Программ "Спортивный туризм" 5 лет обучения
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

   Модифицированная образовательная  программа

«К вершинам мастерства» имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана  на основе программ «Юные судьи туристических соревнований», «Юные туристы-многоборцы», «Туристы-проводники», «Юные спасатели», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для системы дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sportivnyy_turizm.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус  документа.

   Модифицированная образовательная  программа

«К вершинам мастерства» имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана  на основе программ «Юные судьи туристических соревнований», «Юные туристы-многоборцы», «Туристы-проводники», «Юные спасатели», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для системы дополнительного образования детей. В процессе работы по программе у детей формируются туристские навыки,  вырабатываются  навыки  здорового образа жизни. Программа рассчитана на подростков 11-16 лет.

Образовательная программа  «К вершинам мастерства»  выполняет  следующие  функции:

Информационно – методическая  функция:

работа  по программе  расширяет и углубляет знания и предполагает овладение  навыками  туристской деятельности.

Организационно-планируемая  функция:

программа  предусматривает  выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его качественных и количественных характеристик на каждом из этапов, содержательное  наполнение  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся.

                       Структура  документа.

Образовательная программа «К вершинам мастерства» включает разделы:

пояснительную записку, основное содержание по разделам курса,  учебно-тематическое  планирование,   требования к уровню подготовки обучающихся  по данной программе, перечень учебно-методического обеспечения (УМК).

  Общая характеристика  программы «К вершинам мастерства».

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению здоровья населения России, что не может не отражаться отрицательно на физических возможностях детей и подростков. Дополнительное образование, имея в своем арсенале все разнообразие воспитательных форм, призвано, в первую очередь, решать проблему здорового и безопасного образа жизни, а также проведение интересного, увлекательного и познавательного досуга. И одним из важных средств решения данной проблемы является спортивный туризм. Без преувеличения можно сказать, что здесь для достижения какого-либо результата необходимо развивать все сферы личности, начиная от физических и волевых свойств и заканчивая интеллектуальными, коммуникативными, нравственными качествами.

   Туристская деятельность способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Актуальность программы заключается в использовании потенциала детско-юношеского туризма как одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Данная программа отличается от уже существующих,  вариативным компонентом «Внимание, SOS!». Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Основной целью  программы является: создание условий для  формирования  устойчивого интереса к спортивному туризму, здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  •  Обучение туристским навыкам -  от умения преодолевать трудности походной жизни до умения принимать решение и нести за него ответственность перед товарищами;
  • Выработка у подростков навыков здорового образа жизни;
  • Воспитание самостоятельности, умения трудиться, способности переносить трудности, с честью выходить из экстремальных ситуаций;
  • Мотивация личностного роста через участие в походах и  

    соревнованиях.

Сроки реализации программы  и возраст обучающихся. 

Программа многоуровневая, рассчитана на 5 лет. Она содержит в себе несколько подпрограмм.

  1. Начальная подготовка

« Юные туристы»

1-  2 год обучения (познавательный уровень)

Дети:

А) получают знания, умения и навыки по основам туризма;

Б) получают навыки выживания в природной среде;

В) участвуют в  соревнованиях на уровне образовательного учреждения;

Г) совершают 3-х дневный поход;

Д) получают значок «Юный турист», 3-й юношеский разряд по туризму.

  1. Средняя подготовка.

«Пешеходный туризм с основами спасательных работ»

3-4 год обучения (углубленный уровень)

Дети:  А) совершенствуют свои знания, умения и навыки в пешеходном туризме, готовятся и участвуют в соревнованиях по технике пешеходного туризма;

Б) совершают итоговый поход 2 степени сложности

В) знакомятся с основами выживания в различных чрезвычайных ситуациях, с правилами ведения поисково-спасательных работ в зонах ЧС;

Г) занимаются пешеходным туризмом;

Д) получают значок «Турист России», 2-й юношеский разряд;                            

  1. Специальная подготовка.

Младший инструктор по туризму

5-й год обучения (практико – ориентированный уровень)

Дети:

а) изучают действия в горах, в пещерах и т. п.

б) проходят медицинскую подготовку

в) совершенствуются в умениях и навыках по пешеходному туризму;

г) учатся на звание «младший инструктор школьного туризма» и получают его;

д) изучат правила соревнований;

е) обучаются судейству соревнований;

ж) работают в качестве судей на соревнованиях на уровне учреждения;

з) получают 3-й взрослый разряд;

и) участвуют в походе 3 степени сложности.

Возрастные особенности:

Программа рассчитана на подростков 11-16 лет. Это возраст выбран неслучайно – именно подростки, стремящиеся к полной самостоятельности, зачастую попадают под негативное влияние окружающей  среды, не стараются сохранить свое здоровье, нуждаются в постоянном внимании и поддержке.

Наполняемость групп: 1 год обучения – 15 человек.

                                       2 год обучения  - 12 человек

                                       3-5 годы обучения – 10 человек

Режим занятий:

Занятия проводятся – 2 раза  в неделю по 3 академических  часа. Походы  вынесены за сетку часов программы.

Прогнозируемый результат:

Начальная подготовка

«Юные туристы»

1-2 год обучения

После успешного прохождения начальной подготовки «Юные туристы» дети знают:

  • Правила поведения на занятиях;
  • Технику безопасности и ПДД и правила поведения на природе;
  • Правила санитарии и гигиены;
  • Обязанности членов туристских групп;
  • Законы походной дружбы;
  • Географии. Пензенской области, туристические возможности родного края;
  • Памятные места города Кузнецка и музеи;
  • Состав и назначение аптечки;
  • Виды туризма и спортивного ориентирования, условные знаки спортивных и топографических карт;
  • Узлы и их назначение;
  • Классификацию ЧС;
  • Виды снаряжений.

Умеют:

  • Укладывать рюкзак, разжигать костер, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;
  • Оказывать первую медицинскую помощь;
  • Пользоваться простыми приемами ориентирования: ориентирование карты, чтение карты и местности, измерение расстояний, движение по азимуту, отметка КП;
  • Преодолевать простейшие виды естественных и искусственных препятствий;
  • Действовать в сложившихся ЧС;
  • Прогнозировать погоду по приметам.

Выполняют:

  • Установленные требования и нормативы на значок «Юный турист России» и «Турист России», нормативы 2-3 юношеского разряда.

Средняя подготовка.

Пешеходный туризм с основами спасательных работ

3-4 год обучения

После успешного прохождения начальной подготовки «Пешеходный туризм с основами спасательных работ» дети знают:

  • Особенности питания в разных походах;
  • Безопасность при террористических актах;
  • Условия автономного существования в различных природных зонах;
  • Способы транспортировки пострадавшего через естественные и искусственные препятствия;
  • Сигналы международной кодовой таблицы;
  • Виды специального снаряжения и их назначение;
  • Виды самодельных жилищ, способы добычи огня;
  • Виды ориентирования;
  • Правила организации страховки.

Умеют:

  • Выполнять текущий ремонт инвентаря;
  • Организовывать быт и отдых в полевом лагере;
  • Работать в команде;
  • Оценивать параметры своего здоровья;
  • Составлять рацион питания на многодневные походы;
  • Оказывать медицинскую помощь и транспортировать пострадавшего;
  • Использовать тактико-технические приемы на дистанциях по спортивному ориентированию и спортивному туризму;
  • Анализировать пройденные дистанции;
  • Выбирать снаряжение для прохождения дистанций и выживания в различных ситуациях;
  • Составлять отчет о походе;
  • Преодолевать любые искусственные и естественные препятствия;
  • Ориентироваться на местности;
  • Организовывать бивак;
  • Определять место возможного нахождения пострадавшего;
  • Организовывать и проводить поиски пострадавшего.

Выполняют:

  • Поход 2-й степени сложности, нормативы 1-го юношеского разряда по спортивному ориентированию и туристскому многоборью.

Специальная подготовка.

Младший инструктор по туризму

5-й год обучения

После успешного прохождения начальной подготовки «Младший инструктор по туризму» дети знают:

  • Правила проведения, организация туристических соревнований;
  • Сигналы бедствия;
  • Технику безопасности в походах, на соревнованиях;
  • Основы следопытской работы.

Умеют:

  • Разрабатывать маршрут похода, подбирать продукты и снаряжение для похода;
  • Работать контролером, судьей этапов на соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма;
  • Ориентироваться в экстремальных ситуациях;
  • Обеспечивать себя водой и пищей в автономных условиях;
  • Работать с радиостанциями;
  • Оказывать первую медицинскую помощь при катастрофах;
  • Использовать средства защиты;
  • Составлять отчеты по пройденным соревнованиям;
  • Составлять положения и условия простейших соревнований.

Выполняют:

  • Поход 3-й степени сложности;
  • Нормативы 2-3 разряда по спортивному ориентированию, по спортивному туризму, по туристскому многоборью, по поисково-спасательным работам.

В результате обучения по программе ребята приобретают навыки адаптации к любым жизненным ситуациям, получают знания, умения и навыки по основам профессий, которые, возможно, выберут в дальнейшем для работы:

1. инструктор школьного туризма со знанием судейства;

     2. медицинский работник;

     3. спасатель;

        А участие в соревнованиях  не только способствует самопознанию, формированию адекватной самооценке, но и помогает подросткам самореализоваться, развивает  стремление к постоянному совершенствованию, формирует навыки взаимодействия.

В основе работы по программе «К вершине мастерства» лежат педагогические принципы:

  • уважение личности любого ребенка;
  • полное доверие к подростку;
  • доброжелательное отношение, оценка конкретного поступка, а не личности в целом;
  • коллегиальность в принятии решений (руководитель может взять на себя всю полноту власти только в случаях, касающихся вопросов жизни и здоровья участников, мер техники безопасности, финансовой дисциплины);
  • единство требований ко всем членам группы и к руководителю;
  • минимум запретов.

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. Логика подачи материала  в программе основана на принципе «от теории - к практике». Закрепляя полученное на занятиях во время походов и совершенствование знаний, умений и навыков во время соревнований позволяет подростку стать сильным духом, окрепнуть физически, подготовиться к сюрпризам дальнейшей жизни.

Содержание программы сосредоточено в одиннадцати связанных между собой разделах.

Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются учителя-предметники, опытные судьи, медицинский работник, спасатели.

Разнообразные формы игровой, предметно-практической, организаторской, учебной и других видов деятельности, предусмотренных программой, позволяют подростку осваивать роли в разных сферах деятельности, что способствует успешной адаптации подрастающего человека в современном мире. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся  своей будущей профессии.

Содержание материала программы строится учетом первоначальных знаний  детей, полученных в школе по следующим предметам: география, ОБЖ, трудовому обучению, биологии, физической культуры.

Работа по программе предполагает активное участие родителей в образовательно-воспитательном процессе. Родители оказывают моральную и материальную поддержку объединению, а совместное проведение походов, тренировочных занятий и массовых мероприятий сближает духовно. Родители получают  консультации педагога по интересующим их вопросам.

На протяжении всего периода реализации программы осуществляется воспитательная работа, формы и методы которой изменяются по мере взросления детей, накопления ими жизненного опыта. Традиционными формами работы являются: праздник первого туристского костра, посвящение в туристы, огоньки, походы выходного дня вместе с родителями, праздники, посвященные знаменательным датам.

Одним из важных направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, предусматривающее участие в традиционных делах центра и города, таких как смотр строя и песни «Статен в строю, силен в бою», Вахты Памяти на холме воинской Славы в дни торжеств 23 февраля и 9 мая, викторины, встречи тс выпускниками – курсантами военных учебных заведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....