Открытое мероприятие по внеклассной работе по математике в 5-6 классах "Учимся решать числовые ребусы"
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Познакомить учащихся с чиисловыми ребусами и правилами решения числовых ребусов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие по внеклассной работе по математике в 5-6 классах
«Учимся решать числовые ребусы»
Провела Пушкарева Валентина Викторовна - учитель МКОУ Озерницкой ООШ п.Центральный Слободского района Кировской области.
1.Цель урока: сформировать знания, умения и навыки по решению нестандартных задач по математике: решение числовых ребусов.
2.Задачи:
Обучающие:
Обеспечить в ходе урока усвоение правил решения числовых кроссвордов;
- Прививать интерес учащихся к математике;
- Углубить и расширить знания учащихся по математике.
Развивающие:
- Развивать математический кругозор, внимание, математически грамотную речь, логическое мышление, самостоятельность учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление достигать поставленную цель, уверенность в себе, инициативу, умение выражать собственное мнение и работать в группе.
3.Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
4.Методы обучения: иллюстративно-словесный, частично- поисковый.
5.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
6.Оборудование: раздаточный материал.
7. Ход урока
1). Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
2). Актуализация знаний и умений.
Повторение (устная работа с карточками : в итоге - тема урока)
3). Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала.
(выступление учащихся «Что мы знаем о числовых ребусах)
4). Изучение нового материала.
5). Закрепление изученного.
6). Рефлексия.
7) .Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Открытое мероприятие по внеклассной работе
по математике в 5-6 классах
«Учимся решать числовые ребусы».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, поэтому я желаю вам быть активными, внимательными и уверенными в себе, уметь высказывать своё мнение. и помнить: вы - самые умные ученики. Отметьте на листочке рефлексии ваше настроение в начале урока.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний и умений.
Повторение (устная работа с карточками: в итоге - тема урока)
Наш урок является внеклассным мероприятием в неделе математики.
А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На листочке вам необходимо заполнить таблицу, устно решив примеры и, тогда, мы узнаем тему сегодняшнего урока.
6 класс. Заполни таблицу, решив устно примеры, и получи слово.
- 60 | 8 | - 13 | - 10 | 0 | - 15 | - 22 | 5 |
5 - 15 | Л | -75 : (-15) | Е |
- 2 - 13 | В | 7 - 20 | С |
- 15 + 23 | И | - 85 + 85 | О |
- 12 * 5 | Ч | - 1- 5 -16 | Ы |
5 класс. Заполни таблицу, решив устно примеры, и получи слово.
1/3 | 2/3 | 5/7 | 1 | 7/8 | 16/17 |
| Е | 3/4 + 1/8 | С |
2/5 +3/5 | У | 2/5 – 1/15 | Р |
1-1/17 | Ы |
| Б |
Запишем тему урока «Числовые ребусы»
Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?
Знать: что такое числовые ребусы, правила (инструкцию) для решения числовых ребусов.
Уметь: решать числовые ребусы.
3.Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала.
(выступление учащихся «Что мы знаем о числовых ребусах) Выступление учащихся
1.(Старков И.) Миллионы людей во всех частях света любят решать кроссворды и ребусы. И это неудивительно — гимнастика ума полезна в любом возрасте. Ведь эти головоломки тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. Еще в Древней Греции без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, а позднее — русского флотоводца С.О. Макарова и американца С.Лойда. На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский и
А.С. Макаренко. Среди тех, кто увлекался ими, были и “отец космонавтики” К.Э. Циолковский, и театральный режиссер К.С. Станиславский, и многие другие выдающиеся люди.
2. ( Метелёв Н.) Существует такая разновидность ребусов, которые называются числовыми. Они представляют из себя выражения, требующие арифметического решения, составленные в виде математических равенств, где числа заменяются другими знаками – буквами, фигурками геометрии, звездочками и т.д.
Под числовыми ребусами подразумевают те задачки, в которых необходимо использовать логические рассуждения. Именно они являются способом решения и расшифровывания каждого символа, который ведет к восстановлению числовой записи.
Числовым ребусам уже почти тысяча лет. Впервые они появились в Китае, затем в Индии. В европейских странах числовые ребусы поначалу называли крипт-арифметические задачи (по-гречески ?????? —спрятанный).Их появление в Европе впервые было отмечено только в двадцатом веке, несмотря на то, что развитие математики началось много столетий назад.
3. (Богданова Влада) При составлении ребусов числового типа пользуются следующими правилами. Все использующиеся цифры заменяют буквами. При наличии в задаче одинаковых цифр, соответственно, используется такое же количество букв. Промежуточные стадии математических операций обозначаются звездочками.
Различают на основе этих правил несколько типов ребусов.
Первый – это ребусы, в которых заменены на цифры все имеющиеся буквы. При этом зашифровывается какое-либо выражение, которое обозначает житейские ситуации в оригинальном изложении.
В записи могут присутствовать не только цифры, но и звездочки, - это второй тип ребусов.
Третий тип – это ребусы, в которых практически все символы заменены звездочками.
