Маршрут краеведческой экспедиции «Традиции и культура Прикамья».
проект (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Корепанова Марина Геннадьевна

маршрут разработан и апробирован поисковой экспедицией историко - краеведческого объединения "Память" Музея истории Каракулинской школы. Руководитель - Корепанова Марина Геннадьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрут краеведческой  экспедиции «Традиции и культура Прикамья».                                                  

Маршрут краеведческой экспедиции  «Традиции и культура Прикамья» был разработан исходя из необходимости  изучения и наблюдения традиций и культуры народов, населяющих Южное Прикамье Удмуртии. Необходимо отметить, что в дружном соседстве, единстве здесь проживают представители разных этнических групп – удмурты, татары, но больше всего – русские и марийцы. Происхождение названий  населенных пунктов говорят сами за себя – «Каракулино» - тюркское (Кара – куль – Черное озеро), Ныргында, Быргында, Чеганда – марийское, Новопоселенное,  Колесниково – русское.

        В течение нескольких лет члены историко – краеведческого объединения «Память» МБОУ «Каракулинская СОШ» совершали автобусные экскурсии по разным маршрутам – Святой Ключ (деревня Зуевы Ключи), Никольская церковь в селе Новопоселенном, Богородицкая церковь в селе Колесниково, Музей культуры марийского народа в селе Ныргында.  Возникла необходимость объединить эти маршруты и более детально, подробно изучить имеющиеся источники информации.

        С этой целью был разработан маршрут экспедиции, который начинается от Каракулино и следует до Быргынды. Местные краеведы во главе с Махматовой В. В. проводят нас в село Новопоселенное,  где мы знакомимся с его богатой историей, посещаем местную святыню – Никольскую церковь. Следующий пункт путешествия – Барановская пристань, затем – Зуевы Ключи, посещение Святого источника. В Ныргындинской школе нас ждет обед, а также посещение Музея истории и культуры марийского народа. Последним пунктом превывания на этот день станет Природный парк «Усть – Бельск», посещение экологической и археологической тропы.

        Во второй день путешествия планируется посетить Чегандинские пещеры, село Колесниково, церковь Рождества Богородицы и вернуться в Каракулино.

Село Новопоселенное.

Первое упоминание о Новопоселенном относится к 1771 году. По данным переписи 1773 года – это богатое удельное село, имеющее 11 мельниц. Основание села и строительство в нем церкви связано с именем елабужского купца первой гильдии  Ивана Григорьевича Стахеева, крупнейшего мецената того времени. На его деньги был построен в поздневизантийским стиле каменный Никольский Храм.

Никольская церковь в Новопоселенном.

Единственным напоминанием о некогда былом величии села является Никольская церковь – огромный  трехпрестольный храм¸ возвышающийся над прикамскими селами как  напоминание  о том, что не смогли сохранить своей истории, своих традиций. Историю храма по крупицам собирают местные жители, рассказывают о нем с любовью, особенно -   краевед – любитель, жительница села Быргында Каракулинского района  Махматова Валентина Васильевна:

Дома Барановых в Новопоселенном.

Новопоселенное когда – то  большое, красивое село, где жизнь кипела ключом. Сейчас в деревне совсем немного жителей, нет никаких предприятий, очень мало молодежи.

Местная достопримечательность – три дома старинной постройки, по мнению старожилов – принадлежали братьям Барановым.

Развалины Барановской пристани.

Наряду с именем Стахеева местные жители вспоминают еще одного благотворителя, оказывающего помощь при строительстве церкви – некого Баранова, простого, но богатого жителя Новопоселенного. Будучи крупным торговцем, имел свою пристань для транспортировки грузов.

В годы Великой Отечественной войны Барановская пристань стала крупной перевалочной базой при перевозке зерна на фронт.  Сейчас от поселка, от пристани, от зернохранилищ остались одни развалины.

Самая южная точка Удмуртии  - Зуевы Ключи.

Некогда крупный и богатый населенный пункт в Каракулинском районе, усадьба колхоза «Кама», специализация – садоводство. Самые лучшие ягоды и фрукты Удмуртии выращивались здесь.

Сейчас – зона отдыха состоятельных горожан, на месте деревни построены дачи, разбиты сады, созданы условия для рыбалки, охоты, активного отдыха и туризма.

