"Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО"
учебно-методический материал на тему
В помощь классному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_v_ramkah_fgos_1.docx | 60.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО». Тема для меня близка поскольку я второй год являюсь руководителем ШМО классных руководителей и классным руководителем 6-го класса в Юговской средней школе.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня становится актуальной проблема правильного введения нового стандарта в практику работы не только учителей, но и классных руководителей, приведения образовательного процесса школы в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования. Поэтому вспоминается китайская мудрость: «Не дай Вам Бог жить во время перемен». Однако, может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время — это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Какова же роль классного руководителя в формировании УУД? Что следует изменить в содержании его работы?
Классный руководитель — это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром» организации, координации всех влияний на отдельную личность, на коллектив учащихся; это - координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. Поскольку внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды и формы деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и развития. Классный руководитель должен помочь детям и родителям правильно организовать внеурочную деятельность ребёнка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 «А» класса (май 2015 года)(по методике Ясюковой Людмилы Аполлоновны)
№ п/п | Ф.И. | Интеллектуальные | Художественные | Спортив ные | Музыка льные | Техниче ские, рукоделие | Литера турные | Научно – исследова тельские |
1 | А Данил |
|
|
|
|
|
|
|
2 | Б Дарья |
|
|
|
|
|
|
|
3 | В Елизавета |
|
|
|
|
|
|
|
4 | В Дарья |
|
|
|
|
|
|
|
5 | В Михаил |
|
|
|
|
|
|
|
6 | З Савелий |
|
|
|
|
|
|
|
7 | К Евгений |
|
|
|
|
|
|
|
8 | К Виктория |
|
|
|
|
|
|
|
9 | К Данила |
|
|
|
|
|
|
|
10 | М Матвей |
|
|
|
|
|
|
|
11 | М Ксения |
|
|
|
|
|
|
|
12 | М Настя |
|
|
|
|
|
|
|
13 | Н Данил |
|
|
|
|
|
|
|
14 | П Екатерина |
|
|
|
|
|
|
|
15 | Р Александр |
|
|
|
|
|
|
|
16 | С Софья |
|
|
|
|
|
|
|
17 | С Полина |
|
|
|
|
|
|
|
18 | С Максим |
|
|
|
|
|
|
|
19 | С Ирина |
|
|
|
|
|
|
|
20 | Т Виктория |
|
|
|
|
|
|
|
21 | Т Александра |
|
|
|
|
|
|
|
22 | Т Георгий |
|
|
|
|
|
|
|
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ 4 «А» КЛАССА ПО ВЫБОРУ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(май 2015 года)
№ п/п | Ф.И. | Спортивно – оздорови тельное | Социальное | Обще-интеллек туальное | Духовно – нравствен ное | Общекуль турное |
1 | А Данил |
|
|
|
|
|
2 | Б Дарья |
|
|
|
|
|
3 | В Елизавета |
|
|
|
|
|
4 | В Дарья |
|
|
|
|
|
5 | В Михаил |
|
|
|
|
|
6 | З Савелий |
|
|
|
|
|
7 | К Евгений |
|
|
|
|
|
8 | К Виктория |
|
|
|
|
|
9 | К Данила |
|
|
|
|
|
10 | М Матвей |
|
|
|
|
|
11 | М Ксения |
|
|
|
|
|
12 | М Настя |
|
|
|
|
|
13 | Н Данил |
|
|
|
|
|
14 | П Екатерина |
|
|
|
|
|
15 | Р Александр |
|
|
|
|
|
16 | С Софья |
|
|
|
|
|
17 | С Полина |
|
|
|
|
|
18 | С Максим |
|
|
|
|
|
19 | С Ирина |
|
|
|
|
|
20 | Т Виктория |
|
|
|
|
|
21 | Т Александра |
|
|
|
|
|
22 | Т Георгий |
|
|
|
|
|
АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЩИХСЯ 5 «А» КЛАССА ПО ВЫБОРУ ЗАНЯТОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (сентябрь 2015 года)
№ п/п | Ф.И. | Спортивно – оздорови-тельное направление | Социальное направление | Общеинтеллектуаль ное направление | Духовно – нравственное направление | Общекультурное направление | ||||||||||
Баскетбол | Гимнастика | Рукопашный бой | Юный журналист | Учимся проектировать | ЮИД | Я-исследователь | ЧГК | ТРИЗ | Дистанционные олимпиады | Основы православной культуры | ИЗО студия | ШТЭМ | Оригами | Танцевальные, вокальные коллективы | ||
1 | АДанил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | БДарья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | В Елизавета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | В Дарья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | В Михаил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | З Савелий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | К Евгений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | К Виктория |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | К Данила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | М Матвей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | М Ксения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | М Настя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | Н Данил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 | ПЕкатерина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 | Р Александр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 | С Софья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 | С Полина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 | С Максим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 | С Ирина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | Т Виктория |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | Т Александра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 | Т Георгий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения школы, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) для реализации внеурочной деятельности в МАОУ «Юговская СШ » выбрана оптимизационная модель.
Оптимизационная модель – это модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя-предметники, библиотекарь, учитель-логопед, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе и классные руководители).
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Направления внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное;
спортивно-оздоровительное.
План внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса на 2015-2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
План внеурочной деятельности
для обучающихся 5 класса
на 2015-2016 учебный год
№ | Направления развития личности | Наименование рабочей программы / формы организации внеурочной деятельности | Ответственный |
1 | Спортивно-оздоровительное | Гимнастика, Баскетбол, (соревнования, игры, конкурсы, Дни здоровья) | Классные руководители, преподаватель физкультуры |
2 | Духовно-нравственное | Классные часы | Классный руководитель |
3 | Социальное | Юный журналист, Учимся проектировать (экскурсии в музей, встречи с работниками ДПС, КДН, трудовые десанты, участие ребенка в социальных акциях и проектах) | Учитель-дефектолог, Библиотекарь |
4 | Общеинтеллектуальное | Программа «Я-исследователь» | Учитель начальных классов |
Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» | Учитель физики | ||
Дистанционные олимпиады | Учителя-предметники Координатор дистанционных олимпиад | ||
По ступенькам ТРИЗ | Учитель информатики | ||
5 | Общекультурное | Изостудия, Школьный театр эмоциональных миниатюр, Оригами: посещение учреждений культуры, фестивали, выставки, концерты (на уровне школы) | Классные руководители Учитель ИЗО, учитель русского языка и литературы |
Поскольку учителями не были предложены программы по направлению «Духовно-нравственное развитие личности» на заседании МО классных руководителей 5 классов было принято решение заполнить данный блок системой классных часов и тренингов по теме «Познай себя».
Развитие духовно-нравственной культуры обучающегося
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний ( 1 уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия ( 3 уровень) |
Игровая деятельность | |||
Познавательная | Кл.час «Что мы ценим в людях?» | Диспут «А как поступишь ты?» | |
Проблемно-ценностное общение | Беседа «Как слово наше отзовется?» | Самооценка «Когда в моем присутствии обижают человека» | Просмотр и обсуждение фильма «Чучело» |
Досугово-развлекательная деятельность | |||
Трудовая деятельность | |||
Социальное творчество | Участие в новогоднем празднике для воспитанников детского сада | ||
Спортивно-оздоровительная деятельность | |||
Туристско-краеведческая деятельность | |||
Деятельность классного руководителя — целе- направленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ, ООП, долж- ностной инструкции с учетом ФГОС, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, пози- тивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных за- дач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтниче- ских и межконфессиональных отношений
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В Технологии саморазвития личности ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
УУД | Способы формирования УУД |
Личностные | Участие детей в акции «Благоустройство посёлка»; операции «Обелиск» ( уход за памятником погибшим воинам в центре села ); акция «Подари книгу»; митинг памяти и скорби «Не забыть нам этой даты»; уроки мужества «Этот день мы приближали, как могли» уроки памяти «Никто не создан для войны», «Это память моя с обелисков глядит…», проект «Укрепление гражданской ответственности школьников Пермского района через изучение и соблюдение традиций и устоев своего края» (школьная символика, знание своей родословной); |
Регулятивные | Регулятивные УУД формируются через: социальные пробы, учебные занятия по ЗОЖ; методики ТСЛ по самооценке школьника; портфель достижений. Формы работы в данном направлении: день памяти и скорби; классные часы по самоопределению личности: ««Лестница успеха, или чего я хочу достичь в жизни?», «Верь в себя!» (учимся повышать свою самооценку), «Мои достижения и неудачи», «Толерантность — дорога к миру», «Быть самим собой».; сбор макулатуры, всевозможные акции добрых дел («Подари открытку ветерану»). |
Познавательные | Участие школьников в конкурсах различных уровней, среди которых хочется отметить конкурс «Компьютер — новый век», «Молодежь и выборы», конкурс рисунков «», «Родное слово», конкурс «Адрес детства — Россия», «Живи, елка!», «Юные таланты Отчизны», «Моя законотворческая инициатива», фестиваль «Наука. Творчество. Развитие», пропаганда безвозмездного донорства и др. Главным и основным приёмом воспитания в работе любого педагога и классного руководителя остаётся вербальное и невербальное общение |
Коммуникативные | Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную дея- тельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Наиболее яркую форму работы над формированием коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере классного самоуправления. В нашей школе внутриклассные органы самоуправления выглядят следующим образом. Высшим органом самоуправления в классе является собрание всех учащихся класса. Собрание класса проводится не реже одного раза в месяц. На собрании класса и актива класса может присутствовать любой участник образовательного процесса школы. Лидер класса представляет свой класс на общешкольной конференции «День науки и творчества» |
А если говорить откровенно, то любая форма работы, правильно спланированная, а, главное,
с желанием организованная классным руководителем, может стать прекрасным инструментом по формированию всех четырёх универсальных учебных действий. Самая банальная экскурсия
в парк превращается в захватывающее, познава- тельное путешествие. Очень важное значение имеет то, что кроме использования различных методов, при- емов, направленных на формирование УУД, современный классный руководитель должен обладать личностными характеристиками пе- дагога-воспитателя. Ему необходимо развитие профессионально значимых качеств, таких как креативность, педагогический оптимизм, эмпа- тия (осознанное сопереживание эмоционально- му состоянию другого человека), способность и готовность к коллективной педагогической деятельности, постоянное повышение своего профессионализма, а самое важное — это стиль взаимотношений учителя и детей, который дол- жен быть основан на разумной и требователь- ной любви к детям, на глубоком к ним уваже- нии. Эти качества должны развиваться через са- мо содержание профессиональной деятельности классного руководителя. И закончить выступление хотелось бы сло- вами В. И. Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника»
Ребенок — росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности —
утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.
А цель педагога —помочь ему в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
Презентация...
Презентация проекта "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС""
Презентация инновационного педагогического проекта...
Проект "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Инновационный педагогический проект с разработанными учебным и внеурочным занятиями...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса» через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...
Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...
Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...