Числовые ребусы являются очень сложными, порой попадаются такие, которые требуют поэтапного длительного решения. Числовые ребусы являются увлекательными математическими задачами, которые сильно развивают логику и сообразительность.
Познакомит нас с инструкцией Ожигина Ирина
Инструкция «Как решать числовые ребусы»1(((9з
- Помните, что в ребусах, где буквы обозначают цифры, одна цифра соответствует только одной определенной букве. Так, если вы выяснили, что А = 5, то на месте А уже не может стоять единица или ноль. Если вместо цифр в ребусе используется знак * ("звездочка"), то он может обозначать любую цифру, от 0 до 9.
2
- Начните решение ребуса с правила, согласно которому ноль не может быть крайней левой цифрой в числе. Таким образом, все буквы и знаки, с которых начинается число в ребусе, уже не могут обозначать ноль. Круг поиска нужных цифр сузится.
3
- В ходе решения отталкивайтесь от основных математических правил. Например, умножение на ноль всегда дает ноль, а при умножении любого числа на единицу, мы получим в результате исходное число.
4
- Обращайте внимание на последовательность арифметических действий. Если числовой ребус состоит из нескольких рядов знаков, он может решаться как по вертикали, так и по горизонтали.
5
- Не бойтесь совершать ошибок. Возможно, они подскажут вам верный ход решения. Не пренебрегайте методом перебора. Некоторые ребусы потребуют длительного поэтапного решения, но в итоге вы будете вознаграждены верным ответом и отличной разминкой для вашей сообразительности.
4. Изучение нового материала.
1). Восстановите повреждённые записи арифметических действий
а) ** б) ** (самостоятельно)
+ * + **
* * 8 *98
Физкультминутка
Это второй тип числовых ребусов. Обратим внимание, что сумма двузначного числа и однозначного является трёхзначным числом, поэтому первая цифра в сумме будет единица. А число 1*8 может получиться только в сумме наибольшего двузначного числа и наибольшего однозначного. 99+9=108.
Аналогично во втором случае, сумма равна 198. А так как слагаемые двузначные числа и самое большое двузначное число будет 99, то решением будет 99 +99 = 198.
2). Решите числовой ребус.
а) КИС
+ КСИ
ИСК
Это первый тип числовых ребусов. Решение: к трёхзначному числу прибавляем трёхзначное, получаем трёхзначное число. Значит, К меньше 5. Смотрим на цифры десятков: И=0 или И=9, т.к. число в ответе не может начинаться с цифры 0, значит И=9, тогда К=4, соответственно С=5. Ответ: 495 +459=954.
б) ДРАМА (самостоятельно)
+ ДРАМА
ТЕАТ Р
Решение: Очевидно, Д меньше 4. В разряде сотен А+А=А, значит, А=0 (без перехода), или А=9(с переходом). Значение А=0 не подходит, т.к. в разряде единиц А+А=Р (получаем А=Р=0) Значит, А=9, Р=8, Е=7. 2М +1 = 10+Т, Т меньше 9, значит М=5 или 6(т.к. получается переход), а значения 7 и 8 уже заняты буквами Е и Р. При М =6 получаем решение:
18969
18969
37938
в) К О Ш К А
+ К О Ш К А
К О Ш К А
С О Б А К А
Решение: Т.к. КА+КА+КА оканчивается на КА, то КА =50, а значит К=5, А=0. Т.К. Ш+Ш+Ш+1 оканчивается на 0, то Ш=3.Т.К.Сумма трёх чисел, начинающихся на 5, может начинаться лишь с 1, то С=1. Рассматривая варианты для О, получаем, что О=6 или О=?, а значит Б=9 или Б=2. Итак, получаем два варианта решения:
56350 57350
+ 56350 + 57350
56350 57350
169050 172050
6. Рефлексия. Что мы сегодня нового узнали на уроке?
Что такое числовой ребус?
Чему научились?
Правила решения ребусов.
Отметим своё настроение в конце урока.
7 . Домашнее задание (на карточках).
Подведение итогов урока. Какую оценку мы выставим себе, другим?
(устная работа , работа в парах)
8. Разминка для ума. О других ребусах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
Из опыта работы учителя математики: Как я учу детей решать уравнения с модулем.
Практически каждый учитель знает, какие проблемы вызывают у учащихся задания, содержащие модуль. Это один из самых трудных материалов, с которыми школьники сталкиваются на экзаменах. Несмотря на то, ч...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов"Решаем! Вспоминаем! Думаем! Смекаем!"
Это занятие можно провести на кружке, на неделе математики....
Мастер класс на районном методическом обеденении учителей математики.Внеклассное работа по математике.
Методическая разработка внеклассного занятия "Экономический калейдоскоп".Презентация к внеклассному занятию.Презентация "Внеклассная работа по математике "...
Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...
Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.
Внеклассная работа по математике. Фильмы про математику и математиков.Подборка данных фильмов направлена на развитие любознательности по предмету математика во внеурочное время,расширению кругозора и ...
Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"
Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"...