Краеведческий музей  в Ныргындинской школе.

Национальный музей истории и культуры удмуртского народа. Вдохновитель, создатель, она же и экскурсовод – Култашева Елизавета Анатольевна, бывший учитель школы, сейчас на заслуженном отдыхе.

В музее собраны уникальные экспонаты и предметы быта марийского народа, создана топонимическая карта расселения марийцев на территории Каракулинского района.

Природный парк «Усть – Бельск»

Природный парк «Усть-Бельск» раскинулся на высоком правом берегу реки Кама.  Здесь растет 520 видов растений, обитает 178 видов птиц, 50 видов млекопитающих и 38 видов рыб. И все это — на сравнительно небольшой территории размером в 1770 гектар на пересечении границ сразу трех российских регионов: Удмуртии, Татарстана и Башкортостана. В составе природного парка выделена рекреационная зона, где разрешены сбор грибов и ягод, любительская охота и рыбалка.

Пояснительная записка.

        Маршрут краеведческой экспедиции  «Традиции и культура Прикамья» был разработан исходя из необходимости  изучения и наблюдения традиций и культуры народов, населяющих Южное Прикамье Удмуртии. Необходимо отметить, что в дружном соседстве, единстве здесь проживают представители разных этнических групп – удмурты, татары, но больше всего – русские и марийцы. Происхождение названий  населенных пунктов говорят сами за себя – «Каракулино» - тюркское (Кара – куль – Черное озеро), Ныргында, Быргында, Чеганда – марийское, Новопоселенное,  Колесниково – русское.

        В течение нескольких лет члены историко – краеведческого объединения «Память» МБОУ «Каракулинская СОШ» совершали автобусные экскурсии по разным маршрутам – Святой Ключ (деревня Зуевы Ключи), Никольская церковь в селе Новопоселенном, Богородицкая церковь в селе Колесниково, Музей культуры марийского народа в селе Ныргында.  Возникла необходимость объединить эти маршруты и более детально, подробно изучить имеющиеся источники информации.

Мы составили комбинированный маршрут, начинается он автобусной поездкой до конечной южной точки нашей республики – деревни Зуевы Ключи. Объект нашего внимания – Святой Ключ, к которому приезжают люди из разных уголков республики и даже страны.   Затем – посещение Музея культуры марийского народа в деревне Ныргында. Следующий пункт нашей поездки – русская  деревня Новопоселенное, которая славится величественным Никольским храмом. В Новопоселенном мы планируем провести встречи со старожилами, чтобы узнать об истории храма в советские времена, а также о том, как жили вместе русские и марийцы, какие у них были традиции. Конечный пункт автобусной экскурсии этого дня – деревня Быргында, где мы планируем заночевать, а также встретиться с местным краеведом Махматовой Валентиной Васильевной.

На второй день мы пойдем пешком в Чеганду, затем – в Колесниково, где хотим собрать сведения о Богородицкой церкви, и домой – в Каракулино. Общая протяженность маршрута – 100 км, 70 км планируется проехать на автобусе в первый день, оставшиеся 30 – в течение 2 – 3 дней. Ночевки и питание предполагается осуществлять в школах села Быргынды и села Чеганды.

Характеристика-визитка маршрута.

  • Цель маршрута -  изучение природных, культурных и исторических достопримечательностей Каракулинского района.
  • Протяженность – 100 км
  • Средства передвижения. Предполагается комбинированный маршрут – автобусный – пеший.
  • Продолжительность прохождения: трое суток.
  • Рекомендуемый возраст участников – 14 – 17 лет.
  • Информация о состоянии дров и воды на маршруте – вода в 1,5 литровых канистрах, дрова – нет необходимости.
  • Подъезд и отъезд к началу и концу маршрутов имеется, маршрут проходит вдоль автомобильной дороги.

 Сведения о районе похода.

Планируемый комбинированный маршрут (приложение №1) предполагает посещение следующих населенных пунктов, исторических и культурных мест.

