Педагогический проект «Всегда иди дорогою добра»
проект (7 класс) на тему

В  современных  условиях,  когда  роль  морального  фактора  особенно  возросла,  проблемы  нравственного  воспитания  в  процессе  формирования  всесторонне  развитой  личности  приобретают  первостепенное  значение.  У  школьников  необходимо  сформировать  не  только  ответственное  отношение  к  учёбе   и   труду,  глубокое   уважение   к   людям   труда,  умение  работать  в  коллективе,  сочетать  личные  и  общественные  интересы,  развивать  чувство  патриотизма,  сознательную  дисциплину,  но  и  высокие  нравственно – этические  качества. Необходимо  вырабатывать  у  учащихся  умение  сдерживать  себя  от  эгоистических  поступков,  преодолевать  негативное   отношение  к  своим  одноклассникам,  справляться  с  себялюбием. Необходимо  вырабатывать  в  детях  активную  жизненную  позицию,  состоящую  в  единстве  слова  и  дела,  умение  ценить  и  понимать  других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vsegda_idi_dorogoyu_dobra.doc829.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Педагогический проект

«Всегда иди дорогою добра»

                                                                                                                                              Работу выполнил  

                                                                                                                                              слушатель курсов ПК

                                                                                                                                              учитель русского языка

                                                                                                                                              и литературы

                                                                                                                                              Дерябина В.В.

                                                                                                                                              (МБОУ « СОШ №4 »

                                                                                                                                              г. Новочебоксарска)

                                                                                                                                              Проверил доцент

                                                                                                                                              кафедры русского

                                                                                                                                              языка и

                                                                                                                                              литературы

                                                                                                                                              Домрачева В.А.

                                                                     

2012

Оглавление

1)Введение                                                                                                                       3-4 стр.

2)Пояснительная записка к проекту                                                                              5 стр.

3)Инновационная характеристика проекта                                                                   6 стр.

4)Обоснование проекта                                                                                                   7 стр.

5)Программа осуществления проекта. Цель и задачи                                                  8 стр.

6)Объект исследования                                                                                                   9 стр.

7)Прогнозируемый результат                                                                                         10 стр.

8)Организация работы                                                                                                    10 стр.

9)Реализация проекта                                                                                                      10 стр.

10)Итоги работы                                                                                                              11 стр.

11)Сочинения учащихся                                                                                                 12-13 стр.

12)Сценарий проекта                                                                                                      14-21 стр.

13)Краткий фото-отчет                                                                                                   22 стр.

14)Использованная литература                                                                                      23 стр.

                                                            ВВЕДЕНИЕ

Воспитание  подрастающего  поколения  в  духе  высокой  нравственности  -  одна  из  задач  современной  школы  на  всех  этапах  её   развития.

В  современных  условиях,  когда  роль  морального  фактора  особенно  возросла,  проблемы  нравственного  воспитания  в  процессе  формирования  всесторонне  развитой  личности  приобретают  первостепенное  значение.  У  школьников  необходимо  сформировать  не  только  ответственное  отношение  к  учёбе   и   труду,  глубокое   уважение   к   людям   труда,  умение  работать  в  коллективе,  сочетать  личные  и  общественные  интересы,  развивать  чувство  патриотизма,  сознательную  дисциплину,  но  и  высокие  нравственно – этические  качества. Необходимо  вырабатывать  у  учащихся  умение  сдерживать  себя  от  эгоистических  поступков,  преодолевать  негативное   отношение  к  своим  одноклассникам,  справляться  с  себялюбием. Необходимо  вырабатывать  в  детях  активную  жизненную  позицию,  состоящую  в  единстве  слова  и  дела,  умение  ценить  и  понимать  других.

Что  значит  активная  жизненная  позиция?  Позиция  личности  -  это  устойчивые,  сознательные  отношения  личности  к  обществу,  труду,  к  себе  и  другим  людям,  обусловленные  системой  выработанных  морально – этических  ценностей.  В  школьном  возрасте  эта  позиция  только  начинает  складываться. В  повседневной  жизни  и  деятельности  подростков  в  коллективе  накапливается  моральный  опыт:  сплав  нравственных  знаний,  поступков  и  переживаний. Но  это  не  всегда  даёт  для  всех  детей  одинаковый  положительный  нравственный  результат. Поэтому  перед  классным  руководителем   одновременно  с  отбором  содержания,  методов  и  форм  воспитательной  работы  всегда  стоит  задача  организации  нравственных  отношений  между  воспитанниками.

Формирование  нравственной  самостоятельности  подростков  возможно  только  в  том  случае,  если  воспитательный  процесс  на  всех  ступенях  обучения  строится  таким  образом,  что  в  нём предусматриваются  и  естественные,  и  искусственные  ситуации,  в  которых  ребёнок  ставится  перед  необходимостью  сделать  самостоятельный  выбор.

Нравственное  начало    пронизывает  всю  многообразную  деятельность  школы,  учителя  и  классного  руководителя,  поэтому  и  нравственное  воспитание  должно  быть  не  только  главным  направлением  в  воспитательной  работе,  но  и  органически  сочетаться  со  всеми  другими  направлениями  воспитания  всесторонне  развитой  личности.

Нравственное  воспитание  подростков  осложняется  рядом  противоречий,  на  которые  указывал  ещё    В. А.  Сухомлинский:

-непримиримость  к  злу,  неправде,  готовность  вступить  в  борьбу  с  малейшим  отклонением  от  истины,  с  одной  стороны, и  неумением  разобраться  в  сложных  явлениях  жизни -  с  другой.

-желание  быть  хорошим,  стремление  к  идеалу   и  в  то  же  время  неприязнь  к  моральным  наставлениям;

-романтизм,  вера  в  добро    и  грубые  выходки,  МОРАЛЬНОЕ  НЕВЕЖЕСТВО…

В  связи  с  этим  особенно  важно  вовремя  тонко  и  вдумчиво  подходить  к  формированию морального  мировоззрения  подростка.

Проблема  нравственно – этического  воспитания  в  каждом  конкретном  классе  имеет  свои  особенности.  В  классе,  отличающемся  большим  количеством  лидеров  и  творчески  одаренных  детей,  очень  часто  возникают  ситуации,  в  которых  дети  очень  трудно  приходят  к  соглашению,  поэтому  и  возникает  необходимость  создания  особого  подхода  к  нравственному  воспитанию  в  таком  классе.

                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  К  ТВОРЧЕСКОМУ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ  ПРОЕКТУ  «ВСЕГДА  ИДИ  ДОРОГОЮ  ДОБРА».

Именно  с  этой  целью  и  был  задуман  проект «Всегда  иди  дорогою  добра».  Работа  над  ним  велась  в  течение 1 полугодия, а затем и 2 –ого.  Начало  проекту  было  положено  на  классном  часе,  посвящённом  Дню  знаний  1  сентября  2011  года,  когда  я  провела  беседу  «Мир  во  мне,  и  мир  вокруг  меня».  В  ходе  беседы   учащиеся  подошли  к  высоким  нравственным  выводам:  мир  в  душе  человека  не  может  быть  оторван  от  жизни,  идущей  вокруг  него.  Только  когда  эти  два  мира  находятся  в  гармонии,  возможны  покой  и  счастье  для  человека  и  общества.

Cовместно  с  учащимися  мы  решили  глубже  проработать  эту  тему,  собрать  материал  по  ней,  изучить  его  и  провести  театрализованное  представление   по  этой  проблеме.  Материал  собирали  несколько  творческих  групп  по  следующим  направлениям:  изучение  Библии, Ветхого   и  Нового  Завета;  пословиц  и  поговорок  русского  и  чувашского народов;  собирание крылатых   высказываний  великих  мыслителей  о  добре  и  доброте;  чтение  художественных  произведений,  посвященных  выбранной  теме. Затем   был  проведен  открытый  урок  по  произведению,  понравившемуся  учащимся  больше  всего.  Последним  этапом, проведенным в 1 полугодии,  стали  подготовка  и  проведение  спектакля  «Всегда  иди  дорогою  добра». Во 2 полугодии проводилась работа над созданием творческих работ на НПК.

                                                       ПРОЕКТ

«ВСЕГДА   ИДИ  ДОРОГОЮ  ДОБРА»

1.Инновационная   характеристика  творческого  исследовательского  проекта.

1.1.  Автор  проекта-    Дерябина  Вера   Викторовна,  учитель   русского   языка  и  литературы   «МБОУ»  «СОШ  № 4»  г.  Новочебоксарска;  домашний  адрес  ул.  Советская  д.  6,  кв.  107;  телефон  89063872280.

1.2.  Исполнители   проекта  Дерябина  Вера Викторовна  и   учащиеся  6 А, 9 Б  класса  МБОУ  «СОШ №  4»  г.  Новочебоксарска

1.3.  Сроки   исполнения:   сентябрь 2011 –   май 2012   года.

                                                    ОБОСНОВАНИЕ

2 .1.  Необходимость  осознания  проблемы   и  формулировки   основополагающего  вопроса:  что  такое  добро,  доброта,  в  чём  состоит  значение  этих  философских  понятий  в  жизни  человечества .

2 .2 .ВЫБОР  ТЕМЫ  ПРОЕКТА  ОБУСЛОВЛЕН:

а)  актуальностью   морально- этической  проблемы  доброты;

б)  тем,  что  учащиеся   не  всегда  выбирают  путь  добра,  не  умеют  в  ситуации  морального  выбора  правильно  определить  «дорогу  добра»;

в)  тем,  что  «дорогою  добра» необходимо  следовать  постоянно,  так  как  это  единственно  правильный  путь  с  позиций  человечности  и  народной  нравственности.

2 .3.  ПРОБЛЕМА  ИССЛЕДОВАНИЯ  ЗАКЛЮЧАЕТСЯ  В  ПРОТИВОРЕЧИИ:

«дорога  добра»  терниста  и  узка,  её  выбирают  избранные,  сильные  духом,  а  дорога  зла  широка  и  легка,  что  предпочесть,  если  ты  считаешь  себя  настоящим  человеком,  если  хочешь  признания  и  уважения  со  стороны  народа,  если  хочешь  быть  избранным  на  этот  праведный,  но  очень  трудный  путь.

2. 4.  Реализация  проекта  позволит  всесторонне  изучить  и  рассмотреть  поставленный  вопрос  и  разрешить  для  учащихся  данную  проблему,  помочь  детям  правильно  поступать  в  ситуации  нравственного  выбора.

                              ПРОГРАММА  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРОЕКТА

«ВСЕГДА   ИДИ   ДОРОГОЮ   ДОБРА».

3 .1 .  Основная  цель  проекта:  основательно  изучить,  что   такое  добро  и  доброта  в  библейском,  общечеловеческом,  народном  аспекте,  понять  необходимость  следовать  «дорогою  добра»,  увидеть  красоту  этих  морально – этических  норм  в  человеческой жизни.

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА

4.1.  Исследовать  библейские  тексты  по  заявленной  теме.  Найти  в  них  материал,  доказывающий  необходимость  следовать  «дорогою  добра»;

4. 2.  Изучить  пословицы  и поговорки  русского  и  чувашского  народов, найти  необходимый материал, иллюстрирующий  отношение  народа  к  проблеме;

4.3.  Изучить книги, в  которых  собраны  крылатые  выражения, концентрирующие  в  себе  многовековой  опыт  размышлений  лучших умов  человечества по данной  проблеме;

4.4.  прочитать  рекомендованные  учителем  произведения,  затрагивающие  изучаемую  проблему;

4.5.  Отобрать  необходимый  материал,  сконцентрировать  его  с  целью  создания  театрализованного  представления,  являющегося  итогом  работы  творческого  коллектива  во  главе  с  руководителем  проекта;

4.6  На основе собранного материала написать творческие работы для представления на НПК.

ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ

(  книги,  предложенные  учителем,  позволяющие  сделать  выводы  по  теме  добро  и  доброта):

а)  Библия  для  детей  (  любое  издание );

б ) сказки  Г.  Х .  Андерсена  «Снежная  королева»,  «Русалочка»,  Ромашка»  и  другие;

в)  сказка  Оскара  Уальда  «Мальчик – звезда»;

г)  сборники  русского  и  чувашского  фольклора;

д)  притчи  Г.  Г.  Волкова,  выдающегося  чувашского  этнопедагога   о  добре;

е)  книга  «Мудрость  тысячелетий»  (  издательство  «Олма»  Медиагрупп,  2004 Г.);

ж)  словари  «Толковый  словарь  русского  языка»  под  редакцией  С.  И.  Ожегова,  «  Толковый  словарь  русского  языка»  (современная  версия)  В. И.  Даля,  «Философский  энциклопедический  словарь»,  М. , «  Советская  энциклопедия»  1983.

ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ  -  НРАВСТВЕННЫЙ  ВЫБОР  «ДОРОГИ  ДОБРА».

                    ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  КОНЕЧНЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

а)  написание  сочинений – рассуждений  «Всегда  иди  дорогою  добра»;

б)  в  будущем  учащимся  станет  легче  делать  выбор  в  пользу  добра,  милосердия  и  человечности в  морально – этическом  плане,  опираясь  на  собственные  знания;

в)  создание творческих работ на НПК школьного и муниципального уровней.

                        ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  НАД  ПРОЕКТОМ

Шаг 1.  Формирование  рабочих  групп:

  1. группа  –  работа  со словарями;
  2. группа  -   работа  с  литературными  источниками;
  3. группа   -  работа  с  Библией;
  4. группа  -   работа   пословицами  и  поговорками;
  5. группа  -   разработка  литературных  « малых»  сцен»  в  спектакле  и  создание  эскизов  к  костюмам.

Шаг 2.  Изучение  и  представление  материалов ,   ознакомление  учащихся  с  полученными  данными.

Шаг  3.  Составление  инициативной  группой  сценария  театрализованного  представления  и  работа   над  костюмами.

Шаг 4.   Подбор  действующих  лиц  и  исполнителей,

Шаг5.    Написание работ на НПК.

                                            РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА

Шаг  1.  Репетиции  отдельных  сцен  и  спектакля  в  целом.

Шаг  2.  Составление  презентации  по  изученному   и  отобранному  материалу.

Шаг 3.   Собственно  реализация  проекта  « Всегда  иди  дорогою  добра»  на  школьной  сцене  для  учащихся,  учителей  и  представителей  Чувашского  республиканского  института  образования,

   Шаг 4. Развитие темы в работах учащихся для представления на НПК.

                                      ИТОГИ  РАБОТЫ  НАД  ПРОЕКТОМ.

1 )  Написание  сочинения -  рассуждения  по  проекту   и  оценка  их  учителем.

2 )  Информирование  о  проделанной  работе  и  составление  фотоотчёта по 1 этапу проекта.

3 )  Благодарность  участникам  работы  и  выставление  оценок  за  участие   в  создании  и  реализации  проекта.

4)  Разработка творческих работ для представления на НПК школьного и муниципального уровня.

5)  Благодарность учащимся за исполнение проекта в целом. Призёром муниципального этапа НПК «Наука. Творчество. Развитие.» стала Герасимова Светлана, ученица 9Б класса ( 2 место)

     СОЧИНЕНИЯ   УЧАЩИХСЯ  НА  ПРЕДЛОЖЕННУЮ  ТЕМУ:

Константинова  Кристина,  ученица  6  А  класса.

Доброта -  отзывчивость,  душевное  расположение  к  людям,  стремление  делать  добро  другим,  не  думая  о  себе.  Добро  проявляется  в  добрых  поступках  и  мыслях.  Этим  качеством  должен  обладать  каждый  человек.

У  каждого  человека  свой  выбор:  кто – то  идёт  дорогою  добра,  а  кто – то  и  может  выбрать  дорогу  зла…  Вот  как  только  потом  жить? Добро  невозможно  увидеть.  Услышать,  но  это  не  значит,  что  его  не  существует:  оно  разлито  по  миру.  Добро  можно  творить,  созидать,  сеять.  Я  думаю,  что  люди  всегда  должны  идти  дорогою  добра Вы  когда – нибудь  читали   сказку  Г.Х.  Андерсена  « Снежная  королева»?  В  ней  рассказывается,  как  злая  и  жестокая  Снежная  королева  похитила  Кая.  Его  сестра Герда  отправилась  на  поиски  брата.  Благодаря  её  доброму  сердцу  она  прошла  тяжёлый  путь  и  своей  доброй  и  тёплой  душой  разогрела  сердца,  а  Снежная  королева  просто  растаяла  от  её  силы,  заключенной  в  доброте  и  милосердии.  Этой  сказкой  Г. Х. Андерсен  говорит,  что  добро  всегда  одержит  победу  над  злом!

Ильмент  Мария,  ученица  6  А  класса.

Добро – эт о  орудие,  которого  никто  не  сможет  отнять.  Говорят,  что  за  добро  воздается  добром  и  оно  бессмертно.

Почему  надо  всегда  идти  дорогою  добра?  Я  думаю,  что  это  самый  верный  путь,  потому  что  добро  всегда  возвращается  к  человеку  добром,  твори  добро,  и  мир  тебе  ответит  тем  же. В  рассказе  Б.П. Екимова  «Живая  душа»  мальчик  Алёшка  спасает  от  смерти  маленького  новорожденного  телёнка.  Он  недавно  потерял  бабушку,  и  боль  этой  потери  жива  в  его  сердце, но  мальчик  не хочет  мириться  со  злом  и  протестует  против  смерти. Так  жить  его  научила  баба  Маня.  Алёшка  спасает  бычка,  потому  что   дорогою  добра  он  идёт  по  завету  бабушки.  ОН  ТВОРИТ  ДОБРО…Герой  рассказа Б. П. Екимова  «Некому  посидеть  со  старухой»,  жалея  цыплёнка,  который  должен  умереть,  становится  птенцу  нянькой,  но  не  может  уже  спасти  его…Забота  о  птенце  разбудила  в  душе  мальчика  милосердие  и  доброту,  и  он  единственный  пошёл к  старой  женщине,  чтобы  посидеть  с  ней. Всегда  нужно  творить  добро.

Калинкин Семен, ученик 6 класса

Добро -  философское  понятие,  оно  обозначает  высокое  морально – нравственное  состояние  человека…  Доброта – это  действие,  по  моему  мнению,  это  милосердие,  человечность,  любовь  к  миру  и  окружающим,  это  умение  прощать  и  сострадать.Несмотря  на  то,  что  добро  и  доброта  -  понятия  относительные,  человечество  создало  сокровищницу  мудрых  выражений  по  этой  проблеме. Одно  из  них – «дорога  добра».В  моём  понятии  это  дорога  истины,  веры,  сострадания.  По  ней  способны  идти  избранные,  милосердные,  высоконравственные.Об  этом  говорят  в  своих  произведениях  прекрасные  писатели  всего  мира.  Их  герои  преодолевают  множество  испытаний,  чтобы  победить  зло  и  помочь  восторжествовать  добру.  Об  этом  и  сказка  Г. Х. Андерсена «Снежная  королева»,  и  произведения  Б.  Екимова «Живая  душа»,  «Некому  посидеть  со  старухой».Добро  нельзя  понять  умом,  его  понять  можно  только  душой.  Добро  неисчерпаемо,  как  сама  жизнь  и  «ДОРОГА  ДОБРА»

                         «ВСЕГДА ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА»

( Слышен бой часов. Просыпаются минутки, потягиваются.  Раздаётся ритмичная музыка, и Минутки танцуют танец минуток)

1 минутка: Как здорово проснуться!
2 минутка: И не говори, сестрица! А что это тут написано? (читает вслух) Всегда иди дорогою добра…
1 минутка: Всегда иди дорогою добра. А ты знаешь, что это за дорога?
2 минутка: Ну, положим, мне понятно, что такое дорога, а вот дорога добра, я не знаю такой дороги.

1 минутка: Вот и я не знаю.
2 минутка: Я думаю: надо спросить у Хранителя Времени, ведь он очень мудрый и знает всё.
1 минутка: Да только он ещё спит…
2 минутка: Давай его разбудим. Он всё знает. У него очень много умных книг.
1 минутка: Решено. Будим Хранителя.
(  Минутки осторожно подходят к Хранителю и начинают его тормошить. Он спит на книгах за столом, положив  на них голову.  Перед ним лежат словари.)
1 минутка: « Дедушка, вставай, нам нужна помощь».
2 минутка:  «Ты должен нам объяснить, что это за дорога добра и куда надо по ней идти, кому и зачем?»

Хранитель: «Успокойтесь, неугомонные. Нет от вас покоя. То вы танцуете тут, то задаёте кучу вопросов. Что случилось-то? Ну-ка, рассказывайте всё по порядку»…

(Он потирает спину, шею, трясёт головой, потягивается и позёвывает закрывая рукой рот.)

Хранитель: «Ну что стряслось?»
1 минутка6 (очень серьёзно) «Дедушка не подскажите ли вы нам, что такое дорога добра»?

2 минутка: «И куда она ведёт? И вообще, как такое может быть»?
Хранитель: (читает) «Всегда иди дорогою добра»…  А как красиво, хорошо звучат эти слова! А главное, минутки, - это так здорово, так правильно! А узнать всё это должны вы сами»!
1 минутка: « А кто должен нам помочь? Вы же Хранитель Времени, вы мудрый, умный»!

2 минутка: « Мы, минутки нового дня, появились вот только совсем недавно, нам нужна помощь. Вы всё знаете, так помогите же нам».

Хранитель: «А давайте-ка узнаем, что такое добро, доброта вместе. Вот вам словари, открываем их и ищем ответы на наши вопросы. А, Б, В, Г, Д. Ищите на букву Д. Что вы хотите узнать? Что такое доброта»?
1 минутка: «Да нет же! Что такое добро»!
Хранитель: (читает вслух):  «Добро-категория морального состояния, обозначающая должное и нравственно-положительное благо, - так определяет значение этого слова философский энциклопедический словарь».
1 минутка: « Я тоже нашла! Слушайте! Добро - в духовном значении благо, честно и полезно, всё чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. И дальше. Добрый  - дельный, сведущий, усердный, добро любящий, добро творящий, склонный к добру, мягкосердечный, жалостливый. И ещё! Добродетель - доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, благу, - так пишет в своём словаре Владимир Иванович Даль».
2 минутка: «И в этом словаре, составленном  С.И. Ожеговым  и Н.Ю. Шведовой, тоже даётся это понятие! Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположенное злу. Желать добра. Сделать добро. Поминать добром. Творить добро! Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, честный. Будь те же добры! Доброго здоровья! В добрый путь»!

Хранитель: «Теперь вам всё ясно? А вдумайтесь, как это прекрасно звучит: В добрый путь! Доброго здоровья! Будьте добры! Как это правильно, здорово, верно»!
1 минутка: «Я согласна: всё, что мы узнали о добре, добродетели, доброте, очень интересно. Мне даже захотелось быть человеком и непременно добрым».
2 минутка: (обиженно) «А вот у меня почему-то появилось целое море вопросов»!
Хранитель: «Это, каких же»?

2 минутка: «Добро, доброта- это качество, дело, поступок? Это первое. Добро, доброта присущее всем? Это второе. И третье. Добро побеждает зло всегда? Или всё же наоборот»?
Хранитель: «Ты просто молодец! Очень хорошо, что твоя мысль ведёт тебя дальше»… Есть у людей очень мудрые, древние книги. Одна из них Библия. В ней говорится, что путь добра не всем под силу, потому что дорога добра терниста, узка - по ней идут избранные, а зло идёт широкой и лёгкой дорогой. Путь добра - путь избранных. А ещё в этой книге дано золотое правило. Оно гласит: «Итак, во всём, как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Добро в ответ должно нести добро.»

1 минутка: «А у меня тоже появился вопрос: если все знают, что такое добро, доброта и добродетель, и это здорово, то почему не станут добрыми сразу? И все»?
Хранитель:  «Вы умнеете и растёте в моих глазах с каждой минутой. Вы настоящие трудолюбивые минутки! Давайте попробуем ответить на все ваши вопросы и для этого пригласим одного литературного героя, созданного талантливым детским сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Это мой давний знакомый Оле-Лукойе».
Минутки вместе:  «Вот здорово! Мы согласны»!
Хранитель:  «Воспользуемся старинным магическим заклинанием. Ох, как я давно им не пользовался, даже страшно! Начали! Снип – снап - снурре! Снурре- базиллюрре! Оле-Лукойе, мы ждём вас»!  (гаснет свет, звучит гонг, свет вновь загорается, перед всеми появляется Оле-Лукойе во фраке и шляпе, с двумя зонтами.)
Оле-Лукойе: « Здравствуйте, мой дорогой Хранитель Времени! Что вас заставило вспомнить обо мне»?
Хранитель:  «Мои маленькие минутки сегодня разбудили меня, чтобы узнать всё о дороге добра, о доброте и добродетели, а кто, как не вы, знаете об этом всё? Кто, как не вы, сумеете всё об этом рассказать»!
Оле-Лукойе: «Здравствуйте, милые минутки! Вам действительно важно узнать все-все о добре»?
1 минутка: «Здравствуйте, мы рады знакомству. А позвольте спросить, почему вы ходите с двумя зонтами»?
Оле-Лукойе: «По роду службы, девочка, я, видите ли, волшебник. По ночам, когда дети спят, я отправляюсь к ним. Над добрыми, честными и благородными детьми я открываю цветной зонт. И им снятся всю ночь радостные, цветные сны»…
2 минутка: «Над злыми вы, по-видимому, открываете свой чёрный зонт. Страшно даже подумать, что снится им»…
Оле-Лукойе: «К сожалению, ты права. Это наказание за совершённое ими зло».
Хранитель:  «Вот видите: Оле-Лукойе уже ответил на некоторые ваши вопросы. За совершённое зло неизбежно следует наказание… А ещё мы хотим знать: может ли человек быть добрым от рождения, изначально, так сказать»?

Оле – Лукойе:  «Я думаю, может, но ещё нужно ,чтобы его таким воспитали, чтобы те, кто идёт с ним рядом по жизни, учили его своим примером».

1Минутка: «Значит, если я правильно поняла, добро в душе одного рождает добрый отклик в душе другого , и оно ,как цепочка, вьётся и вьётся от одного звена к другому»…?

Оле – Лукойе:  «Совершенно верно, девочка, и я вам сейчас об этом расскажу. Давным - давно жила в Дании девочка, которую воспитала её добрая бабушка, и  девочка выросла именно такой .А звали её Герда»… (Оле- Лукойе открывает свой цветной зонт и крутит  его, гаснет свет и снова загорается, появляется Герда. Она идёт усталая и босая по дороге и говорит сама с собой.)

Герда: «Эта женщина ,конечно, очень добрая, но зачем она спрятала все розы! Ведь я могла навсегда забыть о Кае! Это плохо. Я должна непременно найти своего братца».

(она устало присаживается на скамейку).

Появляются Ворон и его невеста.

Ворон :  «Кто Вы ,сударыня, и что тут делаете? Как вы попали в королевский парк» ?

Ворона: « Почему Вы  босая  ? На дворе такой холод! Ужас! Кошмар! Уже глубокая осень»!

Герда: «Ах! И не спрашивайте меня , дорогие птицы! У меня такая беда»!

Ворон   и Ворона:  «Что случилось»?

Герда: « Пропал мой названый брат Кай! Я уже давно ищу его. Ещё зимой он уехал из города ,прицепившись к карете прекрасной дамы в белом , и с тех пор его никто не видел. Я отправилась на поиски весной , вот уже и осень пришла ,а моим поискам всё нет конца.  Я думала ,что мне поможет река и подарила ей свои новые красные башмачки потом искала Кая повсюду  но всё безрезультатно и, значит, я должна идти дальше»…

Ворона:  «Ах, какой кошмар-р-р! Р-р-ребёнок пр-р-ропал! Чр-р-резвычайно огор-р-р-чительно»!

Ворон: « А как выглядит Ваш брат»?

Герда: «Он очень умный и красивый ,у него тёмные волосы, он самый хороший брат»!

Ворона: « Этой весной у нашей принцессы появился новый друг. Он тоже умный и красивый и у   него тёмные волосы, а пришёл он неизвестно откуда. Может быть, это и есть Кай»?

Герда: «Это, должно быть, и вправду он. Я очень на это надеюсь! Но как мне увидеть его?

Ворон и Ворона советуются шёпотом».

Ворон: « Хорошо, девочка. Мы проведем тебя во дворец ночью, и ты сможешь узнать: Кай это или нет».

Ворона: « Да, ты сможешь увидеть его сама. Но нужно быть очень осторожными, чтобы никого не разбудить».

Герда:  «Спасибо вам, друзья. Как добры все люди и животные»!

Ворон и Ворона уходят вместе с Гердой.

Оле-Лукойе :  «Маленькая девочка с большим и добрым сердцем пройдет свой путь до конца, она сумеет победить своим бескорыстием и человечностью жестокое сердце маленькой разбойницы, бессердечие Снежной Королевы. Её силу признают лапландка и финка, потому что нет силы сильнее и могущественнее доброты»!

1 Минутка:  «Ах, как я хочу быть такой же доброй и сильной»!

2 Минутка:  «Мне тоже хотелось бы стать такой же доброй, как Герда! (к Хранителю и Оле-Лукойе) А можно ли стать добрым, научиться доброте»?

Хранитель:  «Научиться можно всему хорошему, было бы желание и стремление».

Оле-Лукойе: «Я знаю одну мудрую сказку, созданную прекрасным сказочником, писателем Оскаром Уальдом, которая называется «Мальчик-звезда».
Хранитель:  «Помню и я эту печальную историю. У мальчика было злое, эгоистичное сердце, он любил только себя и даже оскорбил свою мать, которая его безмерно любила, и за всё зло, совершённое им,  он понёс жестокое, но справедливое наказание: он стал настолько уродлив, насколько черна была его душа»…
Оле-Лукойе: «Да, именно так всё и было. Ему пришлось выдержать и горечь, и боль, и жестокие испытания, чтобы вернуть любовь близких, вымолить прощения и снова стать прежним. Давайте посмотрим, как это случилось»…
Сцена. Нищий и мальчик-звезда.

Мальчик:  «Наверное, я уже никогда не увижу своей матери…  Когда-то, стоя перед воротами этого города, я думал, чувствовал, что именно здесь я увижу свою бедную мать и попытаюсь вымолить прощение, упав перед нею на колени… Но меня не пускали даже к воротам, смеясь, говорили, что таким уродам здесь не место. Волшебник помог мне попасть в город, потому что ему нужен был тот, кто сумеет раздобыть для него в чаще три золотых монеты… Но я не принёс ему ни одной, потому что старому нищему они оказались нужнее, чем мне…Но я вижу, что он снова сидит у ворот города, он жив, значит, две моих монеты сделали своё доброе дело».
Мальчик подходит к воротам.
Нищий: «Здравствуй, мальчик. Что ты принёс сегодня»?
Мальчик: «Я нашёл последнюю монету, что нужна моему хозяину!»
Нищий:  «Отдай её мне, мальчик, иначе я умру… Пожалей меня ещё только один раз, помоги мне».
Мальчик: Но если я отдам её, меня ждёт страшное наказание.
Нищий: «А если я не получу её я умру, я больше не увижу света и мира, я не увижу, как встаёт в лугах солнце, как опускается на землю закат, как весело порхают бабочки в лучах».
Мальчик: « Что такое наказание, если  сравнить его со смертью человека?... Возьми себе мою монету, старик, и бог с тобой».
Гаснет свет и загорается вновь. Мальчик-звезда снова красив. Он убегает в город с криком :«Мама»!  Старый нищий исчезает.

1 минутка: (сквозь слёзы) « Это так печально»!
2 минутка: «Я думаю, мать простила его».
Оле-Лукойе: «Да, милая Минутка, он был прощён, потому что научился быть добрым, милосердным, человечным».
Хранитель: «Ну, сестрички минутки, вы получили ответы на все свои «почему»?
1минутка: «Да, спасибо вам, Оле-Лукойе, и вам, наш мудрый учитель. Быть добрым - и любить, и прощать, верить, творить, бороться, помогать»…
2 минутка: «А ещё - добро, доброта- это действие, оно, как Герда, всегда в пути».
Хранитель:  «Вы правы, мои умные Минутки».
(просыпается Герда)
Герда:  «Ах, я видела прекрасный сон! В нём добро побеждает зло! И я нашла своего брата Кая!»
(вбегает мальчик-звезда)
Мальчик: « Я счастлив, моя добрая мать простила меня, и люди, которых я обидел, снова улыбаются мне».
Хранитель: «Да, друзья мои. Доброта всегда побеждает зло, ведь оно всегда - труд души, пути добра хоть и тернисты, но они истинны и светлы».
Оле- Лукойе : «Человечество вечно размышляет о  добре и доброте. Давайте прочтём эти дивные мысли, чтобы  постараться запомнить их:
(высказывания о доброте в презентации на экране).
-Бог в нас самих ( Платон).

-Добро – орудие, которого никто не сможет отнять (Антисфен).

-За добро воздается добром ( Плавт).

-Доброе – это прекрасное в действии  (Ж. Ж. Руссо).

-Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет ( Ш. Руставели).

-Доброта – единственное одеяние, которое никогда не ветшает (Г. Торо).

-Делать добрые дела есть путь ко всякому величию  ( Д. Рёскин).

-Во внутреннем мире человека доброта – это солнце ( В.Гюго).

-Добро, приносимое людям, радует душу ( Т. Джеферсон).»

1Минутка: «Не только великие мыслители, но народ испокон веков размышлял о добре и доброте и воплотил свои мысли в пословицах и поговорках. Чувашский народ тоже создал целую сокровищницу мудрости, заключающую в себе плоды вековых размышлений о добре:

- Ырри усала çĕнтерет - Добро побеждает зло.

- Ыр сунакан хур курмасть -  Тот, кто желает добра, горя не видит.

-Ырă çынпа çул та кĕске - С добрым человеком и дорога коротка.

-Ырлăхран ырман теççĕ - Говорят, что от добра не устают.
-Ырă çын укçаран хаклă - Добрый друг дороже денег.
-Ырă сă мах чуна ăшăтать - Доброе слово душу греет.
-Ырлăх çÿлтен тăкăнмасть - Добро сверху не сыпется».

2 Минутка: «Русский и чувашский народы , оценивая высоту нравственности человека,говорят:

Добрый человек умирает - славное его имя остаётся.
    Доброму Савве и добрая слава.
    Добру учить - добрым будет.
    Добро добром отзывается.
    От доброго бывает доброе, от дурного - дурное.
    Добрая слава лежит, а худая бежит.
    Доброе слово и кошке приятно.
    В поле пшеница годом родится, добрый человек везде пригодится.
    Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
    С добрым и беда не убыток.
    Мир не без добрых людей.
    От добра добра не ищут.»

Хранитель: «Так давайте же будем радовать друг друга добром светить, как солнце, принося тепло свет в этот мир»…Стихотворение собственного сочинения Герасимовой Светланы.

1 Минутка: « Как же правильно сказано: «Всегда иди дорогою добра»!

2 Минутка: «И пусть эта дорога не имеет конца»…

Звучит песня в исполнении Михайловой Марины «Всегда иди дорогою добра».Заключительное слово учителя: Представление участников проекта и исполнителей. Чтение наизусть молитвы Оптинских старцев о праведной жизни

                                                   ИТОГИ  ПРОЕКТА.

 В апробации проекта принимали участие учащиеся 6А и 9Б классов. Были написаны сочинения по итогам проекта на нравственно – этические темы. Большую работу провели ребята над подготовкой костюмов и декораций к спектаклю, созданному учителем и участниками проекта. Во время представления дети волновались, но цель была достигнута: они выступили достойно и понравились зрителям. Продолжением проекта стала работа над созданием самостоятельных проектов творческого характера на НПК школьного и муниципального уровня. Победителями школьного этапа стала Герасимова Светлана, ученица 9Б класса. Её работа получила высокую оценку членов жюри и была рекомендована к представлению на НПК межрегионального уровня «Наука. Творчество. Развитие». Эксперты  конференции также отметили высокий уровень представленного проекта.

                                                       

                                          Использованная литература

1)Детская Библия;

2)Философский энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия», 1983 г.

3)Ганс Христиан Андерсен. Сказки и истории перевод с датского. Москва, СП «Квадрат», 1992 г.

4)Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения, под редакцией Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова. Москва, издательство «Русский языка», 1979 г.

5)Г.Н.Волков «Педагогика жизни». Чувашское книжное издательство,1989 г.

6)«Мудрость тысячелетий». Издательство «Олма» Медиагрупп, 2004 г.

7)О.С. Богданова, Л.И. Катаева, А.И. Шемшурина «О нравственном воспитании подростков». Издательство «Просвещение», 1979 г.

8)«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова.

9)«Толковый словарь русского языка» (современная версия) В.И. Даля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

Мой друг, иди всегда дорогою добра

Самое дорогое в жизни человека – это семья. Семейная фотография является реликвией любой семьи. Фото оформляли в рамки, вывешивали на стену. Современные технологии позволяют украсить фото в новом стил...

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Презентация для проведения классного часа в 6-8 классах....

Классный час "Иди, мой друг, всегда дорогою добра".

Классный час формирует нравственные качества обучающихся и навыки культуры общения....

Сценарий семейного праздника «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»

   Цель: Способствовать формированию нравственно-этических ценностей, через творческую актив ность воспитанников.     Задачи: Воспитание и развитие нравственных чувств,...