Исследовательская работа "Математика в жизни моей семьи"
творческая работа учащихся по математике (5 класс)

Айзятуллова Зульфия Мягзумовна
Исследовательская работа "Математика в жизни моей семьи", выполнил ученик 4класса Айзятуллов Ильнур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledov._rabota_4_klass_ayzyatullov_i.docx386.86 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс научно-исследовательских, проектных и поисковых работ среди учащихся общеобразовательных учреждений Лямбирского муниципального района «Юный исследователь»

Исследовательская  работа

«Математика в жизни

моей семьи».

        Выполнил:      Айзятуллов Ильнур,

                            ученик 4 класса

    Руководитель:  Айзятуллова З.М.,

                                     учитель математики

Татарская Тавла

2018

Информационная страница

Школа –                                   Муниципальное общеобразовательное учреждение «Татарско-  Тавлинская основная общеобразовательная школа»

ФИО директора школы -          Булатов Ирфан Касимович.

Почтовый адрес школы -           Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район,  с.   Татарская Тавла, ул. Школьная, дом 36.

Телефон школы-                         3-37-31

ФИО автора -                              Айзятуллов Ильнур Рушанович

Почтовый адрес -                        Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с.  Татарская Тавла, ул. Советская, дом 3

Класс -                                        4

Вид работы -                               исследовательская работа

Секция -                                       начальное образование

ФИО руководителя проекта-      Айзятуллова Зульфия Мягзумовна, учитель математики

Почтовый адрес школы-              Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Татарская Тавла, ул. Советская, дом 3

Телефон -                                           3-38-08

Оглавление

  Аннотация……………………………………………………………………4 стр.

 1.Введение…………………………………………………………………….5 стр.

 2.Историческая справка ………………………………………………………5 стр.

3.Роль математики в жизни …………………………………………………..7 стр.

4. Практическая часть ……………………………………………………. ….8 стр.

4.1 Виды деятельности повседневной жизни………………………………. 8 стр.

4.2. Результаты моего наблюдения ……………………………………… …8 стр.

5. Анализ анкетирования учащихся 4-х классов……………………………10 стр.

6. Заключение …………………………………………………………………13 стр.

7. Список использованной литературы………………………………………14стр.

8. Приложение……………………………………………….............................15 стр.


Аннотация

Данная  исследовательская работа предназначена для выявления того, насколько широко применение математики в жизни моей семьи.  Для исследования рассмотрены профессии моих членов семьи с точки зрения математики и проведены опросы  одноклассников.

Актуальность темы:  Значение математики в жизни каждого человека играет немаловажную роль. Математика - это язык, на котором говорит современная наука. Она является единственным школьным предметом, на котором можно научиться думать.

Гипотеза: математика необходима в нашей жизни не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни.

Предмет исследования:  математика.

Объект исследования: моя семья.

Цель:  изучить, где математика встречается в жизни  и доказать ее необходимость.

Задачи:

-понять, что такое математика в повседневной жизни;

-изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики;  

-ответить на вопрос: «Зачем нужна математика?»

Методы исследования: анкетирование, опрос, беседа, сбор информации из книг, Интернета и других источников,

1.Введение

В  2014 году я пошел  в первый класс. Мы начали изучать различные учебные предметы, мне больше всего понравилась математика и вот уже четвертый год самым любимым предметом для меня остается математика. В этом году я хочу участвовать на олимпиаде по математике для учащихся начальных классов и очень  надеюсь, что справлюсь с заданиями и получу хорошие результаты.

2. Историческая справка

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был нужен, чтоб следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног.

Слово математика пришло к нам из древнегреческого, где мантано означало "учиться", "приобретать знания" примерно в V веке до нашей эры. Происходит оно от слова «матема» – «учение», «знания, полученные через размышления».

Древние греки знали четыре «матемы»:

  • учение о числах (арифметика);
  • теорию музыки (гармонию);
  • учение о фигурах и измерениях (геометрию);
  • астрономию и астрологию.

В древнегреческой науке существовало два направления. Представители первого из них, возглавляемые Пифагором, считали знания, предназначенными только для посвященных. Никто не имел права делиться своими открытиями с посторонними. Представители второго направления, напротив, считали, что математика доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям. Они называли себя математиками. Победило второе направление.

