Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (6 класс) на тему
Данная рабочая программа предусмотрена для преподавания в 6 классах и связана с деятельностью журналиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyanitelnaya.docx | 24.73 КБ |
ot_slova_k_slovu.doc | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34
г. Старая Купавна, Ногинский район, Московская область
УТВЕРЖДАЮ.
Директор
_______ (С.В. Черепанова)
31.08.2016г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок журналистики «Лишь слово вечно…»
6 класс
Составитель: Добрынина Анна Алексеевна
учитель истории и обществознания
первой категории
2016г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Программа составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы общего образования
Программа кружка «Лишь слово вечно…» базируется на следующих нормативно-правовых документах:
- Конвенции ООН «О правах ребёнка»,
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
- Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»,
- Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001 № 196,
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр-271,
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Новизна, целесообразность программы, особенности работы. Новизна программы состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает их инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Выделяем следующие принципы построения программы:
- Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
- Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
- Личностно-ориентированный подход к детям.
- Изучение интересов и потребности детей.
- Практическое участие детей.
- Творческий подход в решении проблемы.
Программа включает в себя 4 раздела, связанных между собой логикой формирования успешного журналиста:
- Краткое введение в историю журналистики.
- Основы журналистики.
- Художественно-техническое оформление издания.
- Редакционно-издательская деятельность.
Цель программы - формирование учащегося-журналиста, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- создание условий для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой “Лишь слово вечно…”, с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
- формирование навыков работы с информацией;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных качеств личности.
Формы и методы работы по программе. Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике.
Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.
Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий:
- личностных, включающих в себя действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; действия самопознания и самоопределения, то есть построение образа собственного «Я», выбора жизненной перспективы;
- регулятивных, включающих в себя целеполагание, прогнозирование, коррекцию, оценку, саморегуляцию;
- познавательных, включающих в себя самостоятельное выделение цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, выдвижение гипотезы;
- коммуникативных, включающих в себя постановку вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.
Цели:
- развивать коммуникативные качества личности ребенка;
- предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
- выйти на создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.
Задачи:
- предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
- отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
- систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
- способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
- предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- стилистические особенности газетных жанров;
- специфику профессии журналиста;
- основы редактирования;
- структуру газеты.
Уметь:
- создавать творческие работы публицистического стиля;
- моделировать газету;
- редактировать текст.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Сведения о программно-методическом обеспечении учебного процесса
- УМК
№ | Класс | Предмет | Кол-во часов | Программа (название, автор, назначение) |
1 | 6-е | Кружок «Лишь слово вечно» | 34 | Программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А. |
- Используемая литература
№ | Автор | Название |
1 | Мельник Г.С. | Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб., 2002. |
2 | Коновалова О. | Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону, 2013 |
3 | Черникова Е. | Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005. |
4 | Мельник Г., Тепляшина А. | Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
