Лингвистическое ассорти
занимательные факты (8 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое ассорти", вечер русского языка для 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskoe_assorti.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическое ассорти «Русский язык +»

(для учащихся 7-9 классов)

Цель: - воспитать интерес к предмету «русский язык»;

           - воспитать познавательную активность учащихся;

           - расширить кругозор учащихся.

Оборудование: таблички «+ литература», «+ история», «+ зоология»,  

                           «+ биология», «+ юмор», игровое поле, словарь В.И.Даля,

                           жетоны, ноутбук, проектор

Ход.

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Знакомство с командами.
  3. 1 тур «+ история»

- Что означает слово «грамота»? (от греч. грамма – написанное – умение читать и писать)

- Назовите создателей славянской письменности. (Кирилл (Константин) и Мефодий жили в Константинополе – столице Византийской империи. Поехали в Моравию, часть современной Чехии, и дальше в славянские земли, вели просветительскую работу, проповедуя вместе с христианством законы нравственности, человеколюбия, добра и справедливости)

- Приведите пословицы, связанные с грамотой и грамотностью. (Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных – поменьше дураков и т.д.)

- Какая буква в русском алфавите моложе всех? Известен её создатель, у неё есть день рождения. (Ё, Карамзин Николай Михайлович в 1797 году издал сборник стихотворений; а до этого ё – io)

- Продолжите названия букв:

А – азъ                                   З – зело, земля

Б – буки                                 Л - люди

В – веди                                 М - мыслете

Г – глаголь                             Н - нашъ

Д – добро                               О - он

Е – есть                                  П - покой

Ж – живете                            С – слово

Игра с болельщиками.

Слоговой аукцион – назовите слова с РО-, НО-, СО- (на тему «человек и природа»).

2 тур «+ зоология»

- Откуда пришло слово «лошадь»? Объясните этимологию слова. (После татаро-монгольского нашествия пришло к нам от тюркского «алаша ат» и означало любое вьючное животное. Вначале заимствованное слово употреблялось только применительно к крестьянской рабочей лошади).

- Назовите художественные произведения, в которых вы встречали образы лошадей. («Лошадиная фамилия», «Тоска» и т.д.)

- Назовите мастей лошадей. (Вороная – чёрная; каряя – чёрная с тёмно-бурым отливом; караковая вороная с подпалинами; рыжая; бурая – искрасна-чёрная, а хвост и грива потемнее; гнедая – рыжая, но ноги, хвост и грива чёрные; саврасая – тёмная, ремень чёрный; соловая – желтоватая; буланая – желтоватая, навис чёрный; сивая – вороная с проседью; мышастая – пепельного цвета; пегая – в больших белых пятнах (у Даля в словаре – более 50 наименований)).

Игра с болельщиками.

- Назовите определения к слову «конь».

3 тур «+ биология»

- Почему рябину называют так? (Кудрявые соцветия выделяются своей пестротой – рябит, рябые).

- Назовите растения, которые являются реалиями русской культуры. (берёза, дуб, рябина и т.д.)

- Вспомните стихотворения, в которых встречаются названия растений. («Белая берёза» С.Есенина и т.д.)

- Назовите наименования цветов, растений, в которых есть суффикс –ник. (шиповник, подорожник, подснежник, подсолнечник и т.д.)

Игра с болельщиками.

Используя попарно соединённые слова, составьте пословицы, в которых эти слова встречаются:

лает – кусает

журавль – синица

лес – дрова

человек - соловей

птица – человек

труд – рыбка

(На смелого собака лает, трусливого кусает. Не сули журавля в небе, дай синицу в руки. Чем больше в лес, тем больше дров. Человек без родины, что соловей без песни. Красна птица пером, а человек умом. Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

4 тур «+ литература»

- Литературное буриме: написать четверостишие на заданные рифмы.

Игра с болельщиками.

Из букв, входящих в название стихотворения «Ласточки пропали» за 1 минуту составить как можно больше слов (аукцион).

5 тур «+ юмор»

- Заменить слова и словосочетания выразительными, ёмкими фразеологическими оборотами:

Мало (кот наплакал)

Бездельничать (бить баклуши)

Плохо, лениво (спустя рукава)

Скучно (мухи дохнут)

С большим усердием (в поте лица)

Всё нипочём (море по колено)

Отчаиваться (падать духом)

Всё равно (ни жарко ни холодно)

Наспех (на скорую руку)

Пусто (хоть шаром покати)

Быстро (в два счёта)

Притворяться (ломать комедию)

Быть удачливым (родиться в рубашке)

Игра с болельщиками «Бестолковый словарь».

Астрология – разведение астр.

Баранка – овца.

Бездарь – человек, которому ничего не подарили.

Волнушка – мелодрама.

Графин – муж графини.

Дурман – глупый человек.

Жаргон – аспирин.

Курятина – курящая девушка.

Курятник – комната для курения.

Пломбир – стоматолог.

Стенография – надписи на стенах.

Стриж – парикмахер.

Тысячелистник – толстый роман.

Этажерка – соседка по лестничной площадке.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

- Сегодня мы попытались совершить экскурсию в историю русского языка, обогатить свои знания по предмету, соединив, порою, разные предметы. Но как вы заметили, всё на земле взаимосвязано: и русский язык, и литература, и биология, потому что мы – часть природы, которая нас окружает. Так давайте будем любознательными, добрыми и неравнодушными ни к природе. Ни к художественному слову, ни друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

"Лингвистическое ассорти"(занимательная игра для 7-8 классов по русскому языку).

Данная игра может быть проведена на параллели 7-х или 8-х классов в рамках предметной недели....

Урок-игра "Лингвистическое ассорти"

Занимательный  урок  русского  языка   рассчитан  на  обучающихся  6-7  классов. Можно  провести  как  итоговый  урок  в  конце...

Урок-игра "Лингвистическое ассорти"

Занимательный  урок  русского  языка  для  обучающихся  6-7  классов  можно  провести  как  итоговый  или  в  рамках  Недели...

"Лингвистическое ассорти"

Презентация игры будет интересна обучающимся 5-7 классов при закреплении темы "Морфология"...