"Уважение. Взаимопомощь"
классный час на тему
В данном материале раскрываются понятия «уважение», «взаимопомощь». Показана важность и необходимость наличия этих качеств у человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhenie._vzaimopomoshch.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уважение. Взаимопомощь»
/открытая студия/
Цель: способствовать воспитанию нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Задачи: - раскрыть содержание понятия «уважение»;
- раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»;
- показать важность и необходимость наличия этих качеств у человека;
- развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать;
- расширять кругозор, обогащать словарь, формировать умение анализировать, делать выводы.
Оборудование: текст сказки Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», компьютер, видеоролик о взаимопомощи, листы для кластера, два набора картинок по теме, клей, таблички с понятиями на доске «уважение», «взаимопомощь», сигнальные карточки с ответами «да» и «нет», карточки «светофоры».
План занятия
1 Организационный момент
Загадка про улыбку
2 Сообщение темы и цели занятия
Чтение и обсуждение рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
Просмотр и обсуждение видеоролика о взаимопомощи
3 Основная часть
Работа в группах. Создание кластеров «Уважение» и «Взаимопомощь»
Физминутка. «Давайте все делать как я»
Дискуссия
Упражнение «Мое мнение»
Упражнение «Займи позицию»
4 Итог занятия
Упражнение «Светофор»
Ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Примечание |
1 Организационный момент Цель: - организовать рабочее пространство; - создать благоприятный эмоциональный настрой. | ||
-Добрый день! Я рада приветствовать в нашей открытой студии. На встречах в нашей студии мы обсуждаем разные, интересующие нас вопросы, проблемы, ситуации. Сегодня у нас в студии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем аплодисментами. Гостям я тоже предлагаю принять участие в обсуждении проблемных вопросов. -Предлагаю нашу встречу начать с отгадывания загадки: Если ты её подаришь, | Дети аплодируют. (улыбке) Дети улыбаются окружающим | Дети занимают свои места. |
2 Вводная часть. Сообщение темы и цели занятия Цель: - создать условия для того, чтобы дети сформулировали тему и цель занятия. | ||
-Тему нашей встречи сегодня я не хочу сразу называть. Давайте попробуем сформулировать ее вместе. -Послушайте, пожалуйста, рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». Приложение 1. -Почему было принято решение кормить деда отдельно? -Какой урок преподали родители сыну этим поступком? -Какой урок преподал сын родителям? -А только ли старых нужно уважать? -Так о чем мы сегодня поговорим? -А сейчас прошу вас посмотреть на экран. -Почему на скале люди выглядели изможденными? -Почему они не могли поесть, ведь у них были ложки? -Можем ли мы сказать, что люди были не только голодными, но и злыми, жестокими? -Как им все же удалось поесть? -Каким словом можно назвать действия людей, когда они помогают друг другу? -Прочитайте тему нашей встречи на доске. -Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы: -Что такое уважение и кто его заслуживает? -Что такое взаимопомощь и кому нужно помогать? -Связаны ли уважение и взаимопомощь между собой? -Как вы думаете, какой вопрос будет итоговым, т.е. самым главным? | Тряслись руки, мусорил. Показали, как нужно обращаться со стариками. Нужно уважать старость. Нет. Нужно ко всем относиться уважительно. Об уважении. Были голодные. У ложек длинные ручки и они не дотягивались. Да. Один ударил и сломал ложку. Они помогли друг другу. Взаимопомощь. «Уважение. Взаимопомощь» Последний. | На доске понятие «уважение» Демонстрация видеоролика о взаимопомощи. На доске понятие «взаимопомощь». Вопросы на доске. |
3 Основная часть Цель: - раскрыть содержание понятия «уважение»; - раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»; - показать важность и необходимость наличия этих качеств у человека; - развивать коммуникативные навыки; - расширять кругозор. | ||
