программа лагеря дневного пребывания детей
рабочая программа на тему

программа лагеря дневного пребывания детей "Романтик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МКОУ

 Лизиновская  СОШ

Н.В. Шевченко

«__» ___ 2016 г.

Программа

летнего оздоровительного лагеря

«Романтик»

с дневным пребыванием детей

на базе МКОУ Лизиновская  СОШ

Автор программы:

И.В. Ногих

Е.А. Кобзарева

2016 год

Информационная карта программы

Название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря «Романтик» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ Лизиновская СОШ

Наименование организации

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение  Лизиновская средняя общеобразовательная школа

Адрес организации

396621, Воронежская область, Россошанский район, с Лизиновка, ул Ленина 23

Телефон организации

8-47396-94-3-02

Руководитель организации

Директор школы Шевченко Надежда Владимировна

Начальник  ЛДП

Ногих Ирина Владимировна

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1;
  4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  5. Закон РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
  6. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
  8. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.01 г.);
  9. Конвенция ООН о правах ребёнка;
  10. Устав МКОУ Лизиновская СОШ
  11. Положение о лагере дневного пребывания;
  12. Экспертное заключение о приёмке лагеря.

Концепция программы

В основе концепции детского оздоровительного лагеря «Романтик» - эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности  с целью формирования личности, развития творческого потенциала и формирования здорового организма. Концепция основана на следующих идеях:

  • Идея развития личности в процессе деятельности (В.Бехтерев, И.Блонский, Л.Выготский);
  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д.Грин);
  • Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А.Щетинская);
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский);
  • Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н.Талызина, В.Ясвин)

Цель программы

Организация благоприятных условий для полноценного летнего отдыха, досуга детей, развития их личностного потенциала, оздоровления, воспитания чувства патриотизма,  укрепления нравственного и физического здоровья, формирования экологической, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности  в летний период.

Задачи программы

Оздоровительные:

  • создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
  • вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
  • обеспечить длительное пребывание на воздухе,
  • подготовить учащихся к сдаче нормативов ГТО.

Воспитательные:

создать благоприятные условия для:

  • разностороннего развития личности каждого ребёнка и летнего отдыха детей;
  • формирования навыков здорового образа жизни; подготовка к сдаче нормативов ГТО;
  • сохранения культурно-исторического наследия своей страны
  • воспитания культуры общения;
  • воспитание чувства патриотизма и уважения к истории своей страны;
  • самореализации детей посредством приобщения к   культуре своей страны, своей малой родины.

Развивающие:

развивать и укреплять:

  • связь школы и семьи;
  • художественно-эстетические навыки в ходе практической деятельности;
  • творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ;
  • коммуникативность и толерантность детского коллектива.

Механизм реализации программы

I этап: Подготовительный (апрель-май):

  • участие в районных совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
  • знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о работе ЛДП;
  • разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
  • отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря;
  • организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
  • обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
  • формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей.

II этап: Организационный (первый день работы лагеря):

  • встреча детей;
  • начало реализации программы ЛДП «Романтик»;
  • линейка, открытие лагерной смены;
  • знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;
  • изучение инструкций по ТБ;
  • работа по плану воспитательных мероприятий.

III этап: Основной (19 дней):

  • реализация основной концепции смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
  • работа кружков, спортивных секций;
  • мероприятия с посещением сельской библиотеки,  СДК;
  • трудовой десант, спортивные мероприятия.

IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря):

  • линейка, закрытие лагерной смены;

вручение грамот и благодарностей.

Методическое обеспечение программы

В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основным методом организации деятельности являются:

  • наличие необходимой документации программы лагеря, плана работы отрядов, плана-сетки;
  • должностные инструкции всех участников процесса;
  • отслеживание результатов и подведение итогов;
  • подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Основные направления

I.Спортивно-оздоровительное: спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья;  беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма; подвижные игры на свежем воздухе; беседы с мед. работником, оздоровительные процедуры, пробные сдачи нормативов ГТО.

II. Общекультурное: конкурсы рисунков на бумаге и на асфальте; лепка из солёного теста, пластилина и глины; конкурсы певцов, чтецов, танцевальные; беседы о выдающихся людях России, концерты.

