Классный час "ответственность"
классный час (7 класс) на тему

Методическая разработка классного часа в 7 классе на тему "ответственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kch_otvetstvennost.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.

Ход занятия.

1. Мотивация и целеполагание.

- Доброе утро! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание?  Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).

- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.

2. Определение темы.

-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)

- Как вы считаете, прав ли король? Почему?

- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?

-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).

- Тема нашего занятия  - ответственность. Это первая ступенька.

3. Определение понятия «ответственность».

 - Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?

Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).

Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД

Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье.  Отвечать ПЕРЕД собой, другими.

- Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.

4. Анализ притчи.

Учащиеся делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:

Задача 1 группы -  доказать, что мальчик прав, аргументировать свой ответ.

Задача 2 группы -  доказать, что прав мужчина, аргументировать свой ответ.

Учащиеся работают в группах,  рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.

Притча « Мальчик и звезда»

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую звезду: «Для этой звезды изменится всё!», - и бросил ее в море.

В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.

5. Дискуссия.

На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»

между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».

Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.

Вывод: Что же скрывается за этими словами:  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.

Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?  (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

-  Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия, каких действий можно исправить? (Убийство, предательство, казнь; опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то).

Какие качества характера свойственны ответственному человеку?  На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(честность,  мужество, малодушие, неискренность,  общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

(Ответы учащихся).

- Как вы понимаете пословицу?

              Не ошибается тот, кто ничего не делает.

- Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.

Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.

Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.

Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.

6. Обобщение.

 - Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.

Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.

- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

Ответственность - это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни — это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.

Вывод : От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.

- Как ведет себя в речном потоке рыба? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)

- Что происходит с плавающим на поверхности бревном?

- В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном?

- Годы своего детства и юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способна плыть по течению, так и против него.

Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.

Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.

- А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?

Главное- человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельства в своих представлениях.

видео

- Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.

- Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...