Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы
презентация к уроку

Анна Лукьяненко
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС ООО (из опыта работы) Анна Геннадьевна Лукьяненко, методист ГБУ ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Одарённость - общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. Талант - это необычная способность в какой-либо узкой специфической области.

Слайд 3

создать необходимый потенциал организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей Цель работы с одарёнными детьми

Слайд 4

создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества; организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию; отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей. Задачи работы с одарёнными детьми

Слайд 5

Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ФГОС выражаются в следующих противоречиях: Между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей .

Слайд 6

системно-деятельностный подход воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Слайд 7

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности .

Слайд 8

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми

Слайд 9

умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащегося; умение модифицировать учебные программы; умение стимулировать когнитивные способности учащихся; умение работать по специальному учебному плану; умение консультировать учащихся и родителей. Профессиональные умения педагога

Слайд 10

Умение создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Доброжелательность: одаренные дети наиболее восприимчивы. Способность формировать учебную мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности учащегося. Умение экспериментировать на уроке. Стремление к учебному сотрудничеству: ребенок становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность. Личностные качества педагога

Слайд 11

предметные олимпиады; научно-практические конференции; выступления и доклады; активная внеклассная работа; предметные недели; вечера, конкурсы, КВН, викторины; классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; научные кружки, общества; дискуссии, дебаты; интеллектуальные марафоны; проекты по различной тематике Формы работы

Слайд 12

Интеллектуальная ( Повышенная любознательность, сообразительность, живость ума); Академическая (Интерес к предмету, владение терминологией, способность классифицировать и систематизировать); Творческая ( Желание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, импровизация, ослабленное внимание к авторитетам); Двигательная (психомоторная) ( Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений); Художественно исполнительская ( Увлеченность искусством, неповторимость в самовыражении; воспринимает визуально); Лидерская ( Склонность руководить, инициативность, легкость общения, оказывает влияние)

Слайд 13

Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным . Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Повышать интеллектуальную нагрузку , используя ИКТ, продумывая и интегрируя задания, предоставляя право выбора. Развивать познавательную активность детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Создание ситуации успеха – необходимое условие для развития одаренности. Необходимая стимуляция: ведение портфолио учащихся, интеллектуальные встречи, брейн-ринги, конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции. Организация внешкольной занятости ребенка . Развитие социальных и коммуникативных навыков. Убедиться в том, что ребёнок имеет положительную мотивацию . Интеллектуально одарённые дети

Слайд 14

Создавать условия для проявления, развития самостоятельности и самодостаточности у ребенка. Стараться расширить круг интересов ребенка . Поощрять проявление инициативности . Развивать коммуникативные способности ребенка . Привлекать к ученическому самоуправлению , т.е. вовлекать во внеклассную жизнь Учить творчески подходить к проблемной ситуации. Не критиковать! Помнить, что эти дети особенно восприимчивы. Больше практических заданий. Стимулировать успехи в учебе : новости в классной / школьной газете, конкурсы. Повышать работоспособность . Особое внимание стоит обратить на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями. Академически одарённые дети

Слайд 15

Вместе с родителями организовывать внеклассную деятельность ребенка (спортивные секции, клубы). Вместе с учителями физкультуры развивать одаренность, путем тренировок, соревнований, игр. Вводить элемент соревновательности в ход урока. Приучать ребенка к самодисциплине; рекомендовать ведение личного дневника , где ребенок сам для себя ежедневно записывает сколько раз в день он переживал ту или иную эмоцию (в таблице эмоций), фиксирует причину. Такое самонаблюдение обычно приводит к желаемым результатам. Чаще создавать ситуации коллективной деятельности , развивать коммуникативные навыки, учить конструктивно решать конфликтные ситуации Двигательная одарённость

Слайд 16

Уважайте их стремление к независимости . Оставляйте возможность выбора: Д / З, темы на проекта или реферата Не пытайтесь строить отношения с такими детьми на требованиях и правилах. Они признают их меньше всего. Исключите из лексикона фразы типа «ты должен, обязан» и т.д. Постарайтесь направить их способности в нужное и полезное русло. Развивайте интеллект. Обязательно включайте творческие или просто интересные задания в ход урока, требующие логических рассуждений. Чаще приводите факты. Поддерживайте творческое начало в каждом ученике, приветствуя нестандартные формы и методы работы, оценивания, подготовки д / з., вводите традиции своего урока. Заставить учиться творческих детей может лишь внутренняя мотивация, но не оценки и не похвала . Творчески одарённые дети