III. Духовно-нравственное: ролевые игры о дружбе, об уважении к старшим, литературно-музыкальные композиции о войне, беседы о государственных символах, беседы о 300-летии города Омска и годе литературы в России.

IV. Общеинтеллектуальное: викторины почемучек, экологические конкурсы и сказки, КВН, брейн-ринг.

V. Социальное: посещение музея, СДК, Сельской библиотеки, Ледового дворца, Молодежного центра

Предполагаемые результаты

Организация деятельности ЛДП «Романтик» предусматривает следующие результаты:

  • укрепление здоровья и физической выносливости детей, подготовка к сдаче нормативов ГТО, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе, оздоровление в результате закаливающих процедур;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала детей в результате занятости их в творческой деятельности, участия в различных конкурсах и концертах;
  • личностное развитие каждого ребёнка, воспитание культуры общения, чувства патриотизма,  расширение кругозора в результате разнообразия форм организации деятельности детей  и методов воспитания;
  • создание благоприятного микроклимата в коллективе в результате овладения умениями и навыками сотрудничества и толерантности.

Сроки реализации программы

Краткосрочная программа рассчитана на 1 смену: с 01.06.2016. по 27.06.2016. (21 день).

Категория участников программы

Программа универсальна. Может быть использована для работы с детьми разного возраста, уровня развития и состояния здоровья в количестве 25 человек. Возраст участников программы 7-15 лет.

Кадровое обеспечение программы

  1. Начальник ЛДП.
  2. Воспитатели - 3 человек.
  3. Медицинский работник.

Материально-технические условия реализации программы

1. Актовый зал   (настольные игры, компьютер, музыкальное оборудование) – 1

2.Библиотека (книги, наглядные пособия) – 1.

3.Спортивный зал (мячи, скакалки, обручи) – 1.

4. Открытая детская площадка ( горка, качели, карузель)-2

5.Открытая спортивная площадка  - 1.

6.Столовая – 1.

Социальные партнёры

1.Лизиновская  сельская библиотека.

2. Лизиновский сельский Дом культуры.

3.Администрация Лизиновского сельского поселения.

4.Лизиновский  сельский музей.

Преемственность и новизна программы 2015

Данная программа придерживается  принципа преемственности, т.к. продолжает делать акцент на спортивно-оздоровительном направлении, развитии творческого потенциала детей. Но привносит и новизну в воспитательную систему ЛДП: работа педагогов теперь не ограничивается только играми развлекательного характера. Программа позволяет развивать познавательную активность детей, коммуникативную компетентность, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, умение искать информацию, интерпретировать её,  сотрудничать друг с другом и помогать, учитывая иное мнение.

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для совершенствования их личностных возможностей, развития творческого потенциала, достижения уровня самоутверждения и самореализации, воплощения собственных планов.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их  духовного и физического развития.

Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, максимальным вниманием к развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов, потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных).

Деятельность летнего  оздоровительного лагеря является продолжением воспитательной работы образовательного учреждения.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации планируемых результатов.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.

Основной состав лагеря – это учащиеся начальной школы МКОУ Лизиновская СОШ

Социальный состав школы сам определяет потребность создания в школе условий для организации занятости и отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей и детей «группы риска».

Цель программы: организация отдыха и оздоровления учащихся     школы в летний период.

         Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребёнка в общественную жизнь с учётом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.

Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встреч с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры, призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию волевых качеств личности.

Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребёнка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, через включение ребят в управление делами на уровне микрогрупп, отрядов и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, конкурсы, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.

В основе работы летнего оздоровительного лагеря «Романтик» построена воспитательная система по самореализации личности ребёнка через включение его в различные виды деятельности.

Программа также направлена на развитие лидерских и коммуникативных качеств, на раскрытие творческого потенциала участников, где гармонично сочетается творчество и спорт, где все как одна большая семья.

Предлагаемая программа  рассчитана на 21 день.

Содержание программы

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение.

     Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии выполненных  дел, физические упражнения.

Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы работы ЛДП, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в ЛДП.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни ЛДП.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования детей.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

 

Направления программы

Спортивно-оздоровительное.

Работа ЛДП «Романтик» направлена на сохранение и  укрепление здоровья детей. День в лагере начинается с утренней зарядки, продолжительностью в 15 минут на улице или в спортивном зале в зависимости от погоды. Основной задачей этого режимного момента является укрепление физического развития, закаливание.

Спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья,  беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные навыки и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни и готовят к сдаче нормативов ГТО.

Общекультурное.

         Конкурсы рисунков на бумаге и на асфальте; лепка из солёного теста, пластилина и глины; конкурсы певцов, чтецов, танцевальные; беседы о детских писателях и поэтах, концерты, фестивали дают большие возможности в развитии художественных способностей детей. В процессе подготовки и проведения такого рода мероприятий, дети активизируют своё внимание, память, мышление, элемент соревнования добавляет интереса.

Духовно-нравственное.  

Ролевые игры о дружбе, об уважении к старшим, литературно-музыкальные композиции к Дню памяти и скорби, беседы о государственных символах способствуют формированию гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважительного отношения к выдающимся людям своей страны.

Общеинтеллектуальное

        Викторины почемучек, экологические конкурсы и сказки, КВН, брейн-ринг и другие конкурсы формируют у детей такие умения, как умение ставить проблему,  искать  необходимую информацию, умение сотрудничать, создавать алгоритм действия и т. д.

Социальное

Это направление характеризуется,  подготовленными совместно с социальными партнёрами,  мероприятиями. Это детская дискотека, подготовленная совместно с работниками СДК, инсценированный праздник к Дню защиты детей (СДК и сельская библиотека), экскурсия в сельский музей (сельская библиотека), митинг, посвященный дню памяти и скорби совместно с администрацией Лизиновского сельского поселения.

Критерии эффективности программы.

    Для того чтобы программа эффективно работала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

При составлении плана работы предусмотрены следующие формы организации деятельности оздоровительного лагеря по реализации программы:

  1. Массовые: праздники, конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования, выставки.
  2. Групповые: спортивно-оздоровительные процедуры, отрядные дела, беседы, ролевые игры.
  3. Индивидуальные: беседы, выполнение творческих работ.

Вся работа лагеря предусматривает космическое путешествие –исследование во всех сферах деятельности.

Планируемые результаты реализации программы.

        Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

        У детей будут сформированы:

 - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, селу, области, стране;

 - гражданская идентичность как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

        Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (Отечество, мир, знания, культура).

        У детей будут сформированы:

 - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

 - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре;

 - навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- эмпатия  и толерантность как понимание чувств других людей и сопереживание им.

         Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У детей будут сформированы;

 - умение предлагать помощь и сотрудничество;

 - умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;

- установка на здоровый образ жизни;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

План-сетка работы ЛДП

Список литературы.

  1. Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
  3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004. - 192с.
  4. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
  5. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006. – 208с.
  6. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
  7. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
  8. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
  10. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
  11. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
  12. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
  13. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
  14. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
  15. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"

Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко»  гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...

Программа работы ЛДП(Лагеря дневного пребывания детей) "Зелёные ладошки"

Программа ЛДП 2016-2017 уч.год, смена "Зелёные ладошки".Название обусловлено тем, что 2017 год -Год экологии....

«Вместе лето" программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей

Программа направлена на решение проблемы построения воспитательного процесса, ориентированного на потенциальные возможности каждой личности и ее потребность стать субъектом социальной и культурной жиз...

Программа пришкольного лагеря дневного пребывания детей «Радуга» профильная программа «Кинопоезд»

Лагерь «Радуга детства» – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назид...

Пришкольный лагерь дневного пребывания детей «Радуга» профильная программа «ЭКО-звезды».

Мы постарались сделать программу летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детеймаксимально полезной, интересной и отвечающей потребностям детей, их родителей...

программа ЛДПД (лагеря дневного пребывания детей) "Я, ты, он, она - вместе целая страна"

Программа называется "Я, ты, он, она- вместе дружная страна". Посвящена культуре народов, населяющих Россию. Программа охватывает место жительства, культуру, быт, обычаи, праздники этих наро...

программа ЛДПД (лагеря дневного пребывания детей) "Правила дорожные - знать каждому положено"

Программа ЛДПД написана на актуальную тему: безопасность детей на дороге. Реализуется в школьном летнем лагере. Программа   для детей 8-12 лет....