Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"
проект по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кожевникова Ольга Сергеевна

   в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогический проект по истории203.79 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Шляпниковская СОШ»

___________ В.И. Осетров

« 30 » августа 2019г.

                       

ПАСПОРТ                                                      УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Тема:

«История малой Родины – история Отечества»

Автор проекта:  

 http://900igr.net/up/datai/260062/0006-009-.png     Кожевникова Ольга Сергеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Шляпниковская СОШ»

 

Шляпники 2019 – 2020 уч. год

Визитная карточка проектной идеи

Предметный раздел

История, обществознание

База реализации

Учащиеся 5-9 класс

Тип проекта

Практико-ориентированный

Сроки реализации

Среднесрочный  (сентябрь 2019– июнь 2020)    

Анализ существующей ситуации и обоснование проекта

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, так как именно в этом возрасте закладываются основы для привития священного чувства любви к Родине.

   Патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. 

   Патриотизм проявляется в поступках и  деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.   

Постановка проблемы

   В настоящее время в учебниках истории очень мало говориться о роли нашего народа в Великой Отечественной войне. У школьников почти нет идеалов, они не знают или очень мало знают о тех, кто обеспечил им будущее, отстоял его для них. Может быть, поэтому молодые люди не хотят служить в армии, хотя в Конституции Российской Федерации прописано, что служба в армии является их священной обязанностью. У школьников нужно формировать чувство любви к своей Родине, тогда они вырастут поколением людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, которых можно было бы с гордостью назвать словом «патриот».

   В условиях школы патриотизм прививается в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги простых советских солдат. У школьников начинают формироваться патриотические чувства, но если их не развивать и не направлять в нужное русло, то школьники могут примкнуть к группам, которые несут контркультуру в массы. 

      Как остановить распространение равнодушия, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее?

     С одной стороны, понимание необходимости патриотического воспитания, но с другой стороны, недостаточность в разнообразии форм работы по этой теме, обозначили противоречие и определили актуальность данной проектной работы.

   Исходя из этого, считаю необходимым выявление педагогических условий, которые способствовали бы патриотическому воспитанию школьников.

Актуальность

      Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепление единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.  После развала Советского Союза произошел спад в сложившейся прежде системе патриотического воспитания. В сознании людей стали появляться цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. В других же странах, наоборот, усиливается патриотическое воспитание, культивируется верность Родине, уважение к государственному флагу, гербу. Многие американские школьники считают, что победе во второй мировой войне мир обязан именно США, а не Советскому Союзу. Если мы сейчас утратим патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, то мы в полной мере можем потерять себя как народ.

   Указом президента от 8 июля 2019 года №327, в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, 2020 год был объявлен Годом памяти и славы.    Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым.  

Цель

формирование основ патриотизма – воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, воспитание уважения к  истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

Задачи 

- развивать патриотические чувства обучающихся и осознание своей  роли как части гражданского общества;

- воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;

- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну и народ;

- изучать героическое прошлое нашей страны;

- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

 -обеспечивать условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

- подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы;

Объект деятельности

организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания

Предмет деятельности

педагогическая деятельность и внеклассная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся

Направления деятельности

гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

историко – краеведческое – формирование гордости за историческое прошлое своей Родины, уважения к традициям предков;

героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическим прошлым предкам;

духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководство ими в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты

- воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны;

- активизация творческого потенциала школьников;

- развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества;

- развитие у учащихся чувства уважения к Родине, родному краю, школе;

- привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

Методические результаты:

-  разработка конспектов уроков и внеурочных мероприятий по данной теме;

- создание методических материалов, используемых для работы по теме: видеосюжеты по темам, презентации к урокам и внеклассным мероприятиям;

- участие в семинарах, НПК.

Этапы работы над проектом

1.        Анализ существующей проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

2.        Этап реализации.

3.        Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

I этап – организационно-подготовительный

Срок реализации:

Сентябрь -ноябрь     2019

  1. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  2. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
  3. Подбор современных технологий, по основным направлениям проекта. 
  4. Выбор методов, приемов и форм работы с учащимися, учитывая  их индивидуальные особенности.

