Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области Колушкинская школа – интернат VIII вида. Тарасовский район сл. Колушкино ул. Лесная 8 а
Программа
Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Составили: Звычайная Е. В.
Морозова Т. А
2016г
Содержание программы
- Актуальность
- Основная часть
2.1. Общая характеристика проекта
2.2. Ведущая идея опыта
2.3. Цель инновационной площадки
2.4. Задачи инновационной программы
2.5. Принципы работы
2.6. Целевые группы
2.7. Этапы проекта
- Описание сущности проекта
3.1. Главные направления деятельности
3.2. Социальное взаимодействие
3.2.1. Внутришкольное взаимодействие
3.2.2. Социальное взаимодействие с семьями воспитанников
3.2.3. Социальное взаимодействие с сотрудниками МВД, МЧС
3.2.4. Социальное взаимодействие с музеем-усадьбой купца Рязанцева
3.2.5. Социальное взаимодействие с Администрацией и учреждениями культуры сельского поселения.
3.2.6. Социальное взаимодействие с работниками здравоохранения (ФАП)
Механизмы деятельности, или инновационные методы формирования спортивно-патриотических качеств личности
4.1. Методы формирования сознания личности
4.2. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения
4.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
4.4. Применение активных и интерактивных методов обучения и воспитания
- Прогнозируемые результаты
- Оценка эффективности и мониторинг процесса инновационной работы
- Трудоемкость проекта
- Доступность проекта
Аналитическое обоснование проекта «Мы из будущего»
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Новая школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную составляющую, ставить и решать задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства.
В Законе «Об образовании», ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Cодержание воспитания в соответствии с ФГОС – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся, Член коллектива, команды, Лидер, Хозяин, Горожанин (сельчанин), Сосед, Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель и творец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог.
Деятельность площадки направлена также на освоение инновационного проекта, реализацию и внедрение результатов работы по приоритетному направлению государственной политики – государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" и спортивный комплекс ГТО и отвечает потребностям муниципальной образовательной среды.
Программа инновационной площадки рассчитана на 3 года.
Сегодня гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Современной России как никогда необходимы возрождение духовности, воспитание детей и молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству. Значение патриотизма в настоящее время заключается в активном участии граждан в решении проблем общественного развития, в стремлении способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, в готовности с честью нести воинскую службу в Вооруженных Силах России.
Одной из важнейших составных частей государственной молодежной политики, и шире, внутренней политики Российской Федерации, является гражданское, героико-патриотическое и физическое воспитание молодых граждан.
Сегодня для большинства россиян понятие патриотизма сохранило свое первоначальное значение. Это чувство любви к Родине, гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Несомненно, утрата патриотизма и связанного с ним понятия национальной гордости и достоинства, чревата потерей не только способности народа к великим свершениям, национальной самоидентификации, но и как следствие - разрушением государства (что сегодня происходит в Украине). Мы должны помнить о концепции Буша и противостоять ей.
На вопрос: «Хотелось бы быть похожими на героев военных фильмов?», только 48% обучающихся 5-9 классов ответили «да».
Респонденты считают, что поднять престиж воинской службы может
- Жесткая дисциплина
- Модернизация и оснащенность армии.
Службе по призыву отдают предпочтение 67% опрошенных, альтернативной – 17% , службе по контракту – 15% и не служить – 7%.
У 29% обучающихся нет примеров настоящего патриота своей страны, другие же называют в качестве примера своих пап и дедушек, ветеранов войны, Президента В.В. Путина и Министра обороны С.К. Шойгу.
