Воспитательная система класса
материал по теме
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №613 Московского района города Санкт-Петербург
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
«Я гражданин своей страны»
Педагог-организатор, учитель
Курьина Елена Геннадьевна
На рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиска национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса “Я гражданин своей страны!”. Данная воспитательная система построена на основе школьной модифицированной программы воспитания школьников «Я гражданин России».
Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом:
Ценностный потенциал:
- восприятие человеческой жизни как главной ценности; уважение и защита прав человека и его основных свобод;
- признание свободы мысли, совести;
- осмысление понятий: честь, совесть, долг; ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
- социальная активность;
- стремление к здоровому образу жизни.
Коммуникативный потенциал:
- умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
- умение решать конфликты ненасильственным путём;
- умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
- умение использовать механизмы защиты прав человека.
Познавательный потенциал:
- знания, умения. Навыки, соответствующие образовательным стандартам, требованиям, предъявленными со стороны вузов;
- навыки аналитического и критического мышления;
- способности к активной умственной деятельности.
Художественный потенциал:
- этическая и эстетическая культура;
- художественно- творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне;
Творческий потенциал:
- творческое мышление, креативность;
- способность к самоопределению и самореализации;
- разносторонние интересы
Физический потенциал:
- развитая потребность в здоровом образе жизни.
Личность обучающегося формируется через включение в многоплановую деятельность, через опыт принятия ответственности за свои решения, через принятие ценных норм общества. Через совместную с педагогом деятельность личность осваивает различные образы деятельности, в результате чего происходит формирование личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.
Цель созданной мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- развивать творческую деятельность через КТД
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.
Соуправление. Школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:
- выбору актива класса (староста, учебный сектор, культмассовый сектор, цветоводы, информационный сектор, волонтёры, спортивный сектор, трудовой сектор.);
- созданию законов класса;
В соответствии с поставленными целями мной были определены задачи воспитания на каждый возрастной период.
5-6 класс:
- Организовать внеклассную работу с учётом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
- Формировать качества каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей характера и психики.
- Способствовать формированию сплочённого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся и родителей.
7-9 класс:
- Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности.
- Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.
- Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии.
10-11 класс:
Развивать чувство ответственности за порученное дело.
Обеспечить условия для развития самостоятельности учащихся в делах и поступках.
Формировать гражданскую позицию выпускника, правовую и политическую культуру.
Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами:
Не навреди!
- Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.
- Демократичность (равноправие) в отношениях.
- Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
- Справедливость и честность в оценках.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы, применение теоретических методов исследования, преподавание социологии в профильном классе позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, четыре компонента воспитательной системы.
Рассмотрим каждый компонент подробнее. Первый компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ.
Данный компонент имеет исключительную важность. Во – первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во– вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.
Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три “С”:
ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
ЦЕЛИ ЗАДАЧИ
ПРИНЦИПЫ РАБОТА
Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. В теории и практике воспитания различают три основных цели:
Идеальная цель – это некий идеал, к которому стремятся педагог, школа, общество. Для меня такой целью стало формирование конкурентоспособной и жизнеспособной личности выпускника.
Результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определённый промежуток времени.
Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем.
Процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника. Я сформулировала её так: создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции:
- образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся;
- воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм). Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.
- коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения;
- защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды;
- адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию;
- интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности;
- оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы.
Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента. Ключевые дела воспитательной системы строятся на основе воспитательной программы школы, которая предполагает работу по следующим направлениям.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ:
- Я и Школа
- Я и моё Отечество
- Я и Культура
- Я и Нравственность
- Я и Семья
- Я и Планета
- Я и Я
Работу классного сообщества по данным направлениям я строю по следующей схеме:
Направления | Приоритеты в работе классного руководителя | Функции классного руководителя | Диагностика в работе кл. руководителя |
НРАВСТВЕННОСТЬ | - воспитание этической культуры учащихся; - формирование нравственных отношений; - развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей; - развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; - желание совершенствоваться; - сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развития желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни; - предметно-эстетическая обстановка. | 1. Кл. часы и уроки по этике; 2. анализ педагогических ситуаций в классе; 3. анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе; 4. способствовать решению поставленных задач; 5. создавать потребности в выполнении правил для учащихся; 6. изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира, семьи, школы; 7. создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, взаимной ответственности для ощущения значимости ребенка, правильной оценки; 8. формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах, ПДД; 9. формировать ответственность. | 1. методика неоконченных предложений; 2. чем я занят в свободное время? 3. какие качества я в себе взрастил? 4. уровень нравственного роста личности в коллективе. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ | - деятельность по развитию познавательных интересов учащихся; - формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания; - способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно; - определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция; - определить методы, приемы, формы, стили индивидуальной работы с учащимися (в урочной и вне урочной деятельности); - изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе); - организовывать просветительскую и консультативную помощь семье; – добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса. | 1. создать и совершенствовать “интеллектуальный паспорт класса” (уч. интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН); 2. постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, пичины пробелов и их коррекция, отношения “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, особенности мышления; 3. организовать взаимопомощь; 4. проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры,конференции, диспуты. Дискуссии с целью научения высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать; 5. сотрудничество с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, декады); 6. решать проблемы будущей проф. ориентации учащихся с учетом их возможностей. | Развивать рефлективные умения, чтобы изменить самооценку и сформировать сомокритичность, способность к самосовершенствованию.
Диагностика: 1. Акцентирование: “изучение мотивации и отношения к учебным предметам”. - методика неоконченных предложений; - выявление степени сформированности побудительных умений учащихся; - уровень творческой активности учащихся. 2. Постоянные контакты с учителями -предметниками. 3. Работа психолога. |
КОММУНИКАТИВНОЕ | Вести работу по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и поблеем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществлять в досуговой и самоуправленческой деятельности. Работу вести в совместной деятельности, дифференцировано (деятельности: “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, “учитель – ученик – - родитель”). 1. Передать опыт социального общения (+ и – ) людей, поколений, их роли и последствий. 2. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений в активных формах деятельности. 3. обучение умению проявления симпатии и антипатии. 4. Изучение положения учащегося в классе и его проблемам во взаимоотношениях, пути коррекции. 5. Формирование у учащегося активной гражданской позиции. | 1. Диагностика взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекции. 2. На среднем этапе обучения изучение адаптации учащихся к школе, коррекция их проблем. 3. Проведение диагностики положения учащегося в коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (уровень социальных контактов, уровень изоляции, уровень тревожности). 4. На среднем этапе обучения проведение практикумов по этикету; на старшем этапе обучения – организация классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме. 5. Развивать общественную деятельность учащихся, привлекать к участию во всех делах, развивать инициативу и активную гражданскую позицию. 6. Сформировать навыки саморегуляции. | Изучение детского коллектива и определение степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.
Диагностика: 1. Провести социометрию с пятого класса и ежегодно. 2. Провести ассоциативный тест “Поймем друг друга” с 7 по 11 класс. 3. Анкетирование “ Выявление способов воздействия педагогов на учащихся”. 4. Анкетирование “Коммуникативная культура педагогов глазами учащихся”. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ | Эстетическая восприимчивость предметов и явлений окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. 1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности. 2. Выбор кружков, клубов, секций. 3. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам. 4. Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям, снисходительным к неудачам. | 1. Создание особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности. 2. Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой. Даже незначительный успех ребенка в том или ином деле. 3. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе, отвечать за ее выполнение. 4. Изучение мнения учащегося о результативности работы внеклассных объединений и личных результатах участия в них. 5. Демонстрация родителям достижений учащихся. 6. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности. | Диагностика: 1. нетрадиционные формы оперативной диагностики: - рейтинг внеклассных дел; - защита авторских проектов; - цветок “настроения”. 2. анализ внеклассных мероприятий (кл. рук. совместно с детьми). 3. щефская работа в первом классе. 4. поисковая работа: - семейное древо; - орден в твоем доме. |
