внеклассное мероприятие "Семья и Отечество"
методическая разработка на тему

Колосова Ирина Альбертовна

Семья на протяжении последних 40 лет занимает лидирующую позицию среди основных жизненных ценностей молодёжи, считают от 65 до 70% опрошенных респондентов. Безусловно, с течением времени значительно меняются внутренние акценты, понимание структуры, отношение к обеспеченности, уровню образования членов семьи, возрасту вступления в брак, однако, само явление «семья» было и остаётся безусловной ценностью.

За последние годы в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» предпринят ряд важных шагов, направленных на вовлечение родителей в систему образования. В «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года» обозначен новый вектор – просветительская работа с «обычной семьёй» по профилактике семейного неблагополучия.

Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Президиума Госсовета 17 февраля 2014 года, поставил задачу повышения внимания к «обычной» семье и пропаганды успешности таких семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_semya_i_otechestvo.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

         Единый урок «Семья и Отечество в моей жизни»

Актуальность

Семья на протяжении последних 40 лет занимает лидирующую позицию среди основных жизненных ценностей молодёжи, считают от 65 до 70% опрошенных респондентов. Безусловно, с течением времени значительно меняются внутренние акценты, понимание структуры, отношение к обеспеченности, уровню образования членов семьи, возрасту вступления в брак, однако, само явление «семья» было и остаётся безусловной ценностью.

За последние годы в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» предпринят ряд важных шагов, направленных на вовлечение родителей в систему образования. В «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года» обозначен новый вектор – просветительская работа с «обычной семьёй» по профилактике семейного неблагополучия.

Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Президиума Госсовета 17 февраля 2014 года, поставил задачу повышения внимания к «обычной» семье и пропаганды успешности таких семей.

Одной из важнейших проблем современного общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства как одной из основ для эффективного участия в образовательном процессе.

В условиях современной России для решения экономических задач, социальной стабильности, увеличения доли молодежи в инновационной деятельности необходимо особое внимание уделить молодым семьям, будущим родителям. По результатам мониторинга лишь 20 % образовательных организаций, социальных служб в субъектах Российской Федерации оказывают информационную поддержку, проводят разъяснительную работу для молодых семей, а основная масса - 80 % служб и центров работают только с семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Проведение Единого урока «Семья и Отечество в моей жизни» направлен на актуализацию вопросов семейного воспитания, повышение роли семьи в формировании личности ребёнка, его патриотического мировоззрения – именно семья является местом первоначального формирования отношения ребёнка к малой и большой Родине, выстраивания логических связей «род-Родина», «отец-Отечество», «малая Родина-Россия». Актуализация этих понятий в рамках проведения урока для всех уровней общего образования является приоритетом Единого урока, исходя из возрастных особенностей детей. Другим важнейшим аспектом Единого урока является пропаганда успешного устройства семьи, рассмотрение примеров и привлечение родительской общественности (успешных в различных аспектах родителей), преподнесение учащимся живых примеров качественного семейного уклада, реальных жизненных достижений лучших семей.

Проведение Единого урока, ежегодно должно стать «точкой» отсчёта, результирующим итогом работы по семейному просвещению в текущем учебном году и импульсом к работе в наступающем учебном году.

"Семья и Отечество в моей жизни"

"Семья и Отечество в моей жизни"

Тема: «Семья и Отечество в моей жизни»

Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего отечества, развивать мышление, речь, воображение; прививать понимание «Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей родины», «Школа-наш общий дом», «Класс-маленькая семья».

Оборудование. Компьютер, доска, плакаты, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, макет дома, коллаж, фотографии, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в ситуацию.
  3. Интерактивная беседа «Что такое семья?», «Что такое Отечество»

Кл. руководитель.

Примерные ответы детей….

  1. Викторина «Вопросы о семье»
  2. Просмотр презентаций, сопровождающийся рассказами учащихся:

- Традиции и обычаи в моей семье (Киоркова Е.)

- Роль моей семьи в истории Отечества (Денисов Р.)

