Социальный проект по здоровьесбережению
проект на тему
Социальный проект на тему "Взаимодействие с родителями по предупреждению наркологичсеких заболеваний среди учащихся образовательных организаций".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Взаимодействие с родителями по предупреждению наркологических заболеваний среди учащихся образовательной организации».
Сроки реализации проекта: 1 год
Актуальность проблемы
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной.
Экономические и социокультурные процессы трансформации общества в России привели к обострению проблем молодёжи, как наиболее, уязвимой социальной группы людей, чьё физическое, духовное и социальное благополучие, и здоровье находятся под серьёзной угрозой.
В этой группе особое место занимают подростки в возрасте 11-14 лет, которые испытывают трудности адаптации к новым условиям в семье, в школьном коллективе и которые наиболее склонны к проявлениям различных форм отклоняющегося поведения: половая распущенность, токсикомания, ранний алкоголизм, наркомания, различного рода преступления и как следствие, детская безнадзорность.
Опыт образовательной организации показывает, что борьба с подростками, употребляющими токсические, наркотические вещества, не приносит желаемых положительных результатов. Число подростков «группы риска» (стоящих на учёте в школе, КДН и ЗП, ОП) растёт каждый год.
В 2013 году специалистами ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» было обследовано 18 067 учащихся образовательных организаций города Нижнего Новгорода. В МБОУ СОШ № 63 было обследовано 48 человек. Ни у одного не выявлено потребление психоактивных веществ. Обследование проходило с согласия родителей (законных представителей) для учащихся до 15 лет или с согласия только самого подростка старше 15 лет. Те подростки, которые уже потребляют ПАВ, не давали согласия на это тестирование. По данным общего обследования учащихся города Нижнего Новгорода выявлено, что каждый третий несовершеннолетний до 18 лет курит табак и почти 51% употребляет слабые алкогольные напитки достаточно систематически. А сексуальная жизнь девочек начинается уже на 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В последние 2-3 года наша страна вышла вперёд и уже второй год находится на первом месте в мире по подростковому самоубийству.
Проблема трудных подростков и «неблагополучных» семей должна решаться в комплексе совместных усилий образовательной организации, родителей и органов профилактики.
Цель проекта: создание условий для совместной работы по предупреждению наркологических заболеваний учащихся образовательной организации.
Задачи проекта:
- Подбор литературы, видеороликов и др. информационного материала по формированию здорового образа жизни (профилактика курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркологических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ)
- Раннее выявление подростков и семей «группы риска» (асоциальное поведение, употребление ПАВ и т.п.) и проведение консультационной и коррекционной работы с подростками и их родителями (законными представителями)
- Составление психолого-педагогических характеристик учащихся и их семей
- Разработка комплексных мероприятий по коррекции девиантного и аддиктивного поведения учащихся
Целевые группы проекта:
- учащиеся образовательной организации и их родители (законные представители)
Участники проекта:
- педагоги образовательной организации
- социальный педагог образовательной организации
- педагог-психолог образовательной организации
- ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД»
- КДН и ЗП
- ОП
Ресурсы проекта:
- кабинет педагога-психолога
- нормативно-правовая документация по вопросам профилактики
- план совместной профилактической работы образовательной организации с ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» по предупреждению наркологических заболеваний среди учащихся
- план взаимодействия образовательной организации и КДН и ЗП
- видеотека по формированию здорового образа жизни (профилактика курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркологических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ)
- информационный стенд для учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики
- картотека трудных семей и подростков
- социальные паспорта классов и образовательной организации
- анализ и мониторинг профилактической работы образовательной организации за последние 3 года
- памятки, буклеты, направленные на здоровый образ жизни
Содержание и этапы
- Подготовительный
мероприятия | сроки | ответственные |
1. разработка, согласование и утверждение планов совместной работы образовательной организации с ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД», КДН и ЗП | Сентябрь | Администрация образовательной организации |
2. разработка и тиражирование памяток, буклетов, информационных листовок, направленных на пропаганду здорового образа жизни | В течение года | Социальный педагог, родители учащихся образовательной организации |
