Проект "Создание Центра духовного развития «Аар Айыы кыьата»
проект на тему

Данный проект  разработан и реализуется с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vserossiyskiy_festival.docx53.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Создание Центра духовного развития «Аар Айыы кыьата»

Пояснительная записка.

           Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

    «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

           Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

    Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

           Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды;
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
  • ухудшение физического развития молодого поколения;
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни;
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты);
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

           Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

           Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

    Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

           Тема проекта: создание Центра духовного развития «Аар Айыы кыьата».

           Цель проекта: развитие и воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств у детей на основе учения древней религии якутов «Аар Айыы», уникальных традиций якутского народа, народной педагогики, духовной культуры и семейных традиций.

           Задачи проекта:

  • Взаимодействие с научно-исследовательской общественной организацией по проблемам  духовности и народной медицины «Урун  Аар Тойон» при Ассоциации Народной Медицины Республики Саха (Якутия);
  •  Проведение мероприятий для развития духовно-нравственной, этической, экологической культуры учащихся;
  •  Проведение мероприятий для духовного просвещения населения;
  •  Введение в практику духовно-оздоровительных, профилактических, лечебных процедур, используя методы народной медицины;
  • Введение в образовательную программу школы элективные курсы, выделить часы на внеаудиторную деятельность учащихся по духовно-нравственному направлению;
  • Приобщение к ЗОЖ, повышение потребности в совершенствовании своего духовного и физического развития.

           Актуальность проекта:

      В целях профилактики правонарушений, вредных привычек, различных заболеваний, повышения духовно-нравственной, гражданско-патриотической культуры, формированию здорового образа жизни сельских детей  разработали проект по созданию Центра духовного развития «Аар Айыы кыьата», на основе учения древней религии  «Аар Айыы», восстановленного доктором психологических и медицинских наук, профессором, писателем, автором более 30 книг по народной медицине, верованию, шаманизму, первым президентом Ассоциации народной медицины Республики Саха (Якутия), Духовным Учителем,  Айыы шаманом В.А.Кондаковым.

           Гипотеза: Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизни наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

            Данный проект  разработан и реализуется с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность».

Педагогическая организация  процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов:

   

   

           Основные направления деятельности Центра духовного развития «Аар Айыы кыьата»:

            Сроки реализации проекта:

Этапы

Сроки реализации

Основные задачи

Подготовительный

2016-2017

- Анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление потенциала школы, изучение спроса социальных заказчиков; определение основных направлений работы школы, разработка и утверждение стратегических направлений развития школы.

-     Анализ нормативно-правовой базы школы.

-     Разработка программ работы по направлениям.

Основной

2017-2019

-     Реализация содержания проекта.

-  Расширение внутреннего и внешнего партнерства.

- Отслеживание процессов, анализ состояния.

- Развитие системы общественной экспертизы состояния образовательного и воспитательного процесса школы.

Заключительный

2019-2020

- Подготовка аналитического отчета.

- Обобщение и распространение опыта.

- Прогнозирование следующих вариантов развития

            Бюджет проекта: проект малозатратный, Центр духовного развития «Аар Айыы кыьата» создается на базе МКОУ «Орто-Эбэнская основная общеобразовательная школа им. П.П.Пестрякова».

Ожидаемые результаты:

1.     Знание и понимание учащимися  духовной культуры, осознание духовных основ якутского народа, способность к творчеству в пространстве якутской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.     Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.     Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.     Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного развития и воспитания, школа – центр социокультурной среды.

6.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

7.  Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

           Вывод: Духовно-нравственное развитие и воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей - центр духовной культуры

В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического  музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д...

Сельская школа -центр духовно-нравственного воспитания

Ядром духовно-нравственного образования и воспитания в школе является урок ОПК. Урок ОПК -это особый урок,отличающийся от других школьных предметов,он помогает посеять семена добра в детской душе,это ...

«КИД « Голубая планета»- центр духовно – нравственного воспитания детей и молодежи»

«КИД « Голубая планета»- центр  духовно – нравственного воспитания детей и молодежи» Пояснительная записка КИД  был создан в МОУ СОШ с. Сосновка в 1980 году в рамках программы Всес...

Библиотека как центр духовного воспитания и творческого развития детей и подростков

Статья о воспитании у подростающего поколения нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей...

Интерактивная карта "Центры духовного притяжения воронежского края"

Проект является попыткой определить центры духовного притяжения воронежского края...

«Духовно-нравственное воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию комплекса мероприятий с Центром Духовное просвещение»

Государство и Русская Православная Церковь едины в оценке негативных последствий кризиса духовности и человечности в обществе...

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...