Программа «Школа самоэффективности»
рабочая программа на тему
Программа "Школа самоэффективности" является третьей ступенью воспитательной системы "Школа социального успеха", которая состоит из трех подпрограмм: "Школа как семья" (1 - 4 классы), "Школа восхождения к Культуре" (5 - 8 класс), "Школа самоэффективности" (9 - 11 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_samoeffektivnosti.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школа самоэффективности»
Цель:
создание условий для совершенствования личности подростков, посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности.
Задачи:
- освоение обучающимися социально – культурного опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности старшего подросткового и юношеского возраста;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности, в соответствии с личностными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда.
- закрепление установок и норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья в процессе жизнедеятельности.
- формирование экологической культуры;
- научить учащихся применять полученный социальный опыт в процессе жизнедеятельности.
Согласно возрастным особенностям юношеского возраста в качестве задачи-доминанты выдвигаются:
- формирование готовности к профессиональному самоопределению и культура общения между юношами и девушками.
Программа «Школа самоэффективности » рассчитана на 3 года обучения (9-11 классы). Программа многоуровневая и имеет блочно – модульную систему.
1 уровень – 9 класс «Самоидентификация учащихся» - на данном уровне учащийся учится рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.
2 уровень - 10 класс «Самоактуализация учащихся». На данном уровне раскрывается стремление подростка наиболее полно проявлять в своем развитии и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.
3 уровень – 11 класс «Персонализация учащихся». На этом этапе юноша определяет свою социальную роль среди других людей и может осознано выступать в общественной жизни как личность.
Именно социальное проектирование позволяет старшему подростку решать основные задачи возраста:
- формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;
- устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимают деятельность:
• социально значимую, имеющую социальный эффект;
• результатом которой является создание реального (но не обязательно
вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение
и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
• задуманную, продуманную и осуществленную подростком;
• в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с
миром, со взрослой культурой, с социумом;
• через которую формируются социальные навыки подростка.
Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование
включает в себя:
- социальную пробу – (преемственность в программой)
- социальную практику
- социальный проект.
Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе
которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки
социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой,
заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального
проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе
осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в
ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот
продукт деятельности является средством разрешения противоречия между
социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социальных проб, которые должны дать подростку опыт социальной самостоятельности.
Воспитательная работа в рамках программы «Школа самоэффективности» ведется по тем же семи направлениям (блокам), но в соответствии с задачами старшего подросткового и юношеского возраста приоритетными направлениями в работе являются:
- трудовое, профильное и профориентационное воспитание (усиливается реализацией элективного курса «Шаг в будущее»).
- воспитание семейной культуры (усиливается за счет внедрения программы дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни»)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Принципиальное требование к оценке результатов социализации и усвоения социальной культуры:
- фиксация не внешней «активности» подростка, не произносимых им слов, а
его реальной социальной позиции, ее устойчивости и мотивированности,
персональной включенности подростков в реальную позитивную
социальную и социокультурную практику. Это – важнейший генеральный
результат социализации учащихся подросткового возраста.
Уровни планируемых результатов социализации подростков (личностное
участие школьников в разных видах деятельности):
- персональный,
- школьный,
- уровень местного социума (муниципальный уровень),
- региональный (общероссийский, глобальный) уровень.
1. Персональный уровень
Развитость способности:
- сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек
(т.е. вредных для здоровья физического, нравственного и психического – своего
и окружающих);
- поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми
старшими и младшими, входящими в круг актуального общения;
- критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и
электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и
социально-культурной проблематики;
- занимать социально ответственную позицию в отношении социально
негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в
соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм;
- быть толерантным и эмпатически настроенным к носителям иных культурных
традиций;
- относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего века;
публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал
вербальных и невербальных средств коммуникации
2.Школьный уровень
Личное участие в видах деятельности:
- развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы
школьного самоуправления;
- поддержание благоустройства школьного и пришкольного пространства;
- участие в подготовке и поддержании школьного сайта;
- участие в подготовке и выпуске печатной или электронной версии школьной
газеты;
- участие в общешкольной поисковой, природозащитной, волонтерской и т.д.
