Классный час "Учимся общаться"
классный час на тему
конспект классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_uchimsya_obshchatsya_bez_predrassudkov.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Не печалься о том, что люди не знают тебя,
а печалься о том, что ты не знаешь людей.
Конфуций
Цели:
- воспитывать коллективизм;
- провести профилактику проблемы «изгой в классе»;
- наладить позитивно окрашенные отношения между одноклассниками;
- помочь ученикам найти в «белой вороне» привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами;
- развивать навык выражения значимых мыслей и чувств;
- воспитывать умение находить решения трудных ситуаций.
Ход занятия:
Психолог: – Легко ли общаться с людьми?
Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.
Человек должен уметь общаться с людьми.
Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? В том, что нет одинаковых людей. Мне очень легко было бы общаться с человеком, внутренне похожим на меня, но…
– Почему люди такие разные? (ответы уч-ся)
- У них разные темпераменты.
- Они выполняют разные социальные роли.
- У них разный характер.
Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…
А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… - Почему они такие разные?
– Какая черта характера является фундаментом, основой общения?
- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта)
Кл. руководитель :
- Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.
- Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.)
- Какой человек может быть добрым?
- «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский
–Терпимость, (толерантность)– это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Кл. руководитель : - Посмотрите, что означает «толерантность» на разных языках. Доска: (слайд)
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
- Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
- Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
Психолог: –У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Это конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
– Из-за чего разгораются конфликты? (уч-ся)
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
Просмотр фильма «Чучело». (материалы прилагаются).Фильм "Чучело"(фрагменты): 1 фрагмент, 2 фрагмент, 3 фрагмент
Психолог:
- Какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм?
- О чём этот фильм?
- Назовите главных героев фильма. Какой из героев по-вашему мнению похож на вас?
- Каким был класс до поступления в него Лены Бессольцевой?
- Заполнение таблицы на доске.Класс Л. Бессольцевой
Кл. руководитель :
- Можно ли взаимоотношения в этом классе назвать нормальными? Почему?
- Назовите проблемы, существующие в этом классе. Существуют ли аналогичные проблемы в нашем классе? Какие? (См результаты анкеты)
- Давайте рассмотрим характеры лидера и отверженной этого класса.
- Перечислите их положительные и отрицательные качества.
Заполнение таблицы на доске.(слайд)
- Как бы вы прокомментировали эту таблицу?
- Чем отличаются характеры этих двух девочек?
- Почему одна девочка пользуется одобрением класса, а другая – нет?
Кл. руководитель: - А сейчас вам предстоит работа в группе (делятся на группы)
Группа 1 – что бы вы посоветовали Лене.
Группа 2 – что бы вы посоветовали Железной Кнопке.
Кл. руководитель : – Почему учащиеся класса пошли за Железной кнопкой? Наверно немаловажную роль сыграло воспитание учащихся. Давайте посмотрим на их отношения с родителями и учителями.(фрагменты фильма прилагаются)
– Теперь давайте обратимся к качествам остальных ребят класса.Совместное заполнение таблицы на доске.(слайд)
Психолог:
- Умеют ли ребята действовать самостоятельно?
- В каких случаях они это делают?
- Легко ли они поддаются влиянию других одноклассников? Приведите примеры из фильма.
- Всегда ли они стремятся следовать правилам?
- Это хорошо? Каким правилам нужно следовать?
- Как нужно это делать? Почему?
- Признают ли они свою ответственность за происходящее? (Чаще всего считают виноватыми других.) Докажите на примере конкретных ситуаций из фильма.
- Они умеют ставить себя на место другого?
- Они задумываются о последствиях своего поведения?
- К чему это приводит?
- Кто в результате страдает?
- Умеют ли они дорожить дружбой, оказанным доверием со стороны лидеров класса?
- Можно ли такое доверие назвать настоящей дружбой? Почему?
- А как это называется?
Должна получиться следующая таблица (ответы для учителя):
Человеческие качестваИх наличие: + / -Описание характера
1.Самостоятельность- несамостоятельны
2.Ответственность-безответственны
3.Умение думать не только о себе- эгоисты
4. Доброта-озлобленны
5. Смелость-трусливы
6.Уверенность в себе-Неуверенны в себе
Кл. руководитель :
- Имели ли право ученики класса травить и преследовать Лену?
- Почему?
- Для чего Р. Быков создал такой фильм?
- Что он хотел этим сказать?
Психолог: - Найти своё место в коллективе — задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, — каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».
– Почему это место появляется?
Фигуры «изгоя», «отверженного», «козла отпущения», «мальчика на побегушках» и т. п. появляются в тех классах, где некоторые ученики считают себя лучше других и хотят добиться признания и уважения одноклассников за счёт унижения достоинства своих товарищей.
– Что такое белая ворона?
Белая ворона – это отношение всего остального коллектива к человеку. Белые вороны появляются в сознании тех, кто их таковыми считает, а сами эти вороны не знают, что они вороны.
– Благодаря чему там оказываются люди?
Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.
Кл. руководитель :
- Какие примеры вы можете привести?
- Кому же чаще всего достается роль белой вороны?
- В нашем классе есть белая ворона?
- Как вы считаете, имеет ли право один человек преследовать другого и портить ему жизнь?
- Вправе ли один человек навязывать свои взгляды и интересы другому человеку, заставлять его быть и вести себя так, как он?
Психолог:
- Ваш одноклассник не такой как все или не такой как вы?
- Он неправильный?
- Он хуже вас?
- Он не прав?
- Но откуда известно, что правы вы?
Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.
Кл. руководитель:
Работа в группе.
1) Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:
Запись на доске:
людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его.
(Красота мира людей – в его разнообразии.)
ты, завоюешь, познай, мир, и, себя.
(Познай себя и ты завоюешь мир.)
2) Как не допустить появления в классе изгоя?
Итог.
Рефлексия.
Классный час на тему:
"УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Умеем ли мы общаться"
Психологический классный час о правилах человеческого общения....
Классный час " Безопасность дорожного движения - наше общее дело"
Как предупредить ДТП с участием детей -наша общая задача...
Презентация к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом"
В сентябре 2012 года исполняется 75 лет Алтайскому краю, в котором я живу, поэтому я подготовила для своих учеников презентацию к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом". В данной презент...
Классный час "Умеем ли мы общаться?"
Классный час...
Классный час во 2В классе «Как правильно общаться?»
Цель: формирование чувства уважения к окружающим.Задачи:Обучение правила общения;Преодоление чувства нетерпимости к другим. Объект: учащиеся 2 классовСубъект: классный руководительФормы: интеракт...
Памятка для классного руководителя. Общаясь с подростком, помни!
Настоящая памятка есть результат групповой работы с классными руководителями на семинаре-тренинге "Успешный учитель - успешный ученик!" и содержит краткие рекомендации по эффективному общени...
Классный час "Общее дело"
Работа класса в группах, выполнение творческого задания,общее составление синквейна и в завершении урока рефлексия(ДЕРОВО ДРУЖБЫ)....