Таким образом, очевидно, что проблемы героико-патриотического, гражданского воспитания приобретают сегодня особую актуальность и значение. Но сегодня важно и физическое воспитание школьников. Возвращение программы ГТО увеличит интерес к массовому спорту, фитнесу, здоровому образу жизни. Особенно важно, что для детей 6-17 лет сдача нормативов станет обязательной. В советской школе было стыдно не сдать нормы ГТО, поэтому дети занимались спортом, старались, тренировались. Это было очень здорово и полезно. Сегодня не хватает такой мотивации. Возобновление программы может стать хорошим стимулом для вовлечения детей в регулярные занятия спортом и физкультурой. Мы должны организовать такое воспитательное пространство, которое обеспечит необходимыми условиями для полноценного воспитания достойного гражданина своей страны. Чтобы работа была интересной, избрана инновационная форма – путешествие во времени, что соответствует игровой модели проекта. Организационный этап игры – мы такие разные (современные молодежные течения). Основной этап – «исторические раскопки». Итоговый этап – Защитники Отечества.
Новизна нашего проекта заключается в том, что выбрана игровая модель. Сюжетная канва следующая: сегодняшняя молодежь разобщена, создаются неформальные группировки. И в нашей игровой модели разбиваем обучающихся II и III уровней образования на 4 группы: «историки», которые изучают историю своего края и своей страны в свете эпохальных исторических событий: Куликовская битва, Бородинское сражение и события Великой Отечественной войны, а также воспоминания немецких солдат и офицеров о событиях 2-й мировой войны; рэперы; «черные копатели», которые торгуют историческими реликвиями и неонацисты. Затем все погружаются в события Великой Отечественной войны (через различные мероприятия), где все едины и выполняют свой долг – защиту Отечества. Пройдя через испытания, они начинают переосмысливать свои современные позиции: неонацисты задумываются о тех зверствах, что чинили фашисты на оккупированной территории; рэперы начинают понимать, что в их песнях нет главного – души; «черные» копатели возвращают свои находки семьям погибших. А связующим звеном являются люди, с которыми встречаются «историки», документы, исторические факты, исторические труды не только советских историков, но и бывших немецких солдат. Участники проекта играют свои роли до конца.
Обучающиеся I уровня образования также привлечены в проект, но через изучение, инсценирование произведений устного народного творчества: сказки, былины, сказания, легенды, предания, летописи.
- Актуальность проекта
Современной России как никогда необходимы возрождение духовности, воспитание детей и молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству. Значение патриотизма в настоящее время заключается в активном участии граждан в решении проблем общественного развития, в стремлении способствовать развитию государственности, социально- экономической и духовной сферы, в готовности с честью нести воинскую службу в Вооруженных Силах России. Главное в работе – воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в обеспечении защиты общества и государства.
На достижение этой цели ориентирована молодежная политика, осуществляемая как государственными органами власти, так и общественными объединениями и организациями. Реализация данного направления молодежной политики предусматривает выполнение следующих задач:
• пропаганда отечественной истории и культуры; разработка и
внедрение элементов и форм героико-патриотического воспитания в
систему общего и среднего образования; развитие системы
взаимосвязей армии и молодежи;
- развитие различных форм героико-патриотического воспитания в
летних лагерях отдыха и функционирование молодежных клубов по месту
жительства; - поддержка деятельности молодежных общественных объединений,
направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников
истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных
комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России.
Мы считаем, что проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка.
II. Сущность проекта
2.1. Общая характеристика проекта
Тема проекта «Мы из будущего» разработана с учётом Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Название проекта «Мы из будущего» связано с тем фактом, что не только военнослужащие, но и каждый человек, вносящий свою лепту в гражданско-патриотическое воспитание детей, служит святому делу на благо нашей Родины. Проект «Мы из будущего» является одной из составляющих воспитательной работы по теме «Создание образовательного пространства для гражданско-патриотического и спортивно-патриотического воспитания подрастающего поколения при переходе но ФГОС нового поколения».
2.2. Ведущая идея опыта
Требования сегодняшнего дня таковы, что круг субъектов существующего образовательного и воспитательного процесса должен расширяться. В первую очередь, нужно разрушить «замкнутость» воспитательной системы, нужно развивать сотрудничество с различными учреждениями местного социума. К деятельности привлечь родителей, выпускников школы, прошедших службу в рядах Российской Армии.
