Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"
статья (5 класс) по теме
Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «АЗБУКА ЖУРНАЛИСТИКИ» В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Белоусова Лидия Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ Гимназия №1
Информационное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовом к самостоятельным действиям и принятию решений. Именно школа должна научить ребенка учиться, «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» [1].
Современное образование направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, что обеспечивает способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Бесспорным является то, что сформированные УУД - это результат не только урочной, но и внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности.
Наша гимназия активно включилась в работу по введению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, причем на год раньше массовой практики. В 2012-2013 учебном году пилотными по внедрению ФГОС стали 5-ые классы. В них реализуется курс внеурочной деятельности «Азбука журналистики» (социальное направление).
Он рассчитан на один год обучения и предполагает овладение навыками оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие их творческих способностей. Программа курса предусматривает обучение основам журналистики через систему заданий по развитию устной и письменной речи ребёнка, она нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Цель программы - обучить пятиклассников основам журналистики, привить навыки работы с социальной газетой, развить интерес к литературному творчеству.
Содержание деятельности учащихся во внеурочной деятельности через курс «Азбука журналистики» способствует
- осознанию уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
- развитию умения давать оценку своим действиям;
- ориентации в человеческих качествах, осознанию значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
- осознанию себя гражданином, развитию умения действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты;
- развитию умения выражать собственное мнение и т. д.
На занятиях ребята получают знания по основам журналистики. Благодаря реализации программы «Азбука журналистики» учащиеся учатся решать вопросы с учётом интересов сверстников, а также взаимодействовать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций. Они приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми, повышается общий уровень их культуры. Ребята учатся работать коллективно, в группах, парами.
Уже на первом занятии вырабатываются основные правила сотрудничества:
- Будь внимателен к однокласснику.
- Серьезно относись к мыслям и чувствам других.
- Будь терпим и дружелюбен.
- Никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, так как каждый человек имеет право на ошибку.
В основе занятий лежит деятельностный подход. Внеурочная деятельность позволяет проявить разные способности у ребят: творческие, организационные, исследовательские, ораторские. Разнообразны виды (игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, общественно-полезная деятельность) и формы деятельности обучающихся [3].
Художественное творчество и проблемно-ценностное общение обучающихся включают широкий спектр форм деятельности. Так, в ходе работы творческой лаборатории «Проба пера» ребята учатся писать статьи, сочинять стихотворения. С песней «Школа - сказка, школа - мечта», которую ученики сочинили сами, выступили на концерте ко Дню Учителя. На празднике «Посвящение в гимназисты» ребята читали стихотворения собственного сочинения. Лирический этюд Митрошкиной Полины «Краски осени» напечатан в «Сухоложской новой газете» на страничке «Школьная жизнь в режиме ON-LINE».
Выпуск стенных газет, поздравительных плакатов «Поздравь именинника!» объединяет всех участников внеурочной деятельности, каждому находится дело по душе. В ходе работы ребята осознают важность коммуникативных умений в жизни человека, они учатся слушать и слышать других, пытаются принимать разные точки зрения. Выпущены стенная газета «Алмаз» №1, №2, новогодняя газета «С Новым годом!», проведен «Мастер-класс» для одноклассников по изготовлению новогодней елочки «Ладони дружбы».
На практических занятиях «Учимся фотографировать» ученики фотографируют объекты, коллективно обсуждают работы, выбирают лучшие снимки для фотовыставок и стенгазет, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Фотовыставка «Деревья и люди» представлена в классном уголке.
Познавательная и игровая деятельность обучающихся ориентирована на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Тренинги «Берем интервью» проходят в форме деловой игры. Ученики выступают в роли корреспондента, учатся формулировать и задавать вопросы, общаться с собеседником, обрабатывать информацию.
Создавая презентации и буклеты, ребята овладевают информационно-коммуникативными технологиями. Презентации «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения», «Мы – за здоровый образ жизни!» представлены одноклассникам на классных часах.