1. Святой Ключ ( деревня Зуевы Ключи) – самая южная точка нашей республики. (приложение №2)

2. Село Ныргында – Музей культуры марийского народа. (приложение №3)

3. Село Новопоселенное. Первое упоминание о нем, как о селе, относится к 1771 году. По данным переписи 1773 года – это богатое удельное село, имеющее 11 мельниц. Основание села и строительство в нем церкви связано с именем елабужского купца первой гильдии  Ивана Григорьевича Стахеева, крупнейшего мецената того времени. На его деньги был построен в поздневизантийским стиле каменный Никольский храм. (приложение №4)

Церковь – символ справедливости, в церкви человек чувствует себя защищенным, даже если у него безвыходное положение. Поэтому строительству церквей придавали в старину особое значение. Вот как об этом писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв, 100-летие со дня рождения которого отметил в 2006 году весь мир: «Церкви ставили на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Но не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. В гармоническом сочетании они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном».

Самая первая деревянная церковь была построена в 1852 году на средства прихожан с одним престолом и освящена во имя Рождества Христова. Крещение началось примерно с 1860 года. Эта церковь существовала до строительства каменного храма, затем превращена в кладбищенскую церковь.

Каменная церковь построена в 1872 году. Начато строительство в 1869 году. Начала работать с 1880 года до 1940. Массовое крещение началось с 1893 года.  В теплой церкви иконостас устроен в 1880 году на пожертвования Елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева и Фёдора Григорьевича Чернова. В правом приделе иконостас освящён 23 июня 1880 года Преосвящённым  Нафанаилом  Епископом  Сарапульским, левый придел освящён 5 июля 1882 года Ижевским Проториереем Тимофеем  Чемодановым.    Престолов в церкви было три: во имя святого Николая Чудотворца, во имя Святой Мученицы Елизаветы, третий престол – во имя Святой Троицы остался недостроенным. Здание каменное с колокольней.

Церковь работала еще и при большевиках,  закрыли ее в предвоенные                    30 – е годы, и все же долгое время она служила своеобразным маяком для жителей близлежащих деревень, одним из красивейших «чудес» Прикамья. С 21 октября 1940 года  церковь выделили под клуб, но он пользовался малой популярностью, поэтому церковь закрыли совсем. Приказом от 14 ноября 1934 года, о запрещении колокольного звона по Сарапульскому уезду, сельский совет обязал снять колокола.

Сейчас в храме сохранились росписи двенадцати апостолов в куполе, на дверях – характерные солярные знаки. О поздневизантийском стиле постройки говорят купол, своеобразная колокольня, легкость и изящество храма. Кресты при закрытии церкви были сбиты;  когда сбрасывали колокол, выломали окна звонниц. Ныне в здании церкви основан и действует приход Христа Спасителя.

В послевоенные годы  в  церкви долгое время был склад. В конце 20 века сорвался с купола большой крест и разрушил шатер колокольни.  В настоящее время храм реставрируется. Новопоселённовская церковь – замечательный памятник старины, истории и культуры. Она оказала большое влияние на культурную жизнь людей близлежащих деревень. Церкви уже исполнилось около 120 лет.

 Трудно представить, что Новопоселенное когда – то  было большое, красивое село, где жизнь кипела ключом. Сейчас в деревне совсем немного жителей, нет никаких предприятий, очень мало молодежи. Единственным напоминанием о некогда былом величии села является Никольская церковь – огромный  трехпрестольный храм¸ возвышающийся над прикамскими селами как  напоминание  о том, что не смогли сохранить своей истории, своих традиций. Через приобщение к  традициям  и обычаям  предков  нам предстоит возрождать  не только здания церквей, но и духовность народа, утраченную также в последнее время.

4. Село Быргында. Встреча со старожилами села, беседа с краеведом Махматовой Валентиной Васильевной.

5. Село Чеганда. Встреча с местными жителями, беседа о Чегандинских пещерах.

Сказание о Чегандинских пещерах.