II этап – практический

Срок реализации:

декабрь 2019 –

май 2020

  1. Разработка конспектов уроков, методических материалов, презентаций для проведения уроков.
  2. Применение блока разработанных материалов на уроках истории и обществознания, а также внеурочных мероприятиях по предмету.
  3. Создание методической копилки материалов по данному направлению.
  4. Участие в конкурсах по патриотическому воспитанию

III этап – аналитический

Срок реализации:

июнь 2020

      1. Обобщение результатов работы.

      2. Проведение коррекции затруднений в реализации.

      3. Планирование работы на следующий период.

Планируемые конечные результаты

  1. Отработаны на практике наиболее эффективные методы, приемы формирования и развития   патриотического воспитания;
  2. Разработан комплекс методических материалов по данному направлению работы;
  3. Сформировано осознанное отношение к базовым ценностям у учащихся: патриотизм и уважение к Родине, права и свободы человека и гражданина, гражданственность.
  4. Распространен опыт формирования  патриотического воспитания  учащихся через проведение открытых уроков, участие в конкурсах, выступления на семинарах и  конференциях для  педагогов.

Взаимодействие с родителями и общественностью по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей учащихся. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Участие в социально значимых акциях и инициативах, посвященных патриотическому воспитанию учащихся, также положительно влияет на воспитание чувства патриотизма подрастающего поколения.

Формы работы

- просмотр видеофильмов и фотоматериалов;

- уроки памяти;

- творческие конкурсы, викторины;

- экскурсии;

- уроки мужества с приглашением тружеников тыла;

- сбор и оформление информации о ветеранах войны и тружениках тыла;

- поисковая работа для написания работ исследовательского характера.

Методы работы в основе которых лежит уровень деятельности детей

- объяснительно- иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично- поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Дальнейшее развитие проекта

Особенностью проекта может быть его пополняемость. На основе данного проекта предполагается:

- продолжение работы по данной проблеме;

- проведение открытых уроков, семинаров, мастер-классов;

- обобщение, распространение и публикация педагогического опыта.

Заключение

   Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

   Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, ученики, став взрослыми, постараются сохранить память о героических подвигах советского народа в защите Родины.

   Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, постараюсь  приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.

Правовая база для составления проекта

  • - Конвенция ООН о правах ребенка;
  • - Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

Информационные ресурсы

  1. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/10/08/patrioticheskoe-vospitanie-v-shkole-0
  2. http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/26/proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-mladshih
  4. https://multiurok.ru/files/proiekt-po-patriotichieskomu-vospitaniiu-1.html
  5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" Постановление Правительства Российской Федерации 30 декабря 2015 г. № 1493
  6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.

Приложение 1

Мероприятия по реализации

Мероприятие

Название

Срок

Организация педагогической работы

1

Создание методического портфолио по данному направлению

«Патриотическое воспитание»

Сентябрь - январь

2

Разработка памятки классным руководителям

Как воспитать патриота своей страны…

Сентябрь

3

Оформление страницы в сети интернет

«Живи и помни»

Март- май

4

Тематические часы общения

«Московская битва»

«Блокада Ленинграда»

«Сталинград»

«Курская дуга»

«Берлинская операция»

«Тыл в годы войны»

«Дети войны»

Декабрь - май

5

Изучение истории населенных пунктов Ординского района

«История деревни входившие в состав Шляпниковского сельского совета»

В течение года

6

Подготовка участников конкурсов, НПК на краеведческую тему

«Человек в истории»

«Находки старины родной»

В течение года

7

Участие в семинарах, конкурсах, конференциях в данном направлении

В течение года

Работа с учащимися

1

Конкурс рисунков

«Что такое Родина»

Декабрь

2

Эссе

«Моя малая Родина»

Декабрь

3

Беседа

«Московская битва»

Декабрь

4

Час общения

«Героический Ленинград»

«Дети войны»

Январь

5

Конкурс компьютерных презентаций

«Мой Пермский край в годы войны»

Февраль

6

Беседа

«Сталинград»

Февраль

7

Исследовательская деятельность учащихся

«Война в истории моей семьи»

Январь-май

8

Беседа

«Курская дуга»

Апрель

9

Конкурс творческих работ

«Письмо ветерану»

Апрель

10

Беседа

«Берлинская операция»

