"Всем героическим защитникам Ленинграда посвящается"
методическая разработка (7 класс) на тему

Медведева Ирина Юрьевна

Внеклассное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады  города Ленинграда,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Клип «Помним»(хор русской армии)

 

1Ведущий

27 января 1944 года.   Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. На город  сбрасывались фугасные и зажигательные  бомбы, он постоянно находился под артобстрелом, постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякины, целлюлозы, добавляли опилки…

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

(Кусочек «блокадного» хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся участникам встречи.)

 

           В.Лифшиц  «Баллада о чёрством куске хлеба»

1Ведущий:

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.

(Портрет Тани Савичевой.  Страницы дневника.)

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил.  Те, кто решился  заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кожа да кости, дикая тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз . А незадолго до смерти девочка ослепла.

Девочке поставлен памятник.

2Ведущий.

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был  настоящий подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода.  Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Видео  о детях военного времени

(Звучит музыка из передачи «От всей души»)

Из воспоминаний учительницы, работавшей в блокадном Ленинграде:

-Много разных сочинений пришлось проверять мне, но одно из сочинений ученика 7кл. Саши Аникеева запомнилось мне на всю жизнь:

«Хочу есть! Как же хочется есть! Большая буханка хлеба не даёт покоя. Так и кажется, что держу её в руках. Чувствую её аромат. Каждое утро хожу в булочную- приношу домой маленький кусочек- маме и себе. Свой кусочек немедленно проглатываю и опять думаю о хлебе, о войне, о папе… Жив ли?

И вот однажды, отходя от прилавка с этим жалким кусочком, вижу на полу продуктовые карточки- 3 штуки- 1-взрослая и 2-детских. Как коршун хватаю их. Прячу за пазуху, озираюсь: не видел ли кто? Дома разглядываю находку, на карточках написаны фамилии: Орлова, Орлов, Орлова. Завтра принесу много -много хлеба. Не сплю  почти всю ночь. Жду утра и хлеба. Просыпаюсь. А в голове новая мысль: чья-то мать и двое детей не сегодня – завтра умрут от голода. К 9 часам иду в булочную. У дверей вижу женщину с двумя детьми. Они протягивают руки и просят. Глаза женщины полны слёз. На сердце страшно тяжело. Но я стараюсь быть спокойным и подхожу к прилавку, подаю 5 карточек: 2 своих и три чужих. Получаю 750 гр. Хлеба. Давно не держал в руках такого богатства!. Отхожу от прилавка и опять эта женщина с детьми. Спрашиваю фамилию- да это Орловы. Какой-то миг- и хлеб, и карточки – всё в руках женщины. Чувствую облегчение и почему- то слабость…»

-Сейчас не помню, были ли в сочинении ошибки, но под сочинением я поставила  5

Ведущий1 (текст сопровождается слайдами)
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова
- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. 
- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

-Они работали в госпиталях: пыли полы, помогали ухаживать за ранеными, устраивали концерты и встречи.Давайте перенесёмся в то время

Военный марш  на аккордеоне исп. Артём Злоян

Сёстры Зайцевы вариации военных песен на гитаре

Классический танец военной тематики

Чтец
В блокадных днях мы так и не узнали: 
Меж юностью и детством где черта? .. 
Нам в сорок третьем выдали медали,
И только в сорок пятом — паспорта .
И в этом нет беды, но взрослым людям, 
Уже прожившим многие года, 
Вдруг страшно оттого, что мы не будем 
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.
 
Видеоролик «Дети войны»


Ведущий2
И вот в Ленинграде, в тяжелейших условиях блокады, русский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде
29 марта 1942 года объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнил Седьмую симфонию.


Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича. 


И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. Все глядели на него, маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали: «Этот человек сильнее Гитлера...»

ЧТЕЦ

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
Хамзина…
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
Татарникова
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились –
Они так
Валторны и скрипки везли.
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
внезапно обрушили свой водопад…
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.

Концерт начался!
И под гул канонады –
Она, как обычно, гремела, оркестр –
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,

Если б вы умирали?..

Ведущий1

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города и не случайно её назвали ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

ЧТЕЦ:

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре  -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

Ведущий2

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Ею были награждены десятки тысяч Ленинградцев, 15 тысяч из них-дети

  Видеоролик  «Медаль за оборону Ленинграда»

Ведущий1.

 Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, уничтожат  в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город  и… в конце концов – сдадут его.

Гитлер заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»

Но гитлеровцы просчитались.

-Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

В нашем районе проживают 2 жителя блокадного Ленинграда: в с. Большетархово – Рякке Алина Ивановна, в с. Покур –Мордовских Екатерина Фёдоровна

Сегодня на нашей встрече присутствуют ветераны Великой Отечественной войны:

Слово предоставляется члену  местной общественной организации  ветеранов войны и труда Митраковой Елене Павловне

Ведущий 2

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.  

ЧТЕЦ:

*Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий1

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

*Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.  Зажжены свечи. Метроном.

Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  - 900 блокадных дней и ночей.  Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

ЧТЕЦ:

*Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая  правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.      Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Урок памяти "Героическим защитникам Ленинграда посвящается..."

Презентация создана для проведения Урока мужества, посвящённого памяти защитников города Ленинграда, погибшим в дни блокады. Показ слайдов может сопровождаться музыкой....

ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА ПОСВЯЩАЕТСЯ Сценарий для проведения праздника 23 февраля. День Защитника

Сценарий для проведения праздника 23 февраля.  День Защитника Отечества в школах и гимназиях. Авторский сценарий написан для учеников младшего и среднего школьного возраста. В нем использованы ав...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...