«Высоко над рекою Камой, как пасть какого – то животного зияет Чегандинская пещера. Давным - давно река Белая с шумом ударялась о каменную стену Чегандинских гор, которые не смогли выдержать сильного напора «дочери Урала» и были частично размыты, так что искать их в прежнем месте было бы бессмысленно. Но Кама тогда не могла справиться с этими неподвижными глыбами и позвала на помощь «свою сестру» реку Белую, чьи воды так стремительны.  Вместе они смогли одолеть неприступные камни, а в месте их слияния образовывался водоворот, который сметал всё на своем пути. Ужасную картину тогда представляло это место. Горе было попасть судну булгарского купца или маленькой лодке черемиса – рыбака: от их произведений рук человеческих в одно мгновенье оставались лишь щепки, плывущие по волнам. Настоящей удачей было выбраться живым из воронки. В это время появился на берегу молодой юноша с большими голубыми глазами, носил длинную белую рубашку и длинные белокурые волосы. Кто он был,и как его звали никто не знал, знали только то, что он пришёл из далёких стран, что молился он богу, умершему от злых людей. Увидел юноша неприступную гору и вечно ревущую пучину  и решил здесь поселиться. Стал  рыть для себя он пещеру, мягкий грунт поддавался его мотыге. Скоро была готова пещера, которая стала домом на всю жизнь странного юноши. Со всеми он обращался ласково. Летом можно было увидеть его на выступе своей пещеры, или в лесу, но к людям в селение он не ходил. Многие ходили к нему за исцелением своих недугов. Юноша жил год за годом, все его уважали за доброе сердце и безотказную душу, но время брало своё. Постепенно он состарился, морщины покрыли его лицо. Но не все думали, что странник живёт своими трудами, некоторые считали, что в его пещере хранятся неисчисляемые богатства. Двое разбойников направились к иноземцу, чтобы ограбить его, но сильные волны подхватили их лодку, разбив её о скалистые утёсы. Старец спас этих людей, накормил и напоил их .

Когда же они увидели убогую обитель, где висели лишь травы на каменных стенах, они поняли, что были неправы. Скоро они окрепли, и иноземец переправил их на другой берег, а сам вернулся в свою обитель. С того времени в жизни иноземца произошла перемена: он перестал выходить из своей пещеры и много судов стало рушится возле Чегандинских гор. Когда же старец выходил из пещеры и поднимал руки вверх, суда проходили безопасно. Тогда люди специально ждали его, чтобы он разрешил им пройти через водоворот. Целые караваны проходили благополучно,  а стоящий на вершине высокий седой старец внушал всем уважение и страх, и многие желали поучиться у него. Но он избрал лишь одного ученика. Проходили года за годами, всё реже появлялся старец, а однажды к людям вышел лишь его преемник, поднял руки к небу и прошли караваны. Ученик старца прожил недолго,  в следующую весну его никто не видел. С той поры прошло много времени, и никто не смел пройти в пещеры, лишь легенды существовали в народе. На Каме появились новые люди, они надеялись найти в пещерах золото, но их поиски не увенчались успехом , они вскоре уехали. Пещеры пустовали недолго, вскоре их облюбовали разбойники, которые грабили суда у купцов.  Горе тому, кто задумал выдать разбойников властям, того заставляли ловить рыбу не сетями ,а руками». (Историческая литература из фондов краеведческого музея с Каракулино « История деревень» БФ – 264)

6. Село Колесниково. В прежние годы, проплывая по Каме, невольно залюбуешься красивым селом Колесниково. Главная примета – заброшенная, но величественная церковь Рождества Богородицы.  (приложение №5)  Немало сказаний связано с этой православной святыней, несколько веков возвышающейся над Камой. Существует легенда, что раньше в древние времена лес был до небес, и многие люди искали место для  поселения. Долго жили, колесили по этому месту, думали, что ушли далеко от берега Камы, но оказалось, что до берега рукой подать.. И решили здесь жить, и назвать это место Колесниково.

Некоторые связывают название местности с тем, что здесь жили мастеровые, которые гнули колеса для повозок. Колесниковское первое городище расположено возле самого северного мыса села, второе по речке протекающей через село, размыто водой.    А вот что говорят об истории села храмозданные грамоты.                                                      

В 1686 году Ивашко Иванов обещал митрополиту Казанскому построить у себя церковь Сретения. Тот благословил строительство, но строго обговорил облик будущего храма. «Чоб было о пяти главах, а не шатрами, и три алтаря прирубные, круглые. В большом алтаре три окна, в меньших двух алтарях – по единому окну, а престол сделать один в большом алтаре о пяти столбах».                                                        

В 1707 году «воры и изменники» сожгли храм, но уже через четыре года жители села восстановили Сретенскую церковь в прежнем величии.  В 1776 году в селе построили второй храм во имя рождества Богородицы. « Как святые правила и церковные уставы повелевают, по подобию древних Греко – латинских церквей».