деятельности (школьный театр, КВН, дискуссионный клуб и др.);
- участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт,
олимпиады, конкурсы и т.д.);
- сознательное и ответственное участие в реализации образовательной
программы школы (например, участие в школьном театре, в подготовке
публичных презентаций для младших и старших товарищей и т.д.).
3. Уровень местного социума (муниципальный уровень)
Личное участие в видах деятельности:
- участие в изучении и сохранении культурно-исторического наследия и
достояния и подготовка публичных презентаций по этой работе;
- участие в выставках изобразительного и фотоискусства, в конкурсах юных
журналистов и т.д., посвященных актуальным социальным проблемам родного
края;
- участие в исследовательских проектах (возможно, с участием и под
руководством старших школьников или взрослых), посвященных изучению на
местном материале таких феноменов, как
- «органы власти и управления», (структура, функционирование, связь с
социумом и др.), «общественные организации и творческие союзы»,
«учреждения культуры, здравоохранения, внутренних дел и т.д. и их роль в
организации жизни общества» и др.;
- проблематика востребованных и невостребованных профессий,
трудоустройства, заработной платы;
- проблематика социального здоровья (преступности, употребления
наркотиков, алкоголизма и их социальных последствий);
- проблематика уровня и качества жизни местного населения;
- этнокультурные сообщества (народы), проживающие в родном краю (в том
числе мигранты), их традиции и праздники; личное участие в развитии
межкультурного диалога;
- экологическая проблематика;
- проблематика местных молодѐжных субкультур и мн. др.
4. Региональный, общероссийский и глобальный уровень
Личное участие в видах деятельности:
- разновозрастные диспуты (в том числе в Интернет-пространстве), по
актуальным социальным и социокультурным проблемам, определяемым самими участниками (молодѐжные движения, глобальные проблемы
человечества, патриотизм и национализм, молодежь и рынок труда и др.
- участие в исследовательских проектах, связанных с проблематикой
поликультурных сообществ (крайне актуально для России), взаимовлияния
культурных традиций, ценности памятников исторического и культурного
наследия родного и близких и дальних народов, культур и цивилизаций;
материального, культурного и духовного наследия народов России и их
ближайших соседей.
Направление воспитательной работы | Название блока в программе «Школа – как семья» | Название блока в программе «Школа восхождения к Культуре» | Название блока в программе «Школа самоэфективности» |
- гражданско – патриотическое воспитание | «Дом радости и школьных традиций» | «Восхождение учащихся к ценностям: ЧЕЛОВЕК. ОТЕЧЕСТВО» | «Я – граждан России» |
- трудовое, профильное и профориентационное воспитание | «Дорога в большой мир» | «Восхождение учащихся к ценностям труда: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» | «Шаг в будущее» |
- воспитание ценностного отношения к природе, экологическое воспитание | «Моя планета» | Восхождение учащихся к экологическим ценностям: «Моя планета» | «Моя планета» |
- воспитание семейной культуры | «ТЫ +Я = Вместе школьная семья» | «ТЫ +Я = Вместе школьная семья» | « «Этика и психология семейной жизни» |
- развитие ученического самоуправления | « Ученый кот» Реализуется через программу «Реализуй себя» | «Восхождение учащихся к ценностям творчества через организацию работы ДОО «Стимул» | ДОО «Стимул», ДОО «Лукоморье» |
- социальные науки и усвоение правовых ценностей | «Школа социальных наук» | «Восхождение учащихся к правовым ценностям: «В ладу с законом и собой» | «Восхождение учащихся к правовым ценностям: «В ладу с законом и собой» |
- ответственное отношение к обучению. | «Знание - сила» | Восхождение учащихся к ценностям познания: «Знание – сила!» | Восхождение учащихся к ценностям познания: «Знание – сила!» |
- спортивно – оздоровительное направление | «Здоровье – это жизнь» | «Восхождение учащихся к ценностям ЗОЖ: «Здоровым быть модно» | «Восхождение учащихся к ценностям ЗОЖ: «Здоровым быть модно» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе "Школа 2100"
Программа составлена по программе "Школа 2100" по УМК Р.Н. Бунеева и Е.В. и на основе - Федерального базисного учебного плана 1998 года; - Обязательного минимума; - Федерального компонента государстве...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"
Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...
Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)
В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...