ФИЗИЧЕСКОЕ | Со школьным медицинским работником провести совместно профилактическую работу: – плановые мед. осмотры; – вакцинации; – консультации. Защитить ребенка и создать условия для свободного развития его духовных и физических сил (записать совместно с физ. руком в секции). Показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления. Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья (мед. сестра, родители, учитель). | 1. Обследование здоровья детей. 2. Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье. 3. Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете. 4. Изучить влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностные отношения, причины детских недомоганий. 5. Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности и их влияние на здоровье. 6. Просвещение учащихся о личной гигиене, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма. 7. Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи. 8. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы). 9. Сотрудничество с учителем физкультуры. | 1. провести диагностику – определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. 2. Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка. 3. Провести экспресс-диагностику характерологических особенностей личности (темперамент, опросник Айзенка). 4. провести самооценку психических состояний. |
СЕМЬЯ | Просвещение семьи должно опережать просвещение ребенка. 1. Изучать семьи учащихся. 2. Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, собеседования, беседы психолога). 3. Устанавливать контакты с людьми, которые для учащихся значимы и имеют положительное влияние. 4. Организовывать совместное проведение досуга. 5. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы. 6. Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета. 7. проводить профилактическую работу с неблагополучными, проблемными семьями и детьми с дивиантным поведением, привлечь к работе родительский комитет. | 1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни. 2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы. 3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости). 4. Привлечение родителей к сотрудничеству. 5. Организация взаимного творчества детей и родителей. 6. Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса. 7. Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе. | Методика изучения взаимоотношений в системе “родители – ребенок” (анкетирование, опрос родителей, опрос детей, сочинения “Моя семья”, конкурс рисунков “Мы на отдыхе” и т. д. |
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
1.Содержание деятельности.
Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, сестры, брата, мужа, жены, родственника. Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия. Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
2. Главная цель:
Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. 3.Задачи воспитания:
- формирование уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников;
- формировать понятия сущности основных социальных ролей;
- формировать умение понимать семейные трудности;
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по
вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных
ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях,
привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создавать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-
педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и
родителей;
4.Содержание проблемы
Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи.
Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.
5. Понятийный словарь
Семья; отчий дом; родословная; уклад семьи; поколения семьи; авторитет отца и матери; старшего человека в семье; история семьи, ее традиции и обычаи; праздники и будни семьи; законы и правила жизни в семье; права и обязанности членов семьи; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность; нравственные запреты и табу семьи; забота о больных, инвалидах.
6.Личностные прототипы
Герои литературных произведений; многодетные семьи; семьи, являющие собой пример силы духа и единения, правильного воспитания детей в семье.
7. Содержание воспитательной работы:
- создание банка данных о семьях учащихся и потребностно- ценностной сфере детей и
родителей;
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения
физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик
– родитель»;
- удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-
социальной службы школы;
- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики,
использования активных форм просветительской деятельности;
- организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление
конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик – родитель»;
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию
внутренней политики школьной жизни;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта
семейного воспитания;
- поощрения родителей, активно участвующих в жизни школы.
8. Формы реализации направления « Я и моя семья»
1) тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи:
- «Откуда начинается мой род»;
- «Военная летопись моей семьи»;
- «История создания семьи моих родителей»;
- «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»;
- «Памятные даты моей семьи»;
- «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…»;
- «Мужчины нашего рода»;
- «Традиции нашей семьи»;
- «О моих близких с любовью».
2) праздники семьи:
- «Истории любви моего дома»;
- «Мамины руки – нет их теплее…»;
- «Дорогое слово – отец»;
- «Долгая и близкая дорога к дому».
3) спортивные состязания, «спортландии» с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
4) родительские недели (изучение семьи и её родословной);
5) вечера откровенного разговора;
6) совместные вечера художественного плана (учителя, дети, родители);
7) праздники – 8 марта, День защитника Отечества, 1 сентября, День Учителя и т.п.
8) тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые
консультации, беседы с детьми и родителями;
9) конкурс сочинений:
- «Моя мама лучше всех»,
- «Моя семья – моё богатство».
10) дни творчества, дни открытых дверей.
9. Предполагаемый результат деятельности
Сформировать понятия сущности социальных ролей:
- настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле,
благородством;
- настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью,
терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
- настоящий сын бережёт покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим
в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
- настоящая дочь заботиться о благе своей семьи, покое старших, умеет и любит
трудиться.
10. Традиционные мероприятия для учащихся 5-8 классов.