Идея консолидации школы, общественных организаций и семьи способствует:
- правовому и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;
педагогической поддержке учащихся (оказание превентивной и оперативной помощи школьникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с успешным продвижением в обучении, с жизненным профессиональным самоопределением и др.);
- совершенствованию работы с детьми, находящимися в социально опасном положении;
- профилактике безнадзорности, предупреждению правонарушений со стороны детей и подростков, ещё не нарушивших закон, но проявляющих к этому склонность
Таким образом, деятельность нашей инновационной площадки «Мы из будущего» направлена на поиск реальных путей формирования единого воспитательного пространства для детей отслеживает формы и методы взаимодействия с различными социальными структурами, способы управления этим взаимодействием.
- Цель инновационной работы
Целью проекта является внедрение и апробирование инновационных форм и методов спортивно-патриотической работы для развития и совершенствования системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
- Задачи инновационной работы
1.Определение оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и соответствующих нравственных ценностей.
2.Разработка новых, оригинальных форм и методов спортивно-патриотического воспитания учащихся, которые могли бы использоваться на уровне школ.
3.Повышение качества образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания школьников.
4.Знакомство воспитанников с историей села и страны, формирование уважительного, бережного отношения к памятникам и мемориалам, создание ситуации сопереживания, в ходе которых воспитанники «прикасаются» к подвигу.
5.Активизация работы по расширению методического поля за счет использования интернет-технологий, создания краеведческих материалов.
6.Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами спортивно-патриотического воспитания
7.Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию
8.Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей в спортивно-патриотическом воспитании детей
- Принципы работы
Наша работа строится на следующих принципах:
- принцип историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры;
- принцип гуманизации воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе;
- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возраста воспитанников, их социокультурной среды;
- принцип активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;
- принцип интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки воспитанников;
- принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.
- Целевые группы
Педагоги школы, детский и подростковый контингент подростки из группы повышенного риска; родительская общественность; ветераны Великой Отечественной войны и работники тыла; 2.7. Этапы проекта «Мы из будущего»
Инновационная работа изначально была рассчитана на 3 года.
1 этап – Аналитико-диагностический. Поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов. Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания воспитанников, выявление инновационного потенциала площадки; разработка и утверждение направлений развития проекта. Разработка программ работы по направлениям. Продолжительность – май - сентябрь 2014 года.
2 этап – практический. Разработка и апробация инновационных форм спортивно-патриотической работы, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, хорошей физической формы и военно-спортивной подготовки. Апробация и использование в работе площадки личностно-ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы гражданско-патриотической направленности. Расширение внутреннего и внешнего партнерства. Отслеживание инновационных процессов, анализ состояния. Продолжительность – октябрь 2014 года – февраль 2017 года.
3 этап – заключительный, аналитический. Обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика. Обработка и интерпретация данных за 3 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, области, ВПК, работающими по проблеме семейного и гражданско-патриотического воспитания (участие в работе круглых столов, семинаров, проведение мастер-классов). Прогнозирование следующих вариантов развития проекта «Мы из будущего».
III. Описание сущности проекта
Проект «Мы из будущего» является составляющей работы школы по теме «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностный рост педагогов и обучающихся при переходе на ФГОС нового поколения». Главным направлением деятельности нашей инновационной площадки считаем социальное взаимодействие с социокультурными, образовательными учреждениями района, в рамках которого воспитанники приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире. Почему речь идёт не о простом взаимодействии, а именно социальном? Социальная компетентность — это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности.
- Главные направления деятельности
Спортивно-патриотическая работа со школьниками обычно идет по двум системообразующим направлениям: воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил; военно-спортивные игры. В инновационной площадке таких направлений несколько, причём каждое из них курируется педагогом.
