Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».
план-конспект занятия (7 класс) на тему
В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобождение Ленинграда, и поздравляем всех ленинградцев, переживших ужасную блокаду, с этим великим днём. Сегодня мы говорили о блокаде Ленинграда, вспоминали те тяжелые дни, людей, которые выжили, выстояли и победили смерть. Завтра мы поедем к мемориальному комплексу на площади Победы. Комплекс выполнен в форме разомкнутого кольца, символизирующего прорыв блокады, включает около 60 памятников и мемориальных ансамблей. Скульптуры комплекса являются олицетворением неразрывного единства фронта и тыла. В этом единстве кроется секрет победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уникальным экспонатом подземного Памятного зала является бронзовый календарь "Летопись героических дней блокады Ленинграда". Памятный зал-музей освещен 900 светильниками, в нем расположены карты боевых действий, знамена балтийских кораблей, а также такие реликвии блокады, как "светильник-копилка" и блокадная пайка хлеба. На огромных мозаичных панно изображены суровые дни блокады и радостные мгновения победы.
Сегодня площадь Победы - традиционное место встречи ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, которые ежегодно приходят сюда, чтобы вспомнить суровые военные дни и всех тех, кто уже не сможет разделить с ними радость победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургский кадетский корпус МО РФ
Утверждаю
Старший воспитатель 3 курса
А.Г. Карташов
« » 2013 г.
Тематический вечер
«Блокада Ленинграда»
и посещение мемориала
«Монумент героическим
защитникам Ленинграда».
Педагог-организатор
Баканова Галина Леонидовна
г. Петергоф
2013 г.
Цель:
- Развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа;
- знать и чтить память ленинградцев, победивших блокаду.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийная установка.
Дата проведения: 26 января 2013 года.
Место проведения: библиотека учебного корпуса.
Время проведения: 15.15ч. – 16.00ч.
Дата проведения: 27 января 2013 года.
Место проведения: Мемориал «Монумент героическим защитникам Ленинграда», Памятный зал-музей мемориала.
Время проведения: 11.00ч. – 12.00ч.
Ход мероприятия:
- Вступительная часть – 2 мин.
Ведущая:
В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобождение Ленинграда, и поздравляем всех ленинградцев, переживших ужасную блокаду, с этим великим днём.
2. Основная часть – 40 мин.
1 кадет:
Начало блокады Ленинграда.
Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.
2 кадет:
Тучи над городом встали...
На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.
Горожане начали готовиться к осаде: люди бросились изымать средства из сберкасс, за несколько часов был выбран весь денежный запас по городу. У всех магазинов выстроились огромные очереди. На самом деле в осаду мало кто верил, но по старой привычке запасались сахаром, мукой, мылом, солью. Даже по официальным данным спрос на эти продукты в некоторых районах превышал 500 процентов. Управление НКВД по Ленинградской области произвело обследование состояния хранения НЗ (неприкосновенного запаса) продовольствия. В своем донесении под грифом "совершенно секретно" на имя секретаря Ленинградского горкома ВКП (б) управление сообщало, что "кладовые непригодны для хранения продуктов, не соблюдаются требования санитарного надзора, неприкосновенный запас подвергнут порче. Из-за течи воды с потолка подмочены мешки с сухофруктами, сливочное масло покрыто плесенью, рис и горох заражены клещом, мешки с сухарями разорваны крысами, покрыты пылью и пометом грызунов".
3 кадет:
«Слушай, Ленинград! Говорит Лондон…Лондон с вами… Ленинградцы, помните! В ответ на бомбы, сброшенные на ваш город, сбрасываются бомбы на столицу неприятеля. Победа за нами. Да здравствует Ленинград!» - обращение Британской радиовещательной компании к гражданам Ленинграда, прозвучавшее в эфире 8 сентября 1941 года.
4 кадет:
Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады. Ущерб складам был нанесен незначительный, но сам факт пожара породил устойчивую легенду, согласно которой при пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода. На самом деле во время этого пожара были уничтожены трехсуточный запас сахара и примерно полуторасуточный запас муки - то есть текущие запасы. По ведомости состояния товарных запасов, на Бадаевских складах тогда были лишь "соль, помидоры соленые технические, слива маринованная техническая, яблочная кожура, мыло семейное, сахарный песок, печенье, конфеты, желуди".
