Рабочая программа математического кружка в 7 классе
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Настоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Актуальность данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
Согласовано Заместитель директора по ВВВР МОУ «СОШ № »____________ / «___»___________20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № » __________ / «___»_______________20___г | Утверждено Приказ № ___ от «___»_______________20___г Директор МОУ «СОШ № » __________/_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
руководителя кружка
«Юный математик»
социального направления развития личности
учащихся 7 классов.
Составила учитель математики
высшей квалификационной категории
Горина Татьяна Евгеньевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от «___»______________20 г
201 - 201 уч. год
Пояснительная записка
В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний. Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся.
Настоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Актуальность данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.
Цель программы кружка состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.
Задачи кружка заключаются в следующем:
∙ познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;
∙ разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;
∙ проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;
∙ познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;
∙ сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач;
- воспитывать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (35 занятий в течения учебного года), регулярность - 1 занятие в неделю (каждый четверг, с 13.50 ч. до 14.35 ч.)
Формы занятий
∙ Беседы.
∙ Игра, как основная форма работы.
∙ Театрализация исторических событий становления математической науки.
∙ Конференция при подведении итогов какой-либо исследовательской работы.
∙ Работа с научно-популярной литературой
∙ Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач.
∙ Фестиваль исследовательских работ.
- Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
- Олимпиада как форма подведения итогов исследовательской работы, то есть работы кружка.
Календарно-тематический план
Календарные сроки | № заня -тия | Тема ( раздел) | Количество часов | Примеч. | |
план | факт | ||||
1. Задачи и уравнения | 8 | ||||
03.09 | 1 | Как возникла алгебра | 1 | ||
10.09 | 2 | Решение старинных задач на уравнения | 1 | ||
17.09 | 3 | Решение старинных задач на уравнения | 1 | ||
24.09 | 4 | Практикум-исследование решения задач на составление уравнения. | 1 | ||
01.10 | 5 | Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач | 1 | ||
08.10 | 6 | Практикум-исследование решения задач на движение | 1 | ||
15.10 | 7 | Решение задач на сплавы и растворы | 1 | ||
22.10 | 8 | Задачи на проценты | 1 | ||
2.Логические задачи | 7 | ||||
29.10 | 9 | Графы и их применение в решении задач | 1 | ||
05.11 | 10 | Логические задачи | 1 | ||
12.11 | 11 | Инварианты | 1 | ||
19.11 | 12 | Полуинварианты | 1 | ||
26.11 | 13 | Принцип Дирихле | 1 | ||
03.12 | 14 | Олимпиадные задачи. Оценка + пример | 1 | ||
10.12 | 15 | Танграммы. Исследование и создание своих головоломок | 1 | ||
3. Вероятность | 2 | ||||
17.12 | 16 | Задачи на случайную вероятность | 1 | ||
24.12 | 17 | Классическое определение вероятности | 1 | ||
4. Геометрические построения | 7 | ||||
14.01 | 18 | Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. | 1 | ||
21.01 | 19 | Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов | 1 | ||
28.01 | 20 | Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. | 1 | ||
04.02 | 21 | Задачи на перекраивание и разрезания | 1 | ||
11.02 | 22 | Задачи на вычисление площадей. | 1 | ||
18.02 | 23 | Практикум – исследование решения задач геометрического характера | 1 | ||
25.02 | 24 | Математика растений | 1 | ||
5. Функции и графики | 5 | ||||
03.03 | 25 | Кусочный способ задания функции | 1 | ||
10.03 | 26 | Решение уравнений с помощью графиков функции | 1 | ||
17.03 | 27 | Знакомство с параметрами | 1 | ||
24.03 | 28 | Графики помогают решать задачи с параметрами | 1 | ||
31.03 | 29 | Рисуем графиками функций | 1 | ||
6. Теория чисел | 5 | ||||
07.04 | 30 | Делимость и остатки | 1 | ||
14.04 | 31 | Олимпиадные задачи на делимость | 1 | ||
21.04 | 32 | Возведение двучлена в степень | 1 | ||
28.04 | 33 | Треугольник Паскаля | 1 | ||
05.05 | 34 | Решение линейных уравнений в целых и натуральных числах | 1 | ||
12.05 | 35 | 7. Итоговое занятие | 1 |
Содержание учебной программы
1. Задачи и уравнения (8 ч.). Как возникла алгебра. История возникновения алгебры как науки. Решение старинных задач на уравнения. Задачи на движение, совместную работу, различные задачи. Решение задач на сплавы и растворы. Задачи на проценты. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов. Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний.
2. Логические задачи (7 ч.). Графы и их применение в решении задач. Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. Инварианты. Полуинварианты. Понятие инварианта некоторого преобразования. В качестве инварианта рассматриваются четность (нечетность) и остаток от деления. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски. Полуинварианты. Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Решение олимпиадных задач методом „Оценка + Пример”. Танграммы. Исследование и создание своих головоломок
3. Вероятность (2 ч.). Задачи на случайную вероятность. Классическое определение вероятности
4. Геометрические построения (7 ч.). Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. Задачи на перекраивание и разрезания. Задачи на вычисление площадей. Практикум – исследование решения задач геометрического характера. Математика растений.
5. Функции и графики (5 ч.). Кусочный способ задания функции. Линейная функция , функция у = х2, у = х3. Кусочное задание функций. Построение графиков и их исследование. Решение уравнений с помощью графиков функции. Знакомство с параметрами. Графики помогают решать задачи с параметрами. Рисуем графиками функций.
6. Теория чисел (5 ч.). Делимость и остатки. Олимпиадные задачи на делимость. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. Решения задач на составление уравнений с двумя неизвестными. Решение уравнения с двумя неизвестными в натуральных и целых числах.
7. Итоговое занятие (1 ч.). Презентация работ учащихся
Для реализации программы кружка необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел. | -Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет |
Литература
1. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин «За страницами учебника математики»/ М. «Просвещение» 1999 г.
2. Ф. Ф. Нагибин «Математическая шкатулка»/ М. «Просвещение» 1998 г.
3. В. А. Володкович «Сборник логических задач»/ М. «Дом педагогики» 1996 г. 4. Задачи международной олимпиады по математике «Кенгуру»
5. Газета «Математика» 2005-2013 г.
6. А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5-6 классы. М. «Экзамен» 2009г.
7. И. Г. Сухин «1200 головоломок с неповторяющимися цифрами» /
М. «Астрель» 2003г.
8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Математика. М. АСТ 1997г.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами в работе кружка «Юный математик» является формирование следующих умений:
• Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
• Составлять план решения проблемы (задачи) .
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .
• В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .
• Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
• Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
• Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
• Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:
• иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
• уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;
• ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.
По окончании обучения дети смогут:
• освоить анализ и решение нестандартных задач;
• освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;
• расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;
• освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;
• познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ. Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, конференциях, участие в математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание математической газеты и набора геометрических моделей, проектные работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/16/picture-100562-1497644533.jpg)
Рабочая программа математического кружка (5 класс)
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя...
Рабочая программа математического кружка для 9 класса «Школа точной мысли»
Программа разработана на основе «Программы кружка по математике для учащихся 5 - 6 классов «Школа точной мысли»; Автор: Дронова Е.А– учитель математики МОУ Кытмановская СОШ №1, в соответст...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181765-1358436678.jpg)
Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .
Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-231293-1394480407.jpg)
Рабочая программа математического кружка в 6 классе.
Рабочая программа кружка "Математическая карусель" содержит пояснительную записку, тематическое планирование на 38 часов, краткое содержание, список литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/29/picture-730574-1451387001.jpg)
Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"
Данный материал полезен для кружковой работы по математике...