Программа вокального кружка "Поющие голоса"
рабочая программа на тему
Данная программа по вокалу для детей общеобразовательных школ. Расчитана на трехлетнее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokal.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
Название программы | Программа деятельности вокального кружка художественного направления «Поющие голоса» |
Руководитель | Быданов В. А., директор МОУ гимназии г. Советский |
Рецензент | Антонова В. М., учитель высшей категории, завуч по воспитательной работе МОУ гимназии г. Советский |
Организация - исполнитель | Муниципальное образовательное учреждение гимназия |
Адрес | 628 240 Тюменская обл., ХМАО – Югра г. Советский, ул. Киевская 26а, т. 3- 12- 72 |
Ф.И.О, должность автора | Пелагеина Елена Владимировна, учитель музыки первой категории |
География программы | МОУ гимназия |
Целевые группы | По данной программе могут заниматься дети 7- 15 лет. Наполняемость группы: 10-15 человек |
Цель программы | Приобщение к музыкальному искусству детей младшего, среднего школьного возраста, обучение умению петь, формирование певческой культуры. |
Направленность | Художественно-эстетическая |
Срок реализации | Три года |
Вид | Адаптированная программа |
Уровень реализации | Начальное и среднее общее образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Краткое содержание программы | Данная программа помогает развивать вокальные и творческие данные детей, умение держаться на сцене. Воспитывает любовь и интерес к музыке и песне. |
Имеющий опыт реализации программы | Апробирована в МОУ гимназии г. Советский |
Содержание
1. Пояснительная записка образовательной программы | 3 |
2. Тематическое планирование на каждый год обучения: | 6 |
Ученый план, учебно – тематический план ( 1год обучения), ожидаемый результат | 6 |
Ученый план, учебно – тематический план ( 2год обучения), ожидаемый результат | 8 |
Ученый план, учебно – тематический план ( 3год обучения), ожидаемый результат | 10 |
Ожидаемый результат выпускника | 12 |
3. Содержание программы | 13 |
4. Методическое обеспечение | 20 |
5. Аппарат контроля | 24 |
6. Условия реализации программы | 26 |
7. Список литературы для педагогов | 27 |
8. Список литературы для детей | 28 |
Приложение 1 Диагностика способностей | 29 |
Приложение 2 Достижения | 30 |
Приложение 3 Годовая циклограмма | 31 |
Приложение 4 Циклограмма сотрудничества | 32 |
Приложение 5 Таблица сохранности контингента учащихся | 33 |
Приложение 6 Результативность участия учащихся 34
Пояснительная записка
Что не выразить словами,
Звуком на душу навей.
Афанасий Фет
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Исполнение музыки при помощи певческого голоса - одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.
Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата, а также развитию их творческой фантазии, вокальных способностей, погружает детей в мир музыкального искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков.
Актуальность программы связана с тем, что в школьной программе предмету «Музыка» отведен один час в неделю, этого недостаточно для более широкого развития вокальных способностей детей. В данной программе предусматривается как индивидуальная работа с солистами, так и с вокальными коллективами, расширением их концертно-исполнительской деятельности.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении одноголосном и двухголосном исполнении, образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Данная программа была составлена в 2007 году на основе государственной федеральной программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ Т. Н. Овчинникова 1986 года.
Новизна образовательной программы вокального кружка заключается в следующем:
Во – первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов творческой деятельности: хоровое пение, инсценирование, использование здоровьесберегающих технологий.
Во – вторых, данная программа является комплексной и временной, подчиненной годовой циклограмме по временам года и праздникам.
В – третьих, существует интеграция различных видов искусства: музыкальное, хореграфическое, театральное, литература.
В – четвертых, предполагаются разные виды работы с детьми: индивидуальная, групповая, хоровая.
Цель программы: Приобщение к музыкальному искусству детей младшего, среднего школьного возраста, обучение умению петь, формирование певческой культуры.
Задачи:
1. Образовательные: Обучать детей вокальным навыкам; углублять знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной.
2. Развивающие: Развивать музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности детей; слух, чувство ритма, музыкальную память, творческое воображение.