Формировать культуру взаимоотношений детей и родителей, демонстрируя авторитет родителей в социуме и школе, создание условий для знакомства родителей учащихся с достижениями их детей в самых различных сферах деятельности. Научить подростков навыкам общения в семье через:
1) нравственные часы общения и беседы:
- «Забота о родителях – дело совести каждого»;
- «О взрослых, которые были когда-то детьми»;
- «Как научиться оправдывать доверие»;
- «Наша родословная»;
- «Достижения и победы моей семьи»;
- «Счастливые минуты моего детства»;
- «Свечи человеческой памяти…»;
- «Что стоит за словами «Мой дом»;
2) ролевые игры с проигрыванием ситуаций, связанных с общением в семье (с мамой,
папой и др.);
3) праздники:
- «Славим руки матери»;
- «Семейные традиции»;
4) встречи с интересными людьми:
- «История глазами моих родственников»;
- «Национальные традиции моей семьи»;
- «Моя родословная»;
5) конкурсы сочинений;
6) выставки фотографий «Наша история в семейном альбоме»;
7) классные родительско- ученические собрания;
8) тематические конференции родителей и детей на темы:
- «Права и обязанности родителей и детей»;
- «Отцы и дети: перекличка поколений»;
- «Вглядимся друг в друга повнимательнее…»;
- «Как не стать Фомой, не помнящим родства»;
- «Правовое воспитание в семье»;
- «Дружбе истинной и мнимой» и т.п.
11. Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов.
Формировать нравственные понятия о сыновнем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительное отношение ко всем членам семьи, нравственные ценности, готовить к роли члена своей будущей семьи. Обучать проектированию будущей семейной жизни старшеклассников, исходя из реалистических ожиданий и возможностей самого старшеклассника. Закрепление в сознании учащихся следующих правил поведения человека в родительской семье и в своей будущей:
1. Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее.
2. Уважать личную жизнь членов семьи, не допуская того, чтобы они стали рабами
желаний, интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи.
3. Не только получать приятное от членов семьи, но и совершать для них приятные
поступки.
4. Открыто и тактично высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с
родными положительными и отрицательными чувствами.
5. Уважать труд других и не бояться трудиться для них.
6. Не делить домашние обязанности на мужские и женские, пробовать себя в различных
ролях.
7. Принимать как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные
интересы и увлечения, которые не всегда могут совпадать с интересами и
увлечениями всех членов семьи.
8. Проявлять собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство
и человечность других членов семьи.
9. Не пытаться переделывать других под себя и не позволять переделывать себя под
других.
10. Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим мнением.
11. Доверять членам семьи и быть преданным им.
12. Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные, но и в радостные
минуты жизни.
Возможны следующие мероприятия:
1) игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций;
2) читательские конференции по произведениям отечественной и мировой литературы,
предоставляющие возможность постановки и решения нравственных задач
семейного воспитания;
3) диспуты и дебаты старшеклассников и родителей:
- «Что важнее в семье – горькая правда или сладкая ложь?»,
- «Если родители в разводе»
- «Выбор профессии: мнения разделились…»,
- «Кого слушать – друзей или родителей?»,
- «Брак по любви или брак по расчету?»,
- «Отцовский авторитет. Он есть или его нет?»,
- «Последствия сексуальных отношений»,
- «Как быть достойным своей любви?» и т.д.
4) школа семейной этики;
5) просмотры научно-популярных и художественных фильмов с последующим
обсуждением;
6) праздники передачи семейных реликвий.
Формирование гражданского отношения к школе
(Я и школа)
1.Содержание деятельности
Основным содержанием деятельности по этому направлению является осмысление школьником необходимости научных знаний как условий нормальной жизнедеятельности в современном мире.
Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования качеств гражданина. Учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего. Формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности. Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей. Воспитание интеллекта – это создание условий самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя. Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях. Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека. Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.
2. Главная цель:
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного
самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Формирования у
учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного
самоутверждения.