         Здесь уместно поговорить о математических терминах и символах. От арабского слова "сыфр" ("ноль") ведёт происхождение слово "цифра". Первое достоверное свидетельство о записи ноля относится к 876 г.: в настенной надписи из Гвалиора (Индия) имеется число 270. Некоторые исследователи предполагают, что ноль быль заимствован у греков, которые ввели в качестве ноля букву "о" в шестидесятиричную систему счисления, употребляемую ими в астрономии. Другие, наоборот, считают, что ноль пришёл в Индию с востока, он был изобретён на границе индийской и китайской культур. Обнаружены более ранние надписи от 683 и 686 гг. в нынешних Камбодже и Индонезии, где нуль изображён в виде точки и малого кружка.

Знаки "+" и "-" впервые встречаются у немецкого математика Видмана в 1489 г.; возникновение этих знаков неясно. Наверно они возникли в торговой практике. Первой печатной книгой, содержащей изложение приемов вычислений с применением знаков "+" и "-", является руководство немецкого математика Г. Грамматеуса (1518). Позже их употребляли М. Штифель (1545), А. Ризе (1550). В других странах содействовали введению этих символов руководства английских математиков Рекорда (1557), Оутрида (1631), Гарриота (1631) и французских математиков Рамуса (1555), Виета(1579).

Знак умножения "х" ввел Оутрид (1631). Точка в качестве знака умножения появляется у немецкого математика Региомонтана (XV в.), затем у Гарриота (1631), и, наконец, уже у Лейбница (1698), который подчеркивал значение точки как знака умножения.

Горизонтальная черточка в качестве знака деления впервые встречается у итальянского математика Леонардо Пизанского (XIII в.), известного также под именем Фибоначчи. Знак деления ":" впервые встречается у английского математика Джоса (1633), затем у Лейбница (1684).

Знак равенства "=" введен Рекордом (1557). Знаки неравенств ">" и "<" предложены Гарриотом (1631).

А что утверждали о математике выдающиеся деятели?

Высказывания, которые я нашел о математике:

*  Математика – это язык, на котором написана книга природы . (Г. Галилей)

* Математика – царица наук, арифметика – царица математики . (К.Ф. Гаусс)

* «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын)

* Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев)

* Полет – это математика. (В. Чкалов)

* Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли.         

* Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)

* Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива. (Р. Петер) Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. (М.В. Ломоносов)

* Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)

* Только с алгеброй начинается строгое математическое учение. (Н.И. Лобачевский)

* Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики». (Ж. Фурье)

3. Роль математики в жизни

Для чего мне нужна математика? Этот вопрос нередко задают себе люди, твёрдо решившие, что их жизнь и профессия никак не будут связаны с этой дисциплиной. Тем не менее попробуйте встретить человека, который бы не знал хотя бы азов математики. Любой человек, какую бы социальную нишу он не занимал и чем по жизни не занимался, способен считать, знает таблицу умножения и сможет назвать большинство геометрических фигур. Математика с давних пор была фундаментальной наукой для других дисциплин. Недаром древние греки говорили, что математика – ключ к другим наукам. Так или иначе, на неё опираются все выработанные человечеством знания. И хотя сама математика оперирует абстрактными решениями и взаимосвязями, стоит ей вступить во взаимодействие с какой-то естественной дисциплиной, она воплощается во вполне конкретные и вещественные понятия. Являясь жёсткой логической наукой, математика побуждает человека учиться понимать смысл поставленных перед ним задач, логически мыслить, а также вырабатывает у него навыки алгоритмического мышления. Она помогает человеку развить свой духовный облик, сформировать характер, почувствовать уверенность в своих силах. Другими словами, интеллектуальное развитие личности невозможно без знания математики. Возможно, для кого-то это станет открытием, но математика сопровождает нас по жизни. Стоит только присмотреться, и мы увидим, что всё окружающее состоит из математических вычислений и геометрических форм. Кому из нас не приходилось считать деньги или замерять временной промежуток? А если присмотреться к окружающим предметам и пространству комнаты, то мы увидим, что всё вокруг состоит из геометрических фигур. Вот почему навыки математического мышления нужны каждому человеку.

Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал математику, сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, также ему известен его возраст. А еще он не один раз за день сталкивается с различными задачками по подсчету игрушек в своей комнате или конфет, чтобы угостить друзей.

В современной жизни, когда даже обычный человек всё больше зависит от применения науки и техники в повседневной деятельности жизни, роль математики очень важна.

4. Практическая часть

4.1 Виды деятельности повседневной жизни

Для того чтобы изучить и понять, где применяется математика в повседневной жизни, я стала наблюдать за жизнью нашей семьи. Наблюдения длились почти месяц. Хотя я и так знал, что математика нужна на протяжении все жизни, но наблюдения превзошли все мои ожидания.