-Давайте будем разбираться, что же это такое: уважение и взаимопомощь. -Я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. -Вам предложены листы с понятиями «уважение» и «взаимопомощь», и наборы картинок. Ваша задача, из предложенных ситуаций выбрать те, которые помогут вам сформулировать определения. Будьте внимательны при выполнении задания. -Итак, первая группа, представьте нам результаты своей работы: что такое уважение? -Все согласны? -Уважение – это доброжелательное отношение к человеку. Это когда ты готов оказать ему помощь. -Теперь давайте ответим на вопрос: кто заслуживает уважения? -Что в людях достойно уважения? Упражнение «Мое мнение» -Ребята и гости в студии, а вы хотите, чтобы к вам относились с уважением? Нам важно узнать мнение каждого из вас. Возьмите сигнальные карточки (да - нет) и с их помощью выскажите свое мнение. -Всегда ли вы уважительно относитесь к окружающим? -А если вы не всегда относитесь с уважением к окружающим, вправе ли вы требовать уважения к себе? -Ребята, каждый человек достоин уважения. Слово «уважать» образуется от слова «важный». Без других людей, которые нас учат, лечат, возят в транспорте, делают нам игрушки, выращивают овощи, готовят пищу, никто из нас не сможет прожить. Каждый человек важен на Земле. Уважать – значит признавать и выражать эту важность любого человека. -Время обсуждения этого вопроса вышло. -Ребята, я прошу вас встать. Физминутка. Давайте все делать, как я. Давайте все делать, как я. Давайте все делать, как я. А ну-ка, все вместе, все враз. Все делают дружно у нас! Давайте все топнем, как я. Давайте все топнем, как я. А ну-ка, все вместе, все враз. Все делают дружно у нас! Давайте все скажем, как я... Давайте все скажем, как я... А ну-ка, все вместе, все враз. Все делают дружно у нас! -А сейчас я предлагаю выступить второй группе и рассказать, что такое взаимопомощь. -Все согласны? Взаимопомощь – оказание помощи другим людям. -Давайте ответим на вопрос: кому нужно помогать? -Всякий ли человек заслуживает помощи? -А только ли людям нужно помогать? -А если вы никому ни разу в жизни не помогли, вправе ли вы рассчитывать на помощь других? -Ребята, а вам кто-то помогает? -В чем? -А кому помогаете вы? Как? -И мы снова приходим к выводу, что каждый человек, живущий на планете, важен и заслуживает помощи. -Время обсуждения этого вопроса вышло. -И у нас остался последний, самый важный вопрос: связаны ли уважение и взаимопомощь между собой? Посмотрите, пожалуйста, на наши определения, которые вы составили и ответьте на вопрос. Свое мнение обоснуйте. Упражнение «Займи позицию» -Как вы считаете, возможно ли уважение без взаимопомощи и взаимопомощь без уважения? Займите позицию, которую вы считаете верной. Гостей я тоже приглашаю принять участие. -Каждый из вас сделал свой выбор. Правильный он или нет, мы судить не в праве. -Занимайте, пожалуйста, свои места. | Не выкрикивать, не спорить, т.к. каждый имеет право на свое мнение и т.д. Дети составляют кластер, наклеивая картинки, и формулируют определение. Выступает первая группа детей. Женщины, старики, дети. Их поступки. Дети и гости высказывают свое мнение. (Два хлопка.) (Два хлопка.) (Два хлопка.) (Два хлопка.) (Два притопа.) (Два притопа.) (Два притопа.) (Два притопа.) («Ура!») («Ура!») («Ура!») («Ура!») Дети второй группы представляют свою работу. Всем окружающим. Да. Еще животным, растениям, т.е. природе. Да, связаны. Дети занимают позицию по своему желанию. Кто хочет, объясняют свой выбор. Дети садятся на свои места. | У детей листы с понятиями, наборы картинок и клей. Определение на доске. У детей и гостей сигнальные карточки «Да – Нет» Определение на доске. По разные стороны зала закреплены таблички «Да» и «Нет». |
4 Итог занятия Цель: создать условия для выявления уровня освоенности рассмотренного материала | ||
-Сегодня в нашей студии мы обсуждали, что такое уважение и взаимопомощь, и связаны ли эти понятия между собой. Мы пришли к выводу, что эти понятия между собой связаны и емко их можно сформулировать так: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. -Ребята, а сейчас возьмите «сигнальные светофоры» и ответьте на мои вопросы. -Была ли эта тема интересной для вас? -Узнали вы что-то новое в нашей студии? Была ли наша встреча для вас нужной, полезной, важной? -Я хочу раздать вам памятки, которые мне хотелось бы, чтобы стали девизом вашей жизни. Уважая других – Ты себя уважаешь, Унижая других – Ты себя унижаешь, Помогая другим – Ты себе помогаешь, Защищая других – ты себя защищаешь, И прощая других – Жизнь себе упрощаешь! И совсем по-другому себя ощущаешь! -Всем спасибо за работу на занятии. | Дети показывают сигнал: Красный – неинтересно, Зеленый – интересно, Желтый – не всегда интересно. Красный – нет, зеленый – да. Красный – нет, зеленый – да, желтый – не все было полезным. | Дети используют сигнальный светофор. |
Используемая литература
- Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: - 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 192с.
