Социальный проект «Живая библиотека»
проект (7 класс) на тему
Любовь к России начинается с любви к семье, своей школе, родному краю. В нашем проекте мы предлагаем встречи с интересными людьми – выпускниками нашей школы. Учащиеся должны знать о тех, кто своими делами прославляет Отечество, родной край, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности. У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivaya_bibl.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
«Живая библиотека»
Посвящён 50-летию села Заволжье
Руководитель проекта:
Агапчева Р.Е, учитель биологии и химии ГБОУ ООШ с.Заволжье,м.р. Приволжский
Самарской области
Визитная карточка проекта
Участники проекта:
-ГБОУ ООШ с.Заволжье,
-МБУ ЦБС Заволжская сельская библиотека (
Основная целевая аудитория:
-учащиеся 7-9 классов ГБОУ ООШ с.Заволжье;
-учащиеся 7-11 классов с Заволжье, обучающиеся в ГБОУ СОШ с.Приволжье;
- родители учащихся.
Социальные партнёры проекта:
-Администрация села Заволжье,
-СПК «Новое Заволжье»,
-отдел по делам молодёжи администрации м.р.Приволжский.
Сроки реализации проекта:
ноябрь 2015г- май 2016г.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Федеральные акты:
-Об образовании /Закон РФ;
-Концепция Модернизации российского образования;
-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 /;
-Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 01.01.2010/;
-Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ /;
-Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ /;
-Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ /
Региональные акты:
-О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2010-2020гг /Постановление Правительства Самарской области от 01.01.2010 г/;
-Об утверждении Положения об областном мониторинге социально-трудовой сферы /Постановление Правительства Самарской области от 01.01.2015/;
-О Концепции региональной системы профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения Самарской области /Решение коллегии министерства образования и науки Самарской области/;
-Основные принципы реализации концепции профильного обучения на территории Самарской области /Приложение к письму департамента образования и науки администрации Самарской области /
Акты образовательного учреждения:
-Устав ГБОУ ООШ с.Заволжье;
-Локальный акт образовательного учреждения о профориентации учащихся.
Обоснование проекта
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании учащихся и их профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная утеря значимости рабочих специальностей.
Актуальность профориентационной помощи учащимся возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная школьникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности. С точки зрения государственных интересов профориентационная работа с учащимися становится основой для развития кадрового потенциала всей страны.
Проведенный в школах мониторинг профессионального определения старшеклассников показал, что лишь 15% подростков имеют твердые профессиональные намерения. 26% вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 59 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Ребята не ориентируются на спрос рынка труда района, края, и, выбирая уже много лет подряд невостребованные профессии , тем самым пополняют ряды безработных, либо выпускников, работающих не по специальности.
Таким образом, актуальность проблемы профориентации учащихся проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в районе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемый проект по профориентации «Живая библиотека»
Суть проекта в том, чтобы помочь учащимся определить свой дальнейший профессиональный путь.
Идея проекта уникальна - создание единого информационного пространства, в котором школьники смогут получить информацию об огромном количестве возможностей в выборе профессии напрямую от уже состоявшихся профессионалов. Они смогут выбирать не специальность, а именно профессию.
Любовь к России начинается с любви к семье, своей школе, родному краю. В нашем проекте мы предлагаем встречи с интересными людьми – выпускниками нашей школы. Учащиеся должны знать о тех, кто своими делами прославляет Отечество, родной край, добивается высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности, работает с душой и с большим чувством ответственности. У каждой школы есть достойные выпускники, на которых должно равняться подрастающее поколение.
Цель и задачи проекта
Цель: создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными особенностями личности с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе.
Задачи:
-Создать систему профориентации учащихся через внеурочную деятельность.
-Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об основных и востребованных профессиях, их требованиях к личности, о трудностях в выборе профессии, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
-Познакомить школьников с успешными людьми разных профессий.
-Собрать материал о профессиях выпускников школы.
-Оформить собранные материалы о профессиях выпускников в виде альбомов, музейные стендов, творческих работ.
-Создать Летопись профессий выпускников Заволжской школы, посвящённой 50-летию села Заволжье.
-Разработать формы и методы социального партнерства по профориентации учащихся при сельской библиотеке и школе.
-Использовать информационный потенциал библиотеки для повышения общей культуры молодежи.
-Создать единое информационное пространство для выбора профессии напрямую от состоявшихся профессионалов.
Способы достижения поставленной цели.
Для достижения поставленной цели выбрана необычная форма – «Живая библиотека».
«Живая библиотека» – это аналог международного проекта, дающего представление о разнообразии общества и посвященный борьбе с социальными предрассудками.
Однако наша цель будет иной – помочь школьникам в профессиональном самоопределении, а, следовательно, «книгами» в нашей «Живой библиотеке» станут люди, ставшие высококлассными специалистами в своем деле: врачи, учителя, юристы, бухгалтера, ветеринары, инженеры и другие.
Никто не расскажет лучше о той или иной профессии, чем сам специалист.