3. Воспитательные: Прививать навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; учить навыкам сценического поведения; формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями, с другой стороны – на развитие у ребенка вокальных и творческих способностей. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для концертной деятельности в гимназии, в городских и районных конкурсах, других мероприятий годового цикла (Приложение 3).
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства. Основной образовательный принцип данной программы - от простого к сложному, от знаний к творчеству, от занятий к увлекательным делам и концертам.
Возраст детей: данный кружок могут посещать дети 1 - 9 классов общеобразовательного учреждения.
Срок реализации программы: программа вокального кружка рассчитана на 3 года обучения.
Первый год обучения – ознакомительный
Второй год обучения – развитие и закрепление полученных знаний
Третий год обучения – творческая активность.
Младшая группа — первый год обучения — это дети 7—9 лет, средняя группа — второй год обучения — дети 10—12 лет, старшая группа — 12—I5 лет.
Количество занятий и учебных часов в неделю:
Группа занимается 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в году — 34 занятия. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в ансамбле не более 15 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считается форма кружка, которая позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Учебно- тематический план 1 года обучения
№ | Раз дел | тема | час | Цель и задачи | Формы и методы | Ожидаемый результат | Точки и виды контр |
1 | Вокально-хоровая работа | Введение | 1 | Знакомство, прослушивание детей | Словесный метод, беседа | Выявить музыкальные способности | Диагосика муз-х способн |
Певческая установка. Дыхание | 3 | Учить детей умению правильно брать дыхание | Занятие - игра | Расширение кругозора | Опрос, игра | ||
Распевание. Дирижерские жесты. Работа с солистами | 7 | Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах | индивидуальный | Научить детей понимать дирижерские жесты | Игра | ||
Вокальная позиция. Звуковедение | 10 | Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения | Практическое занятие | Умение петь, интонировать простые песенки | Показ исполнение песен | ||
2 | Музыкально-теоретическая постановка | Дикция, Вокально-хоровое пение. Основы музыкальной грамоты | 5 | Работа над дикцией. Развитие музыкального слуха | Рассказ, беседа показ | Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы | Развитие ритма памяти. |
3 | Теоретико – аналитическая работа | Беседа о творчестве композиторов | 6 | Гигиена певческого голоса | Познавательный метод | Развитие памяти, воспитание | Игра, групповая |
4 | Концерто – исполнительская деятельность | Сводные репетиции Праздники выступления Просмотр видеозаписи тиции | 3 | Развивать умение держаться на сцене Работа с микрофоном | Воспитание доброжелательности, коллективизма | Наблюдение выступления |
Учебный план (1-й год обучения)
№ | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вокально-хоровая работа | 20 | 3 | 17 |
2 | Музыкально-теоретическая постановка | 4 | 2 | 2 |
3 | Теоретико – аналитическая работа | 6 | 4 | 2 |
4 | Концерто – исполнительская деятельность | 4 | 4 | |
итого | 34 | 9 | 25 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (1-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова — петь «мягко нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Учебно – тематический план (2-й год обучения)
№ | Раз дел | тема | час | Цель и задачи | Формы и методы | Ожидаемый результат | Точки и виды контр |
1 | Вокально-хоровая работа | Введение | 1 | Знакомство, прослушивание детей | Словесный метод, беседа | Выявить музыкальные способности | Диагосика муз-х способн |
Певческая установка. Дыхание | 5 | Совершенствовать навыки и умения в вокальной деятельности. | Занятие - игра | Расширение кругозора | Опрос, игра | ||
Распевание Работа с солистами | 14 | Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах | индивидуальный | Научить детей понимать дирижерские жесты | Игра | ||
Вокальная позиция. Звуковедение | 19 | Развитие вокально-хоровых данных знакомство с различной манерой пения | Практическое занятие | Умение петь, интонировать простые песенки | Показ исполнение песен | ||