3.Задачи воспитания:
- формировать у подростков осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни
человека, умение сочетать личные и общественные интересы;
- воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность
и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору
профессии;
- воспитывать нравственность, сознательную культуру поведения и дисциплину;
- заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием
навыков санитарно- гигиенической культуры, туризмом;
- воспитывать готовность выполнять Устав школы, быть дисциплинированным,
организованным;
- учить ценить свое и чужое время, быть точным, служить примером для младших,
уметь держать свое слово;
- вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний, сознательном,
ответственном и творческом отношении к учению;
- вырабатывать умения и навыки рациональной организации умственного и
физического труда;
- формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, детской
организации, необходимость сочетания личных и общественных интересов, стремления
создавать атмосферу подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности,
сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление общественной
полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию
в работе оборонно– спортивных, санитарно- оздоровительных мероприятий;
- создавать условия для формирования у школьников культуры сохранения
собственного
здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической
культуры и занятием спортом;
- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных
возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному
самосовершенствованию;
- давать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе
и за ее пределами;
4. Содержание проблемы
Гражданин и школьный коллектив. Интересы личностные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Выполнение роли хозяина в школе. Участие в самоуправлении. Формирования у
учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного
самоутверждения.
5. Содержание воспитательной работы:
- формирование культуры нравственного труда средствами воспитательной работы;
- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в
подготовке воспитательных мероприятий;
- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;
- всемерная поддержка таланта и незаурядности мышления;
- контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания
условий для всемерного развития интеллекта учащихся;
- развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
- изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей
преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть
собственные проблемы здоровья;
- изучение спортивных интересов учащихся, потребностях в занятиях физкультурой и
спортом;
- учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях
класса и школы;
- содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;
- всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;
6. Предполагаемый результат деятельности
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения труда окружающих, забота о младших учащихся. Экологическое воспитание и экологическое воспитание должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках.
8. Формы внеклассной работы:
1) интеллектуальные марафоны в классе;
2) интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно – исследовательские конференции;
3) интеллектуальные викторины;
4) часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.
5) спортивные конкурсы в класса, в масштабе всей школы;
6) беседы, интерактивные игры, дискуссии по темам, связанным с физкультурой и
спортом.
9.Традиционные мероприятия для учащихся 5-8 классов
Формировать стремление к проявлению своих интеллектуальных умений в художественном творчестве, к демонстрации своих способностей, к развитию своих интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, делать выводы. Формировать навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.
1) уроки этикета – разбор, проигрывание ситуаций по событиям, происходящим в жизни
школьника (на уроке, перемене, в школьной столовой и т.д.)
2) беседы:
- «Кого мы называем добрым?»
Введение правил доброты:
- помогай людям;
- защищай слабого;
- делись последним с другом;
- не завидуй;
- прощай ошибки другим.
- «Кого мы называем честным?»
Введение правил жизни честного человека:
- сказал – сделай;
- не уверен – не обещай;
- ошибся – признайся;
- забыл – проси прощения;
- не можешь сказать правду – объясни почему;
- не выдавай чужую тайну.
- «Мои права и обязанности в школе»;
3) составление кодекса ученика;
4) конкурс сочинений:
- «Каким я хочу видеть учителя»;
- «Моя школа в будущем»;
- «Что мне нравится в школе».
4) занятия – практикумы:
- «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»;
- «Что такое «красивый поступок?».
5) организация классного самоуправления – выборы совета класса;
6) часы общения, тренинги, беседы:
- «Умная машина – мозг человека»;
- «Я расту, я умнею»;
- «Школьные тайны. О школьных успехах моих родителей и обо мне».
7) конкурсы, праздники, выставки.
8) конкурс на самого читающего человека школы;
9) конкурсы на лучшую смекалку, память, внимание, фантазию;
10) тренинги личностного роста учащихся с промежуточным анализом достижений
учащихся;
11) факультативы и кружки развития умственных способностей и социального
интеллекта учащихся.
12) спортивные шоу;
13) рыцарские, спортивные турниры;
14) конкурс спортивных агитбригад «Хочешь быть спортсменом отличным? Борись
серьезно с вредной привычкой!».