- «Духовно-нравственное» (отв. Т.С. Белозерцева): формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей; работа с трудными подростками
- «Историко-краеведческое» (отв. Е.Д. Конышева): познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Одна из форм работы – это создание школьного музея. Под школьным музеем понимается не просто музейные экспозиции или выставки в стенах школы, а многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Музей, его экспонаты, должны активно использоваться в работе образовательных учреждений: на уроках, в работе факультативов и кружков, в организации дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
- «Гражданско-патриотическое» (отв. Т.С. Белозерцева) формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- «Военно-спортивное» (отв. П.А. Астраханцев): формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций через укрепление здоровья путем физической подготовки и сдачи норм ГТО.
3.2. Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие понимается нами как особый вид совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Социальное взаимодействие – средство для развития социальной компетентности воспитанников, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения их духовного развития. Чтобы создать инновационную площадку социального взаимодействия, нужно наладить систему партнерских отношений в школьном пространстве; сформировать духовно-нравственные качества личности воспитанников; а также организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, общественными организациями. Данный проект нацелен на упорядочение работы всех направлений и создание единой системы воспитательной деятельности.
3.2.1. Внутришкольное взаимодействие (педагог – воспитанник)
3.2.2. Социальное взаимодействие с семьями воспитанников
Инновационность программы взаимодействия с семьями заключается в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, где главным является развитие у подростков стремления к выполнению своего долга перед Отечеством в важнейших сферах жизни общества; углубления и практическое закрепления знаний, умений, навыков по начальной военной подготовке, военно-техническим и военно-прикладным видам спорта; развитие у молодежи важнейших физических качеств укрепления здоровья путем подготовки и сдачи нормативов ГТО.
3.2.3. Социальное взаимодействие с сотрудниками МВД, МЧС
Сотрудничество заключается в воспитательных мероприятиях по правилам обеспечения жизнедеятельности, пожарной безопасности, правовому воспитанию. Сотрудники РОВД, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав привлекаются к работе с обучающимися "группы риска".
3.2.5. Социальное взаимодействие с администрацией и учреждениями культуры сельского поселения.
Совместная работа по проведению общепоселковых мероприятий, по повышению имиджа школы в посёлке.
Совместная работа с сельской библиотекой по расширению читательского кругозора школьников, развитию эмоциональной сферы учеников.
3.2.6. Социальное взаимодействие с работниками здравоохранения (ФАП)
Совместная работа по укреплению здоровья школьников, по формированию у них представлений о правилах здорового образа жизни. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни – ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников, на решение которой направлено взаимодействие с работниками здравоохранения.
IV. Механизм деятельности, или инновационные методы формирования спортивно-патриотических качеств личности
4.1. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Свойства методов: постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
4.2. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Свойства методов: необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
4.3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Свойства метода: необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. Выполнившие нормативы ГТО будут отмечены золотыми, серебряными или бронзовыми знаками отличия, а также получат массовые спортивные разряды и звания.
Тем более что, начиная с 2015 года помимо результатов ЕГЭ, при поступлении в высшие учебные заведения будут учитывать и результаты сдачи норм ГТО.
4.4. Применение активных и интерактивных методов обучения и воспитания
Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач (дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.). Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение воспитанников в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для накопления опыта гражданской деятельности. А введение спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» станет нормативной основой физического воспитания.
V. Прогнозируемые результаты
- способность преодоления воспитанниками различного характера препятствий, трудностей
- ориентирование на собственные потенциальные возможности и способности,
- развитие потребности в успешности самостоятельных действий
- Улучшение взаимоотношений воспитанников в школьном коллективе,
- Активизация творческих проявлений воспитанников
- Формирование педагогической, правовой, коммуникативной компетентности воспитанников, родителей
Таким образом, деятельность инновационной площадки будет способствовать росту положительной динамики развития его членов в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.
В свою очередь это скажется и на имидже школы, на базе которой осуществляется деятельность инновационной площадки, так как в образовательной системе будет создана системы правового, спортивно-патриотического воспитания; обогащено содержание правового, спортивно-патриотического воспитания; в систему правового, спортивно-патриотического воспитания будут вовлечены представители всех субъектов образовательной деятельности; качественно вырастет уровень воспитанности обучающихся;
VI. Оценка эффективности и мониторинг процесса инновационной работы
Под оцениванием в гражданском образовании следует понимать не «выставление отметок» ученику (учителем) и учителю (проверяющим), а процесс мониторинга, нацеленный на улучшение качества преподавания и качества проектов гражданского образования. Основными компонентами гражданских компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. При этом знания не могут быть основой для оценивания. Главным объектом оценивания должна быть деятельность воспитанников. Морально-ценностные ориентиры воспитанников также не подлежат оцениванию. Цель педагога – создавать условия, позволяющие воспитанникам осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять.
Процесс оценивания успешности воспитанника в становлении его гражданской компетентности должен быть открытым, демократическим, и складываться из оценки педагога и собственной оценки самого воспитанника, поскольку способность к самооцениванию является важной характеристикой компетентной личности. Это же относится и к оцениванию деятельности педагога и учебного заведения в целом по созданию условий для становления гражданской компетентности воспитанников. При этом к такому оцениванию должны привлекаться широкая педагогическая общественность, общественно-профессиональные и общественные организации, заинтересованные в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.
Система отслеживания хода инновационной работы должна быть разработана совместно с социально-психологической службой школы и проводиться в виде наблюдения, интервьюирования, тестирования, анкетирования, собеседования, анализа творческих, исследовательских работ воспитанников и т. д.
Показателями эффективности деятельности явятся:
- Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта
- Обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, отказ от насилия.
- Разносторонность деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
- Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
- Доступность и содержательность информации по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.
- Распространенность опыта по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения среди других учебных заведений города.
- наличие победителей и призёров в различных соревнованиях и конкурсах военно-патриотического направления.
Конечным результатом реализации программы должно стать гармоничное развитие личности, её успешная социализация; воспитание школьников в духе демократических ценностей; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и гражданина.
Спектр способов и форм фиксации результатов: грамоты, дипломы, творческие работы, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, диаграммы, протоколы соревнований, фото- и видеоматериалы, отзывы (детей и родителей), статьи в СМИ, аналитические справки, банк данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию для различных уровней образования, электронный музей клуба, портфолио. Оценивание в гражданском образовании.
Оценка эффективности инновационного проекта гражданско-патриотического воспитания "Мы из будущего" обеспечивается:
- средствами общественного контроля через "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары
- проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику спортивно-патриотического воспитания обучающихся.
- Координацией исполнения проекта руководством образовательной организации.
- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве
- через СМИ, Интернет;
- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах спортивно-патриотической направленности.
VII. Трудоёмкость проекта
Недопущение перегрузки детей и педагогов, а также возможность вписать опыт в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением других воспитательных и образовательных задач.
VIII. Доступность проекта
Обобщая практику распространения нашего педагогического опыта, можно использовать следующий алгоритм действий по его внедрению:
- Ознакомление администрации, педагогов, классных руководителей, участников родительского собрания, членов Совета школы, представителей общественности с деятельностью площадки и результатами, достигнутыми в процессе этой деятельности
- Разъяснению преимуществ рекомендуемого опыта по сравнению с обычными способами воспитательной работы
- Показ в действии методов и приёмов работы площадки, подлежащих внедрению
- Практическое обучение заинтересованных лиц использованию рекомендуемых методов и приемов (МО, семинары, практикумы, совещания и др.)
План мероприятий
№ п/п | мероприятие | Ответственный | сроки |
1 | Смотр песни и строя | Д.В. Панченко, руководитель физвоспитания | ежегодно |
2 | Акция «Милосердие» | воспитатели 1-9 классов | ежегодно |
3 | Акция «Письмо солдату» | воспитатели 1-9 классов | ежегодно |
4 | Акция «Вахта памяти» | воспитатели 1-9 классов | ежегодно |
5 | Акция «Обелиск» | воспитатели 1-9 классов | ежегодно |
6 | Акция «Георгиевская ленточка» | воспитатели 1-9 классов | ежегодно |
7 | Города воинской славы | Л. П. Олифер, зам. директора по ВР | 2014-2015 учебный год |
8 | Песенный круг | Л. П. Олифер, зам. директора по ВР | ежегодно |
9 | Просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне и других славных исторических событиях | Классные руководители. | ежемесячно |
10 | Реконструкция исторических событий: поля русской славы | Классные руководители, воспитатели | 2015-2016 учебный год |
11 | Защитники Земли Русской | Классные руководители, воспитатели | 2014-2015 учебный год |
12 | Русские богатыри. Потешные бои. | Учителя начальных классов | 2016-2017 учебный год |
13 | Кукольный спектакль «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» | Учителя начальных классов | 2015-2016 учебный год |
14 | Ролевая игра «Прошлое, настоящее, будущее» (по литературным произведениям) | Воспитатели старших классов | 2015-2016 учебный год |
15 | Игра «Зарница» | Д. В. Панченко, руководитель физвоспитания | ежегодно |
16 | Военно-спортивная игра «Сыны Отечества» | Д.В. Панченко, руководитель физвоспитания | ежегодно |
17 | 9 Мая – День рождения Мира | Л. П. Олифер, зам. директора по ВР | ежегодно |
18 | Постановка с воспроизведением 2-х времен | Воспитатели 7-9 классов | 2016-2017 учебный год |
19 | Создание школьной музейной комнаты | педагоги школы - интернат | 2016-2017 учебный год |
20 | Исследовательская, проектная деятельность | педагоги школы - интернат | |
21 | Проектная деятельность учащихся по созданию Книги Памяти | педагоги школы - интернат | В течение всего периода |
22 | Военно-спортивный эстафетный конкурс, посвященный Дню Защитника Отечества | Д. В. Панченко, руководитель физвоспитания | ежегодно |
23 | Отборочный этап спартакиады допризывной молодежи | Д. В. Панченко, руководитель физвоспитания | ежегодно |
24 | Снайпинг «Соколиный глаз» | Д.В. Панченко, руководитель физвоспитания | ежегодно |
25 | Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы | Д. В. Панченко, руководитель физвоспитания | ежегодно |
Планирование проведения общешкольных мероприятий
2014-2015 учебный год
Октябрь – ноябрь
Декабрь – январь
Февраль – март
Апрель – май
2015-2016 учебный год
Сентябрь – октябрь
Ноябрь, декабрь – январь
Февраль – март
Апрель – май
2016-2017 учебный год
Сентябрь – октябрь
Ноябрь - декабрь
Январь - Февраль
Март - Апрель
Формы работы
- Смотры песни и строя
- Акции
- Уроки Мужества
- Города воинской славы
- Фестиваль-конкурс патриотической песни
- Конкурс краеведческой направленности «Моя малая Родина»
- Диспут
- Литературно-музыкальная композиция
- Кукольный спектакль
- Потешные бои
- Спортивные эстафеты, кроссы
- Интерактивные игры
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Конечным результатом функционирования системы героико-патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.
Литература
- Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
- А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы". М.
- Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
- Цифровые образовательные ресурсы.
- Материалы из Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пр...
Мониторинг воспитанности и социального становления личности обучающегося коррекционной школы VIII вида
Данный материал позволяет определить уровень воспитанности и социального становления личности у обучающихся и в целом по классу...
«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»
Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция, овладение ...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным у...
Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.
В Законе «Об образовании», ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на фо...
Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы
Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы"...