4.2. Результаты моего наблюдения

Наиболее часто встречаемые ситуации, когда сталкиваешься с математикой:

  1.  Поход в магазин. (Бабушка попросила купить в магазине молоко, кефир и конфет 600 гр.и дала 500 руб., сколько сдачи мне должны дать. Для того чтобы рассчитаться за покупку, мне пришлось применить знания по математике: 55 руб молоко +60 руб. за кефир , конфеты «Метеорит»-350 руб за кг, значит за 600гр 350:10*6=210 руб. Итого 500-(55+60+210)=175 руб сдачи.

2. Заправка машины бензином. (Недавно мы всей семьей съездили  в г. Ульяновск. Перед поездкой мы заехали на заправку. Компьютер в машине показывал остаток бензина на 100 км пути и его расход 10 литров на 100 км. Папа залил в бензобак машины 30 литров бензина. Папа стал рассчитывать, хватит ли нам бензина до г. Казани.

Сначала папа вычислил расход 1 литра бензина:

100/10=10 км на 1 литр бензина.

Затем папа узнал, на сколько километров хватит 30 литров бензина:

30 х 10=300 км.

После чего сложил: 100 км + 300 км = 400 км – хватит бензина в бензобаке.

Расстояние до г.Ульяновска составило 220 км, и папа твердо сказал: «Едем без остановок – бензина хватит!»  )

3. Ремонт комнаты.(вычисление необходимого материала, зная площадь, периметр комнаты).

4.Приготовление пищи.

5.Расчеты за коммунальные услуги.

6.Кредиты в банке.

7. Скидки в магазинах.(Мне купили спортивный костюм стоимостью 2200 руб. со скидкой 25%. Мама попросила меня сосчитать стоимость костюма со скидкой (она мне часто задает такие задачи), для этого я 2200/4=550руб. скидка, 2200-550=1650 руб. стоит костюм.)

8. Планирование дня.

В современном мире необходимо планировать свой день, чтобы все успевать. Я стараюсь планировать  свой день по часам.

☼ Подъем 7.00.

☼ Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели 7.00-7.15

☼ Утренний завтрак 7.15-7.30

☼  Дорога в школу 8.00

☼ Занятия в школе (внеурочные + учебные, обед, внеклассная и общественная работа) 8.30.-13.30

☼  Дорога домой, прогулка, свободные занятия, выполнение  уроков , отдых, ужин, помощь по дому и т.д. – до 20.30

☼ Приготовление ко сну 21.00

☼ Сон 21.30 - 7.30

Для того чтобы составить себе расписание, мне понадобились знания времени. Теперь я везде успеваю.         

  1. Семейный бюджет. Моя мама ведет наш семейный бюджет. Она заранее планирует, на что мы потратим деньги. Сначала она вычисляет обязательные платежи:
  • коммунальные услуги,
  • расходы на продукты питания нашей семьи.

Затем мама понимает, какой остаток денег мы можем потратить на дополнительные расходы.

  1.  Чтение книг. Мне на Новый год родители подарили шесть томов книг моего любимого писателя про животных Холли Вебба. Эти книги я решил прочитать за 9 дней, т.е до конца каникул. Я решил читать равномерно каждый день. Для того чтобы успеть прочитать книги, я должен узнать, сколько страниц в день мне необходимо читать. В шести томах было 1170 страниц. 1170:9=130 страниц в день.

Когда я просыпался, сразу брал книгу и читал по 40 страниц, а потом после обеда еще 90 страниц. К концу каникул книги были прочитаны! Если бы были подарены еще книги, то, наверное и их прочитал бы.

https://pp.userapi.com/c830108/v830108201/7f49a/83wpjkkZ3G0.jpg

Мой папа водитель. Ему  хорошо нужно знать математику, чтобы правильно рассчитывать расход топлива, среднюю  скорость и расстояние.

Моя мама учитель математики. Она каждый день учит детей математике. Вместе с ребятами она на уроках считает, решает задачи, уравнения, строит геометрические фигуры. Мама познакомила меня со многими приемами устного вычисления, ребусами и шарадами. Большое спасибо моей маме, это она привила мне любовь к математике.

Мой старший брат учится на строительном факультете, когда я смотрю, как он выполняет чертежи и проводит свои расчеты, то я вижу, что без хороших и прочных знаний по математике не обойтись. Получается, что математика нам нужна везде и всегда.

5. Анализ анкетирования учащихся 4-х классов.