2 | Музыкально-теоретическая постановка | Дикция, Вокально-хоровое пение. Основы музыкальной грамоты | 13 | Формировать навыки слушания и исполнения | Рассказ, беседа показ | Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы | Развитие ритма памяти. |
3 | Теоретико – аналитическая работа | Беседа о творчестве композиторов | 8 | Сформировать знания о жизни и творчестве композиторов | Познавательный метод, диалог: учитель-ученик. | Развитие памяти, воспитание | Тест |
4 | Концерто – исполнительская деятельность | Сводные репе Праздники выступления Просмотр видеозаписи тиции | 7 | Развивать умение держаться на сцене Работа с микрофоном | Воспитание доброжелательности, коллективизма | Выступления, диагностика |
Учебный план (2-й год обучения)
№ | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вокально-хоровая работа | 20 | 3 | 17 |
2 | Музыкально-теоретическая постановка | 4 | 2 | 2 |
3 | Теоретико – аналитическая работа | 6 | 4 | 2 |
4 | Концерто – исполнительская деятельность | 4 | 4 | |
итого | 34 | 9 | 25 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• понимать дирижерские жесты и правильно следовать и (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимал плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Учебно – тематический план (3-й год обучения)
№ | Раз дел | тема | час | Цель и задачи | Формы и методы | Ожидаемый результат | Точки и виды контр |
1 | Вокально-хоровая работа | Введение | 1 | Прослушивание детей | Словесный метод, беседа | Выявить музыкальные способности | Диагосика муз-х способн |
Певческая установка. Пение в унисон | 2 | Учить детей петь в унисон | Занятие - игра | Расширение кругозора | Опрос, игра | ||
Распевание Работа с солистами | 27 | Развитие вокальных способностей | Индивидуальный | Научить детей понимать дирижерские жесты | Игра | ||
Звуковедение Импровизация. Двухголосие | 17 | Развитие вокально-хоровых данных двухголосное пение | Практическое занятие | Умение петь, интонировать простые песенки | Показ исполнение песен | ||
2 | Музыкально-теоретическая постановка | Дикция, Вокально-хоровое пение. | 12 | Работа над дикцией. Развитие музыкального слуха | Рассказ, беседа показ | Умение двигаться под музыку, Использовать танцевальные элементы | Развитие ритма памяти. |
3 | Теоретико – аналитическая работа | Беседа о творчестве современных композиторов | 6 | Гигиена певческого голоса | Познавательный метод | Развитие памяти, | Игра, групповая |
4 | Концерто – исполнительская деятельность | Праздники выступления, выезд с концертами | 7 | Развитие сценических способностей Работа с микрофоном | Заключительное занятие, выездное занятие | Воспитание доброжелательности, коллективизма | Наблюдение выступления |
Учебный план (3-й год обучения)
№ | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вокально-хоровая работа | 39 | 3 | 36 |
2 | Музыкально-теоретическая постановка | 13 | 3 | 10 |
3 | Теоретико – аналитическая работа | 8 | 6 | 2 |
4 | Концерто – исполнительская деятельность | 7 | 7 | |
итого | 68 | 12 | 56 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (З-й год обучения)
В результате обучения пению ребенок должен
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
• образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
• петь несложные двухголосные каноны;
• импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
• исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Ожидаемый результат выпускника
К концу третьего года обучения предполагается, что учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
- пение в унисон;
- певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
- передача простого ритмического рисунка;
- четкая дикция;
- свободное владение дыханием;
- способность передать характер произведения;
- владение динамикой p – mf.
- репертуар 6 — 8 песен
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Таким образом, вокальный кружек прививает любовь к музыке, способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию памяти, внимания, умения держаться на публике, а так же интересов и вкусов ребенка.
Содержание программы
В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
- Вокально-хоровая работа.
Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, руки опущены вдоль тела или на коленях, если дети сидят; плечи развернуты и опущены, живот немного втянут. Основным способом звукообразования для детей младшего возраста следует считать мягкую атаку. Дыхание должно быть в меру активным, вдох спокойный, без поднятия плеч, выдох спокойный, без напряжения и утечки воздуха.
