Внеклассное мероприятие по "Женщина на войне"
классный час (10 класс) на тему
Цель: прославление русской женщины, участницы боевых действий
Задачи:
воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства гордости за Отечество;
знакомство и исследование малоизвестных страниц Отечественной истории;
расширение кругозора учащихся, развитие навыков работы с дополнительной литературой.
Оборудование: В центре зала большой плакат-коллаж “Женщина-воин”, на задних и боковых стенах плакаты и картины на военную тематику.
Портреты женщин на столике – сестры милосердия и воина, две живые гвоздики, георгиевская ленточка. Березовые чурбачки, 2 столика маленьких, стул, листы белой бумаги, карандаш, свеча, бинты, плакаты «Родина-мать зовёт», другие, выставка книг о войне - Б.Васильев, поэты и др.(?)
Проектор, экран, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchiny_na_voyne.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по истории "Женщина на войне"
Цель: Прославление русской женщины, участницы боевых действий
Задачи:
- воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства гордости за Отечество;
- знакомство и исследование малоизвестных страниц Отечественной истории;
- расширение кругозора учащихся, развитие навыков работы с дополнительной литературой.
Оборудование: В центре зала большой плакат-коллаж “Женщина-воин”, на задних и боковых стенах плакаты и картины на военную тематику.
Портреты женщин на столике – сестры милосердия и воина, две живые гвоздики, георгиевская ленточка. Березовые чурбачки, 2 столика маленьких, стул, листы белой бумаги, карандаш, свеча, бинты, плакаты «Родина-мать зовёт», другие, выставка книг о войне - Б.Васильев, поэты и др.(?)
Проектор, экран, презентация
Звучит начало песни “Позови меня тихо по имения” (группа “Любэ”).
Учитель: Война – дело мужское”. Это утверждение всегда принималось за аксиому и, разумеется, не случайно: на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда выступала в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем случае – в роли долготерпивой Пенелопы или плачущей Ярославны. Легенды об амазонках, чаще всего так и оставались легендами.
Впрочем, уже с древнейших времен в обозах многих армий странствовали те, кого в 18-19 веках называли маркитантками. Они выполняли тройную функцию – снабжение войск продовольствием, иногда – ухода за ранеными, и почтит всегда – “жриц любви”. И мужчины, и непричастные к армии женщины относились к маркитанткам не слишком уважительно.
А вот женщина солдат, женщина с оружием в руках – это во все времена становилось событием невероятным, порождавшим массу легенд, слухов и домыслов.
Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие русской женщине, женщине-воину, женщине-защитнице, женщине-медсестре и врачу, и предлагаем вашему вниманию исторический экскурс в русскую историю.
1 чтец (юноша):
Женщина гордая, женщина русская,
С ярким румянцем, с челкою русою
С розовой кожей, с веснушками милыми
Схожа с лебедушкой ты белокрылою
Очи – созвездия, смех заразительный –
Входишь в огонь,
В испытанья опасные,
Выйдя, становишься лучше, прекраснее
Женщина русская, сильная, нежная!
Кони уносят в степи безбрежные
Клавиши быстрых копыт все стремительней
Такт отбивают
И гимн поразительный –
Гимн русской женщине
Вдаль он несется.
Путь пролагает без карт и без лоций.
Лунные блики – на звонких подковах.
Русская женщина, снова и снова
Мир пораженный тебя открывает
Ты словно тайна, загадка живая.
Слайды:1812. Отечественная война.
1 Ведущий: Нашествие Наполеона вызвало необычайный патриотический подъем в русском обществе. Во всенародную борьбу с захватчиками входили представители всех слоев населения. Сохранилась память и о героинях той поры.
2 ведущий: Участница войны 1812 года Надежда Дурова вызывала у современников удивление и восхищение. Происходя из военной семьи, она с детства научилась великолепно владеть оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. “Кавалерист-девица” Дурова оставила записки, в которых рассказывала свою историю. Она явилась прототипом ряда литературных и киногероинь. “Записки” Дуровой получили одобрение Пушкина, восхищенного тем, “что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером - быстрым, живым и пламенным”
Слайды: 1853. Крымская война
1 ведущий: Во время Крымской войны, среди раненых, среди стонов и ужасов смерти, на бранном поле впервые появляются сестры милосердия.
