Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
статья на тему
На сегодняшний день, патриотические чувства способны не только сплотить наше общество, но и раскрыть для многих людей смысл их собственной жизни. Однако поднять производительность труда, дисциплину и ответственность в работе учреждений и организаций, сформировать необходимое правосознание и стимулировать инициативу людей и их субъектные качества возможно лишь благодаря грамотно построенной методике патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, природе родного края является актуальным вопросом в области образования. Одним из средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности за её природу может служить курс патриотического воспитания в рамках внеурочной деятельности, где патриот будет рассматриваться как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, родному краю и его природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_o_patrioticheskom_vospitanii_v_sovremennoy_shkole.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Образования
Кафедра Социально-педагогического образования
«Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности»
АВТОРЫ РАБОТЫ:
Колесник Татьяна Борисовна,
Учитель математики БГОУ школа 496
Кочановская Екатерина Сергеевна,
учитель английского языка БГОУ школа 496
Коркош Роза Маратовна,
учитель английского языка БГОУ школа 496
г. Санкт - Петербург
2015 – 2016 учебный год
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания в российской школе 5
Глава II. Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности 9
Выводы 15
Список литературы 16
«Курс «патриотического воспитания» в школах способен
вызвать ненависть к Родине даже у самого здорового ребёнка.
Зато преподаёт им искусство имитации любви».
Вассерман Анатолий Алексанрович
«Как прекрасна
Земля
И на ней человек».
Есенин Сергей Александрович
ВВЕДЕНИЕ
Идея патриотизма, при условии, что она будет принята населением и для многих начнёт являться убеждением, мировоззрением и побуждением к действию, может стать именно той идеей, которая способна превратиться в движущую силу. На сегодняшний день, патриотические чувства способны не только сплотить наше общество, но и раскрыть для многих людей смысл их собственной жизни. Однако поднять производительность труда, дисциплину и ответственность в работе учреждений и организаций, сформировать необходимое правосознание и стимулировать инициативу людей и их субъектные качества возможно лишь благодаря грамотно построенной методике патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, природе родного края является актуальным вопросом в области образования. Одним из средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности за её природу может служить курс патриотического воспитания в рамках внеурочной деятельности, где патриот будет рассматриваться как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, родному краю и его природе.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
Создание условий для воспитания толерантного гражданина, имеющего активную гражданскую позицию, знающего и сохраняющего историю родного края, а также, испытывающего любовь и уважение к природе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- сформировать у учащихся школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях страны;
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- создать комфортные условия для формирования экологической культуры во внеурочное время;
- мотивировать учеников выражать своё неравнодушие к природе в конкретных делах.
Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родине, глубокого уважения к традициям, а главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства гордости за народ, Родину красоту родных мест.
Глава I.
Теоретические основы патриотического воспитания в российской школе
В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому учителю и воспитателю, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.
Мы согласны с высказыванием Поповой Ольги павловны, автором рабочей программы дополнительного воспитания «Патриот», о том, что сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Учитель — первый патриот в щколе. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.
Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Россия — страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то только через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень ребенка, тем богаче чувство патриотизма.
Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается в настоящее время как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Согласно словарю «Семейное воспитание», первая и главная среди задач патриотическое воспитание - это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма.
Цель воспитания, по Луговинову В.И., - это вопрос социально-педагогический, мировоззренческий (духовно-нравственный), который определяет основы деятельности по развитию гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодёжи. Цель патриотического воспитания должна быть социально значимой и в тоже время достаточно определённой. Это исключительно важно сегодня, когда в связи с продолжающимися социально-экономическим, культурно-образовательным, духовновным и этническим расслоением общества и молодёжи возникло многообразие представлений о конституционном и воинском долге столкнулись различные групповые, классовые и личные интересы.
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:
-Классный час
-Родительское собрание
-Экскурсия
-Праздник
-Круглый стол, диспут
-Конкурс, викторина, КВН, станционная игра
Общеобразовательная школа через различные образовательные модели обучения и воспитания призвана формировать положительные представления о России, ее многонациональном народе, выдающихся личностях, национальных героях и образах-символах, без которых немыслима ни одна национальная история. Чувства гражданственности и патриотизма, общей истории и судьбы, исторической связи юных граждан России с прошлыми и будущими поколениями, рожденные в детском сознании на школьных уроках и во внеурочное время, с годами прорастут в осознанные убеждения, принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонационального российского общества.
