Математика в жизни моей семьи
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Введение……………………………………………………………….2
- Основная часть………………………………………………………...5
- Что такое математика .………………………………………………..5
- Зачем она нужна? .................................................................................6
- Какими качествами должен обладать математик. .............................9
- Как ей заниматься……………………………………………………..11
- Заключение…………………………………………………………….13
- Приложение. Интересные факты о математике……………………..15
Я люблю математику не только потому,
что она находит применение в технике,
но и потому, что она красива.
(Р. Петер)
ВВЕДЕНИЕ.
Стремление к знанию - одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость - нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества. Так, без календаря было невозможно земледелие, а изобретение огня изменило многое в жизни первобытных людей: они научились приготавливать пищу, выплавлять металлы, охранять свое жилище. В это же время были заложены начала большинства современных наук. В первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека - география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя - эти знания нужны, в частности, для лечения болезней. Человек живет в обществе и подчиняется его законам. Законы взаимоотношений между людьми описывают гуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом - так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Хотя науки описывают природу и самого человека с совершенно разных сторон, но все вместе они дают полное и подробное описание мира, они делают человека умнее, добрее, душевно богаче. По словам Ф. Бэкона, "Знание есть сила, сила есть знание". К сожалению, сейчас условия жизни, мелкие бытовые заботы иногда подавляют желание получить знания. Очень страшно и опасно невежество. К. Гельвеций говорил, что "Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество". Невежественные люди чрезмерно самоуверенны, они часто сами не понимают, что делают, из-за своей необразованности и незнания они могут слепо последовать за идеей, даже самой неправильной и опасной. Поэтому они могут стать причиной многих бед, как отдельного человека, так и целого государства.
Мой любимый предмет - математика. На первый взгляд, кажется, что она не имеет никакого отношения к природе, но на самом деле это не так. Без математики не может обойтись ни одна современная наука. Конечно, в первую очередь, это точные науки, где математические формулы помогают описывать многие явления. Но, кроме того, математика нужна во многих гуманитарных науках, например, в истории, в лингвистике. Знание математики помогает и при выполнении сложнейших физических расчетов, и, конечно же, в бытовой жизни.
Действительно, о математике как науке, являющейся фундаментом всего естественно-научного комплекса дисциплин и даже некоторых ветвей в гуманитарном знании, сказано уже немало. Но зачем занятия математикой нужны лично мне?
Когда я буду учиться в 11-м классе, то попаду в категорию «абитуриент», то есть выпускник, — и хочу поучиться ещё. В нашей стране существует довольно жесткое деление вузов на гуманитарные - куда математику сдавать не надо, и естественнонаучные, куда — надо. Человеку, не преуспевшему в искусстве словесности и неважно ориентирующемуся в истории и т. п., если он хочет продолжить образование, сдавать математику непременно предстоит.
Математика — логичная и достаточно эстетичная наука, чем она мне и нравится. И сдавать мне ее придется — хотя бы ради удовольствия поучиться еще несколько лет.
Я считаю, что математика — наука очень важная и в школе она нужна. До того момента, когда человек (ученик) определится в выборе своей будущей профессии, нужно рассказывать о математике не так, как в учебнике: может быть, не слишком подробно и углубленно, а с более широкой, общенаучной точки зрения.
Но вот когда человек поймет, какие предметы нужны ему для его будущей специальности, следовало бы либо начать изучать математику более углубленно, либо совсем поверхностно.
Это моё мнение, а вот что говорят мои одноклассники:
- Математика нужна и для постройки дома, и для денежных расчетов, и в быту. Она связана и с другими науками, которые мы используем в повседневной жизни.
- Многие не хотят учить математику, потому что некоторые операции компьютеры могут выполнять за нас, но ведь машина может ошибиться. А я не хочу стать жертвой компьютерного сбоя.
- Конечно, я не хотел бы быть не глупее своих детей. Я хотел бы уметь объяснить им то, чего они не понимают. Это бы повысило мой авторитет в их глазах.
- Математика — это очень интересная наука, особенно пространственная геометрия. Математика развивает у человека логику. Вообще она нужна абсолютно везде, в любом деле требуется хоть чуть-чуть математики, хоть самой простейшей.
- Конечно, мне математика нужна прежде всего для того, чтобы поступить в институт. Да и так я ей пользуюсь постоянно: на огороде, дома, при денежных расчетах, при приготовлении пищи. Для всех бытовых вещей нужна математика, которую мы изучаем в школе.
- Но зачем нужна высшая математика? По-моему, ее невозможно применить на практике в повседневной жизни. Наверное, она нужна для развития логики. Математика заставляет думать, а вообще-то это красиво.