3. подбор специальной литературы и видеороликов по формированию здорового образа жизни (профилактика курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркологических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ) | В течение года | Специалисты: - социально-психологической службы образовательной организации, - ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД», - КДН и ЗП |
4. оформление социального паспорта образовательной организации на основании социальных паспортов классов и выявление учащихся и семей «группы риска» | Сентябрь-октябрь | Классные руководители, социальный педагог образовательной организации |
5. направление результатов тестирования учащихся и анкетирования родителей (законных представителей) в ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» для обработки, анализа и выявления учащихся и семей «группы риска» | В течение года | Социальный педагог образовательной организации |
- Основной
мероприятия | сроки | ответственные |
1. составление характеристик учащихся «группы риска» | В течение года | Классные руководители |
2. составление картотеки детей и семей «группы риска» | Сентябрь-октябрь | Социальный педагог образовательной организации |
3. первичное анкетирование родителей (законных представителей) учащихся о поведении детей (выявление учащихся «группы риска» на основании данных анкетирования) | Сентябрь-октябрь | Классные руководители, социальный педагог образовательной организации |
4. тестирование учащихся на предмет немедицинского потребления наркотиков и других токсических веществ | В течение года | Классные руководители, социальный педагог и педагог-психолог образовательной организации |
5. проведение с педагогами образовательной организации семинаров-тренингов по вопросам коррекции аномального развития личности, предрасполагающего к формированию наркологических заболеваний | 1 раз в 6 месяцев | Сотрудники ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» |
6. получение из ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» рекомендаций по вопросам коррекции аномального развития личности, предрасполагающего к формированию наркологических заболеваний | В течение года | Сотрудники ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» |
7. проведение добровольного анонимного иммунографического тестирования по выявлению учащихся, употребляющих ПАВ | В течение года | Сотрудники ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» |
8. постановка на внутришкольный педагогический учёт учащихся и семей «группы риска» (работа Профилактического Совета образовательной организации) | В течение года | Классные руководители, социальный педагог образовательной организации |
9. консультирование учащихся и их родителей (законных представителей), находящихся в социально опасном положении и допускающих употребление ПАВ | В течение года | Сотрудники ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» |
10. организация волонтёрской деятельности, направленной на формирование здорового жизненного стиля и противодействия аддиктивным тенденциям среди молодёжи | В течение года | Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников |
11. организация и проведение классных часов, конференций, тематических конкурсов, направленных на формирование здорового жизненного стиля учащихся и их родителей (законных представителей) | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
- Заключительный
мероприятия | сроки | ответственные |
1. повторное проведение анкетирования для родителей (законных представителей) | Апрель-май | Классные руководители, социальный педагог образовательной организации |
2. анализ результативности совместной деятельности ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» и образовательной организации по профилактике наркотизации учащихся | Июнь | Администрация образовательной организации, специалисты ДДО № 1 ГБУЗ НО «НОНД» |
Ожидаемые результаты
- Снижение количества учащихся, стоящих на учёте в образовательной организации, КДН и ЗП, ОП.
- Увеличение количества учащихся, вовлечённых во внеурочную деятельность (кружки, секции и т.п.)
- Увеличение количества родителей, участвующих в культурно-массовых, спортивных мероприятиях, коллективно-трудовой деятельности, проводимых образовательной организацией
- Участие родителей в тиражировании буклетов, памяток и других информационных материалов
- Участие родителей в работе Профилактического Совета образовательной организации
Критериальные показатели
- Внеурочная занятость учащихся (не менее 98%)
- Посещение родительских собраний (100%)
- Проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, коллективно-трудовой деятельности
- Работа родительских патрулей (не реже 1 раза в неделю)
- Заседания Профилактического Совета образовательной организации (1 раз в месяц)
Оценивание рисков
- Низкий процент участия учащихся в тестировании
- Низкий процент участия родителей (законных представителей) в анкетировании
- Отказ согласия родителей (законных представителей) на участие детей в трудовой деятельности
Приложение 1
Анкета для родителей
- Часто ли прогуливает Ваш ребёнок учебные занятия?
- Убегал ли Ваш ребёнок из дома, ночью? (1, 2 раза или неоднократно)
- Вступает ли Ваш ребёнок в драку первым?