Глава II.
Патриотическое воспитание в рамках внеурочной деятельности.
Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Закону. Человек, знающий, любящий свою историю и свой народ, может вправе считать себя патриотом.
Мы считаем, что во избежание создания имитации любви к Родине, крайне важно должное внимание уделить грамотной разработке методики патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Такой может считаться методика, где патриотизм рассматривался бы как модульная система, в которую входили бы следующие блоки:
- я, моя семья
- школа, друзья
- история города страны
- наука, культура, политика, экономика, спорт
- экология родного края
Гражданин-патриот
ценит и гордится | знает, чтит и передаёт другим поколениям | выражает свою любовь конкретными поступками |
я, моя семья | школа, друзья | история города и страны | наука, культура, политика, экономика, спорт | экология родного края |
Для реализации данной модульной системы используется метапредметный подход, при котором сотрудничают как учителя разных предметов, так и классные руководители.
Так, например, блок «История города, страны», реализует в своей программе внеурочной деятельности учитель истории. Блоки «Я, моя семья» и «Школа, друзья» реализуются в рамках внеурочной деятельности, проводимой классным руководителем. Работа над блоком «Экология родного края» предполагает взаимодействие учителей биологии, географии и классных руководителей. Именно на этот блок мы хотели бы рассмотреть более подробно.
«Экология родного края».
В современном мире мы всё чаще обращаемся к проблеме взаимодействия природы и человека, поскольку состояние окружающей среды тревожит сознательное население многих стран. Вопросами экологии озабочены все процветающие страны: борьба с загрязнением окружающей среды со стороны производства, развитие экологически чистого транспорта, создание технологий по очистке и экономии воды… Этот список можно продолжать бесконечно. Ни для кого не секрет, что решать все эти и многие другие вопросы предстоит, в том числе, и нашим детям, а выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.
Предложение о введении урока, посвященного экологической тематике, озвученное российскими экологами еще в 2010 году, было поддержано Дмитрием Медведевым. Многие специалисты соглашаются с тем, что экологическое воспитание должно начинаться с детства. Именно поэтому, актуальной становится деятельность педагогов в данном направлении: перед учителями стоят важнейшие задачи, а именно, - сформировать ценностное отношение к природе, приводящие к осознанию ребёнком своего места в природе и своей роли в её сохранении.
Изучив литературу по данному вопросу и обсудив данный вопрос на методическом объединении классных руководителей, было решено, в рамках воспитательного плана школы, открыть кружок по внеурочной деятельности «Прекрасная Земля». Особенностью данных внеурочных мероприятий является то, что занятия проводятся учащимися старших классов для школьников более младшего возраста.
Инновационность проекта состоит во внедрении современных эффективных форм и методов обучения в образовательный процесс. Самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие позволяет участникам проекта реализовать себя в этой сфере.
Реалистичность образовательного проекта. Занятия по внеурочной деятельности посвящены актуальным вопросам экологии. Реализация данного образовательного проекта запланирована на 2016-2017 учебный год.
Реализуемость. Подготовка к каждому занятию или «классному часу» будет занимать в среднем 2 недели. Темы «классных часов» предполагается определить, совместно с классным руководителем, в результате мониторинга проблем, интересующих самих учеников:
- Я и природа. Что такое «экология»?
- Природная среда: воздух, почва, вода.
- Многообразие флоры и фауны. Их роль в природе.
- Неблагоприятные воздействия.
- Изменение климата.
- Здоровье и окружающая среда.
- Способы охраны природы.
- Наша планета в будущем.
Большую роль в данном виде работы играет то, что учитель лишь помогает ученикам в подготовке к проведению занятий, дает рекомендации в выборе материала, проводит консультации по коммуникативной культуре речи. В то время, как сами занятия ученики проводят друг для друга.
Гуманитарность данного инновационного проекта заключается в том, что благодаря активному участию в данном образовательном проекте, в сознании учеников формируются основные принципы природопользования, наряду с ответственным отношением к окружающей среде, - всё это может повлиять на их желание посветить себя активной деятельности по изучению и охране природы.