Слайд 17

Избегайте критики и резких замечаний. На уроках и факультативах, помните, что перед вами ярко выраженные «визуалы», для них действует правило «лучше один раз увидеть…» Повышать интеллектуальную нагрузку, развивать познавательную активность детей. Чаще организовывать работу так, чтоб одаренный ребенок почувствовал себя лидером. Организовывать детям встречи с одаренными людьми города, расширять круг общения. Проводить классные часы, вечера, встречи, выставки, посвященные искусству, тренинги креативности. Художественно одарённые дети

Слайд 18

Стремиться к тому, чтобы у ребенка вырабатывалась адекватная самооценка. Мотивировать детей на участие в городских тренингах «Равный-равному», «Школа лидерства». Привлекать к деятельности классного и школьного самоуправления. Обучение самоконтролю ; развивать умения преодолевать стрессовые ситуации. Проведение «Мастер-классов». Такие дети с радостью станут учить кого-то ! Лидерски одарённые дети

Слайд 19

Способы развития одарённости на уроке Делегировать часть преподавательских полномочий одарённым детям Готовить дополнительную информацию по теме, предлагая различные источники информации Устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями Обнаруживать скрытые зависимости и связи

Слайд 20

Способы развития одарённости на уроке Построение гипотез. Интегрирование и синтез информации (таблицы, схемы) Составление творческих заданий разного типа Формулировка выводов учащимися Работа в роли руководителя группы или эксперта

Слайд 21

чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее. обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы; отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации; обладают большим словарным запасом; не терпят, когда им навязывают готовый ответ; имеют обострённое чувство справедливости; предъявляют высокие требования к себе и окружающим; нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Перспективы развития: портрет одарённого ученика

Слайд 22

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». (К.Д. Ушинский)

Слайд 23

Участие школьников Калининского района в олимпиадном движении ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ Школьный этап 2017-2018 2018-2019 2019-2020 58533 уч. 60380 уч. 57042 уч. Районный этап 2017-2018 2018-2019 2019-2020 уч. ПО и ПР уч. ПО и ПР уч. ПО и ПР 7269 2623 6898 2368 7422 2316 Городской этап 2017-2018 2018-2019 2019-2020 уч. ПО и ПР уч. ПО и ПР уч. ПО и ПР 940 360 950 383 1105 375 Всероссийский этап 2017-2018 2018-2019 2019-2020 уч. ПО и ПР уч. ПО и ПР уч. ПО и ПР 36 19 40 10 35 15

Слайд 24

2017-2018 уч.год 2018-2019 уч.год 2019-2020 уч.год у у у 119380 92783 103743 Участие школьников Калининского района в конкурсном движении Участие школьников Калининского района в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науке» Параметры 2017-2018 уч.год 2018-2019 уч.год 2019-2020 уч.год Количество участников 164 212 262 Количество ОУ 32 39 41

Слайд 25

Районные мероприятия «Лого», «Юный натуралист», Юный химик, «Мое любимое слово», «Театр на английском языке», «Физика и изобразительное искусство», «Физика и литература», «Просторы России» проекты и спортивные мероприятия в рамках Президентских игр («Зарница», «К стартам готов!», «Кросс наций», «Лыжня России», «Я выбираю спорт!») Театральные смотры, акции, конкурсы творческих работ, способствующие выявлению талантливой молодёжи

Слайд 26

Городские мероприятия Театральные смотры, акции, конкурсы творческих работ, способствующие выявлению талантливой молодёжи «Безопасное колесо», хоровая ассамблея «Весенняя капель «Невский маршрут», «Летопись Победы», акции «Детям войны», «Белый цветок», «Бессмертный полк», «Подарок ветерану», «Большая регата», «Звезда удачи», «Ветер перемен», «Театральный урок в Мариинском», «Моя родословная», открытый форум старшеклассников «Юное поколение XXI века», городской конкурс чтецов «Дети читают классику детям», телевизионная гуманитарная олимпиада «Умницы и умники»

Слайд 27

Всероссийские мероприятия Театральные смотры, акции, конкурсы творческих работ, способствующие выявлению талантливой молодёжи «КИТ», «Пегас», «Человек и природа» Международные мероприятия «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «British Bulldog» «Звезда Прометея», «Северная Пальмира», конкурс креативности «Одиссея Разума», «Созвездие талантов» открытые Интернет-олимпиады


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Основные методы и подходы к обучению одаренных детей....

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации Концепции математического образования

Одаренный ребенок… Лишние раздражающие вопросы на уроке или поле для совместного творчества? Статья будет полезна увлеченным математикой, творчески работающим педагогам....

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

        Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, ум...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...