учителей истории
от 27.08.2016г. №1_____
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
____(Ушаткина О.В.)
28.08.2016г.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование кружка «Лишь слово вечно…»
№ | Тема занятия | Кол.-во часов | Цели занятия | Домашнее задание | Планируемая дата | Скорректированная дата | |||
ИСТОКИ ЖУРНАЛИСТИКИ (4 часа) | |||||||||
1 | Журналистика. Исторические предпосылки. | 1 | Дать информацию о исторической ретроспективе журналистики | Подготовить рассказ об истории журналистики в России. | |||||
2 | Мастерство журналиста: работа со словом. | 1 | Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации : люди, архивы, почта, Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов. Жанры журналистики. Работа со словом. | Найти как можно больше информации о простых вещах и обработать ее (темы распределяются индивидуально) | |||||
3 | Психологическая подготовка журналиста. | 1 | Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. | Выучить несколько четверостиший. | |||||
4 | Профессиональная этика журналиста. | 1 | Мораль. Моральные ценности , этика. Связь журналистики и морали. Дискуссии на темы « Мораль и этика », « Нормы журналистской этики» и т. п. | Написать свой кодекс Журналиста. | |||||
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ (3 часа) | |||||||||
5 | Микромир редакции | 1 | Знакомство с основными терминами журналистики. Проследить специфику работы журналиста. Рассмотреть «подводные камни» мира редакции. | Запишите темы, которые вам интересны. Проверьте по местным газетам, занимаются ли, какие-либо редакции интересующей вас тематикой, и сколько места они ей отводят. Затем выберете газету, где Вы хотели бы поместить свой текст. | |||||
6 | Защита данных и изображения. | 1 | Учить работать с цифровыми изображениями. | ||||||
7 | Официальные лица. Права и обязанности журналистов. | 1 | Разъяснить основные права и обязанности журналистов. Выяснить, кто является официальным лицом и как с ними работать. | Внимательно прочитайте текст. Ответьте, нарушил ли в нём автор закон. Обоснуйте свой ответ. Текст записан на занятии. | |||||
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа) | |||||||||
8 | Источники информации – человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама. Материалы, присылаемые из организаций и фирм, факсимильные сообщения, письма. Как составлять собственный архив. | 1 | Рассказать об основных источниках информации. Дать краткую характеристику и описать возможности каждого источника. Рассказать о способах хранения информации. | 1.При помощи 10 слов (записанных на занятии) попробуйте написать короткую заметку, используя эти слова. Они не должны повторяться или изменяться. Кроме того, разместите их в той последовательности, в которой они приведены. 2.Прочитайте три фрагмента (записанные на занятии). Попробуйте определить, какой из них вышел из-под пера газетчика, какой был озвучен тележурналистом, а какой принадлежит редакции радиостанции. Обоснуйте свой ответ. | |||||
9 | Как находить нужную информацию. | 1 | Рассказать об основных способах добычи информации. Раскрыть технику работы с источниками информации. | ||||||
ИНФОРМАЦИЯ (2 часа) | |||||||||
10 | Чем является информация. Типы информации. | 1 | Дать понятие информации. Рассмотреть ее типологию. | Написать короткий, в 11 предложений, очерк, объединив предложенные фрагменты текста. Помните, что, как правило, очерки пишутся по какому-то поводу. И этот повод должен быть отправной точкой для всей информации. | |||||
11 | Что такое лид? Способы написания лидов. | 1 | Дать понятие лиду. Рассмотреть способы их написания. Тренироваться в написании лидов. | Определить какой из трёх фрагментов текста содержит описательные, какой аргументирующие, а какой раскрывающие абзацы. (Тексты даны каждому свои). | |||||
ИНТЕРВЬЮ (1 час) | |||||||||
12 | Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. | 1 | Дать представление об интервью. Рассмотреть банальные вопросы. Потренироваться в составление творческих вопросов. | Составьте вопросы, которые выходят за рамки банальных, а Читателю и собеседнику покажутся творческими и изобретательными. Составьте списки вопросов из 5 вступительных вопросов для интервью: а) с педагогом – организатором; б) с учителем физкультуры. | |||||
РЕПОРТАЖ (3 часа) | |||||||||
13 | Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. | 1 | Дать понятие теме репортажа. Рассмотреть виды репортажа. Определиться в написании своего репортажа. | У вас есть десять примеров тем. Половина из них не подходит для разработки журналистом – конструктором. Какие пять воссоздавать я бы вам не рекомендовала? (у каждого свой перечень). Итак, вы нашли тему своего репортажа, исходя из нее выбрали свою роль, теперь пришло время «выходить на тему»… | |||||
14 | Техника работы. | 1 | Рассмотреть основные техники работы журналиста. Выбрать наиболее подходящую для себя. | Составьте 10 вопросов, посредствам которых вы пробуете вывести на разговор учителя, не желающего беседовать с журналистом после урока, к которому не подготовился весь класс. | |||||