- Применяет ли Ваш ребёнок в драке какие-либо предметы или оружие? (если применяет, то пояснить, какой именно)
- Были ли случаи жалоб на Вашего ребёнка по вопросу принуждения им кого-либо к вступлению в сексуальную жизнь?
- Замечали ли Вы случаи жестокого обращения Вашего ребёнка с животными?
- Установлены ли факты намеренного разрушения Вашим ребёнком чьей-либо собственности?
- Устраивал ли Ваш ребёнок поджоги?
- Часто ли лжёт Ваш ребёнок без причины, для того, чтобы избежать наказания?
- Были ли случаи хищения Вашим ребёнком чего-либо или подделки документов?
- Участвовал ли Ваш ребёнок в воровстве, вступая во взаимодействие с жертвой?
Ребёнок находится в «группе риска», если имеются положительные ответы на 3 и более вопросов.
Приложение 2
Методика первичной диагностики и выявления детей
«группы риска»
(М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)
(Проводится сотрудниками образовательной организации)
Инструкция
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, впишите после вопроса слово «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».
- Считаешь ли ты, то людям можно доверять?
- Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?
- Легко ли ты заводишь друзей?
- Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
- Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
- Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
- Часто ли ты нервничаешь?
- Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
- Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
- Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
- Ты не любишь, когда тебя критикуют?
- Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
- Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
- Способен ли ты на грубые шутки?
- Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
- Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
- Много ли у тебя близких друзей?
- Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
- Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
- Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
- Раздражают ли тебя родители?
- Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
- Ты всегда уверен в себе?
- Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
- Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
- Свои неудачи ты переживаешь сам?
- Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
- Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
- Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
- Бывает, что ты злишься на всех?
- Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
- Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
- Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
- Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
- Можешь ли ты ударить человека?
- Ты иногда угрожаешь людям?
- Часто ли родители наказывали тебя?
- Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
- Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
- Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
- Легко ли ты можешь рассердиться?
- Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
- Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
- Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
- Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
- Твои родители живут отдельно от тебя?
- Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида7
- Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
- Ты подвижный человек?
- Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
- Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
- При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
- Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
- Критикуют ли родители твой внешний вид?
- Завидуешь ли ты иногда счастью других?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
- Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
- Часто ли ты дерешься?
- Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
- Легко ли тебе усидеть на месте?
- Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
- Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
- Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
- Часто ли ты ругаешься?
- Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
- Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
- Является ли один из твоих родителей очень нервным?
- Часто ли ты чувствуешь ты себя ничтожным?
- Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
- Ты всегда делаешь все по-своему?
- Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
- Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
- Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
- Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ
Показатель | № вопроса |
1.Отношения в семье | 5+, 6+, 21+, 22-, 25+, 28+, 29+, 37+, 38+,39+, 45+,46+, 53+, 54+, 66+, 67+, 71+ |
2.Агрессивность | 13+, 14+, 19+, 20+, 35+, 36+, 42+, 57+, 58+, 64+, 65+ |
3.Недоверие к людям | 1-, 2+, 3-, 4+, 15+, 16+, 17-, 18+, 34+, 43+, 44+, 59-, 63+, 72+ |
4.Акцентуации:
| 48+, 49+,60-, 74+ 9+, 10+, 50+, 61+ 26+, 27+, 51+, 70+ 11+, 12+, 52+, 62+ |
5.Неувереность в себе | 7+, 8+, 23-, 24+, 30+, 31+, 32+, 33+, 40+, 41+, 47+, 55+, 56+, 68+, 69+, 73+ |
Педагогу-психологу и социальному педагогу.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
- Отношения в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
- Напряженной ситуацией в семье;
- Неприязнью;
- Ограничениям и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
- Страхом перед родителями и т.д.;
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
- Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
- Недоверие к людям
Высокие баллы по этой школе говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
- Неуверенность в себе
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
- Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
- Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
- Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
- Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.
Оценка результатов
Показатель | Высокие баллы (группа риска) |
1.Отношение в семье | 8 и более баллов |
2.Агрессивность | 6 и более баллов |
3.Недоверие к людям | 7 и более баллов |
4.Акцентуации характера | 3 балла по каждому отдельному типу акцентуации |
5.Неуверенность в себе | 8 и более баллов |
Приложение 3
Анонимная анкета для учащихся
с целью получения информации об отношении учащихся к проблеме наркомании и табакокурения
(Проводится сотрудниками образовательной организации)
Данная анкета предлагается всем учащимся с целью опроса и получения информации об отношении учащихся к проблеме наркомании для последующего анализа.
АНКЕТА
Строго анонимно!
Пол: муж/жен (подчеркните).
Возраст ... (лет)
Фамилию, имя, отчество
или другие данные о себе
– не ставить!
Дорогой друг!
Предлагаем Вам дать ответы на вопросы, которые помогут более полно представить Ваш взгляд на проблемы наркотиков. Внимательно прочитайте вопросы и подчеркните свой вариант ответа. Важно, чтобы выбранная позиция наиболее полно отражала Ваш личный взгляд на данную проблему. Заранее благодарим за участие.
1. Сталкивались ли Вы с проблемой употребления наркотиков кем-либо из известных Вам людей?
1.1. Среди знакомых мне людей нет употребляющих наркотики
1.2. Да, у меня есть знакомые, употребляющие наркотики
1.3. Да, употребляющие наркотики есть в семье друзей или знакомых
1.4. Да, употребляющие наркотики есть в собственной семье
2. Сами Вы употребляли наркотики или нет?
2.1. Никогда не употреблял
2.2. Да, пробовал 1-2 раза в жизни и всё
2.3. Иногда пробую, раз-два в месяц-квартал
2.4. Неоднократно пробовал, в том числе до последнего времени
3. Какие причины побуждают молодых людей Вашего возраста пробовать наркотики?
3.1. Конфликты с родителями. Безразличие родителей к проблемам детей
3.2. Интерес к новому. Любопытство
3.3. Хочется «отъехать», испытать удовольствие, новые ощущения
3.4. Забыть что-то неприятное, заглушить отчаяние, напряжение (стресс)
3.5. Влияние/давление плохой компании, наркоманов
3.6. Глупость, необдуманность поступка
3.7. Ссоры со сверстниками.
3.8. Самоутверждение. Желание быть «крутым»
3.9. Свобода и лишние деньги
3.10. Нечего делать. Скука
3.11. Одиночество. Нет девушки/парня
3.12. Школа надоела. Неохота в школу
3.13. Желание подражать кому-то потребляющему наркотик
4. При возникновении необходимости в консультации (лечении) от употребления наркотика, куда вы обратитесь?
4.1. К врачам-специалистам государственных учреждений
4.2. К тем, кто избавился от наркотической зависимости.
4.3. К учителю, педагогу - психологу, социальному педагогу
4.4. Ни к кому. Попытаюсь с этой бедой справиться сам
4.5. К друзьям. К одноклассникам
4.6. К родителям, родственникам
5. Подростки, использующие наркотические или токсические вещества, чаще всего получают их ...
5.1. От своих одноклассников
5.2. От своих друзей
5.3. От знакомых взрослых
5.4. От незнакомых торговцев наркотиками (молодых людей)
5.5. От незнакомых торговцев наркотиками (взрослых)
6. Ваше отношение к курению табака:
6.1. Не курю и не курил раньше
6.2. Раньше курил, но к настоящему времени прекратил
6.3. Курю иногда, 1-2 раза в неделю
6.4. Курю более или менее постоянно, 1-2 раза в день
6.5. Курю несколько раз в день и чувствую свою зависимость от курения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проекты и здоровьесбережение
Проекты и здоровьесбережение...
Проект по здоровьесбережению
Инновационные подходы по здоровьесбережению в системеучебно-воспитательной деятельностиобразовательного учреждения...
Проект по здоровьесбережению
презентация...
Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»
Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...
Проект по здоровьесбережению "Здоровый малыш-будущее России"
Каждый человек в своей жизни стремится быть здоровым. Вот и мы с малых лет пытаемся привить детям любовь к здоровью, к его сохранению и укреплению. Данный проект является скозным проектом детский сад ...
Проект по здоровьесбережению "Мы за ЗОЖ" в рамках Всероссийской акции движения Сделаем Вместе. Куратор: Павлик Е.П.
Отчёт о проделанной работе....
занятие по проекту по здоровьесбережению
Заключительное занятие по проекту "По дороге к здоровью"...