Ведущая:
Начало блокады
10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки, по решению Ленгорисполкома к ней подмешивалось 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5 процента размолотых жмыхов и 1,5 процента отрубей. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Занятия в школах были отменены до особого распоряжения. Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чем думает население, военная цензура вскрывала все письма - некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре - уже 20 процентов. Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт - Петербургу и области [материалы Управления НКВД по Ленинградской области):
5 кадет:
"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".
"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".
"…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей".
6 кадет:
Читает стихотворение
Блокадная лирика Натальи Крандиевской.
На салазках кокон пряменький
Спеленав, везет
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метет.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронен вчерась.
Бог прибрал, и, слава Господу,
Легче им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих сό ста грамм».
Труден путь, далек до кладбища.
Как с могилой быть?
Довести сама смогла б ещё,
Сможет ли зарыть?
А не сможет — сложат в братскую,
Сложат как дрова
В трудовую, ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки, —
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче — умереть.
Зима 1941–1942
7 кадет читает стихотворение О.Ф.Берггольц
Сотый день
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Звучит фонограмма песни (М. Матусовский - В. Баснер)
ЛЕНИНГРАСКИЙ МЕТРОНОМ
Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо -
Только все напоминает мне
Сегодня об одном:
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном.
И встает перед нами снова,
И встает перед нами снова
В ледяном своем наряде
Зимний город над Невой.
Здесь в сражении суровом,
Здесь в сражении суровом
Мы узнали цену хлеба,
Цену дружбы фронтовой.
Здесь нас бомбами глушили,
Здесь нас голодом душили,
Только мы с тобой, мой город,
Были все-таки сильней.
Нет, мы их не позабыли,
Нет, мы их не позабыли -
Девятьсот ночей блокадных,
Девятьсот блокадных дней.
Тишина стоит такая,
Тишина стоит такая...
Дремлет Нарвская застава,
Спит под снегом Летний сад.
Метроном не умолкает,
Метроном не умолкает,
Будто все сердца погибших
И сегодня в нем стучат.
8 кадет читает стихотворение:
"Мы верили, мы жили, мы любили..."
Для нас, увы, банальные слова...
Но эти камни правды не забыли,
Земля моя от слёз ещё сыра.
Бессмертие несут седые волны,
Их в берега оковывал гранит.
Священный город, вечной скорби полный
Кричащей памяти молчание хранит.
Что значит Жить, под громами бомбёжек?
Что значит Верить, хороня родных?
Когда скелет обтягивает кожа...
125 для мёртвых иль живых?
И завивали трупы в одеяла,
И спали в помещеньях ледяных
Блокада всё разрушила и смяла,
Но только Веру не сломила в них.
И не оставил Ангел-Покровитель,
Крещёный город именем своим.
И Ленинград был Петербург и Питер,
Прекрасен, горд и непоколебим.
3. Заключительная часть – 3 мин.
Ведущая:
Сегодня мы говорили о блокаде Ленинграда, вспоминали те тяжелые дни, людей, которые выжили, выстояли и победили смерть. Завтра мы поедем к мемориальному комплексу на площади Победы. Комплекс выполнен в форме разомкнутого кольца, символизирующего прорыв блокады, включает около 60 памятников и мемориальных ансамблей. Скульптуры комплекса являются олицетворением неразрывного единства фронта и тыла. В этом единстве кроется секрет победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уникальным экспонатом подземного Памятного зала является бронзовый календарь "Летопись героических дней блокады Ленинграда". Памятный зал-музей освещен 900 светильниками, в нем расположены карты боевых действий, знамена балтийских кораблей, а также такие реликвии блокады, как "светильник-копилка" и блокадная пайка хлеба. На огромных мозаичных панно изображены суровые дни блокады и радостные мгновения победы.
Сегодня площадь Победы - традиционное место встречи ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, которые ежегодно приходят сюда, чтобы вспомнить суровые военные дни и всех тех, кто уже не сможет разделить с ними радость победы.
Педагог-организатор
Г.Л. Баканова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...
Тематический классный час "Боль блокадного Ленинграда"
Классный час для 6 класса, посвящённый освобождению блокадного Ленинграда....
тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».
В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...
Сценарий тематической линейки "Снятие блокады Ленинграда"
Целью материала является воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, привлечение внимания к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма, сознательности, сопричастности...
Тематическая экскурсия "Блокадный Ленинград"
Тематическая экскурсия «Ленинград – душа России», посвященное снятию блокады Ленинграда....
Тематическое воспитательное мероприятие .Час мужества,посвящённый 75 годовщине прорыва блокады Ленинграда.
1.Сценарий. Час мужества.2.Презентация (слайды к сценарию)....
Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда
Содержательный и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний как детей...