Эта работа призвана показать привлекательность математики, её жизненную необходимость для человека. Вопросы, на которые я искала ответ:
- Что такое математика?
- Зачем она нужна?
- Какими качествами должен обладать математик?
- Как ей заниматься?
- Чем может удивить математика современного человека?
Что такое математика.
При решении математической задачи человек имеет дело с ограниченным набором объектов, имеющих четкие отношения друг с другом. В жизни же, наоборот, их количество очень велико, а отношения между ними достаточно размыты.
Первоначально математика брала, например, такие объекты из окружающей действительности, как числа и геометрические фигуры. В отличие от физики эта точная наука изучает закономерности отношений, не зависящие от физического устройства этого мира. В ней утверждается, что из одних отношений объектов могут быть логически выведены другие отношения между ними. Начальные свойства и способы логического вывода человек берет из жизни, воспроизводя разные ситуации с реальными объектами или представляя их умозрительно и обращаясь к своему опыту. Далее он использует только специально сформулированные понятия, образы, в том числе рисунки и правила вывода одних утверждений из других. Мышление, оторванное от понятий, доступных органам чувств, можно назвать абстрактным. Преобразование информации по четко определенным законам и без ошибок можно назвать строгим. Выводы, сделанные математикой, будут правильны в жизни, если исходная информация была верна. Другим путем, кроме как с помощью строгого абстрактного математического подхода, в сложных явлениях реального мира, особенно в технике, где много логических связей, зачастую нельзя получить точную информацию.
После четкой формулировки исходных свойств объектов и способа вывода из одних свойств других, процесс вывода можно формализовать, то есть свести к механическим преобразованиям информации. Но, чтобы решать задачи, нужен алгоритм, совершающий эти преобразования наиболее эффективным путем. Математик, в основном, обладает этим методом наиболее быстрого решения задач, но его алгоритм не формализован и в большой степени основан на методах и рефлексах, заложенных от природы или выработанных в процессе реальной жизни. Поэтому составление такого алгоритма - задача нетривиальная. Заметим, что всегда можно дать задачу с как угодно сложным или сложно находимым решением, возможно, даже с простой изящной формулировкой. Кроме того, человек - не машина, обладает слабостями и до оптимального алгоритма работы он не доходит. Это доказывает и долгий путь технических и научных достижений, и то, что часто простые решения некоторых задач были не скоро найдены. Современные науки - математика, физика, химия, биология и техника - вышли на уровень задач, для которых способностей человека не достаточно.
Зачем она нужна?
1. Для прикладных нужд: техники, физики, химии, биологии, программирования и т.д. Кроме того, одни области математики нужны для других.
2. Для знания, точного установления фактов, чтобы было меньше неизвестного, неясного и чтобы все могли пользоваться этими знаниями. Для воспитания дисциплины мышления и мыслительных способностей. Подход, применяемый при решении математической задачи, описанный в разделе "Как ей заниматься", может быть полезен в любых рассуждениях. Строгое и абстрактное мышление, необходимое в реальной действительности, легче развить, занимаясь математикой, так как эта наука уже абстрактна и строга, кроме того, исходная информация математической задачи доступна, ограничена и неизменна в отличие от ситуации в жизни.
3. Для получения такого же удовлетворения, как от игры или любого интересного дела. Математика привлекательна в этом отношении своей содержательностью, сложностью, строгостью построений, общностью выводов, простотой и неожиданностью результатов.
Почти все математические открытия имеют в основе очень простую идею. Учебники часто скрывают этот факт. Они обычно содержат громоздкие выводы и этим создают впечатление, что математики — это люди, которые всю свою жизнь просиживают за письменными столами и переводят тонны бумаги. Это чепуха. Многие математики очень успешно работают в ванной, в кровати, ожидая поезда или катаясь на велосипеде (предпочтительно при слабом уличном движении). Математические вычисления производятся до или после открытия. Само открытие возникает из основных идей.
Немногие представляют себе, как огромна сфера действия современной математики. Вероятно, было бы легче овладеть всеми существующими языками, чем всеми математическими знаниями, известными в настоящее время. Мне кажется, что все языки можно было бы выучить за одну человеческую жизнь, а всю математику, конечно, нет. К тому же объём математических знаний не остаётся неизменным. Ежегодно публикуются всё новые открытия. Например, в 1951 г. для реферативного изложения всех математических статей, вышедших за год, потребовалось 900 печатных страниц крупного формата. Только за январь упомянуто 451 название, причём реферировались статьи и книги, рассматривающие новые проблемы; лишь в немногих из них упоминались известные факты.
Человеку, желающему быть в курсе всего нового в математике, пришлось бы прочитывать ежедневно около 15 статей, весьма больших по объёму и содержащих сложные математические выкладки. Трудно даже мечтать о выполнении подобной задачи.