  1. Практическая часть: составление проекта: «Наш дом»

6.1. «Школа- наш общий дом»

7. Обсуждение проблемной ситуации.

  1. Рефлексия. Самоанализ. Подведение итогов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в ситуацию.

Консультант.

Международный день семьи – 15 мая,

учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году.

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих

вместе близких родственников»,

семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».

- А как вы понимаете это слово «семья»?

3. Интерактивная беседа «Что такое семья»?

Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

(Высказывания детей).

- Семья – это великий дар.

Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя

дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где

тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

Такое место – это ваш дом, ваша семья.

Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце.

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом..

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

  • Что для вас семья?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Если подвести итог выше сказанному , то можно ответить на вопрос, Что такое семья?

Семья- это ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность- обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества.

Как уже было сказано, что семью создают два человека, в будущем они становятся матерью и отцом.

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему.

-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. Ответы учащихся оформляются на ладошках. Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики. Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить вокруг этого круга.

- Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши

ладошки?

(Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это

возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг

является гарантией вашей защищенности.)

- Вот такой символ семьи получился у нас: семейный круг объединяет

взрослых и детей. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку к кругу.

Выход учеников.

Учитель: Посмотрите, получилось солнышко. Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек- это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.

  1. Викторина «Вопросы о семье». 

Учитель: Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.

Вопросы:

ω Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

ω Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

ω Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

ω Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

ω В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

ω В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

ω Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

ω Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

ωРебенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

ωМеня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

ω Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

ω В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае

5. Просмотр презентаций, сопровождающийся рассказами учащихся:

Вы хорошо справились с викториной, а теперь послушаем какие семейные традиции и обычаи есть в семье ваших одноклассников.

Выступление Киорковой Е. «Традиции и обычаи в моей семье».

Мы неоднократно на уроках представляли проекты о нашей семье, родословное дерево семьи. И каждый из вас узнал много нового о своих предках из слов родителей. Приглашаю выступить Денисова Р., с рассказом «Роль моей семьи в истории Отечества».

Выступление Денисова Р.( Показ портрета прадедушки. Рассказ о том, как он воевал в Великой Отечественной войне).

Да , ребята, семья- маленькое Отечество. Так и семья Ростислава и ваши семьи оставили след в истории нашей страны, нашего Отечества.

Учитель: Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?

Ученик:

Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.

6. Практическая часть: Проект «Наш дом»

Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть с «строителей» . А строить мы будем Наш дом. Вы принесли фотографии своей семьи, расположите их в нашем доме на доске. Молодцы.

6.1. «Школа - наш общий дом»

Ребята, а ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья взрослых: учителей. Учеников и родителей. А наш школьный дом мы изобразим на макете. В центре расположим нашу общую фотографию, а вокруг дома слова. Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать слова, которые относятся к нашему школьному дому.

Ребята, выбирают слова и приклеивают.

7. Обсуждение проблемной ситуации. Рефлексия. А в подведении итогов нашего классного часа я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.

(Дети по очереди высказываются.)

8. Подведение итогов.

- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было

приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом

был радостным и уютным.

Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»

внеклассное мероприятие предназначено для проведения мероприятия к 200-летию Отечественной войны 2012 года...

Внеклассное мероприятие "Знай Отечество"

Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная истории. Вот почему наша игра-викторина называется “Знай свое Отечество”....

Сценарий внеклассного мероприятия «Служить Отечеству – не громкие слова»

Сценарий был разработан ко Дню воина-интернационалиста. Предназначен для мальчишек-подростков с целью воспитания будущего воина...

Внеклассное мероприятие «Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»

Сценарий исторического  вечера, посвященного войне 1812 года.......

Внеклассное мероприятие "Славься, Отечество наше!"

Цели: развивать духовно- нравственные качества, воспитывать любовь к своей Родине, уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации, развивать познавательный интерес....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Героям Отечества забвения нет»

Во все времена у всех народов всегда ценились храбрость и стойкость ратных людей. Не является исключением и наше Отечество. Так случилось, что на протяжении всей своей истории Россия была вынуждена по...