Программ "Спортивный туризм" 5 лет обучения
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Модифицированная образовательная программа
«К вершинам мастерства» имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана на основе программ «Юные судьи туристических соревнований», «Юные туристы-многоборцы», «Туристы-проводники», «Юные спасатели», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для системы дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sportivnyy_turizm.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа.
Модифицированная образовательная программа
«К вершинам мастерства» имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана на основе программ «Юные судьи туристических соревнований», «Юные туристы-многоборцы», «Туристы-проводники», «Юные спасатели», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для системы дополнительного образования детей. В процессе работы по программе у детей формируются туристские навыки, вырабатываются навыки здорового образа жизни. Программа рассчитана на подростков 11-16 лет.
Образовательная программа «К вершинам мастерства» выполняет следующие функции:
Информационно – методическая функция:
работа по программе расширяет и углубляет знания и предполагает овладение навыками туристской деятельности.
Организационно-планируемая функция:
программа предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его качественных и количественных характеристик на каждом из этапов, содержательное наполнение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Структура документа.
Образовательная программа «К вершинам мастерства» включает разделы:
пояснительную записку, основное содержание по разделам курса, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического обеспечения (УМК).
Общая характеристика программы «К вершинам мастерства».
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению здоровья населения России, что не может не отражаться отрицательно на физических возможностях детей и подростков. Дополнительное образование, имея в своем арсенале все разнообразие воспитательных форм, призвано, в первую очередь, решать проблему здорового и безопасного образа жизни, а также проведение интересного, увлекательного и познавательного досуга. И одним из важных средств решения данной проблемы является спортивный туризм. Без преувеличения можно сказать, что здесь для достижения какого-либо результата необходимо развивать все сферы личности, начиная от физических и волевых свойств и заканчивая интеллектуальными, коммуникативными, нравственными качествами.
Туристская деятельность способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Актуальность программы заключается в использовании потенциала детско-юношеского туризма как одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Данная программа отличается от уже существующих, вариативным компонентом «Внимание, SOS!». Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Основной целью программы является: создание условий для формирования устойчивого интереса к спортивному туризму, здоровому образу жизни.
Задачи программы:
- Обучение туристским навыкам - от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение и нести за него ответственность перед товарищами;
- Выработка у подростков навыков здорового образа жизни;
- Воспитание самостоятельности, умения трудиться, способности переносить трудности, с честью выходить из экстремальных ситуаций;
- Мотивация личностного роста через участие в походах и
соревнованиях.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся.
Программа многоуровневая, рассчитана на 5 лет. Она содержит в себе несколько подпрограмм.
- Начальная подготовка
« Юные туристы»
1- 2 год обучения (познавательный уровень)
Дети:
А) получают знания, умения и навыки по основам туризма;
Б) получают навыки выживания в природной среде;
В) участвуют в соревнованиях на уровне образовательного учреждения;
Г) совершают 3-х дневный поход;
Д) получают значок «Юный турист», 3-й юношеский разряд по туризму.
- Средняя подготовка.
«Пешеходный туризм с основами спасательных работ»
3-4 год обучения (углубленный уровень)
Дети: А) совершенствуют свои знания, умения и навыки в пешеходном туризме, готовятся и участвуют в соревнованиях по технике пешеходного туризма;
Б) совершают итоговый поход 2 степени сложности
В) знакомятся с основами выживания в различных чрезвычайных ситуациях, с правилами ведения поисково-спасательных работ в зонах ЧС;
Г) занимаются пешеходным туризмом;
Д) получают значок «Турист России», 2-й юношеский разряд;
- Специальная подготовка.
Младший инструктор по туризму
5-й год обучения (практико – ориентированный уровень)
Дети:
а) изучают действия в горах, в пещерах и т. п.
б) проходят медицинскую подготовку
в) совершенствуются в умениях и навыках по пешеходному туризму;
г) учатся на звание «младший инструктор школьного туризма» и получают его;
д) изучат правила соревнований;
е) обучаются судейству соревнований;
ж) работают в качестве судей на соревнованиях на уровне учреждения;
з) получают 3-й взрослый разряд;
и) участвуют в походе 3 степени сложности.
Возрастные особенности:
Программа рассчитана на подростков 11-16 лет. Это возраст выбран неслучайно – именно подростки, стремящиеся к полной самостоятельности, зачастую попадают под негативное влияние окружающей среды, не стараются сохранить свое здоровье, нуждаются в постоянном внимании и поддержке.
Наполняемость групп: 1 год обучения – 15 человек.
2 год обучения - 12 человек
3-5 годы обучения – 10 человек
Режим занятий:
Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 3 академических часа. Походы вынесены за сетку часов программы.
Прогнозируемый результат:
Начальная подготовка
«Юные туристы»
1-2 год обучения
После успешного прохождения начальной подготовки «Юные туристы» дети знают:
- Правила поведения на занятиях;
- Технику безопасности и ПДД и правила поведения на природе;
- Правила санитарии и гигиены;
- Обязанности членов туристских групп;
- Законы походной дружбы;
- Географии. Пензенской области, туристические возможности родного края;
- Памятные места города Кузнецка и музеи;
- Состав и назначение аптечки;
- Виды туризма и спортивного ориентирования, условные знаки спортивных и топографических карт;
- Узлы и их назначение;
- Классификацию ЧС;
- Виды снаряжений.
Умеют:
- Укладывать рюкзак, разжигать костер, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;
- Оказывать первую медицинскую помощь;
- Пользоваться простыми приемами ориентирования: ориентирование карты, чтение карты и местности, измерение расстояний, движение по азимуту, отметка КП;
- Преодолевать простейшие виды естественных и искусственных препятствий;
- Действовать в сложившихся ЧС;
- Прогнозировать погоду по приметам.
Выполняют:
- Установленные требования и нормативы на значок «Юный турист России» и «Турист России», нормативы 2-3 юношеского разряда.
Средняя подготовка.
Пешеходный туризм с основами спасательных работ
3-4 год обучения
После успешного прохождения начальной подготовки «Пешеходный туризм с основами спасательных работ» дети знают:
- Особенности питания в разных походах;
- Безопасность при террористических актах;
- Условия автономного существования в различных природных зонах;
- Способы транспортировки пострадавшего через естественные и искусственные препятствия;
- Сигналы международной кодовой таблицы;
- Виды специального снаряжения и их назначение;
- Виды самодельных жилищ, способы добычи огня;
- Виды ориентирования;
- Правила организации страховки.
Умеют:
- Выполнять текущий ремонт инвентаря;
- Организовывать быт и отдых в полевом лагере;
- Работать в команде;
- Оценивать параметры своего здоровья;
- Составлять рацион питания на многодневные походы;
- Оказывать медицинскую помощь и транспортировать пострадавшего;
- Использовать тактико-технические приемы на дистанциях по спортивному ориентированию и спортивному туризму;
- Анализировать пройденные дистанции;
- Выбирать снаряжение для прохождения дистанций и выживания в различных ситуациях;
- Составлять отчет о походе;
- Преодолевать любые искусственные и естественные препятствия;
- Ориентироваться на местности;
- Организовывать бивак;
- Определять место возможного нахождения пострадавшего;
- Организовывать и проводить поиски пострадавшего.
Выполняют:
- Поход 2-й степени сложности, нормативы 1-го юношеского разряда по спортивному ориентированию и туристскому многоборью.
Специальная подготовка.
Младший инструктор по туризму
5-й год обучения
После успешного прохождения начальной подготовки «Младший инструктор по туризму» дети знают:
- Правила проведения, организация туристических соревнований;
- Сигналы бедствия;
- Технику безопасности в походах, на соревнованиях;
- Основы следопытской работы.
Умеют:
- Разрабатывать маршрут похода, подбирать продукты и снаряжение для похода;
- Работать контролером, судьей этапов на соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма;
- Ориентироваться в экстремальных ситуациях;
- Обеспечивать себя водой и пищей в автономных условиях;
- Работать с радиостанциями;
- Оказывать первую медицинскую помощь при катастрофах;
- Использовать средства защиты;
- Составлять отчеты по пройденным соревнованиям;
- Составлять положения и условия простейших соревнований.
Выполняют:
- Поход 3-й степени сложности;
- Нормативы 2-3 разряда по спортивному ориентированию, по спортивному туризму, по туристскому многоборью, по поисково-спасательным работам.
В результате обучения по программе ребята приобретают навыки адаптации к любым жизненным ситуациям, получают знания, умения и навыки по основам профессий, которые, возможно, выберут в дальнейшем для работы:
1. инструктор школьного туризма со знанием судейства;
2. медицинский работник;
3. спасатель;
А участие в соревнованиях не только способствует самопознанию, формированию адекватной самооценке, но и помогает подросткам самореализоваться, развивает стремление к постоянному совершенствованию, формирует навыки взаимодействия.
В основе работы по программе «К вершине мастерства» лежат педагогические принципы:
- уважение личности любого ребенка;
- полное доверие к подростку;
- доброжелательное отношение, оценка конкретного поступка, а не личности в целом;
- коллегиальность в принятии решений (руководитель может взять на себя всю полноту власти только в случаях, касающихся вопросов жизни и здоровья участников, мер техники безопасности, финансовой дисциплины);
- единство требований ко всем членам группы и к руководителю;
- минимум запретов.
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории - к практике». Закрепляя полученное на занятиях во время походов и совершенствование знаний, умений и навыков во время соревнований позволяет подростку стать сильным духом, окрепнуть физически, подготовиться к сюрпризам дальнейшей жизни.
Содержание программы сосредоточено в одиннадцати связанных между собой разделах.
Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются учителя-предметники, опытные судьи, медицинский работник, спасатели.
Разнообразные формы игровой, предметно-практической, организаторской, учебной и других видов деятельности, предусмотренных программой, позволяют подростку осваивать роли в разных сферах деятельности, что способствует успешной адаптации подрастающего человека в современном мире. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся своей будущей профессии.
Содержание материала программы строится учетом первоначальных знаний детей, полученных в школе по следующим предметам: география, ОБЖ, трудовому обучению, биологии, физической культуры.
Работа по программе предполагает активное участие родителей в образовательно-воспитательном процессе. Родители оказывают моральную и материальную поддержку объединению, а совместное проведение походов, тренировочных занятий и массовых мероприятий сближает духовно. Родители получают консультации педагога по интересующим их вопросам.
На протяжении всего периода реализации программы осуществляется воспитательная работа, формы и методы которой изменяются по мере взросления детей, накопления ими жизненного опыта. Традиционными формами работы являются: праздник первого туристского костра, посвящение в туристы, огоньки, походы выходного дня вместе с родителями, праздники, посвященные знаменательным датам.
Одним из важных направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, предусматривающее участие в традиционных делах центра и города, таких как смотр строя и песни «Статен в строю, силен в бою», Вахты Памяти на холме воинской Славы в дни торжеств 23 февраля и 9 мая, викторины, встречи тс выпускниками – курсантами военных учебных заведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....