Общественно полезная деятельность связана со следующими видами деятельности: социальное творчество, проблемно-ценностное общение. Проектная деятельность пятиклассников помогает реализовать их творческий потенциал. Основная цель участия в общешкольных проектах - развитие креативных и исследовательских способностей пятиклассников. Ребята учатся ставить цели и задачи, коллективно обсуждают сценарий, строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. На общешкольный конкурс «Антология научных заблуждений» представлен видеоролик «Я теряю корни или еще раз про любовь» (диплом 2-ой степени).
Этапы работы, деятельность руководителя и учащихся, а также УУД, которые формируются у учащихся в ходе реализации проекта (создание видеоролика), представлены в технологической карте.
Таблица 1
Этапы работы | Деятельность руководителя | Деятельность учащегося | Формирование УУД |
Поисковый этап | Включение учащихся в деловой ритм. | Планирование проекта, выбор темы, формулировка цели и задач проекта. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование сотрудничества во внеурочной деятельности с руководителем и сверстниками. |
Творческий этап | Создание проблемной ситуации. | Разработка сценария и его обсуждение. | Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать с членами группы, слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Конструкторский этап | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Создаются группы сценаристов, режиссёров, звукорежиссеров, фотографов, операторов, артистов. Между участниками проекта распределяются задания, определяется место фото и видеосъемок. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: управление поведением партнера; личностные: самоопределение. |
Технологический этап | Организация деятельности учащихся по применению новых знаний. | Практическая реализация проекта: фото и видеосъемка, отбор материала, создание видеороликов в программе Windows Novi Maker из фотографий, аудио и видеофайлов. Ребята учатся обрезать и склеивать видео, создавать слайд-шоу и титры, накладывать звуковые дорожки и использовать спецэффекты. | Познавательные: владеть приёмами анализа и систематизации материала, конструировать и преобразовывать материал освоить способы работы с информацией, свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации; регулятивные: оценивать результат, соотносить результат с целью. |
Заключительный этап | Организация рефлексии | Творческий отчет о проделанной работе, защита проекта, оценка качества, рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников имеют три уровня.
Первый уровень результатов – приобретение учениками новых социальных знаний. Особое значение имеет взаимодействие ученика с руководителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – развитие позитивных отношений ученика к базовым общественным ценностям. Особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – накопление школьником опыта самостоятельного социального действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком [2].
Проанализируем внеурочную деятельность (художественное творчество и проблемно-ценностное общение) по трем уровням воспитательных результатов.
Таблица 2
Виды внеурочной деятельности | Уровни воспитательных результатов | ||
Первый уровень Приобретение школьником новых социальных знаний | Второй уровень Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям | Третий уровень Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия | |
Художественное творчество и проблемно-ценностное общение | - занятия по отработке специальных умений: пишем статьи в газету, сочиняем стихотворения, берем интервью, выпускаем газету и т.д. | ||
-художественные акции (концерты, праздники) совместно организуемые обучающимися и руководителем в виде коллективных творческих дел; -выпускаем стенные газеты и поздравительные плакаты, организуем фотовыставки, проводим мастер-класс для одноклассников | |||
художественные акции (концерт ко Дню Учителя, праздник «Посвящение в гимназисты») совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем гимназии социуме, сотрудничество со школьным издательством |
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников формируется коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах [2].
Курс внеурочной деятельности для пятиклассников «Азбука журналистики» обеспечивает познавательную мотивацию учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяет отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, то, как формируются, изменяются и развиваются.
Конечный результат работы внеурочной деятельности – публичный отчет в конце учебного года перед родителями и одноклассниками.
Таким образом, формирование УУД во внеурочной деятельности обеспечивает решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся, реализуемого в рамках образовательного процесса. Принимая участие во внеурочной деятельности, обучающиеся приобретают опыт социальных знаний. А приобретенные социальные знания перерастают в опыт общественного действия.
Библиографический список:
- В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова...
Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...
«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Работа«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...