Май

11

Встречи с тружениками тыла

«Эти страшные дни»

Май

Работа с родителями

1

Родительские собрания по патриотическому воспитанию

В течение года

Приложение 2

Интернет источники

(документальная хроника о Великой Отечественной войне)

  1. План Барбаросса https://www.youtube.com/watch?v=kRlEPGjmZ0g
  2. Блокада Ленинграда глазами детей https://www.youtube.com/watch?v=N2DX1d8_AsE
  3. Сталинградская битва https://www.youtube.com/watch?v=mWi9N_egtrc
  4. Курская битва https://www.youtube.com/watch?v=OzmdR4f1Fqg
  5. Битва за Берлин https://www.youtube.com/watch?v=ABts6Uiud3g 

Приложение 3

Внеклассное мероприятие   (8-9 классы)

"Дети войны"

Цель: 
- продолжить знакомить учащихся с историческими событиями своей страны; 
- формировать у учащихся отношение ко Дню Победы, как к особому, значимому празднику в жизни граждан нашего государства; 
- воспитывать  интерес к истории своей Малой Родины.


Оборудование: медиа проектор, экран, колонки, текст песни "Солнечный круг". 

Подготовительные мероприятия: раздать учащимся материал к уроку для предварительного заучивания или выразительного прочтения. 

Ход внеклассного мероприятия

Видеоролик    "Дети войны"

Учитель:  (Слайд 1)

   Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. По радио звучал голос Левитана. Это был день начала войны: 22 июня 1941года.

Ученик читает отрывок из стихотворения. 

«Началась война…» – 
В сердца вонзилось страшною отравленной стрелой. 
И на свете всё переменилось. 
И тревога встала рад страной. 
Эта весть собой закрыла солнце, 
Словно туча чёрная в грозу. 
Нивы вдруг пожухли, 
Колокольцы вздрогнули 
В разбуженном лесу. 
Эта весть ударила, как бомба. 
Гнев народа поднялся волной. 
В этот день мы поклялись до гроба 
Воевать с проклятою войной. 

Миклай Казаков, перевод А. Аквилева 

Учитель:

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ. (Слайд 1 клик мышки)

   Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков .

 Ученик 1 (Слайд 2, клик)

Они были не заменимы как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. (клик) Служили во всех родах войск: в пехоте, (клик) на флоте, в артиллерии, в разведке, (клик) в танковых войсках, сражались в лесах с партизанами. (клик) Разными путями они попадали на фронт. Освобожденные из плена, братья или сестры погибших, сироты. (клик)

Ученик  2

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и «Катюши»,

Висят во всю длину листа

Снаряды, толстые, как груши.

Рисуют мальчики войну…

Ученик 3

Рисуют мальчики бои,

Что им по счастью не знакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы

Но в том далеком 41-м

С врагом, вступив в неравный бой,

Росло героев поколенье,

Их имя – дети, опаленные войной.

Учитель:

Многие мальчики и девочки пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть родных и близких. В партизанской семье выросли покрывшие себя неувядаемой славой пионеры – Герои Советского Союза: Леонид Голиков, Валентин Котик, Марат Казей и Зина Портнова.

Ученик  4:

Леня Голиков. (Слайд 3)

Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор. В 1943 году в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 5:

 Валя Котик . (Слайд 4)

На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области в 1944 году был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 6:

Марат Казей . (Слайд 5)

После смерти матери, её повесили немцы, Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

Ученик 7:

Зина Портнова. (Слайд 6)

Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, её презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её... Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Учитель: Слайд 7)

С оккупированных территорий фашисты детей вывозили в Германию, где они становились рабами. Послушайте письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги. (Слайд 8)

Ученик 8:

(читает с листочка, заранее завернутого в треугольник)

«Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Когда ты вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Да, папа, я рабыня немецкого барона, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с хозяйскими свиньями. Живу я в дровяном сарае. Два раза я убегала от хозяев, но меня находили и били».

Учитель:

Это письмо было найдено после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году.

Ученик 9: (Слайд 9)

 Вспоминает Надя Савицкая, ей тогда было 12 лет. «В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога», выжила чудом».

Учитель (Слайд 10)

  Есть поговорка: «На войне детей не бывает; те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова».

   Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули и рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Ученик 10.                                        

   Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба».

«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел».

«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляла маленькая девочка солдата.

Учитель:

   В нашем крае не было ожесточенных боёв, но дети провожали на фронт своих отцов и братьев. К сожалению, не все возвращались домой.

Ученик 11 (Слайд 11)

   Анастасия Павловна Шляпникова   вспоминает: «Из нашей деревни Янчики вместе с отцом забрали большую часть мужского населения. Мужиков провожали всей деревней. Плакали. На прощание отец хотел взять меня на руки, но от смущения того, что столько глаз обращено в нашу сторону, я спряталась за маму и не пошла к папе». При этих словах Анастасия Павловна прослезилась. Отец погиб на войне. Анастасия Павловна до сих пор хранит письма от отца, отправленные им с фронта.

Ученик 12 (Слайд 12)

  Батраковой Люции Дмитриевне повезло больше: её отец в 1944 году вернулся с фронта. «До войны я папку даже не помню, - вспоминает Люция Дмитриевна, - а вот как вернулся, хорошо запомнила. Вернулся он в конце 1944 года, так как был ранен, лежал в госпитале и его комиссовали. Он посадил меня на колени и долго показывал пульки, которые у него достали после ранения во время операции». Маленькая девочка даже подумать не могла в свои пять лет, что вот эти «игрушки» могли лишить её папу жизни.

   

Ученик 13 (Слайд 13)

   "Самое страшное в моей жизни  это война" , - так начала свои воспоминания Лебедева Люция Григорьевна. «Теплым августовским днем, моего папу забрали на фронт, – женщина, еле сдерживая слезы. – Я очень хорошо помню, как всех мужчин увозили от здания МТС на грузовых машина. Мы стояли с мамой, а на руках у неё был мой девятимесячный братик. Мама плакала, да и я тоже. Папа взял братика на руки и сказал:  «Ну, сынок, расти  и мсти врагам за наши кости». В 1942 году отец пропал безвести.

Учитель:  (Слайд 14)

 Во время Второй мировой войны всего в мире погибло  26,6 млн. человек, из которых  13 млн. дети. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

 Хочется, чтобы память о тех, кто ценой своей жизни, упорством и мужеством отстояли свободу, сохранили мир для молодого поколения россиян,  жила в ваших сердцах. Мы в вечном долгу перед этими людьми. «Никто не забыт, ничто не забыто» - не перестаём повторять мы. 

Ученик 13: (Слайд15)

Пусть чистым будет небо над землей, 
Пусть жизни мирной радуются люди! 
А Вас, кто рядом был с войной, 
Мы помним, бережем и любим!

Исполнение песни "Солнечный круг" Т. Миансарова  

Учитель:

Уважаемые ребята! Мы предлагаем вам каждому спросить у своих бабушек и дедушек, что они помнят о трудных годах войны. Из этих воспоминаний мы составим «Книгу памяти», чтобы их подвиг остался в наших сердцах навсегда.  

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/07/29/urok-muzhestva-i-patriotizma-deti-voyny-v-3-klasse

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-posvjaschenyi-70-letiyu-pobedy-v-vov-deti-voiny.html

http://www.youtube.com/watch?v=Q_tSQMQacfA  Дети войны

https://ru.wikipedia.org/wiki/  Потери в Великой Отечественной войне

http://teachpro.ru/EOR/School/OBJSupplies11/Html/der11163.htm Дети - герои Великой Отечественной войны

Степанько С.Н.  Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова  9 класс, Волгоград ; изд. «Учитель» 2005г.

Воспоминания Батраковой Л.Д.

Воспоминания Лебедевой Л.Г.

Воспоминания Шляпниковой А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

Исследовательская деятельность учащихся «Топонимы и микротопонимы с. Бородаевка» в рамках проекта «Моя милая малая Родина»

Цель работы - исследовать топонимы и микротопонимы родного краяс. Бородаевка Марксовского района Саратовской области.Задачи: - изучить литературу по топонимике, в том числе Саратовского края,- р...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...

ГОРОД У ПОДНОЖИЯ САЯН. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «САЯНОГОРСК – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Социальный проект по краеведению "Саяногорск - моя малая Родина"...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"

 в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....