Открытия, которые делают математики, столь разнообразны по своему характеру, что однажды кто-то, видимо, в отчаянии предложил определить математику как «всё, чем занимаются математики». Казалось, что только такое широкое определение может охватить всё, что относится к математике. Математики решают проблемы, которые в прошлом не считались математическими, и трудно предсказать, чем ещё они будут заниматься в будущем.
Точнее было бы определение: «Математика — это классификация всех возможных задач и методов их решения». Это определение, пожалуй, тоже расплывчато, так как оно охватывало бы даже такие рубрики, как газетные объявления «Обращайтесь со всеми вашими сердечными заботами к тёте Минни», что мы никак не имеем в виду.
Для нас достаточно было бы определение: «Математика — это классификация и изучение всех возможных закономерностей». Слово «закономерность» здесь используется в таком смысле, с которым многие могут не согласиться, а именно в самом широком смысле, как название любого рода закономерностей, которые могут быть познаны умом.
Любая математическая теория должна непременно сочетать в себе мощь метода, обусловливающую возможность применений к естественным наукам, и красоту, стройность, столь привлекательную для ума. Нам кажется, что наше определение математики удовлетворяет обоим этим требованиям.
Интересно заметить, что «чистые» математики, движимые только чувством стройности к математической форме, часто приходили к выводам, которые в дальнейшем оказывались чрезвычайно важными для науки. Греки изучали свойства эллипса более чем за тысячу лет до того, как Кеплер использовал их идеи для определения траекторий планет. Математический аппарат теории относительности был создан за 30-50 лет до того, как Эйнштейн нашёл для него применение в физике. Подобных примеров можно было бы привести много. С другой стороны, много стройных теорий и проблем, которые любой «чистый» математик причислит к математике, возникли в связи с физикой.
Практики, как правило, не имеют представления о математике как о способе классификации всех проблем. Обычно они стремятся изучать только те разделы математики, которые уже оказались полезными для их специальности. Поэтому они совершенно беспомощны перед новыми задачами. Вот тогда-то они обращаются за помощью к математике. (Это разделение труда между инженерами и математиками, вероятно, оправдано: жизнь слишком коротка для того, чтобы одновременно изучать и абстрактную теорию и инженерное дело.) Встреча математика и инженера обычно очень забавна. Инженер. ежедневно имея дело с машинами, настолько привыкает к ним, что не может понять чувство человека, видящего машину впервые. Он забрасывает своего консультанта-математика огромным количеством подробностей, которые для того ровным счетом ничего не значат. Через некоторое время инженер приходит к выводу, что математик — абсолютный невежда и что ему нужно объяснять простейшие вещи, как ребёнку или Сократу. Но, как только математик поймёт, что делает машина и что от неё требуется, он переводит задачу на язык математических терминов. После этого он может заявить инженеру одно из трёх:
- что эта задача известна и уже решена;
- что это новая задача, которую он может попытаться решить;
- что это одна из тех задач, которую математики безуспешно пытались решить, и что ещё могут пройти века, прежде чем будет сделан хотя бы шаг к её решению, и что поэтому инженеру придётся решать её эмпирически.
К сожалению, третий случай встречается удручающе часто. Но первый и второй случаи также довольно часты, и вот тогда-то математик, благодаря его знанию закономерностей, может принести пользу в тех областях, о которых он в некотором смысле ничего не знает.
Язык математики, сам по себе, имеет все ингредиенты, которые делают его универсальным языком, разделяется всеми людьми, независимо от культуры, религии или пола. Пи всегда 3,14159 независимо от того, где мы находимся. Аналогичным образом, элементарные математические процессы (как дополнение, вычитание и т.д.) никогда не изменятся в связи с изменением местонахождения или по любой другой причине какого. Они все говорят о тесной взаимной связи математики и нашей повседневной жизни.
В то время, когда даже обычный человек в настоящее время все больше зависят от применения науки и техники в повседневной деятельности жизни, роль математики, несомненно, была пересмотрена. Почти каждый следующий момент времени мы делаем простые расчеты в задней части нашего разума. Конечно, все это делается довольно бессознательно без мысли все время за использование математики на всех подобных случаях.
Чтение времени на часах, округление даты в календаре, проверка пробега автомобиля, остановка на АЗС, получение в школе баллов за экзамены, ставки на скачках, приготовление по рецепту на кухне - и этот список применения математики просто бесконечен. Нас пугает, в некоторой степени, представить себе жизнь без какой-либо информации о расчетах или вычислений, или, другими словами, без математики.