2 ведущий: Молоденький матрос развязал сумку, достал ножницы, бинты, тряпки и, как умел своими слабыми детскими руками стал перевязывать раны, утолять страдания. А раненых все несут и несут, …явился фельдшер…и здесь, в лощине, образовался случайный перевязочный пункт. Многие измученные страдальцы с удивлением и благодарностью смотрели на матросика. А он не разгибая спины, все перевязывал и перевязывал раны.
1 ведущий: - откуда ты, мальчонка? – спросил кто-то из солдат.
- я девушка, Дарья… из корабельной слободы, – ответил матрос.
Некоторые из раненых перекрестились, у других по загорелым грубым щекам скатились горячие слезы.
2 ведущий: Даша была сирота. Мать её умерла давно, а отца-матроса убили в Синопском сражении. Девушка жила одна в небольшом домике. Не сладко жилось сироте: и обижали, и бранили ее жены матросов, иногда и понапрасну. Только старые матросы заходили. Даша называла их “дядюшками” и очень любила.
1 ведущий: Когда 1 сентября 1854 года к крымским берегам подошел неприятельский флот и все поднялись на защиту родного города, сиротка Даша, не долго думая, продала свой скарб за 19 рублей, остригла свою длинную густую косу, выпросила себе у еврея старый матросский костюм и белых тряпок, набила котомку и ушла за войском.
2 ведущий: Даша Севастопольская была первой сестрой милосердия на войне. Одиннадцать месяцев осады молодая девушка, которой в то время было всего 16 лет, служила в лазаретах, на перевязочных пунктах, терпеливо ухаживала за ранеными и стойко переносила все ужасы войны.
1 ведущий: Раненые очень любили добрую молоденькую сестрицу Дарью Александровну. Когда кончилась война, то в числе других награжденных была и Дарья Севастопольская.
2 ведущий: Русская женщина всегда отзывалась сердцем на народные бедствия. Когда началась Крымская война, великая княгиня Елена Павловна устроила крестовоздвиженскую общину сестер милосердия и русские женщины двинулись на войну.
Мы имеем записки одной из сестер милосердия, Екатерины Михайловны Бакуниной, и расскажем пережитое с ее слов:
Песня «Сестра» («Любэ») свеча, лист, карандаш
Сестра милосердия: (Девушка одета стилизованно): после 1 куплета - “Я выросла в богатой и знатной семье. Я занималась языками, рисованием, балами. В год бедствия я заявила родителям, что желаю служить людям и поеду на войну, ухаживать за ранеными. Все упрашивали и отговаривали. Но я стояла на своем.
После 2 куплета -
Мой брат привез письмо с Крыма, в нем были описаны все ужасы после сражения и страшное накопление госпиталей тифозными и ранеными.
Вскоре я отправилась в путь. Я записалась в отряд новой крестовоздвиженской общины. Всюду шили белье, одежду, бинты, принимали пожертвования. Все укладывалось, связывалось и отправлялось в Севастополь. 10 декабря 1854 года отряд, состоящий из 8 сестер милосердия, готовился в путь.
После 3 куплета – (встать на середине)
Нас благословил священник, одел каждой крест, и мы уехали на войну. Забывая о собственной безопасности, мы дни и ночи проводили в госпиталях и на перевязочных пунктах. Вскоре стала появляться холера и тиф, но нас ничего не страшило.
В той палате, где находились сестры, раненые неохотно давали перевязывать раны фельдшерам, а терпеливо ждали, когда управиться “сестрица”.
Положа руку на сердце, и перед богом, и перед людьми твердо могу сказать, что все сестры были истинно полезны по мере их сил и способностей. Денежного интереса они не имели, т.к. были богаты и денежного жалования не получали”
2 чтец (девушка): Графиня Ростопчина посвятила стихотворение женщинам, проявившим личное мужество в годы крымской войны:
Вы жены кроткие, застенчивые девы.
Вы ужасам войны и смерти обреклись,
Где гибнут тысячи, где льется кровь, – везде вы,
И свыклись с гибелью, и с кровью обжились…
Пусть лопнула картечь; пусть пуля свищет в уши,
Вы только креститесь – и к страждущим скорей –
Их раны врачевать и подкреплять их души,
Спасти иль проводить молитвою своей.