Работа над дикцией в детском хоре имеет большое значение для формирования правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих органов. Довольно часто, особенно в первые месяцы занятий, детям необходимо напоминать, что текст песни или упражнения должен быть понятен слушателям, поэтому слова нужно произносить активно и четко. Для тренировки четкого произношения можно использовать упражнения, где в тексте встречается имитация криков животных и птиц, например импровизация типа «вопрос - ответ»: «Как поет ворона?», «Кар-кар-кар», «Как поет лягушка?» - «Ква-ква-ква».
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов, Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, поп legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
II. Музыкально-теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов;
б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в урок можно включить и другие виды деятельности; слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию. Слушание, на занятиях музыки, доступной детскому восприятию, позволит научить детей не просто слушать, но и понимать музыкальные произведения. Интересный, краткий рассказ руководителя о музыке и средствах ее выразительности, о композиторах и их произведениях помогут малышам понять образно-содержательную сторону этого вида искусства. Во время слушания музыки на хоровых занятиях, кроме личного показа, используются пластинки и магнитофонные записи музыкальных произведений для детского хора, инструментальных произведений, песен из мультфильмов.
Занятия певческой импровизацией активизируют внимание детей, развивают внутренний слух, фантазию, воображение. Начинать занятия можно с простейших импровизаций - ответов на вопросы: «Как тебя зовут?», «Каких ты знаешь птиц?», причем вопрос поется руководителем на звуках доминанты, ответ учащегося - на звуках тоники. Когда этот вид импровизации освоен, учащимся дается задание импровизировать мелодию на несложный текст, детские стихи, на определенный ритм, на различные настроения, образы, на разных ступенях лада.
Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в занятие музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой формы работы в конце занятий поможет преодолеть некоторую усталость и напряжение, возникшие у детей в течение урока. Музыкальные игры и движения под музыку помогают наладить двигательную координацию, позволяют еще раз обратить внимание учащихся на форму музыкального произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности. В музыкальной игре может участвовать группа детей, остальные, сидя, наблюдают за игрой, затем группы меняются местами. В хороводах и построениях под музыку участвуют все, если позволяет величина помещения.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов -ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
- выше, высокие слоги («динь-динь»);
- чуть ниже («дан-дан»);
- еще ниже («дон-дон»).
Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения.
Младшая вокальная группа характеризуется ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Для реализации программы необходимы учебно – методическая литература, сборники песен, диски, музыкальный инструмент. Желательно использовать и такие элементарные музыкальные инструменты, как колокольчик, треугольник, бубны, трещотки и другие. Подобные музыкальные инструменты активизируют детей, способствуют развитию их воображения и пробуждению творческой индивидуальности.
3. Теоретико-аналитическая работа.
Одной из важнейших задач руководителя является пение песен без сопровождения: при таком пении обостряются слуховые ощущения детей, быстрее достигается ровность хорового звучания, выработка красивого тембра, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков; оно используется также для тренировки одновременного вступления хора и снятия звука в конце произведения. Однако эта задача не легка для малышей, поэтому они осторожно, исподволь приучаются к пению а капелла. Исполняя песню в сопровождении фортепиано, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать музыкальный материал вступления к произведению и фортепианного заключения, замечать в сопровождении изобразительные моменты.
На занятиях педагог знакомит детей с творчеством композиторо классиков и современных. Ведет беседу о гигиене певческого голоса, умение управлять своим голосом.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Вся работа вокального кружка направлена на подготовку к концертной деятельности, как результат. На выступлениях можно наиболее полно проявить полученные знания, умения, навыки.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников. Отчетный концерт, который проводиться в апреле месяце, является финальной концертной работой. Обязательно выступают все дети , исполняются песни, разученный в течении года.
Методическое обеспечение программы
Основные формы проведения занятий – это учебное занятие. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать полученные умения и навыки.
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему — занятие- концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.
Выездное занятие — посещение концертов, праздников, фестивалей.
Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2—3мин);
2) дыхательная гимнастика;
З) распевание;
4) пение вокализов;
5) работа над произведением;
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись, что позволяет охватить духовую жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства развивает фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Это способствует его дальнейшему развитию, умению применить данные знания в жизни. Например, умение держаться на сцене, владеть своим голосом, принимать активную жизненную позицию.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивиуальных и коллективных занятий. Одной из форм работы в вокальной группе могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.