На психологическом уровне, воздействие математики помогает в разработке аналитического ума и способствует лучшей организации идей и точные выражения мыслей. В более общем плане, вдали от рассмотрения высших математических понятий, значение математики для мужчины велико всякий раз, когда он посещает банки, торговые центры, железных дороги, почтовые отделения, страховые компании, или сделки подобные. Даже тогда, когда мы думаем о роли математики в нашей рекреационной деятельности, мы имеем список, который проходит довольно долго: видео-игры, компьютерные игры, ребусы, загадки, и так далее.
Какими качествами должен обладать математик.
Для всех математиков характерна дерзость ума. Математик не любит, когда ему о чём-нибудь рассказывают, он сам хочет дойти до всего. Конечно, зрелый математик, узнав о каком-нибудь великом открытии, поинтересуется, в чём оно состоит, и не станет терять время на то, чтобы открывать уже открытое. Но я имею в виду юных математиков, у которых дерзость ума проявляется особенно сильно. Если вы, например, преподаёте геометрию девяти-десятилетним ребятам и рассказываете им, что никто ещё не смог разделить угол на три равные части npи помощи линейки и циркуля, вы непременно увидите, что один-два мальчика останутся после уроков и будут пытаться найти решение. То обстоятельство, что в течение двух тысяч лет никто не решил эту задачу, не помешает им надеяться, что они смогут это сделать в течение часового перерыва на обед. Это, конечно, не очень скромно, но и не свидетельствует об их самонадеянности. Они просто не готовы принять любой закон, а ведь в действительности уже доказано, что невозможно разделить угол на три равные части при помощи линейки и циркуля. Их попытка найти решение — того же рода, что попытка представить число √2 в виде рациональной дроби.
Хороший ученик всегда старается забежать вперёд. Если вы ему объясните, как решать квадратное уравнение дополнением до полного квадрата, он непременно захочет узнать, можно ли решить кубическое уравнение дополнением до полного куба. Остальные ученики класса не задают подобных вопросов. С них хватит и квадратных уравнений, они не ищут дополнительных трудностей.
Вот это желание исследовать является второй отличительной чертой математика. Это одна из сил, содействующих росту математика. Математик получает удовольствие от знаний, которыми уже овладел, и всегда стремится к новым знаниям.
Эту мысль можно пояснить на примере дробных показателей степени из школьного курса алгебры. Легко представить себе человека, который, поверхностно ознакомившись с дробными и отрицательными показателями степени, начнёт недоумевать, зачем все это нужно. Ведь приходится преодолевать столько логических трудностей! Мне представляется что тот, кто открыл дробные показатели степени, сначала работал над целыми показателями и получил такое большое удовлетворение от этой работы, что ему захотелось развить этот раздел, и он готов был взять на себя логический риск. Ведь на первых порах новое открытое почти всегда является вопросом веры, и лишь позднее, когда становится ясным, что это действительно открытие, приходится находить логическое оправдание, которое удовлетворит самых придирчивых критиков.
Интерес к закономерностям — третье необходимое качество математика. Уже в самом начале арифметики встречаются закономерности. Например, из четырёх камней можно сложить квадрат, а из пяти — нельзя.
Способность к обобщению — один из самых важных факторов, определяющих математика. Чем шире круг вопросов, к которым применим какой-нибудь общий принцип, тем чаще он нам поможет выпутаться из затруднений. Пуанкаре говорил: «Предположим, я занялся сложным вычислением и с большим трудом наконец получил результат; но все мои усилия окажутся напрасными, если они не помогут предвидеть результат в других аналогичных вычислениях, если они мне не дадут возможность проводить их с уверенностью, избегая тех ошибок и заблуждений, с которыми я должен был мириться в первый раз».
После обобщения результат становится более полезным. Вас, возможно, удивит, что обобщение почти всегда также упрощает результат. Более общий вывод легче воспринять, чем менее общий. Общая теорема редко содержит что-нибудь запутанное; её цель — обратить ваше внимание на действительно важные факты.
В элементарной математике мы встречаем смесь всяких важных и неважных деталей. В высшей математике мы пытаемся разделить различные элементы и изучить каждый в отдельности. В этом смысле высшая математика, быть может, гораздо проще, чем элементарная.
Всё, о чём мы говорили выше, имело целью расширить область вопросов, подвластных математике. Исследование, открытие закономерностей, объяснение смысла каждой закономерности, изобретение новых закономерностей по образу уже известных — все эти виды деятельности расширяют область действия математики. С практической точки зрения становится исключительно трудным следить за всеми полученными результатами, и нельзя сказать, чтобы нагромождение не связанных между собой теорем представляло отрадное зрелище. Будучи и деловыми людьми и художниками одновременно, математики чувствуют потребность собрать все эти разрозненные результаты.