«Живая библиотека» работает так: ребята приходят в библиотеку, где приглашены выпускники школы разных профессий. Как в обычной библиотеке: «читатели» приходят, заполняют библиотечную карточку, в которой отвечают на несколько вопросов, связанных с их будущим выбором профессии. После чего карточки сохраняются до того момента, пока ребята не «прочтут» все «книги». Отличие лишь в том, что книги «Живой библиотеки» – это живые люди, а чтение – это разговор.
Библиотечные карточки помогут проанализировать, что ребята получили из разговора с людьми разных профессий, и как меняется их мнение о той или иной профессии.
Формат «Живой библиотеки» придуман для того, чтобы юные читатели библиотеки могли лучше узнать о выбранных выпускниками школы профессиях. Интерактивный проект позволит создать систему действенной профориентации учащихся.
В ходе реализации проекта учащиеся узнают о выпускниках, которыми гордится наша родная школа, и о тех, кто незаслуженно забыт; будет установлен контакт с выпускниками школы, собран необходимый материал о выпускниках (фото, документы, награды, грамоты, газетные статьи и др.),
оформлен собранный материал о выпускниках (альбомы, музейные стенды, творческие работы и др.);
ярко и образно рассказано об их судьбе (школьные годы и жизнь после школы) в виде статей в рамках
Летописи профессий выпускников Заволжской школы:
«Жизнь посвящаю людям…»- судьбы выпускников разных профессий, рассказ о людях, без которых нам было бы трудно жить. Несомненно, заслуживают внимания и те выпускники нашей школы, которые пользуются уважением окружающих, которые работают с людьми и для людей. Не только деловитость и профессионализм делают работника ценным и нужным. Важны еще и человеческие качества: доброта, коммуникабельность, милосердие, вежливость.
«Не место красит человека…» - статьи не только о поэтах и художниках, но и о людях обычных профессий, вроде продавца или повара, которые умеют творчески подходить к своей работе.
Русская земля богата талантами. Бывают творческие профессии, а бывают творческие люди. Мы считаем, что необходимо рассказать о тех людях, которые вносят индивидуальность и неповторимость в свою трудовую деятельность, работают с душой, привносят свою «изюминку» и тем самым добиваются всеобщего уважения и признания другими людьми.
Планируемые результаты
На уровне района:
-Создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе.
На уровне села Заволжье:
-Создание условий социального партнерства по профориентации учащихся при заволжских образовательном учреждении и сельской библиотеке по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
-Формирование единого информационного пространства по профориентации.
-Оформление музейного стенда «Профессии выпускников школы»
-Создание библиотечного Каталога востребованных в Приволжском районе профессий.
На уровне ОУ:
-Создание системы профориентации учащихся через внеурочную деятельность.
- Оформление фотоальбома о профессиях выпускников.
-Создание видеофильма о выпускниках Заволжской школы.
-Создание и издательство Летописи профессий выпускников Заволжской школы, посвящённой 50-летию села Заволжье
Этапы реализации проекта
Организационный этап (ноябрь 2015г)
Нами проведена предварительная работа над проектом:
1. Изучение информации по проекту.
2. Проведён социологический опрос:
- Считаете ли Вы проект «Живая библиотека» актуальным?
В социологическом опросе приняли участие 50 респондентов,
из них 50% - учащиеся, 50% - родители.
Все опрошенные согласны с актуальностью проекта.
Высказывания учащихся и родителей о значимости проекта «Живая библиотека»:
*«Живая библиотека» — это когда вместо книги ты имеешь возможность «прочитать» живого человека, который сможет приоткрыть тебе историю своей жизни и судьбы, рассказать о своей профессии, ответить на самые разнообразные и порой неожиданные вопросы».
*«Живая библиотека» — это непринуждённый диалог, ответы и вопросы, рассказ о жизни и много информации о профессиях».
*«Общение в «Живой библиотеке» -это возможность узнать о «живых профессиях» через живой рассказ «живой книги».
*«Общение в «Живой библиотеке» всегда захватывает. Здесь можно узнать много нового и интересного, расширить свои знания о мире профессий, научиться понимать и познавать. И разрушать свои стереотипы, общаясь лицом к лицу».
*«Общаясь с людьми разных профессий, можно узнать много интересного о профессиях, задать вопросы и получить исчерпывающие ответы».
*«Такое общение даст мне новые знания, интересные факты из жизни и просто прекрасную атмосферу, оно поможет мне избавиться от моих стереотипов».
*«Живая библиотека» — это отличный способ узнать что-то новое, ведь живое общение – это очень важно».
*«Книга рассказывает и показывает факты, а живое общение даёт возможность узнать то, о чём в книгах не написано».
*«Живая книга» — это здорово! Ты листаешь страницы о профессиях выпускников школы, узнаёшь много нового и интересного о людях родного села».
*»Живое общение сплачивает людей».
*«В село с «Живой библиотекой» станут вновь и вновь возвращаться выпускники школы, где о них всегда помнят и где их ждут».
