Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
В статье представлены формы работы, направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dutova_tatyana_sergeevna.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.С. Дутова
Тамбовская обл., г.Котовск, ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
dutase@mail.ru
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлены формы работы, направленные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Безусловно, необходим индивидуальный подход к личности ребенка. Крайне важно понимать всестороннее развитие не как развитие определенных сторон и качеств личности, а как их органическое единство и целостность. Необходимо дойти до каждого ученика, создать условия для развития индивидуальных особенностей. Основной воспитательной задачей является реализация личностно- ориентированного подхода к воспитанию.
Цель моей работы: создание оптимальных условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ.
В связи с этим решаю педагогические задачи: укрепление психофизического здоровья; развитие духовно-нравственной, интеллектуальной и социально-культурной личности воспитанника с ОВЗ;
воспитать человека, способного к реализации своих потенциальных возможностей, способного к успешной социализации.
Приоритетными направлениями воспитательной работы в моей группе являются: «Охрана здоровья и физическое развитие», «Духовно – нравственное воспитание», «Индивидуальная работа с воспитанниками», «Работа с родителями», «Познавательная деятельность».
Ценность здоровья для многих воспитанников, к сожалению, не является основой жизненной мотивации, поэтому у детей необходимо целенаправленно формировать потребности и навыки здорового образа жизни. В группе апробируется школьная программа «Здоровье», проводится медико-педагогический мониторинг состояния физического развития и физической подготовленности обучающихся, что позволяет еще глубже индивидуализировать и гуманизировать коррекционно-образовательный процесс. В результате реализации авторского педагогического проекта «Формирование навыка здорового образа жизни у младших подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната» была создана система оздоровительной работы в группе и внедрены новые формы работы, организован клуб «Мое здоровье», в который входят родители и воспитанники группы.
В настоящее время возрастает необходимость активного использования здоровьесберегающих технологий. Работа в этом направлении осуществляется совместно с медицинскими работниками, учителем физкультуры, инструктором ЛФК, педагогом-психологом, родителями: соблюдается ортопедический режим, разработана и внедрена модель двигательной активности детей вне учебных занятий, отмечается низкая заболеваемость детей в группе, воспитанники с удовольствием посещают спортивные секции и занимают призовые места в областных соревнованиях: по итогам 2012 -2013 учебного года мои воспитанники заняли 1 место в общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс».
Учитывая существенные различия в психике, уровне физического развития и состоянии нервной системы моих воспитанников, большое внимание уделяю духовно – нравственному воспитанию.
Совместно с творческой группой педагогов нашей школы разработана программа по духовно – нравственного воспитания «Истоки», которая направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Стало традиционным в группе проведение конкурсов, утренников, классных часов посвященных православным праздникам «Масленица», «Светлое Христово Воскресение».
Воспитанники посещают музейные комплексы области, различные выставки, святые места православной культуры Тамбовской области.
Также мы с детьми приняли участие: в областном смотре – конкурсе декоративно – прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края» (Диплом II степени), областном конкурсе рисунков «Красота божье мира», во Всероссийском конкурсе художественного творчества «Родные истоки» для уч – ся 1 – 11 классов (Диплом лауреата, конкурсная работа участника прошла экспертную оценку и получила положительное заключение экспертного совета портала МИНОБР. ОРГ), во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», посвященному св. Кириллу и Мефодию, св. равноапостольному Князю Владимиру (получили грамоты участников).
В работе с воспитанниками стараюсь уделять большое внимание нравственным аспектам, рассказываю о том, какие взаимоотношения, основанные на принципах гуманности, милосердия, любви к ближнему, должны быть между людьми. Благодаря совместной работе с педагогом-психологом и другими специалистами школы-интерната, отмечается высокая удовлетворенность воспитанников жизнедеятельностью школы-интерната, возросли показатели уровня нравственной воспитанности обучающихся.
Особое внимание уделяю разделу «Индивидуальная работа с воспитанниками», так как проектирую и обеспечиваю индивидуальную траекторию развития, находя наиболее эффективные приемы и методы воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
С целью оптимизации воспитательного процесса совместно с творческой группой педагогов была разработана «Карта ключевых компетенций для воспитанников школы – интерната». Учитывая принцип индивидуального подхода и основную цель работы с данной категорией детей – социально адаптировать к реальной жизни, оцениваю динамику развития каждого ребенка по составленной мною таблице «Уровень актуального развития». За основу взяты следующие параметры: развитие ВПФ, социально – личностное поведение, коммуникативные, трудовые навыки, которые содержат критерии, соответствующие возрастным особенностям воспитанника и ключевым компетенциям. Оценка деятельности воспитанника несет для меня большую информацию: я вижу динамику каждого ребенка «в зоне его ближайшего развития», что позволяет мне проектировать индивидуальную коррекционно – развивающую работу. Постоянно фиксировать результаты в развитии каждого ребенка и ставить задачи по коррекции нарушений его поведения позволяет ведение индивидуального дневника воспитанника.
К числу основных направлений индивидуальной работы с детьми отношу:
- изучение индивидуальных особенностей детей и процесса их развития;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание условий в группе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей воспитанников, реализации ценных и личностно значимых интересов и потребностей воспитанников;
- оказание индивидуальной помощи детям, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, отношениях с педагогами, выполнении норм и правил поведения в школе и за ее пределами;
- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию;
- взаимодействие с медицинской, социально-психологической службами с целью проектирования траектории развития ребенка, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции нарушений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении личности
- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ребенка, учет их личностных достижений.
Главным фактором успешности воспитания является уровень познавательной активности детей. С этой целью я использую следующие формы деятельности: беседы, игры – путешествия, устные журналы, экскурсии, праздники, занятия – практикумы, разговоры наедине, встречи с интересными людьми. Результатом является ежегодное участие воспитанников городских и всероссийских конкурсах детского творчества.
С целью развития мотивации использую аргументированную оценку, похвалу, поощрение, которые базируются на результатах достижения и соблюдения правил деятельности. Я всегда сосредотачиваюсь на позитивной стороне поступков ребенка, подбадриваю его, используя слова, которые работают на развитие его «Я – концепции». Ребенка всегда сравниваю только с самим собой.
Достижение положительных результатов в воспитательной работе невозможно без тесного сотрудничества с семьями. Свою работу с родителями строю по следующим направлениям: психолого – педагогическое просвещение, вовлечение родителей в коррекционно – образовательный процесс и участие в его управлении в школе. Психолого – педагогическое просвещение включает следующие формы работы с семьей: дискуссии, круглый стол, родительский всеобуч, конференции. С целью осведомления семьи об учебных достижениях ребенка, его творческих успехах, возникающих проблемах мной организован информационный центр «Доверие», ведется работа по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру».
Построение воспитательной работы на основе диагностики и коррекции, внедрение инновационной деятельности и коррекционно-воспитательных, здоровьесохраняющих технологий, вовлечение воспитанников в общественную деятельность школы, проведение специальной работы по здоровому образу жизни способствуют успешной социализации воспитанников с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный идифференцированный подход в обучении умственно отсталыхшкольников....
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики....
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Презентация к докладу "Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"....
Участие с докладом в научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Программа научно-практической конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....
"Методы и подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в основной школе"
Представлены рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды, адаптации учебных планов и программ, а также использование специальных учебных материалов и технологий. Особое внимание уделяет...