Методика вокального воспитания детей предусматривает комплекс воспитательных мероприятий: концерты, вечера отдыха, встречи с интересными людьми, просмотр и посещение концертов и т. д.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, — одна из основных задач педагога дополнительного образования.
Ведется совместная работа педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт. Существует циклограмма концертных выступлений для родителей: праздник Мам, Новогодние поздравления, концерт к 23 февраля и 8 марта, отчетный концерт в апреле месяце в период «Недели искусств» в гимназии.
На собраниях родители могут познакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с детьми приносит подготовка костюмов, сценического образа ребенка для участия и показа в концертных программах, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных мероприятиях, подготовки, проведения. воспитанниками городских мероприятий и участия (выступления) в них (Приложение 4).
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты (Приложение 2).
Программа будет успешно реализована:
• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы, и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможности ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.
Данная программа является экспериментальной, и автор оставляет за собой право вносить коррективы в содержание по ходу её реализации.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
• к концу года показывать результат элементов двухголосия.
Более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.
Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.
Аппарат контроля
Форма контроля и система оценивания результатов образовательной деятельности
Результат работы данной программы можно отследить в двух направлениях:
- творческая активность учащихся, уровень их достижений в процессе учебной деятельности (диагностические таблицы, рейтинг учащихся, карты индивидуальных достижений)
- результат освоения программы учащимися: выступление на родительских собраниях, концертах, участие в фестивале искусств в конце учебного года, выездные концерты к шефам, в дом – интернат; участие в городских и районных конкурсах: «Минута славы», фестивале искусств, «Солдаты России», «Все, что было не со мной, помню»
На основании полученных данных и по итогам каждого года обучения воспитанники получают грамоты, благодарственные письма и призы.
Данная программа имеет положительные отзывы учителей школ, ее можно рассматривать как методическое пособие, которое поможет учителям и ПДО в организации учебной, внеурочной и внеклассной работы.
Ввиду отсутствия оценочной системы в кружковой работе вокального кружка, возникла необходимость объективно отслеживать степень обученности по данной программе.
На протяжении каждого занятия отслеживается уровень усвоения материала и развитие сценических данных (метод наблюдения).
На протяжении всего учебного года проводиться диагностика уровня обученности воспитанников, которая проводиться в сентябре, декабре, мае учебного года по следующим критериям: ритм, слух, вокал.
В течение всего периода обучения осуществляется диагностика обученности воспитанников. Диагностика проводится в четыре этапа:
1. Первичное диагностирование уровня обученности (1-й год обучения);
2. Промежуточное диагностирование (2 год обучения);
3. Итоговое диагностирование (3-й год обучения).
Основным методом диагностирования является метод наблюдения. В основу диагностики положены следующие критерии:
- ритм;
- слух;
- вокал (см. Приложение 1).
Так же отслеживается результативность участия воспитанников в мероприятиях (концерты, конкурсы, фестивали) (см. Приложение 2)
Ведется рейтинг учащихся. Результаты отслеживаются по активности участия воспитанников в конкурсах различного уровня (гимназические, городские, районные). По концу года на фестивале искусств самые активные дети получают памятные подарки и дипломы.
Условия реализации программы
Созданная программа фольклорного кружка является комплексной, разноуровневой. При возникновении необходимости производится корректировка содержания, форм занятий и времени изучения материала.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение для детей 7-12 лет. Набор в кружок свободный, по желанию учащихся и родителей. При записи в кружок проходит диагностика воспитанника: проверяется ритм, вокал, слух. По результатам диагностики педагог определяет, над, чем нужно будет работать с ребенком в дальнейшем.
Состав группы в кружке постоянный. Занятия проводит один педагог – специалист, либо привлекает хореографа, аккомпаниатора.
Оснащение программы
Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально – техническая база:
- Музыкальные инструменты (фортепиано, баян, шумовые и ударные инструменты: ложки, трещотки, бубны, свистульки, колокольчики).
