Час загадок "Вода в природе"
классный час на тему
Цель: научить детей отгадывать загадки, расширение кругозора, воспитание бережного отношения к природе, умения экономично использовать воду.
Занятие для детей 10-14 лет. Позволяет детям узнать много нового о различных состояниях воды, её значения для всего живого. Ребята могут задуматься о необходимости экономичного расходования воды, о важности охраны живой и неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_zagadok.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Час загадок « ВОДА В ПРИРОДЕ»
Цели: учить детей отгадывать загадки, расширение кругозора, воспитание бережного отношения к природе, умения экономно использовать воду.
Оборудование: картины или слайды с изображением различных водоёмов, карточки с необходимыми цифрами, вид Земли из космоса, физические карты России и Белгородской области.
Ход занятия.
Ребята! Угадайте, кто будет героем нашего занятия:
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)
Конечно, это вода—источник жизни на Земле. Из космоса наша планета кажется голубой из-за морей и океанов. Вода—одно из самых главных для человека веществ. Наш организм наполовину состоит из воды. Потребность человека в воде в зависимости от климата составляет 2,5—6 литров в сутки. Пресная вода составляет менее 3% от общих запасов, из них более 2% заключена в полярных льдах Арктики и Антарктиды. Мировой океан составляет почти 71% площади Земли. Общее количество воды на Земле почти не меняется. С поверхностей морей, океанов, рек и озёр вода испаряется, а затем возвращается на землю в виде дождя и снега. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках—20 дней, озёрах и водохранилищах—7 лет, в океане—3 000лет. Давайте вместе проследим за водой во всех её состояниях.
Он без рук и без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом , в самый зной, Ледяной поит водой. (Родник) Вспомните, какие родники есть в нашей местности, как они обустроены, как охраняются. (Рассказы детей). С крохотных родников начинаются все реки: и большие, и маленькие.
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий—в море. (Река). А как называется река в нашей местности? Что вы можете о ней рассказать? Какие реки нашей области и страны вы знаете? ( Рассказы детей, работа по карте.) Течение, его скорость, состав воды зависит от местности, по которой течёт река. В горной местности течение очень быстрое и вода ледяная. Подумайте, почему?
С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт, И о камни разбиваясь, Пеною встаёт.(Водопад). Может ли быть водопад на нашей реке?
Все обходят это место, Здесь земля, как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги (Болото). Болото—это особый мир с необычными растениями, множеством птиц, мелких животных. Только в России на болотистых землях, в лесах можно собирать ежегодно до 500000 тонн клюквы, 800 000 тонн черники и брусники. Кругом вода, А с питьём беда. Кто знает, Где это бывает?( Море). Моря—это удобные дороги, источник рыбы, на берегах морей расположены санатории, здравницы потому, что морской воздух и морская вода очень полезны для человека. Но в нашей местности чаще встречаются другие водоёмы: Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зелёная. ( Пруд). А знаете ли вы, чем отличается пруд от озера? Озеро имеет естественное происхождение, а пруд создаётся человеком чаще всего для хозяйственных нужд (полив, разведение рыбы и т. д.) А какие пруды есть у нас? (Надежда, Грачёво, Майорское, Гнилое, Любимое) А теперь попробуйте узнать воду в следующей загадке: В огне не горит, В воде не тонет.(Лёд). Знаете ли вы, при какой температуре вода превращается в лёд?
Бел,как мел, Висит за окошком кулёк ледяной, С неба прилетел. Он полон капели Зиму пролежал, и пахнет весной. (Лёд) В землю убежал.(Снег)
Какие изменения претерпела вода в этих загадках? Знаете ли вы, как рождается снег? Раньше думали, что снег—это замёрзшие капельки воды. Но учёные установили, что снег образуется из водяных паров. Эти пары поднимаются очень высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Они очень малы. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт, и , наконец, становится красивой звёздочкой- снежинкой. И не снег, и не лёд, А серебром всё уберёт (иней).
Иней образуется так же, как и роса. Иней—это твёрдая роса, образуется при заморозках или зимой при оттепелях. А в каких же видах вода бывает летом? Кто всю ночь по крышам бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает?(Дождь) А какие виды дождя вы знаете? Послушайте стихотворение: Дождь слепой и проливной, Нарастающий, грибной, Обложной, висячий, Сонный, скорый, Медленный, спорый, Как камыш, стоймя стоячий, И холодный, и горячий. А ещё и грозовой, Радужный, полосовой. Вот как много есть дождей Для растений и людей.
Но летом бывает не только дождь. На дворе переполох, С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина (град). Град образуется, когда капли воды замерзают и устремляются к земле, а воздушная струя подхватывает их и подбрасывает вверх. Так продолжается до тех пор, пока льдинки не станут такими тяжёлыми, что даже самая сильная струя воздуха не сможет их удержать. Падая вниз, они не успевают растаять и из тучи идёт град. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем-ищем, не найдём ( роса).
Ночью земля остывает, лёгкий тёплый воздух поднимается от земли. На его место опускается холодный. Остывают трава, кусты. Влага, которая есть в воздухе в виде прозрачного пара, прикасаясь к холодным предметам, охлаждается и превращается в капельки воды. Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко, Стало видно далеко (туман) Туман—это сгустившиеся водяные пары. Они сгустились и стали видимыми. Туманы бывают не только весной, летом и осенью, их можно наблюдать и зимой, когда дуют слабые тёплые ветры. Часто они образуются над замёрзшей рекой, прорубью. Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности водоёмов она испаряется, а затем возвращается в виде дождя или снега. Но чистой воды на планете становится всё меньше. Заводы , фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её. Уже сейчас некоторые страны закупают питьевую воду. Для получения 1 тонны стали используют 150 тонн воды. Каждый литр сточных вод, попадая в водоём, приводит в негодность 100 литров чистой воды. Всего 5 граммов нефтепродуктов затягивают плёнкой 50 квадратных метров водной поверхности, вызывая кислородное голодание и отравление водных организмов, приводя к гибели икры и мальков. Воду необходимо беречь! При неисправности крана с самой тонкой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды. Это надо понять и запомнить каждому! Беречь воду—это значит беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...