Не удивительно, что вся история математики состоит из чередующихся процессов «расширений» и «сокращений». Например, внимание математиков привлекает какая-нибудь задача, пишутся сотни статей, каждая из которых освещает лишь одну сторону истины. Вопрос разрастается. Затем какой-нибудь гений, опираясь на все данные, собранные с таким трудом, заявляет: «Всё, что мы знаем, становится почти очевидным, если посмотреть на это вот с такой точки зрения». После этого никому, кроме историков математики, нет уже необходимости изучать сотни отдельных статей. Разрозненные выводы объединяются в одну простую доктрину, важные факты отделяются от шелухи, и прямой путь к желаемому выводу открыт для всех. Объём сведений, которые нужно изучать, сократился. Но это ещё не конец. После того как новый метод стал всеобщим достоянием, возникают новые вопросы, для решения которых он недостаточен, и снова начинаются поиски ответов, снова публикуются статьи, снова начинается процесс «расширения».
Как ей заниматься.
1. Формировать способность удерживать в голове образы, оперировать с ними - находить взаимосвязи, производить изменение этих объектов - добавлять и убирать объекты, менять их положение. То есть в голове создается картинка, которую человек рассматривает, в этом и заключается процесс мышления. Она может начать расплываться в силу несовершенства внимания человека.
2. Формировать: языки определяемых понятий, слов и словосочетаний их обозначающих; символьные языки - формул и высказываний, язык образов, рисунков, наиболее эффективные для исследуемой области математики. Понятно, что определяемые понятия должны быть строго определены, непротиворечивы, часто применимы к изучаемым объектам, в их терминах формулировка свойств должна упрощаться. Их словесные названия и связывающие словосочетания (например, “пересекающиеся прямые”) должны быть удобны для восприятия смысла. Язык символов позволяет компактно и строго производить громоздкие преобразования на бумаге. При этом меньше нагружается понятийное и образное мышление, используемое при решении задач в уме. На основе выбранных понятий, наработанных методов и доказанных теорем строится язык образов, который позволяет человеку очень быстро в уме оперировать информацией в данной области.
3. Делать эквивалентные преобразования, приводящие информацию к наиболее простому виду. Это, своего рода, процесс ее "причесывания" - обобщение, выявление сути, выбрасывание кусков, легко выводимых из остающихся данных. При преобразованиях с потерей информации оставляется самое существенное, важное, с большей вероятностью или с меньшими затратами, ведущее к результату. Полезно запомнить или записать в самом сжатом виде полученные данные, чтобы потом их можно было легко восстановить полностью. Можно также применять классификацию, чтобы сжать информацию и облегчить ее использование.
4. Четко фиксировать (на бумаге или в голове) и последовательно прорабатывать все возникающие вопросы и идеи.
5. Экономить критичные ресурсы, которыми могут быть - время, объем внимания, память, использование не развитых в данном человеке способностей. Для этого можно сначала заниматься наиболее простыми и с большей вероятностью приводящими к результату направлениями.
6. Использовать вспомогательные предметы, помогающие исследовать математические объекты - например, геометрические фигуры, механические модели, рисунки, записи на бумаге, чтобы разгрузить память и внимание. Можно воспользоваться компьютером для решения переборных задач, визуального отображения объектов, возможно, в будущем - для решения любой задачи.
7. До конца разобраться в каком-то вопросе, добиться полной строгости, чтобы потом на это опираться. На этом шаге ресурсы не экономятся, но это приводит к большой их экономии впоследствии. Часто нельзя решить задачу просто, а нужно до конца исследовать сложные объекты.
8. Использовать нечеткие образы для понятий, методов, планов дальнейшего исследования. В них могут быть неопределенные места и они, иногда, с трудом выражаются словами. Тем не менее, с этими образами не так сложно оперировать. По ходу дела они могут конкретизироваться. Мышление такими представлениями дает мощный и быстрый метод исследования.
9. Создавать новую обширную теорию для изучения какого-то одного вопроса. Она может быть сильно не похожа на исходную задачу.
10. Создавать систему теорем, способов представлений объектов, методов (алгоритмов) решения задач, теорий, позволяющих быстро решить наиболее широкий круг задач, затрачивая минимальное количество критичных ресурсов.