Наконец, в 1810 году пришёл черед строить вместо двух церквей одну кирпичную в честь этих двух великих праздников. Чертежи церкви не сохранились, но предположительно зодчим был Дудин. Чтобы украсить церковь изнутри архитектор использовал лепные медальоны, а под ними ниши с изображением двухстах древнерусских святителей. Церковь Рождества  Богородицы – один из крупных сельских храмов, возносившийся  белым лебедем над самой Камой. В настоящее время храм отреставрирован, по – прежнему радует своим видом с реки Камы путешественников.  

Список использованной литературы.

1. Материалы фондов МУК « Музей истории Каракулинского района » Альбом « Летопись села Каракулино (МКР/ НВ – 92)

2. «Памятники Отечества. Удмуртия». Альманах Всероссийского общества   охраны памятников истории и культуры. Сост: Князева Т.  Гл. редактор:  Разгонов С. Н.  № 1 – 2   1995 год.                                                                                                                                                            3.Буторин В. С. Эхо прикамских легенд. Очерки и рассказы. – Сарапул, 2006. –

4. Буторин В. С. Под звездой Заратустры. Исторические очерки о Каракулинском районе. - И.: АДИС, 1995. –

5.Черных Е. М. «Древнейшее прошлое Каракулинского района», Ижевск, 2006;

6. Материалы Форума «Удмуртия – регион опережающего развития» - 2008;

7. Материалы конференции «Историко – культурное развитие  Каракулинского района как ресурс экономического развития», Каракулино, ноябрь 2008.                                                                                                                                                  8. Газета «Прикамская правда» (с. Каракулино):                                                                                          от 09.10.96; № 61 от 02.08.2000; № 6 от 6 января 2000;  от 03.08.01; №1,                                              январь 2003; №6, от 30.01.2008; №16, от 05.03.08; №61, от 13.08.08;

9. Газета «Земля Удмуртии» № 1,  январь 2008 года.

10. «Маршруты по Каракулинскому району»; - журнал «Каракулинский вестник» ноябрь 2006 года, стр. 37.

11. Программа «Развитие туристического мегаполиса в Каракулинском районе», автор Мухачев Н. А.. директор МУК «Музей истории Каракулинского района», 2006 год;

12. Гущина М. М. «Кама в истории села Каракулино и жителей Каракулинского района» «Вести краеведов Удмуртии», Ижевск, ИПЦ «Малотиражка», 2013

Путеводитель по маршруту «Традиции и культура Прикамья».

Памятник

Его краткое описание

Никольская часовня в селе Каракулино

  Никольская часовня - архитектурный памятник   19  века,  она была построена у самой Камы в 1907 году.  Часовня  отмечает то место, на котором стоял пятиглавый деревянный Никольский собор с тремя алтарями. Он просуществовал более 100 лет и со временем пришел в ветхость. В начале 20 века собор сгорел, и на его месте была построена Никольская часовня. Часовня представляет собой  ценный образец  русско - византийского стиля в «фольклорном» варианте.  Памятник сегодня отреставрирован в соответствии с первоначальным вариантом, хотя несколько раз переделывался купол часовни. Кованые решётки ручной работы заменены сварными. Сегодня часовня является символом района и помещена на флаг Каракулинского района.

Церковь Рождества Богородицы в селе Колесниково                (10 км)

В прежние годы, проплывая по Каме, невольно залюбуешься красивым селом Колесниково. Главная примета – заброшенная, но величественная церковь Рождества Богородицы.   Немало сказаний связано с этой православной святыней, несколько веков возвышающейся над Камой.

В 1686 году Ивашко Иванов обещал митрополиту Казанскому построить у себя церковь Сретения. Тот благословил строительство, но строго обговорил облик будущего храма. «Чоб было о пяти главах, а не шатрами, и три алтаря прирубные, круглые. В большом алтаре три окна, в меньших двух алтарях – по единому окну, а престол сделать один в большом алтаре о пяти столбах».                                                      

В 1707 году «воры и изменники» сожгли храм, но уже через четыре года жители села восстановили Сретенскую церковь в прежнем величии.  В 1776 году в селе построили второй храм во имя рождества Богородицы. « Как святые правила и церковные уставы повелевают, по подобию древних Греко – латинских церквей».