Больной и раненый – всё вас благословляет.
Все вас приветствуют улыбкой и мольбой,
И на руках у вас спокойно умирает
Наш воин- мученик под вашею слезой.
Слайд 1914 Первая мировая война
Входят 3 девушки в форме под марш «Прощание славянки»
3 ведущий: Первая мировая война… Сестры милосердия и фельдшерицы - в госпиталях, в отрядах красного креста в прифронтовой полосе, на передовой. И, наконец, первое женское воинское формирование – Добровольческий ударный батальон смерти под командованием полного Георгиевского кавалера поручика Марии Бочкарёвой.
4 ведущий: Женщина с ружьем становится фактом русской истории. Главным аргументом Бочкаревой при формировании её батальона в мае 1917 года было то, что “солдаты в эту великую войну устали и им нужно помочь…нравственно” т.е женщины пошли на войну, когда мужчины оказались не на высоте, пошли, чтобы их “устыдить”
Девушка в форме: “Граждане и гражданки! – призывала Мария Бочкарёва – наша мать, наша матушка Россия гибнет. Я хочу помочь спасти её. Я зову с собой женщин, чьи сердца и души кристально чисты, а помыслы высоки. Покажем же мужчинам в этот тяжкий час пример самопожертвования, чтобы они заново сознали свой долг перед Родиной!.. Мораль наших мужчин низко пала, и мы, женщины, обязаны послужить им вдохновляющим примером. Но сделать это могут лишь те, кто готов безоговорочно пожертвовать своими личными интересами и делами”.
3 ведущий: В то время, когда мужчины целыми толпами дезертировали с фронта, женщины устремились на защиту Отечества. При этом в ударных батальонах преобладали представительницы трудовых семей – портнихи, учителя, сестры милосердия, работницы, учащиеся из провинциальных городов.
4 ведущий: Приведем несколько отрывков из воспоминаний полковника Г.Н. Чемоданова. Дело происходило уже в период разложения армии, когда солдаты оставляли позиции, офицеры потеряли всякую власть и возможность наводить порядок. А женщины… женщины оставались на посту и продолжали выполнять свой долг.
Юноша в форме (стилизовано): “За несколько дней до выступления на позицию, – вспоминает Г.Н. Чемоданов, – ко мне в штаб полка явились две молодые женщины из расформированного уже к тому времени батальона Бочкаревой.
- примите нас на службу в полк, – обратились они ко мне с просьбой.
Молодые, здоровые, рослые девицы, шинели туго перетянуты, на стриженных головах лихо надвинуты папахи. Первый случай в моей практике; отношусь скептически и этого не скрываю; предлагаю вопрос перенести в полковой комитет, и вот эта пара хорошо грамотных девиц у меня в полку на должности телефонисток”.
Однажды в одной роте все побежали в тыл, а на передовой остались сам ротный, его денщик, телефонист, фельдфебель, повар, девять человек всего, и баба в их числе, телефонистка. “Ну и как она себя держала?” – спросил я у ротного, когда тот доложил обстановку. “Молодец баба, не меньше меня ругала и стыдила солдат”, – таков был ответ.
Звучит стихотворение “Простая девушка”. (В.Багрицкий 1939 г)
3 чтец: Родилась ты, и, наверное, где-то
Ярким светом вспыхнула звезда.
И все так же двигались планеты,
Так же отъезжали поезда,
Так же разговаривали люди,
Ветры завывали у столба.
Ты не знала, будет, иль не будет
У тебя счастливая судьба.
А потом пошли другие годы,
И разгоряченная борьбой,
Ты дралась под знаменем свободы,
Новой окрыленная судьбой.
Ты ходила в кожаной тужурке
И в больших солдатских сапогах,
Ты курила в ледяной дежурке,
Раненых носила на руках.
Мы тебя, как друга хоронили,
мы понуро шли лесной тропой.
Выросли деревья на могиле
Памятником девушке простой.
Учитель: Мы не останавливаемся на Гражданской войне – это вопрос особый. Комиссарши в кожаных тужурках, из нагана добивавшие раненых офицеров, и лихие казачки из Белой гвардии, рубившие шашками направо и налево, – явление одинаково страшное…
Слайд 1941 год Великая Отечественная война
Звучит 1 куплет песни “Священная война” (слова В. Лебедева-Кумача)
5 ведущий: Великая отечественная война… Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой была завоевана победа. “Война ж совсем не фейерверк, а просто-трудная работа”, писал поэт-фронтовик Кульчицкий. И эту трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы.