11. Сочетать вышеперечисленные методы, зачастую взаимоисключающие друг друга. Например, можно добиваться строгости в мелочах сразу по ходу рассуждений, полного представления в голове взаимосвязи объектов при сложной картине, развивать новые способности, новые методы и области математики, а можно производить длинную цепочку предположений, нечетко определять рассматриваемые ситуации, стараться решить задачу простыми методами, уходя от сложных операций с помощью того, что уже есть. Эти методы человек чередует в оптимальной для него последовательности. Если мышление расплывается, не удается давать четкие доказательства, то можно придумать цепочку простых задач с возрастающей сложностью и последовательно, до конца, в них разобраться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Когда-то знаменитый Гаусс сказал: «Математика — это царица наук»; однако теперь-то мы понимаем, что она занимает в мире иное, куда более почётное положение: она является служанкой всех (и естественных, и гуманитарных) наук, помогая им, доставляя им адекватный аппарат для описания всевозможных фактов и явлений. Более того, математика — это та служанка, без которой и госпожа-то не является госпожой, без которой науку и за науку признать невозможно, ибо «уровень научности» той или иной дисциплины можно измерить объёмом применяемых в ней математических рассуждений, глубиной и содержательностью характерных для этой дисциплины дедуктивных выводов (вспомните наше замечание об употреблении во французском и английском языках слова science).
Сила математики в первую очередь заключается в том, что возникшие в её рамках числовые системы и формальные схемы доставляют нам некоторый «универсальный ключ», годный для отпирания всех на свете замков: они равно приложимы к физике и биологии, технике и социологии, астрономии и лингвистике. Математическая модель реальной ситуации — это математическая структура, объекты которой трактуются как идеализированные реальные «вещи» (или понятия), а абстрактные отношения между этими объектами — как конкретные связи между элементами действительности; такая модель позволяет составить компактную и легко обозримую сводку известных нам свойств изучаемых понятий, дающую возможность исчерпывающе их анализировать и даже предсказывать результаты будущих наблюдений, а ведь именно оправдывающиеся впоследствии предсказания составляют основной предмет гордости каждой науки, определяют её ценность. Эта универсальность математического знания дала основание выдающемуся физику Эйгену Вигнеру с некоторым даже недоумением говорить о «непостижимой приложимости математики к естественным наукам»; её же имел в виду и Ландау, когда он называл математические науки «сверхъестественными».
Как вытекает из вышеизложенного, современный стиль жизни в отсутствии математики маловероятен. Ибо, если мы не очень хорошо разбираемся в языке цифр, нам будет трудно достичь важных решений в выполнении повседневных задач. Будь то поход в магазин или покупка права страхования, или пересмотр дома в рамках бюджета, - знание математики является ключом, и, следовательно, необходимо.
«ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МАТЕМАТИКЕ»
Математики нашли формулу идеальной пивной пены
Теперь математические формулы могут предсказать даже то, как со временем меняется пивная шапка. Это открытие может широко использоваться в коммерческих целях, и не только для того, чтобы идеально наполнить бокал пинтой пива.
Эта формула объясняет, как увеличиваются крошечные пузырьки, из которых состоит пена. Понимание этого может привести к разработке таких продуктов, как металлическая термоусадочная упаковка.
Пена состоит из множества маленьких пузырьков, ученые рассматривают эти пузырьки как клетки с границами.
Профессор из Лондона во сне увидел решение теоремы
Профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля, которую ученые безуспешно пытались разрешить почти 140 лет. По сообщению Times, одного из ведущих математиков Великобритании озарило в момент, когда он засыпал во время ответа одного студента.
Формула Шварца-Кристоффеля, придуманная 140 лет назад, используется при проектировании различных объектов (мосты, здания). Она необходима для определения внешней и внутренней структуры и степени запаса ее прочности. Но классическая формула не “подходила” для сложных объектов, которые имели различные отверстия или были довольно сложной формы. Английский профессор усовершенствовал формулу, сделав ее универсальной, что гораздо расширило возможности математического моделирования.
Математики раскрыли секрет образования пробок
Группа математиков из университетов Экзетера, Бристоля и Будапешта раскрыла секрет заторов дорожного движения. Они создали модель, которая демонстрирует, как без видимых причин на дорогах возникают гигантские очереди.
Выбравшись из пробки, водители недоумевают, поскольку в конце пробки не видно каких-либо причин для ее возникновения, передает технологический портал Тартуского Университета Novaator. Согласно математической модели, неожиданно большое влияние на движение могут оказать мелкие, но неожиданные события, например, меняющий полосу движения микроавтобус.
Модель продемонстрировала, как тормозящий вследствие неожиданного события водитель вынуждает движущуюся за ним машину тормозить более резко, а следующую – еще резче и т.д. В результате этого машины, движущиеся на несколько километров позади, вынуждены остановиться, а их водителям приходится ломать голову из-за причин непонятного промедления. Влияние первого торможения в быстром движении смещается назад как снежный ком: до водителей, находящихся за несколько километров, он докатывается лишь через несколько минут после произошедшего инцидента.
Шимпанзе умнее человека?
Удивительно, но факт, шимпанзе могут быть сообразительнее человека в математике.