- Классные часы и беседы по воспитанию нравственности: авт.-сост. О.В. Лебедева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Спутник классного руководителя. 8-9 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120с.
Приложение 1
Л.Н. Толстой
«Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Самоанализ занятия по теме: «Уважение. Взаимопомощь»
Занятие проводилось с группой детей в возрасте от 9 до 13 лет.
Дети по характеру и интересам разные. У детей разный уровень познавательной и жизненной активности. Например, Артем редко проявляет активность на занятиях, и если начать требовать от него ответа, может проявить агрессию.
Для группы характерен высокий уровень конфликтности, как внутри детского коллектива, так и со взрослыми.
Данное занятие входит в цикл занятий по блоку «Духовно-нравственные основы семьи». Цель занятия: способствовать воспитанию нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе. Цель раскрывалась через следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «уважение»;
- раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»;
- показать важность и необходимость наличия этих качеств у человека;
- развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать;
- расширять кругозор, обогащать словарь, формировать умение анализировать, делать выводы.
Форма проведения занятия – открытая студия. Открытая студия – форма активного усвоения информации. Данная форма занятия предполагает, что круг вопросов для обсуждения сразу очерчен. Каждый имеет право высказать свое мнение. Даже если ребенок молчал, это не значит, что он остался равнодушен к данной проблеме. Возможно, он просто не смог подобрать слов или, просто не насмелился высказаться. Цель такого занятия не в том, чтобы предоставить «готовые рецепты» для действий, а заставить задуматься над этой проблемой.
Дети работали как самостоятельно, так и в группе. Проведена фронтальная коллективная работа (этическая беседа, дискуссия), фронтальная индивидуальная (Упражнения «Мое мнение», «Займи позицию»), самостоятельная групповая (создание кластера). Использовала активные и интерактивные методы.
Занятие начала с загадки об улыбке. Это помогло организовать рабочее пространство и настроить детей на рабочий лад.
Для формулировки темы занятия использовала один из приемов критичного мышления – «Кластер». С его помощью дети раскрыли содержание понятий уважение и взаимопомощь.
На заключительном этапе дети оценили нужность, полезность и важность занятия с помощью сигнального светофора.
Интерес у детей поддерживала за счет смены видов деятельности. Задействовала все каналы восприятия: слуховой, зрительный, кинетический.
Считаю, дети были заинтересованы, чувствовали себя расковано. Каждый рассуждал в меру своего жизненного опыта. Полагаю, что цель занятия достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОПОМОЩЬ В СЕМЬЕ
ВЗАИМОПОМОЩЬ В СЕМЬЕ...
Методическая разработка уроков с использованием технологии "Диалоговая взаимопомощь".
Методическая разработка уроков с использованием технологии "Диалоговая взаимопомощь"...
Урок по обществознанию: Традиции взаимопомощи.
Данный материал можно использовать как для проведения урока, так и для внеклассного мероприятия. Основная задача- вызвать размышления учащихся о том, что несмотря на все достижения науки и техники в с...
методика организации и анализа деятельности групп взаимопомощи и взаимоподдержки
презентация по организации деятельности групп взаимопомощи и взаимоподдержки в социозащитных учреждениях. (план, график, формы и методы работы, карта оценки деятельности)...
«УВАЖЕНИЕ К ЯЗЫКУ – УВАЖЕНИЕ К НАРОДУ»
Каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, память, сокровище. Язык народа - одно из главных его богатств. Каждое поколение передает следующему свой язык, культуру, обычаи и тр...
Уважение других дает повод уважения себя
Классный час...
Мастерская ценностных ориентаций: «Уважение других дает повод к уважению самого себя»
Цели мастерской:- Сформировать понимание важности уважения в межличностных отношениях.- Развить навыки уважительного общения и саморегуляции.- Помочь участникам осознать взаимосвязь между уважением к ...