6 ведущий: В период великой Отечественной войны в армии служили 800 тысяч женщин, а просились на фронт еще больше. Не все они оказались на передовой: были и вспомогательные службы, где требовалось заменить ушедших на фронт мужчин, и службы “чисто женские” (например, в банно-прачечных отрядах). Наше сознание спокойно воспринимает женщину в роли телефонистки, радистки, связистки, врача или медсестры, повара – т. е. в тех ролях, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина-летчик, снайпер, стрелок, автоматчик, – это уже нечто иное.
5 ведущий: Спустя годы те, кто выжил, признаются: “Когда смотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного”. Потом они сами будут удивляться, что смогли все это выдержать. “Мужчина, он мог вынести, – вспоминает бывший снайпер Степанова Татьяна Михайловна – он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только вспоминаю, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела».
6 ведущий: Из записных книжек поэта-фронтовика М. Матусовского: “Медсестре Вере Чуриной было 20 лет, а в батальоне все звали её уважительно, как зовут учительницу Вера Николаевна. Она стала санитаркой. Сначала очень боялась крови. Даже глаза закрывала, чтобы не видеть раненых. Так и вытаскивала их на плащ-палатке с закрытыми глазами, а потом ничего, привыкла. Сколько здоровенных мужиков выволакивала с поля боя эта маленькая сероглазая женщина!»
Звучит стихотворение “Смерть девушки” (Мусса Джалиль1942 г.)
Чтец 4: Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огненного шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
И вот в сто первый раз, в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк знамен в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Звучит песня “На всю оставшуюся жизнь” (Слова В. Бахтина и П. Фоменко)
5 ведущий: Фронтовик Борис Васильев написал произведение “А зори здесь тихие…”. Это одно из лучших произведений о женщине на войне.
6 ведущий: 5 юных девушек отдали свою жизнь за Родину. А жизнь еще только начиналась.
Сцена из произведения “А зори здесь тихие…”.
Девушка (одета стилизованно): Рита знала, что рана её смертельна, и что умирать она будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.
Рита заплакала. Плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы.
А потом и слезы пропали.
Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын её оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной, робкой матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь.
Приходит Васков. Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую руку и покачиваясь.
Юноша (Васков): – Не победили они нас, понимаешь? Я еще живой, меня еще повалить надо!
Он замолчал, стиснув зубы, закачался, баюкая руку.
Рита: – Болит?
Васков: – Здесь у меня болит! – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
Рита:- Ну зачем так… Ведь же понятно, война…
Васков: – Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами – целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал имени товарища Сталина? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!
Рита: – Не надо, Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом – канал.
5 ведущий: Сразу после школы, в первые дни войны ушла добровольцем в действующую армию семнадцатилетняя поэтесса Юлия Друнина, и до конца 1944 года служила она санинструктором в стрелковом, а потом в артиллерийском полку.
Она писала: Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина награждена орденом Красной звезды и медалью “За отвагу”. В боях была ранена и контужена. Она написала замечательные стихи о женщине на войне.
Звучит стихотворение “Я ушла из детства в грязную теплушку” (Ю. Друнина.)
Чтец 5:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
6 ведущий: Эта девушка, как и многие другие, видела воочию страшное лицо войны, много раз заставляла себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.
Звучит стихотворение “Зинка” (Ю. Друнина.)
Чтец 6: Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: "Выступать вперед!"
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
1944
Чтец 6:
5 ведущий: Безмерный подвиг совершили те женщины, которые приближали победу в тылу, те, кто вынес победу на своих хрупких плечах
Звучит стихотворение М Исаковского
Чтец 7:
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
Слайд 1979 Афганская война
Звучит песня «Афганистан»
7 ведущий: С 1979 по1989 год в Афганистане находился ограниченный контингент советских войск. По оценкам воинов-“афганцев” присутствие женщин смягчало и предотвращало множество конфликтов, давало эмоционально-психологическую разрядку после боевых действий.