Наконец, в 1810 году пришёл черед строить вместо двух церквей одну кирпичную в честь этих двух великих праздников. Чертежи церкви не сохранились, но предположительно зодчим был Дудин. Чтобы украсить церковь изнутри архитектор использовал лепные медальоны, а под ними ниши с изображением двухстах древнерусских святителей. Церковь Рождества  Богородицы – один из крупных сельских храмов, возносившийся  белым лебедем над самой Камой. В настоящее время храм отреставрирован, по – прежнему радует своим видом с реки Камы путешественников.  

Природный парк «Усть – Бельск» Чегандинские пещеры (10 км)

Природный парк «Усть-Бельск» раскинулся на высоком правом берегу реки Кама.  Здесь растет 520 видов растений, обитает 178 видов птиц, 50 видов млекопитающих и 38 видов рыб. И все это — на сравнительно небольшой территории размером в 1770 гектар на пересечении границ сразу трех российских регионов: Удмуртии, Татарстана и Башкортостана. В составе природного парка выделена рекреационная зона, где разрешены сбор грибов и ягод, любительская охота и рыбалка.

Стихия воды, как и все мощное и непознанное, порождает множество слухов, примет и легенд. Особый интерес всегда вызывали пещеры, находящиеся в районе деревни Чеганда, как раз напротив впадения в Каму реки Белой. Какое происхождение имеют эти пещеры? На этот счет выдвигается много версий.                                                                                                                       1. Пещеры возникли естественным путем в результате взаимодействия бурных потоков воды и подвижной части берега Камы;                                                                                                                              2. Пещеры  вырыты  во времена Великого переселения народов для укрытия от враждебных племен;                                                                                                                                                                          3. Пещеры имеют доисторическое происхождение, в них жили древние люди;                                                                                                                           4. В пещерах укрывались сами и скрывали несметное награбленное богатство разбойники Степана Разина, значит, их сделали они.                                                         В народной памяти хранятся множество красивых легенд и преданий.

Никольский Храм в селе Новопоселенное

(5 км)

Село Новопоселенное. Первое упоминание о нем, как о селе, относится к 1771 году. По данным переписи 1773 года – это богатое удельное село, имеющее 11 мельниц. Основание села и строительство в нем церкви связано с именем елабужского купца первой гильдии  Ивана Григорьевича Стахеева, крупнейшего мецената того времени. На его деньги был построен в поздневизантийским стиле каменный Никольский храм.

Самая первая деревянная церковь  в Новопоселенном была построена в 1852 году на средства прихожан с одним престолом и освящена во имя Рождества Христова. Крещение началось примерно с 1860 года. Эта церковь существовала до строительства каменного храма, затем превращена в кладбищенскую церковь.

Каменная церковь построена в 1872 году. Начато строительство в 1869 году. Начала работать с 1880 года до 1940. Массовое крещение началось с 1893 года.  В теплой церкви иконостас устроен в 1880 году на пожертвования Елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева и Фёдора Григорьевича Чернова. В правом приделе иконостас освящён 23 июня 1880 года Преосвящённым  Нафанаилом  Епископом  Сарапульским, левый придел освящён 5 июля 1882 года Ижевским Проториереем Тимофеем  Чемодановым.    Престолов в церкви было три: во имя святого Николая Чудотворца, во имя Святой Мученицы Елизаветы, третий престол – во имя Святой Троицы остался недостроенным. Здание каменное с колокольней.

Церковь работала еще и при большевиках,  закрыли ее в предвоенные    30 – е годы, и все же долгое время она служила своеобразным маяком для жителей близлежащих деревень, одним из красивейших «чудес» Прикамья. С 21 октября 1940 года  церковь выделили под клуб, но он пользовался малой популярностью, поэтому церковь закрыли совсем. Приказом от 14 ноября 1934 года, о запрещении колокольного звона по Сарапульскому уезду, сельский совет обязал снять колокола.

Сейчас в храме сохранились росписи двенадцати апостолов в куполе, на дверях – характерные солярные знаки. О поздневизантийском стиле постройки говорят купол, своеобразная колокольня, легкость и изящество храма. Кресты при закрытии церкви были сбиты;  когда сбрасывали колокол, выломали окна звонниц. Ныне в здании церкви основан и действует приход Христа Спасителя.