- Аппаратура: магнитофон, фотоаппарат, диски, аудиокассеты, микрофоны.
- Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, мебель, зеркала.
- Костюмы, декорации.
Организация концертной деятельности и воспитательной работы будет облегчена, если педагог сможет привлекать родителей учащихся. Пошив костюмов, отчетные концерты, поездки с выступлениями – все это можно проводить в тесном контакте с родителями.
Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем или же актерской игрой.
Инвентарная ведомость на технические и музыкальные
средства обучения кабинета
№ | Наименование имущества | Количество |
1. | пианино | 1 штука |
2. | синтезатор | 1 штука |
3. | металлофон | 15 штука |
4. | треугольник | 1 штука |
5. | Музыкальный центр | 1 штука |
6. | микрофон | 2 штуки |
7. | Стол компьютерный | 1 штука |
8. | Стол тумбовый | 1 штука |
9. | Стул педагога | 2 штуки |
10. | Стулья детские | 48 штук |
Список фонотеки
№ | Наименование дисков, кассет | Количество |
1. | Звонкие голоса | 1 штука |
2. | Планета детства | 1 штука |
3. | Классика (Чайковский Моцарт, Бетховен) | 5 штука |
4. | Пойте с нами | 1 штука |
5. | Детская площадка | 1 штука |
6. | Пусть смеются дети | 2 штуки |
7. | Летят по свету ноты | 1 штука |
8. | Из волшебной дали | 1 штука |
9. | Мои друзья | 2 штуки |
10. | Танцуй и пой | 4 штук |
Кадровое обеспечение: руководитель кружка, звукооператор.
Список литературы для педагогов:
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Асафьев Б. В. – Л., 1973.
- Почемучка: Детские песни Людмилы Лядовой. - М.. 2000.
- Шаинский В. Избранные песни для детей. – М., 1998.
- Никитин З. Ю. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: «Русич». 2000.
- Л. Л. Алексеева Программы дополнительного образования. «Просвещение», 2007.
- Беспятова Н. К. Программа дополнительного образования: От разработки до рекализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
- Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.- М. «Просвещение», 1993.
Список литературы для детей
1. Гульянц Е. В.: Музыкальная азбука для детей. - М., «Аквариум», 1997.
2. Кудлаева Н.: Альманах. – Тюмень, 1992.
3. Широков А. Н.: Русские народные песни. – М., «Музыка», 1988
4. Заволокин А. Н., Заволокин Г. Н.: Звонкое чудо – частушка. – М.,
«Советский композитор», 1989.
5. Михайлов М. А.,Горбина Е. В.: Поем, играем, танцуем. – Ярославль, «Академия развития», 1998.
6. Налепин А. Л.: Русские сказки. – М., «ViTA», 1993.
7. Юдин С. Е.: Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль, «Академия развития», 2003.
8. Елкина Н. В.,Тарабарина Т. И., 1000 загадок. – Ярославль, «Академия развития», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация детского вокального проекта "Голос".
Новости школыфев ’1419Внимание! Конкурс "Голос". Новости школы Выступление участников школьного конкурса "Голос" можно посмотреть, пройдя по ссылке: ...
Образовательная программа по постановке голоса.
Для педагогов вокалистов и преподавателей хоровых дисциплин....
Рабочая программа вокального кружка "Развитие и сохранение певческого голоса " для 5-7 классов
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой Министерства общего и профессионального образования РФ. Сост. В.В.Масленникова и программы для внешкольных учреждений и образовательных ш...
Конспект внеклассного занятия вокальной студии. "Голоса животных в зоопарке" для 1 "А" класса.
Конспект внеклассного занятия вокальной студии. "Голоса животных в зоопарке" для 1 "А" класса....
Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...
Программа вокального кружка "Звонкие голоса"
Программа вокального кружка "Звонкие голоса" для детей дошкольного возраста (3-7лет)...
Программа кружка "Свой голос"
Очень важно для человека выразить все, что ему захочется, верно сформулировать мысль, найти нужные слова для передачи мысли....