8 ведущий: Майор Михаил Сокиро вспоминает: “Женщин было довольно много. Лично мне встречались абсолютно порядочные, честные девчонки, которые приехали туда не для того, чтобы подзаработать денег или найти себе жениха, а по велению души – медсестрами, санитарками. И, как правило, те, которые приезжали без каких-то корыстных помыслов, они шли в медсанбат или в госпиталь”.
Звучит стихотворение “В королевских конюшнях (Виктор Верстаков)
Чтец 8: В королевских конюшнях
Места нет для коня.
Медсестра раскладушку
Принесла для меня.
Очень трудно голубке
В коридорах, где сплошь,
Встык, обрубком к обрубку,
Полегла молодежь.
Вертолетчик без правой
Минометчик без двух,
На повязках кровавых –
Ничего, кроме мух.
Отыскала местечко
В самом дальнем углу,
Где десантник навечно
Задремал на полу.
Унесли бедолагу,
Положили меня.
Я отсюда ни шагу,
Я спокойней коня.
Медсестра, медсестричка,
Что ж ты слезоньки льешь,
Как же ты без привычки
Здесь, в конюшнях, живешь?
В королевских конюшнях,
В госпитальном чаду,
В наркотическом, спиртушном,
Матершинном бреду..
В королевских конюшнях
Места нет для коня.
Медсестра мою душу
Унесла от меня.
7 ведущий: Женщины России оказывались на войне по разным причинам, но главными среди них были факторы духовного порядка – патриотизм, романтизм, определенные идеалы. Участие в боях для таких женщин – это, как правило, действие вынужденное, обусловленное конкретной ситуацией, вражеским вторжением, необходимостью защищать свой дом и своих близких, желание помочь своей стране.
8 ведущий: Однако в любом случае женщина становиться жертвой войны, которая ломает и калечит её судьбу, жизнь, душу.
7 ведущий: В последние годы число женщин-военнослужащих в российской армии быстро увеличивается. По мнению офицеров, женщины-военнослужащие отличаются большей исполнительностью, добросовестностью, дисциплинированностью, чем мужчины. Однако служба в военное и мирное время – далеко не одно и тоже.
8 ведущий: И сегодня в горячих точках воюют не только мужчины. Чаще всего они не медсестры, не повара, а снайперы. Женщины-наемники, “белые колготки” - жуткий призрак чеченской войны. И это – страшно. К этому нельзя привыкнуть. Потому что “война – дело мужское”. А женщина должна всегда оставаться женщиной.
Звучит стихотворение “Женщины России”
Чтец 9:
Вы прекрасны, женщины России,
Я узнал не из великих книг.
Вы прошли чрез годы вихревые
Не утратив сердца ни на миг.
Вы в закрытой памяти не ройтесь,
Вам трудней сказать, что я скажу:
Видел вас, отважных и геройских,
Вами, россиянки, дорожу -
Вашей вечной славою солдатской,
Закаленной на лихом огне,
И слезою, пролитой украдкой,
Мало ль, что бывало на войне;
Вашей статью, вашей трудной долей,
Зачастую вдовьей, горевой,
Мужеством на грозном ратном поле,
Щедростью души своей живой.
Все это никак необоримо
И достойно гордости людской.
Всё это никак не отделимо
От того, что помним день-деньской.
На фоне песни «Если звезда упала» выходят по одному все участники мероприятия, берутся за руки.
Учитель: Наш вечер памяти подошел к концу. Мы надеемся, что в сердце каждого зрителя и участника осталось частичка гордости и уважения к русской женщине. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия " Строки, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция...
Внеклассное мероприятие "Женщина на войне"
Цель: Прославление русской женщины, участницы боевых действий Задачи: - воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства гордости за Отече...
Сценарий внеклассного мероприятия. Читаем о войне. Афганистан (литературная гостиная, 7 класс)
Литературная гостиная, 7 класс...
Внеклассное мероприятие "Завтра была война..."
Внеклассное мероприятие, посвященное празднику Победы и выпускникам -фроновикам школы №19 города Уфы. Многие из них ушли на фронт Великой Отечественной войн...
Внеклассное мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 г
Внеклассное мероприятие "Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»Цели и задачи:совершенствовать знания обучающихся об Отечественной войне 1812 г., защитниках Родины и их подвигах;способств...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...