В послевоенные годы  в  церкви долгое время был склад. В конце 20 века сорвался с купола большой крест и разрушил шатер колокольни.  В настоящее время храм реставрируется. Новопоселённовская церковь – замечательный памятник старины, истории и культуры. Она оказала большое влияние на культурную жизнь людей близлежащих деревень. Церкви уже исполнилось около 120 лет.

Святой ключ  деревня Зуевы – Ключи (10 км)

Самая южная точка нашей республики. Некогда крупный и богатый населенный пункт в Каракулинском районе, усадьба колхоза «Кама», специализация – садоводство. Самые лучшие ягоды и фрукты Удмуртии выращивались здесь.

Сейчас – зона отдыха состоятельных горожан, на месте деревни построены дачи, разбиты сады, созданы условия для рыбалки, охоты, активного отдыха и туризма. Поистине местом паломничества является Святой Ключ – целебный источник, бьющий прямо из – под земли.

Храм Пантелеймона Целителя в селе Каракулино              (35 км)

            Открытие храма в селе для его жителей – праздник во все времена. Празднично, солнечно, радостно было в с. Каракулино в августе 2006 года. День 9 августа - престольный праздник в нашем селе, когда православная     церковь чествует Святого и Праведного Пантелеймона Целителя; в его честь назван и православный храм. А 8 августа 2006 года войдёт в историю, как дата открытия в старинном прикамском селе нового каменного храма – высокого, с колокольней и позолоченными крестами. Это – красивое,  величественное здание удачно вписывается в окружающую его панораму: на высоком берегу р. Камы в окружении приземистых домов старинной застройки, по соседству с главным зданием района – административным. От храма открывается прекрасный вид на Никольскую часовню – символ села. С появлением храма село  Каракулино преобразилось. Звон колоколов слышен по всему селу, радует душу и сердце.  Вот какой наказ дал благочинный Сарапульского благочиния отец Вячеслав: «Берегите свою «Лебедушку».

Купеческие особняки в селе Каракулино

Больше всего на улице Кирова привлекают внимание  2 дома. Оба они очень хорошо сохранились, несмотря на время. А стоят они более столетия. Умели строить тогда люди, строили на века: и для себя хватило и для других. Как очевидцы говорят, а такие еще есть, что Ведерников был самым богатым человеком в селе. Он торговал хлебом, рыбой. У него была мельница, склады, магазины. Был он человеком порядочным, без вредных привычек, поэтому быстро пошел в гору. Но много помогал людям, когда стал богатым. Кстати, в строительство больницы были вложены его средства. Вложены его деньги в строительство  реального училища, церквей и дорог.

Музей истории села Каракулино располагается в деревянном здании усадьбы. В семье было 2 сына и 2 дочери. Деревянное здание построено для старшего сына Петра Ведерникова.  На кладбище у церкви (где сейчас РДК) долго можно было видеть памятник из черного мрамора - памятник Ведерникову. Затем он исчез, но в 1994г. был найден в деревне Котово, перевезен к домам хозяина, и теперь стоит во дворе, напоминая односельчанам, какие рачительные хозяева были когда-то в нашем селе.

        Когда началась революция, все купечество было раскулачено. Петр Ведерников был расстрелян в переулке за кирпичным домом, но трупа на утро не оказалось, так что судьба его не известна. Второй сын укрылся в Петербурге и, говорят, уехал в Германию. Говорят, что в 60-70х годах одна из дочерей, вероятно, младшая, приезжала в село, осмотрела дома и попросила оставить ее одну в угловой комнате отцовского дома. Видимо, там был в стене тайник, она взяла какие-то, возможно, документы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции народной культуры

Внеклассное мероприятие "Традиции народной культуры" проводилось в рамках проектной деятельности и основывалось на народном календарном празднике "Именины Домового".Перед мероприятием ученики с учитил...

Элективный курс «Сохранение традиций русской культуры».

Программа элективного курса « Сохранение традиций русской культуры» является одним из вариантов курсов, ориентирующих учащихся 9 –х классов на выбор профиля обучения в старшей школе.Обучаясь по этой п...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по физической культуре

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ученикапо физической культуре...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по физической культуре

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ученикапо физической культуре...