Руководитель проекта, ученый университета Киото Тетсуро Матсузава поставил эксперимент, суть которого заключалась в том, что 6 приматов наравне с 9 студентами колледжа должны были запомнить арабские числа от 1 до 9, беспорядочно появляющиеся на экране. Затем с помощью сенсорного экрана участникам эксперимента нужно было дотронуться до квадратов (заменяющие цифры) в том порядке, в котором цифры появлялись на экране.
На первой стадии эксперимента и студенты, и приматы одинаково хорошо справились с заданием. Но когда цифры на экране стали меняться быстрее, один шимпанзе сохранил свое преимущество (80%), а все остальные хуже справились с этим заданием (40% в этом по сравнению с 80% в 1ом задании). Даже после 6 месяцев тренировки 3 студента не смогли превзойти шимпанзе - математика по кличке Ayumu.
«Никто и подумать не мог, что молодые (5 лет) шимпанзе могут лучше человека выполнять задания на память. Эксперимент доказал, что у молодых приматов наблюдаются невероятные способности к запоминанию чисел», - говорит Тетсуро Матсузава.
Сон, а также бодрствование – математики дали рецепт
В прошлом году одной из научных сенсаций стала формула любви. Сегодня математики знакомят мир с формулой сна, а также бодрствования. Собственно исследователи дают в руки превосходный инструмент, как рассчитать то время, когда ваш организм меньше всего испытывает сонливость, а также готов работать на всю катушку.
Формула такова: CDA + CT + KF = TMT. Это тот период времени, когда человек испытывает максимальную усталость.
Тут CDA - циркадное (суточное) колебание тревожности либо природные биологические ритмы.
CT - хронотип либо индивидуальные биологические ритмы.
KF – означает "факторы уловок", таких как бессонница либо потребление алкоголя.
Детально, как пользоваться данной формулой, можно прочитать на сайте www.knackerfactor.co.uk. Ее разработчики – исследователи из консультационной компании по контролю над утомляемостью AWAKE. Клиентами данного исследования стали производители кофеиносодержащих добавок.
Получению формулы предшествовало большое исследование, результаты которого показали, что 40% британцев чувствуют сонливость в разгар рабочего дня. Более половины из них признались, что в состояние усталости допускают ошибки, 62% опрошенных заявили, что усталость очень серьезно отражается на их общественной жизни.
При этом мужики, а также девушки по-разному воспринимают, а также переносят усталость. 64 % женщин в данном состоянии бывают чрезвычайно раздражительными, а мужики зачастую допускают ошибки.
Исследователи заявляют, что создание на основе формулы индивидуального режима дня с надлежащим периодом сна поможет снять усталость в период бодрствования.
"Если вы определите надлежащий для вас ритм, ваш организм сможет как можно больше эффективно эксплуатировать то время, которое отводится для активной деятельности. При этом вы получите возможность достаточно точно узнать, сколько вам надлежит спать – 6 либо 8 часов", - отметил в интервью корреспонденту агентства Би-Би-Си доктора Пол Джексона, который управляет начальник компании AWAKE.
Математикам кофе поможет!
Математика без грима: Женщины-математики предпочитают обходиться без макияжаЖенщины, решившие сделать карьеру в типично мужских областях знаний, подвергаются давлению огромного количества стереотипов и предрассудков. Это диктует им правила поведения даже в таких мелочах, как использование косметики. Результаты недавно проведенного исследования свидетельствуют, что в областях знаний, где доминируют мужчины, слабый пол стремится завуалировать типично женские качества, чтобы выглядеть более убедительно. Например, женщины-математики предпочитают обходиться без макияжа. Женщина и макияж - несовместимы. Если эта женщина- математик.“Использование косметики не означает, что вы полный ноль в математике”, — говорит Эмили Пронин, психолог, чья работа “Раздвоение личности как ответ на угрозу стереотипного мышления: женщины и математика” опубликована недавно в журнале Экспериментальной Социальной Психологии. — “Но макияж несовместим со стереотипом о том, как должен выглядеть серьезный математик”. Эмили Пронин — профессор психологии в Принстонском университете, занимается психологией стереотипов и предрассудков. “Многие женщины верят в то, что хорошо учиться по математике — это гендерно-несоответствующее поведение, и, следовательно, они и не стараются добиваться успехов в этой области”, — говорит она. Данные ее исследований наводят на мысль, что “области деятельности, характеризуемые как мужские, могут становиться для девушек-студенток камнем преткновения и начинают восприниматься в отрицательном контексте”. Другими словами, для девушек очень важно нравиться мальчикам и быть привлекательными, а успехи в математике, как им кажется, значительно уменьшают их привлекательность для окружающих.
|
МАТЕМАТИКА ЖИЗНИ.
В математике, как и любой абстрактной и надуманной науке один плюс один всегда два. Это дается на уровне аксиомы и не кем не оспаривается, иначе рассыплются, как карточный домик, все остальные выкладки.