Основной этап (декабрь 2015г- май 2016г)
План мероприятий
Дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
декабрь 2015г. | библиотека | Создание библиотечных карточек о профессиях. | Шалина С.В. |
декабрь 2015г. | библиотека | Заседание клуба «Выбор профессии» | Агапчева Р.Е. Учащиеся Заволжской школы. |
декабрь 2015г. | библиотека | Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете» | Агапчева Р.Е. Шалина С.В. |
январь 2016г. | Заволжская школа | Круглый стол «Профессии в педагогике» | Агапчева Р.Е. |
январь 2016г. | Заволжская школа | Круглый стол «Профессии в медицине». | Агапчева Р.Е. |
февраль 2016г. | Заволжская школа | Круглый стол «Профессии в сельском хозяйстве». | Агапчева Р.Е. |
февраль 2016г. | библиотека | Круглый стол «Профессии в строительстве». | Шалина С.В. |
март 2016г. | библиотека | Круглый стол «Профессии в полиции». | Шалина С.В. |
март 2016г. | библиотека | Круглый стол «Профессии в торговле». | Шалина С.В. |
апрель 2016г. | Заволжская школа | Конференция по профориентации «Профессии выпускников Заволжской школы» | Агапчева Р.Е. Шалина С.В. |
ноябрь 2015г- март 2016г. | библиотека, Заволжская школа | Сбор необходимого материала о профессиях выпускников (фото, документы, награды, грамоты, газетные статьи и др.) | Учащиеся Заволжской школы |
март –апрель 2016г. | библиотека, Заволжская школа | Оформление собранных материалов о профессиях выпускников (альбомы, музейные стенды, творческие работы и др.) | Учащиеся Заволжской школы |
март | библиотека, | Создание Каталога востребованных в Приволжском районе профессий . | Шалина С.В. |
апрель 2016 | Заволжская школа | Создание и презентация видеофильма о выпускниках Заволжской школы. | Агапчева Р.Е. |
март-май 2016г | библиотека, Заволжская школа | Статьи о судьбе выпускников Заволжской школы (школьные годы и жизнь после школы) в рамках летописи. | Агапчева Р.Е. Шалина С.В. Учащиеся Заволжской школы. |
май 2016г | Заволжская школа | Создание Летописи профессий выпускников Заволжской школы, посвящённой 50-летию села Заволжье. Презентация Летописи о выпускниках на празднике «Живи, моё Заволжье » Издательство Летописи профессий выпускников. | Агапчева Р.Е. |
май 2016г | библиотека | Презентация проекта «Живая библиотека». | Агапчева Р.Е. Шалина С.В. |
Заключительный этап ( май 2016г)
1.Проведение диагностических мероприятий по результативности проекта «Живая библиотека»
2.Мониторинг профессиональных планов юных
читателей Заволжской сельской библиотеки.
Список используемых источников
Список литературы:
-Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ткаченко Л.П. Азбука профориентации XXI века. – СПб.: Рост, 2011.
-Большакова М.А. Активные формы профориентационной работы в школе. Методические рекомендации в помощь педагогическим коллективам школ и внешкольных учреждений. – Ульяновск, 2015.
-Вершинин С.И., Сурудина Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. – М., 2011.
-Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
-Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск.: Принтер, 2013.
-Программа курса дополнительного образования для учащихся образовательных школ. Технология профессионального самоопределения и трудоустройства. / МЦТЗМ «Перспектива». – М., 2011.
-Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.
-Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
-Савина М.С., Солнцева В.А., Савин А.А. Профориентационное сопровождение профессиональной карьеры. Методическая разработка. – М., 2011.
Интернет-ресурсы:
-http://www.alted.ru/bgpk «Атлас профессий». Информационная база о профессиях и специальностях
- «Профориентация. Кем стать?». Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
-«Профкарьера.ру». Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
Профессиональная помощь в выборе и принятии жизненно важных решений (для молодых людей)
-«Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Владимировны Резапкиной. Разнообразные материалы для педагогов и учащихся по профессиональному самоопределению школьников, предпрофильной подготовке и профессиональной диагностике
- «ПрофВыбор.ру». Электронный музей профессий. Проект Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» (Юго-Западный административный округ Москвы) создан для помощи подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций. Он знакомит всех желающих с миром профессий и различными взглядами на профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект «Живем в многонациональном обществе»,
В нашей школе обучаются дети 8 национальностей. С февраля 2011 года по настоящее время педагогическим коллективом школы, обучающимися, родительской общественностью и совместно с социумом идет реализац...
Проект "Живая библиотека"
По мнению экспертов, работавших над национальной программой, современную ситуацию в России можно определить как системный кризис: страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтение...
Паспорт социального проекта "Классная библиотека"
Этот проект был разработан для популяризации чтения среди учащихся 5 "А" класса. Период реализации проекта сентябрь 2015 - июнь 2016 года....
Социальный проект "Классная библиотека"
Целью данного пректа является желание помочь ребятам осознать насколько важно сегодня, в век информационных технологий, не забывать о книгах, об их уникальной ценности и значимости для всех нас. ...
Социальный проект «Живи, родник, живи!»
Социальный, экологический проект по охране "Святого источника"...
Социальный проект "Помоги библиотеке"
Проект "Помоги библиотеке" расчитан на 1 год обучения....