают человека»

Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»

Досугово-развлекательная деятельность

Трудовая деятельность

Социальное творчество

Участие в новогоднем празднике для воспитанников детского сада

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Деятельность классного руководителя — целе- направленный, системный, планируемый процесс, строящийся на  основе Устава ОУ, ООП, долж- ностной инструкции с  учетом ФГОС, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, пози- тивных и  негативных тенденций общественной жизни, на  основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных за- дач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и  ситуации в  коллективе класса, межэтниче- ских и  межконфессиональных отношений

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В  Технологии саморазвития личности ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

УУД

Способы формирования УУД

Личностные

Участие детей в  акции «Благоустройство посёлка»;

операции «Обелиск» ( уход за  памятником погибшим воинам в  центре села ); акция  «Подари книгу»;

митинг памяти и  скорби «Не  забыть нам этой даты»;

 уроки мужества «Этот день мы приближали, как могли»

 уроки памяти «Никто не  создан для войны», «Это память моя с  обелисков глядит…»,

проект «Укрепление гражданской ответственности школьников Пермского района через изучение и  соблюдение традиций и  устоев своего края» (школьная символика, знание своей родословной);

Регулятивные

Регулятивные УУД формируются через: социальные пробы, учебные занятия по  ЗОЖ; методики ТСЛ по  самооценке школьника; портфель достижений. Формы работы в  данном направлении:

 день памяти и  скорби;

 классные часы по  самоопределению личности: ««Лестница успеха, или чего я хочу достичь в  жизни?», «Верь в  себя!» (учимся повышать свою самооценку), «Мои достижения и  неудачи», «Толерантность — дорога к  миру», «Быть самим собой».; сбор макулатуры, всевозможные акции добрых дел («Подари открытку ветерану»). 

Познавательные

 Участие школьников в  конкурсах различных уровней, среди которых хочется отметить конкурс «Компьютер  — новый век», «Молодежь и  выборы», конкурс рисунков «», «Родное слово», конкурс «Адрес детства — Россия», «Живи, елка!», «Юные таланты Отчизны», «Моя законотворческая инициатива», фестиваль «Наука. Творчество. Развитие», пропаганда безвозмездного донорства и  др. Главным и  основным приёмом воспитания в  работе любого педагога и  классного руководителя остаётся вербальное и  невербальное общение

Коммуникативные

 Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и  понимать партнера, планировать и  согласованно выполнять совместную дея- тельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и  эффективно сотрудничать как с  учителем, так и  со сверстниками. Наиболее яркую форму работы над формированием коммуникативных УУД можно рассмотреть на  примере классного самоуправления. В  нашей школе внутриклассные органы самоуправления выглядят следующим образом. Высшим органом самоуправления в  классе является собрание всех учащихся класса.  Собрание класса проводится не  реже одного раза в  месяц. На  собрании класса и  актива класса может присутствовать любой участник образовательного процесса школы. Лидер класса представляет свой класс на общешкольной конференции «День науки и творчества»

А если говорить откровенно, то любая форма работы, правильно спланированная, а, главное,

с  желанием организованная классным руководителем, может стать прекрасным инструментом по  формированию всех четырёх универсальных учебных действий. Самая банальная экскурсия

в  парк превращается в  захватывающее, познава- тельное путешествие. Очень важное значение имеет то, что кроме использования различных методов, при- емов, направленных на  формирование УУД, современный классный руководитель должен обладать личностными характеристиками пе- дагога-воспитателя. Ему необходимо развитие профессионально значимых качеств, таких как креативность, педагогический оптимизм, эмпа- тия (осознанное сопереживание эмоционально- му состоянию другого человека), способность и  готовность к  коллективной педагогической деятельности, постоянное повышение своего профессионализма, а самое важное — это стиль взаимотношений учителя и  детей, который дол- жен быть основан на  разумной и  требователь- ной любви к  детям, на  глубоком к  ним уваже- нии. Эти качества должны развиваться через са- мо содержание профессиональной деятельности классного руководителя. И  закончить выступление хотелось бы сло- вами В.  И.  Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника»

Ребенок — росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности —

утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.

А цель педагога —помочь ему в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса»  через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...