В реальной, подчеркну, настоящей жизни один плюс один очень редко равняется двум. Так как окружающий мир — это не надуманная абстракция, а реальные объекты и реальное их взаимодействие. Так, например один ручей плюс второй ручей дадут в сумме всего один ручей, а ведь могут не дать и не одного, если в сумме получится речка. или например два объекта — молоток и ваза, могут в сумме дать несколько десятков новых объектов.
А мы сейчас рассмотрим реальную математику в жизни каждого из людей.
Если за единицы будем брать материально-духовные ценности, то можно построить достаточно интересный график отражающий суммарные действия разных категорий людей.
Так для простых рабочих 1 + 1 будет около двух, чуть выше будет у инженеров и крестьян. Если смотреть в потенциале, то еще чуть выше будет у бизнесменов и ученых. Есть категория у которых сумма единиц будет около единицы — это гос.служащие. И есть совсем «непродуктивная» категория — это чиновники, бандиты и политики.
А—чиновники, бандиты, политики
Б — государственные служащие
В — рабочие
Г — крестьяне и инженеры
Д — ученые и бизнесмены
Можно конечно начать спорить, уточнять какая категория, какую часть занимает. Но мы тут не занимаемся мелкими исследованиями, нам важна суть, а она сейчас наглядна.
Причем суть она достаточно удручающая — общая сумма материально-духовных ценностей постоянно уменьшается и уменьшается намного быстрее того фактора который можно получить складывая результаты сложений единиц каждой категории. А все происходит потому, что потребление каждой из категории намного больше пяти-шести единиц(нормальная потребность такая).
Как там было в школьной задачке про бассейн и трубы? Чтоб бассейн наполнялся, поступать должно больше чем вытекать.
У нас тут тоже самое!
На графике выше, не отражена еще одна категория. Те, кто случайно или с дури считают себя — кто политиком или служащим, кто рабочим или инженером, а кто-то ученым или инженером. Всех их объединяет одно — все они получают из суммы единиц более сотни.
Эта категория совсем маленькая, ориентировочно ее можно оценить по по исследованиям Норбекова в 3-5%. С виду они такие же как и все, только отличаются на самом деле качественно, а остальные 95-97% исскустно под них маскируются, являясь на самом деле только потребителями.
Этот факт постоянно скрыт, вплоть до того, что этим людям нет даже названий! Если для категории бизнесмен выкристализировалось слово предприниматель, то для ученых кто? А для инженеров? ...
Хотя наверное это правильно — это и есть люди. Это ТОЛЬКО они являются человечеством.
А вообще каждый был рожден Человеком, но сила социума (это эти, которые постоянно потребляют) его тянет в свою безликую массу. Каждый рожден с потенциалом легко делать сотню, но...
... но реальный потенциал начинают гробить родители, дальше подключается система образования и и заканчивает все это грязное дело социум. В самом конце движения эти силы корректируют направление, чтоб уже готовый потребитель по инерции не вылетел в разряд полных иждивенцев. И именно эта конечная коррекция преподносится социумом как великое благо.
Идеальный путь развития Человека — это путь «А». Когда ни что не мешает Человеку развиваться, а внешнее окружение только следит за тем, что в настоящий момент его заинтересовало и показывает направление возможного развития.
Но это все в идеале.
В реальности Человек может только сам преодолеть все силы старающиеся уничтожить в нем Человека, противопоставив им свою личную силу. И хуже всего то, что выдержав бой с социумом, он все равно считает себя его членом, тормозя тем самым свое развитие.
А ты кто?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-значимая акция: "Математика в жизни моей семьи"
Социально-значимая акция: "Математика в жизни моей семьи"...
Великая Отечественная Война в жизни моей семьи
Сафин Марат, ученик 5 «А» класса МБОУ СОШ №175 рассказывает о своём пра-прадедушке – подполковнике Алфёрове Александре Лазаревиче,...
социально значимый проект «Математика в жизни моей семьи»
Аннотация проекта: Главным в этом проекте является «обучение в сотрудничестве» и «выход в социум». В ходе проекта учащиеся самостоятел...
Социально значимый проект «Математика в жизни моей семьи» учеников 7Б класса
Социально значимый проект«Математика в жизни моей семьи»учеников 7Б классаЯн Амос Каменский «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не пр...
Исследовательская работа "Математика в жизни моей семьи"
Исследовательская работа "Математика в жизни моей семьи", выполнил ученик 4класса Айзятуллов Ильнур...
Проект "Эхо Великой Отечественной войны в жизни моей семьи"
Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности...
Проект «Математика в жизни моей семьи»
Главным в этом проекте является «обучение в сотрудничестве» и «выход в социум». В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным ...