Событийный подход в патриотическом воспитании
статья на тему
Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий. При этом важную роль в патриотическом воспитании обучающихся играет событийный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gluhareva_master-klass.pptx | 1.98 МБ |
osnovnye_napravleniya.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование уважительного отношения к Родине и активной гражданской позиции человека.
Направлени я воспитательной работы 1.Создание образов, характеризующих нашу Родину . 2.Формирование положительных эмоций, связанных с Родиной: любви, уважения, гордости за Родину. 3. Формирование убеждений относительно Родины 4.Формирование положительной мотивации (желания действовать) во имя Родины. 5. Использование примеров выдающихся исторических личностей. 6. Краеведческая работа.
Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий. При этом важную роль в патриотическом воспитании обучающихся играет событийный подход .
О роли События в воспитании Антон Семёнович Макаренко — советский педагог и писатель. Один из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. В своей воспитательной системе отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события: « Биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения»
«Воспитательное событие- момент реальности, в котором происходит личностно развивающаяся, целе - и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка(их со-бытие )» Д.В. Григорьев Событие в современной педагогике
Умеете ли Вы рисовать? Киса , разрешите спросить вас как художник художника... Вы рисовать умеете ? И.Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев»
Давайте порассуждаем! Сколько на эту деятельность у Вас ушло времени ? Согласны ли вы с тем, что у вас получился шедевр? Что испытали при выполнении данной работы? Была ли это- ситуация-события? Сможете ли использовать данную технику в своей практической деятельности?
Событийный подход предполагает наличие в школе жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел , которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Д.В. Григорьев
Где могут происходить события? Во-первых, в пространстве внутреннего мира человека. Во-вторых, события могут происходить в пространстве дискурса . В-третьих, события могут происходить в физическом пространстве помещения, в котором проходит само событие.
Формы событийности, как возможные варианты Праздник, посвященный вручению паспорта гражданина РФ Флеш -мобы, социальные акции; Праздник песни и строя Школьный кинотеатр; Лицейский праздник: праздник классической литературы; Праздник Осенняя ярмарка; Смотр-конкурс песни и строя; конкурс инсценированной военной песни Э кскурсии по историческим местам; Встречи с интересными людьми Общешкольные линейки ???
Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
Стало ли мероприятие событием? Важно: если это действительно воспитательное событие, то формально оно закончилось, а в голове остается очень долго. Важно: если из ста человек хотя бы тридцать получили какие-то смыслы («разрывы идентичности»), то это «мероприятие» можно назвать образовательным событием. Важно: нельзя повторить событие (если какое-то событие было как событие – его повторить нельзя), но можно повторить переживание.
Ценность воспитательного события оно создает целостное единство происходящего процесса и его содержания, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения.
Подготовка к воспитательному событию Подготовка - это творческий процесс и совместная деятельность педагога, обучающихся, родителей, где каждый находит себе место. Участник события познает новые возможности своих личностных качеств и открывает для себя новые миры.
Сравнительный анализ Критерии анализа Воспитательное мероприятие Воспитательное событие Замысел или идея Степень активности детей Разработка деятельности Педагогическая позиция Личностные приращения
«Событию» в педагогике противостоит «формальное действие», т.е. проходное мероприятие, сделанное «для галочки», традиционное, не отмеченное смыслами присутствующих. Потому так важно правильно расставить приоритеты в пользу организации событийной деятельности, чтобы эффект грозы, события для ребенка запомнился как яркий жизненный артефакт.
Событие причастно вечности, мероприятие всегда временно
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИЕМЫ, МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МБОУ СОШ №9
Методика воспитательной работы по развитию гражданственности и патриотизма заключается в следующих направлениях.
- Создание образов, характеризующих нашу Родину. Образы должны быть эмоционально, ярко окрашены. Показательны в этом смысле литературные произведения М.Шолохова, С. Есенина, А. Пушкина и др. отечественных писателей и поэтов.
- Формирование положительных эмоций, связанных с Родиной: любви, уважения, гордости за Родину. Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа – это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом – важнейший элемент патриотического воспитания Структура сценарного плана торжественных линеек , посвященных значимым событиям : началу учебного года, вручению аттестатов , Дню Победы включает в себя раздел, посвященный формированию патриотических чувств и эмоций у обучающихся: поднятие Государственного флага РФ, исполнение гимна РФ, традиционное возложение цветов к мемориальной доске им. Ермоленко А.А., минута молчания. Особое внимание уделяются текстовому наполнению содержания ( использование стихов о любви к России и малой Родине), музыкальному сопровождению .
- Формирование убеждений относительно Родины .В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей .
- Формирование положительной мотивации ( желания действовать) во имя Родины. Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы, которые побуждают человека к тому или иному виду активности. В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение – это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране. Эмоциональное развитие личности должно осуществляться в процессе так называемого душевного труда, важнейшими условиями которого являются – свобода и добровольность, эмоциональная отзывчивость и наличие положительной эмоциональной оценки, эмоционального отклика со сторон окружающих на его проявления. Человек должен искать пути принесения как можно большей пользы своей Родине .
- Использование примеров выдающихся исторических личностей. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Воплощать идею гражданско-патриотического воспитания обучающихся необходимо не на абстрактных примерах, а на конкретных материалах из истории страны, города, школы, семьи. Через знакомство с судьбами конкретных людей – известных исторических личностей, членов своей семьи, близких и дальних родственников, интересных и выдающихся жителей нашего города, учителей и выпускников школы, участников ВОВ и участников боевых действий в «горячих точках». Организовывая воспитательную работу, руководитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно- историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны. Образцы патриотизма в наше время связаны с именами героев-забайкальцев Ермоленко А.А., А. Цыденжапова, Е. Эпова.
- Краеведческая работа. Очень много факторов связывает человека с местом, где он рождается и растет. Его родной край, люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая , большая, единственная отчизна .Но каждый из нас имеет еще и свой уголок земли. Это наша Малая Родина. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.
Все направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании при одновременной массовости воспитательных мероприятий. При этом важную роль в патриотическом воспитании обучающихся играет событийный подход. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся, эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Реализация событийного подхода предполагает насыщенность школьной жизни такими значимыми делами, которые были бы привлекательны как для коллектива, так и для индивида .Событийный подход позволяет преобразовать повседневную реальность школьной жизни, наполнить ее высокими чувствами( каким является и чувство любви к Родине), положительными эмоциями. Событие преобразует повседневность. Участвуя в событии, ребенок способен не только проживать предполагаемые обстоятельства, но и творить свою повседневность, способствуя формированию в себе социально значимых качеств.
Событийный подход в патриотическом воспитании школьников находит широкое применение в нашей школе. При проведении воспитательных мероприятий особое значение придается эмоциональной составляющей: ощущения значительности, серьезности, уникальности происходящего, в результате чего воспитательное дело становится значимым событием для школьников.
Для реализации данных задач воспитательной работы используются различные формы организации деятельности обучающихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Также необходимо отметить, что в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Семья — это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства. Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а привыкнет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании гражданства или патриотизма. Главное в воспитании юного гражданина — достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.
Наиболее восприимчивым к патриотическому воспитанию является подростковый период, именно в этот период у детей развиваются патриотические чувства, отношения, наблюдается поведение с присущими этому возрасту новообразованиями: стремлением к героическому, жаждой подвига, потребностью в самоутверждении, признании товарищей, требовательностью к себе, большой социальной активностью.
Результатом патриотического воспитания школьника становится освоенным им опыт патриотической деятельности, характеризующий его как личность, включая совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий и явлений патриотической направленности . Опыт подростка можно представить как единство трех компонентов патриотического характера: эмоционально-чувственного, отношенческого и деятельностного. Интегративное свойство личностного опыта подростка состоит в проявлении им активно-творческого отношения к миру, Отечеству, себе, окружающим, выраженное в переживаниях и деятельности патриотического характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию на уроках истории.
Выступление на НПК учителей истории и обществознания. Современные условия преподносят трудности в осуществлении патриотического воспитания. Изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...
Комплексный подход к патриотическому воспитанию школьников на современном этапе.
Патриотическое воспитание современного школьника. Количество посещений данной страницы: ...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным у...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
В Законе «Об образовании», ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на фо...