Этапы проекта.
На начальном этапе ученики, совместно с учителем определяют круг проблем, которые им хотелось бы осветить. Далее, на втором этапе, все желающие принять участие в проведении «классных часов» для младших школьников делятся на четыре группы:
- Журналисты;
- Редакторы;
- Научные сотрудники;
- Тьюторы.
Журналисты проводят анкетирование слушателей, осуществляют поиск фотографий по теме. Редакторы готовят текст анкеты и, основываясь на полученных результатах, составляют памятку для младших школьников. Научные сотрудники, совместно с тьюторами, работают над текстом выступления и над его оформлением. И, наконец, тьюторы проводят занятия по внеурочной деятельности в начальной школе.
На обобщающем этапе будут подведены итоги, проанализированы результаты проведения занятий по экологическому воспитанию.
Ресурсы. Участникам проекта будет предложен список источников, как печатных, так и интернет ресурсов (все интернет ссылки проходят предварительную проверку учителем на безопасность). Для проведения мероприятий выступающие смогут пользоваться возможностями компьютеров и интерактивных досок, находящихся в кабинетах.
Риски. Реализуя проект «Прекрасная Земля» в рамках внеурочной деятельности, можно столкнуться с определёнными рисками [по классификации Светашовой Е. П.] личного характера, такими, как:
Отказ обучающегося и/или родителей от участия в проекте;
Отсутствие роста заинтересованности к данному виду деятельности.
Неуверенность выступающих;
Возможность получения неудачного опыта выступающим;
Долгосрочность выполнения образовательного проекта и необходимость конечного результата;
Дисбаланс в организации времени обучающегося;
Неверный выбор предмета или темы исследования/проекта, уровня сложности проекта.
Безусловно, в случае необходимости будут предприняты все возможные способы уменьшения вероятности возникновения рисков, а также способы преодоления рисковых ситуаций в случае их возникновения.
Педагогически целесообразное сочетание экологического образования с элементами практических занятий, конференций, экскурсий будет не только пробуждать у школьников чувство ответственности за сохранение каждого уголка любимой планеты, но и может повлиять на выбор учеником будущей профессии, включая работу в организациях по охране природы.
Выводы
На сегодняшний день, патриотические чувства способны не только сплотить наше общество, но и раскрыть для многих людей смысл их собственной жизни.
Однако стать побуждением к действию, направленному на улучшение качества жизни целой страны, поднять производительность труда, дисциплину и ответственность в работе учреждений и организаций, сформировать необходимое правосознание и стимулировать инициативу людей и их субъектные качества возможно лишь благодаря грамотной работе образовательных учреждениях в данном направлении.
Большую роль в данном виде работы играет то, что учитель лишь помогает ученикам в подготовке к проведению занятий, дает рекомендации в выборе материала, проводит консультации по коммуникативной культуре речи. В то время, как сами занятия ученики проводят друг для друга.
Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, природе родного края является актуальным вопросом в области образования. Одним из средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности за её природу может служить курс патриотического воспитания в рамках внеурочной деятельности. Безусловно, понятие «патриот» не возможно без таких компонентов, как семья, дом, школа, друзья, город, страна.
Список литературы
- Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.:,2006. С.211.
http://www.orthedu.ru/obraz/14467-pedagogicheskie-idei-dslihacheva.html
- Луговинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Луговинов // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52–59.
http://pdf.vlib.by/BS-2009/future-08-07-2009.pdf
- Советова Е. В. Система воспитательной работы в школе / Е. В. Советова, О. В. Шувалова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности
В воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности" август 2015 г.
Разрабатываемая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»является обновлённым вариантом, ранее принятых государственных программ патриотическ...
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...
Выступление «Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»
Выступление на секции «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Республиканской научно-практичес...
Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности...
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)
Данный проект направлен на формирование патриотизма и культуры в межнациональных отношениях, имеющих огромное значение в современном обществе. Используя деятельностный образовательный компонент, учащи...
Формирование патриотического воспитания через курс внеурочной деятельности «Военная история России»
Курс внеурочной деятельности «Военная история России» направлен на:всестороннее развитие личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нрав...