15 | Техника письма. | 1 | Рассмотреть технику письма журналиста. Выявить особенности своей техники письма. | Переписать данный фрагмент репортажа так, чтобы не разу не был использован глагол сказал(а). | |||||
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (2 часа) | |||||||||
16 | Заглавие в тексте. | 1 | Рассмотреть типологию заглавия текста. | Предложите заглавие, надзаголовок и подзаголовок для предложенной публицистической статьи. | |||||
17 | Графическое оформление текста. | 1 | Дать понятие типологии оформления текста. Рассмотреть особенности графического оформления. | Составьте лид к предложенному тексту, опираясь на информацию, помещенную в статье. Сформулируйте заглавие, надзаголовок и подзаголовок. Опишите две фотографии, которые могли бы данный текст сопровождать. Представьте концепцию рисунка для иллюстрации материала. | |||||
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа) | |||||||||
18 | Комментарий: презентация единого факта. | 1 | Рассмотреть структуру, язык и разновидности комментария. | Попробуйте написать комментарий к предложенной информации, используя метод пояснения. Постарайтесь, чтобы ваш текст не превысил 10 предложений. | |||||
19 | Структура рецензии. Критика и рецензия. | 1 | Рассмотреть структуру рецензии, ее типологию и место в печати. | 1.Определите, что явилось предметом рецензии в предложенном тексте. 2.В рецензии к художественному фильму «Троя» критик допустил пять смысловых ошибок. Найдите их. | |||||
20 | Фельетон. | 1 | Дать характеристику фельетону. Рассмотреть его разновидности. Рассказать о мастерах данного жанра. | Воплотитесь в образ журналиста, доброе имя которого (в своих фельетонах!) пытается очернить редакция другой газеты. И попробуйте написать фельетон в ответ. | |||||
21 | Эссе. | 1 | Показать особенности в поиске источников, выдвижении главного тезиса, определении конструкции и особенности повествования. | Вам нужно вставить в предложения пропущенные слова так, чтобы фразы звучали законченно и красиво. | |||||
НЕТГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час) | |||||||||
22 | Кем является Читатель. | 1 | Объяснить, как анализировать поступающую информацию об аудитории нашего издания, как ее использовать для нужд 23газеты. | ||||||
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа) | |||||||||
23 | Фотоинвентарь и его использование. | 1 | Научить участников кружка искусству фотографии для прессы, познакомить с правовым механизмом, присущим работе фотографа СМИ. | Подумайте, какое упражнение могло бы помочь вам в деле тренировки мастерства «поймать момент». | |||||
24 | Снимок – символ. | 1 | Вам предлагается 10 деталей будущего фотоснимка. Половина из них – лишние. Определите какие. | ||||||
25 | Фоторепортаж. | 1 | Изучите текст Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Ответьте, в какой из статей впервые упомянуто авторское право на фотографию. | ||||||
26 | Авторские и смежные права. | 1 | |||||||
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (2 часа) | |||||||||
27 | Как планировать номер. | 1 | Объяснить смысл планирования и редактирования, функционирования производственного отдела. | ||||||
28 | Правка и редактирование текстов. | 1 | Исправьте данный вам текст. Обратите внимания на конструкцию текста, абзацы, заглавия, длину предложений, лексику. | ||||||
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час) | |||||||||
29 | Типы газет. | 1 | |||||||
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (4 часа) | |||||||||
30 | Рекламный текст в печати. | 1 | Показать важность сосуществования журналистики и рекламы, проинформировать о разновидностях и функциях последней, а также о проблемах, которые появляются при сотрудничестве рекламистов и работников СМИ. Познакомить с журналистской этикой. | Напишите, что такое криптограмма и почему журналист не должен ею заниматься. | |||||
31 | Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. | 1 | |||||||
32 | Язык рекламных текстов. | 1 | Напишите краткий (не более 15 предложений) рекламный текст, в котором постарайтесь склонить Читателя к приобщению на кружок «Журналистика», проводимого в нашей школе. | ||||||
33 | Профессиональная этика. | 1 | Перечислите по памяти правила профессиональной этики журналиста. | ||||||
РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час) | |||||||||
34 | Как основать свою газету. | 1 | В общих чертах повторить материал курса, заострив внимание на наиболее существенных вопросах деятельности журналиста и СМИ в целом. Объяснить, каким образом основать собственное печатное издание. | Представьте замысел вашей будущей газеты. Определите целевую аудиторию, сферу влияния на рынке СМИ, периодичность выхода в свет. И главное, убедите всех, что ваше издание «обречено» на успех! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...