Мы провели опрос среди учащихся 4-х классов (анкета –  см. приложение №1) А какое мнение у них? Итак, на вопрос «Нужна ли вам математика?» почти все  ответили: «да», лишь один был неуверен в своём ответе, поэтому ответил: «не знаю» (смотри диаграмму №1). На вопрос «Зачем нужна математика?» большинство учащихся ответили, что математика нужна в работе. Одинаковое количество учеников ответили, что математика нужна в жизни и чтобы «деньги считать». И лишь небольшое количество ребят ответили, что математика всё-таки нужна в учёбе (смотри диаграмму №2. Вот что получилось:

Вопросы.

4 класс

1.Для чего нужна математика?

А)для оценки;

14,3%

Б) для поступления в ВУЗ;

71,5%

В)не нужна;

14,3%

Г)другое.

0%

2.Любите ли вы математику?

А)да;

64,35%

Б)нет.

35,75%

Мы провели исследование о применении математики в жизни моей семьи и решили узнать у своих одноклассников о роли математики в их жизни, для этого оформили стенд:

http://www.athens.kiev.ua/wordpress/wp-content/uploads/2015/02/20150216_1_imag0906.jpg

Мы опросили в 4 классе 9 детей.


По результатам опроса мы сделали следующие выводы:

  • все дети уверены, что математика им в жизни пригодится.
  • Все дети понимают, что математика им в жизни нужна для решения задач, в том числе и жизненных, а также для того, чтобы найти хорошую работу в будущем.
  • Подавляющее большинство детей уже применяют математику каждый день в своей жизни.
  • В нашем классе 4 детей учатся по математике на отлично, 3 детей хорошо  и 2 удовлетворительно.

6. Заключение

Современная жизнь в отсутствии математики маловероятна. Если я не очень хорошо буду разбираться в языке цифр, мне будет трудно достичь важных решений в выполнении повседневных задач: будь то поход в магазин или приготовление пищи, или ремонт дома. Знание математики является ключевым, и, следовательно, необходимым.

Математика присутствует везде, она помогает мне в жизни, делает её понятнее. Нужно только её старательно учить и вникать в каждое правило и в каждый закон. Развивать своё мышление, и тогда математика будет помогать во всём на протяжении всей жизни. Ведь даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику. 

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, математика необходима в нашей жизни не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни.

Вывод: Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. И школьники, и студенты должны все-таки почувствовать важность математики и относиться к ней с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей своей деятельности, так и для жизни человеческого общества в целом.

7. Список использованной литературы

1.К.А.Рыбников «Профессия – математик» (о профессиях, производстве и людях труда), Москва, «Просвещение», 1989г.

2.Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Авантаж, 1998. - 688 с.

3.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.

4.  Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П.Савин.- .:Педагогика,2013.

5.Интернет-ресурсы:

 www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html 

 http://www.sgau.ru/

http://www.irbis-edu.ru:8001/

http://www.seun.ru/

8. Приложение

Приложение 1

Анкета

  1. Почему вы изучаете математику?
  • Нравится предмет
  • Заставляют родители
  • Потому что преподают в школе
  • Иное_______________________

  1. Пригодится вам математика в жизни?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю

  1. Для чего нужна математика в жизни?

_________________________________

_________________________________

  1. Как часто применяете математику в жизни?
  • Каждый день
  • Два раза в неделю
  • Реже чем два раза в неделю

  1. Какая у вас оценка по математике?

___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимая акция: "Математика в жизни моей семьи"

Социально-значимая акция: "Математика в жизни моей семьи"...

Математика в жизни моей семьи

материал для внеклассной работы...

Великая Отечественная Война в жизни моей семьи

Сафин Марат, ученик 5 «А» класса МБОУ СОШ №175 рассказывает о своём пра-прадедушке – подполковнике Алфёрове Александре Лазаревиче,...

социально значимый проект «Математика в жизни моей семьи»

Аннотация проекта:      Главным в этом проекте является  «обучение в сотрудничестве» и «выход в социум».  В ходе проекта учащиеся самостоятел...

Социально значимый проект «Математика в жизни моей семьи» учеников 7Б класса

Социально значимый проект«Математика в жизни моей семьи»учеников  7Б классаЯн Амос Каменский «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не пр...

Проект "Эхо Великой Отечественной войны в жизни моей семьи"

Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности...

Проект «Математика в жизни моей семьи»

Главным в этом проекте является  «обучение в сотрудничестве» и «выход в социум».  В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным ...