Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях введения ФГОС
классный час (9 класс) на тему
Это творческая разработка внеклассного мероприятия , рассчитанного на учащихся 9 - 11 классов. Цель мероприятия: подготовить учащихся к осознанному выбору професси и реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях. Форма мероприятия - психологический тренинг. Тема полностью соответствуетПрограмме воспитания и социализации ООО и ориентировано на национальные базовые ценности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razrabotka_kursy.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47»
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях введения ФГОС
(творческая разработка)
Выполнила: Шныткина Надежда Владимировна,
учитель истории, МБОУ «СОШ № 47»
г. Новокузнецк 2016
Содержание
I Введение
II Ход мероприятия:
1. организационный момент
2. основная часть
3. рефлексия
III Заключение
IV Приложения
I Введение
Данное внеклассное мероприятие «Дорога в будущее» рассчитано на учащихся 9 - 11 классов.
Цель мероприятия:
- Сформировать у учащихся готовность к профессиональному самоопределению, подготовить к сознательному выбору профессии и реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Задачи:
- Дать представление учащимся о факторах, влияющих на выбор профессии;
- способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;
- формировать уважительное отношение к труду;
- воспитание чувства ответственности за свое будущее.
Тема мероприятия выбрана в рамках Программы воспитания и социализации и раскрывает одно из ее направлений : «Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выборе будущей профессии, развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; формирование потребностей к приобретению профессий; овладение способами поиска информации, связанной с профессиональным образованием».
Внеклассное мероприятие ориентировано на такие базовые национальные ценности как труд, творчество, наука.
Форма проведения мероприятия – психологический тренинг.
Планируемые результаты мероприятия:
- учащиеся должны усвоить знания о факторах, влияющих на выбор профессии;
- выработать умение соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;
- способствовать появлению чувства ответственности за свое будущее.
Материалы и оборудование: , компьютер, проектор, анкеты, доска
План подготовки:
- Анкетирование учащихся накануне мероприятия (Приложение №1);
- Поручить подготовить материал о факторах, влияющих на выбор профессии по Е.В. Климову 2 – 3 учащимся;
- Разработка анкет для диагностики и различных материалов к мероприятию.
- Выбор ведущих
Эпиграф мероприятия (на доске): «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека
II Ход воспитательного мероприятия
- Организационный момент
- вступительное слово учителя
Самоопределение в жизни – это очень ответственны выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь. Сейчас для вас главное учеба, которую вы продолжите в учебных заведениях, где будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. Выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет – этот первый шаг – зависит многое. На сегодняшнем мероприятии мы выясним, какие факторы влияют и должны влиять на осознанный выбор профессии.
- вводная беседа
Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Как вы думаете, какие факторы влияют на этот выбор?
Учащиеся предлагают свои варианты ( престижность, высокая заработная плата, мнение друзей и родителей и т.д.)
Учащимся предлагается заполнить анкету (Приложение №1)
Если анкета заполнялась накануне мероприятия, то идет обсуждение предложенных участниками факторов.
- Основная часть
А) Проведение психологических тренингов, в ходе которых учащиеся должны прийти к выводу, что выбор профессии основывается на трех понятиях: ХОЧУ – МОГУ – НАДО
Работа проводится в группах.
- Первое упражнение «Необитаемый остров».
Ведущие сообщают участникам информацию, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах они будут нуждаться.
(Психологический смысл упражнения: участники должны задуматься о таких понятиях как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте)
Учащиеся в группах обсуждают в группах, люди каких профессий им будут необходимы. Затем ведущие слушают предложения групп и записывают их на доске.
- Второе упражнение «Что я могу?».
Участникам группы по очереди предлагается выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли. Остальные учащиеся, выслушав их, голосуют и принимают решение , какую профессию выбрать участнику группы.
(Психологический смысл упражнения: учащимся придется задуматься о своих способностях).
- Третье упражнение «Чем я полезен?»
Учащимся предлагается, в соответствии с новой ролью, объединиться в группы и написать на листках план своих действий, который поможет людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем им придется взаимодействовать в своей деятельности. Затем план обсуждается между группами, и сообща решить, поможет ли реализация плана выжить.
(Психологический смысл упражнения: учащиеся учатся оперировать знаниями о профессиях).
Б) Обсуждение результатов тренинга. Учащиеся высказывают свое мнение, им можно помогать наводящими вопросами:
- Почему в первом упражнении вы выбрали именно эти профессии
( строитель, повар, портной, медик, учитель, охотник, животновод, парикмахер, землепашец и т.д.)?
- Какие сложности возникли , когда выбирали себе профессию? Почему?
(сложно разобраться в самом себе, к чему ты способен и т.д.)
- Что важно знать о себе при выборе профессии?
(интересы и склонности, способности, знания, состояние здоровья)
- Какие знания вам помогли при выполнении третьего упражнения?
(знания о самой профессии, в чем ее общественная значимость)
- Условно эти факторы можно обозначить как формулу профессий «ХОЧУ – МОГУ – НАДО». Что, по-вашему, означает эта формула?
(«хочу» - интересы и склонности, «могу» - способности, состояние здоровья, темперамент, «надо» - значимость, востребованность профессии)
- Почему важно учитывать все эти факторы?
В) Знакомство учащихся с основными факторами, влияющими на выбор профессии, описанными российским психологом Е.В. Климовым (через слайды, подготовленные учащимися):
- Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий многообразен. Для выбора профессии необходимо познакомиться с множеством других
- Склонности (интересы, мотивы) Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься.
- необходимы определенные способности. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим и музыкальный слух и т.д.
- Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка, но не любит читать литературу и учить наизусть.
- Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и дальше учиться с другом.
- Мнение друзей, одноклассников, товарищей безусловно важно. Порой им со стороны виднее, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
- Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не слоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные особенности.
- Личный профессиональный план – это то, чего человек хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос, для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
Г) Знакомство учащихся с факторами, которые могут помешать правильному выбору профессии. Работу можно выполнить совместно с учащимися.
- Следование чужим советам, выбор за компанию;
- выбор ближайшего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;
- отсутствие информации о профессии;
- незнание личных особенностей, склонностей;
- перенос отношения к человеку , носителю профессии, на отношение к самой профессии;
- отожествление учебного предмета с профессией.
Д) диагностика (анкетирование) позволит выявить, насколько учащиеся поняли теоретическую составляющую мероприятия. Учащиеся заполняют анкету ( Приложение №2)
- Рефлексия
Проводится в виде упражнения «Плюс – минус – интересно». Учащиеся заполняют таблицу из трех граф. В графу «Плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация или формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, осталось непонятным, или информация оказалась бесполезной для ребенка. В графу «Интересно» обучающиеся записывают все интересные факты, о которых они узнали на мероприятии , что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы педагогу.
Упражнение также можно выполнить устно: учащиеся каждый или в группе высказывают свое мнение
III Заключение
Мероприятие рассчитано на учеников 9 – 11 классов. Целью мероприятия являлось формирование у учащихся готовности к
профессиональному самоопределению, подготовка к сознательному выбору профессии и реализация собственных замыслов в реальных социальных условиях. Данная цель должна была реализоваться через следующие задачи: дать представление учащимся о факторах, влияющих на выбор профессии, способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии, формирование уважительного отношения к труду и воспитания чувства ответственности за свое будущее.
Тема, цели и задачи мероприятия актуальны для современных старших школьников. Форма проведения мероприятия в виде психологического тренинга позволили учащимся раскрепоститься и активно включиться в работу по обсуждению факторов, влияющих на самоопределение. А следующее за тренингом знакомство с теоретическим материалом позволило расширить и закрепить знания. Сложность возникла при выполнении Второго упражнения «Что я могу?», так как учащимся оказалось сложным соотносить свои индивидуальные особенности с определенным видом профессии. В дальнейшем возможно продолжить работу, чтобы помочь учащимся раскрыть свои индивидуальные особенности и склонности.
Для более эффективной работы в психологических тренингах лучше использовать малые группы учащихся.
Для улучшения качества работы над данной темой желательно привлекать профессионального психолога.
IV Приложения
Приложение №1
Анкета
Наиболее важные факторы при выборе профессии
№ п/п | Факторы выбора | Да | Нет |
1 | Соответствующий вашим способностям характер работы(умственная, физическая, опасная, безопасная, творческая, монотонная и т. д.) | ||
2 | Благоприятные условия работы (характеристика рабочего места, напряженность рабочего графика и т.д.) | ||
3 | Возможность профессионального роста, успешной карьеры | ||
4 | Востребованность на рынке труда | ||
5 | Достаточная престижность профессии | ||
6 | Достойный уровень оплаты труда | ||
7 | Примеры, опыт друзей, знакомых | ||
8 | Советы родителей и других родственников | ||
9 | Профессии родителей | ||
10 | Желание учиться в конкретном учебном заведении | ||
11 | Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ | ||
12 | Дополнительное (внешкольное) образование | ||
13 | Рекомендации учителей | ||
14 | Собственный практический опыт профессиональной работы | ||
15 | Мечта и вера в свои силы |
Приложение №2
Анкета
Факторы успешного самоопределения
№ п/п | Факторы самоопределения | Да | Нет |
1 | Увеличить объем информации о мире профессий | ||
2 | Увеличить возможности диагностирования профессионально важных качеств | ||
3 | Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях | ||
4 | Чаще проводить экскурсии на различные предприятия | ||
5 | Приблизить содержание образования к практической деятельности людей | ||
6 | Организовывать психологическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения | ||
7 | Учитывать склонности учащегося на уровне преподавания школьных предметов | ||
8 | Организовывать предпрофессиональные практики | ||
9 | Ввести в школах преподавание профориентационных курсов | ||
10 | Ничего менять не надо |
Приложение №3
Плюс | Минус | Интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС
Рекомендации по переходу на ФГОС второго поколения в основной школе...
"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"
Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....
Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...
Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)
Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главно...
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...
Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС
Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...