10.Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов
Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать учащимся в создании новых традиций, формировать навыки помощи младшим школьникам. Оказывать помощь в определении профессиональных приоритетов с учетом их возможностей, стремлений, знаний о той или иной профессии. Поддержать стремление учеников как можно больше узнать о профессиях, учебных заведениях, готовящих специалистов разного уровня. Занятия спортом должны влиять не только на развитие внешних физических данных, но и способствовать развитии. Интеллекта, кругозора учащихся, стремления не только тренировать свои мышцы, но и душу. Быть хорошим спортсменом, значит быть порядочным человеком.
1) организация старшеклассниками традиционных праздников школьной жизни,
шефской помощи младшим школьникам;
2) проведение Дня учителя;
3) часы общения:
- «О лучших людях моей будущей профессии»;
- «Учебное заведение, в котором я хочу учиться»;
- «Каким должен быть человек моей будущей профессии»;
- «Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов»;
- «Какие специальности нужны на рынке труда?»
4) экскурсии на предприятия, в учебные заведения, институты для знакомства с
профессиями;
5) исследование профессиональных приоритетов и профессиональной направленности
учащихся в выборе будущей профессии;
6) исследование влияния семьи значимых людей и социальной ситуации на выбор
будущей профессии;
7) конкурс сочинений и эссе «Будущее моей профессии».
8) спортивные вечера;
9) организация внеклассной, спортивной работы с малышами и начальной школе, в
группах продлённого дня;
10) конкурсы спортивного ориентирования;
11) подготовка инструкторов- спортсменов для проведения общешкольной утренней
зарядки;
Формирование гражданского отношения к Отечеству
(Я и моё Отечество)
1.Содержание деятельности
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин своего Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей. Воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны. Стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы.
Понимания учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
2. Главные идеи:
- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной позиции;
- поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле
справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других
людей;
- воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не
силы;
- понимания учащимися избранной ими программы поведения для будущего
самоопределения.
3. Главные цели:
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него
ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего
народа, государства;
- формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству,
представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку,
традициям и обычаям;
- признание ценности независимости и суверенности своего государства и других
государств.
4.Задачи воспитания:
- формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно
самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих
прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой
морального саморазвития и самосовершенствования;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять
историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной культуры,
произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и
искусства, народного творчества.
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с
безнравственными и противоправными поступками людей.
- формировать осознание нравственного и правового долга и обязанностей по
отношению к природной среде, ответственность за её состояние, необходимость
защиты от разрушения и загрязнения;
- формировать стремления к развитию художественных способностей и творческой
деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и
совершенствование умений и навыков.
5. Содержание проблемы
Сегодня очень актуален вопрос патриотического воспитания. Важно уберечь подростков от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству, его народу.
6. Понятийный словарь
Патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, уважение суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование во имя других людей, терпимость, демократия, гражданственность, гражданин, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, преступление, закон, конституция государства, правительство, президент – глава государства.
7. Личностные прототипы
А.Невский, К.Минин, Д.Пожарский, А.Суворов, М.Кутузов, Г.Жуков, защитники Брестской крепости, герои войны и партизаны, спортсмены, строители, покорители целины и БАМа, Севера и Юга, музыканты, политики, граждане и патриоты своей страны.
8. Содержание воспитательной работы:
- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирования
ответственного к ним отношения;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование
умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения
учащихся;
- формирования способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового
выбора мотивами долга, совести, справедливости;
- изучение биографии выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за
Отечество;
- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение
внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
- организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и
патриотами своей страны;
- создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине,
школе, месту, в котором ученик растет;
- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления
патриотизма и гражданской позиции;
- демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и
мужества, патриотизма;
- поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию
патриотизма и гражданской позиции учащихся;
- привлечение учащихся к работе в общественных организациях, в пионерских и
молодежных союзах;
- формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьба с
шовинизмом.
9. Предполагаемый результат деятельности
Осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает ее историко- культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество.
10. Формы внеклассной работы
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда,
солдатами и офицерами срочной службы;
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
- праздники получения паспорта, дня Конституции;
- конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
11. Традиционные мероприятия для учащихся 5-8 классов
Дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значение родного языка, о патриотизме; познакомить с правами и обязанностями юного гражданина страны; воспитывать чувство национальной гордости. Разъяснять учащимся их права и обязанности; познакомить учащихся со статьями Конвенции о правах ребенка, показать значение знаний о собственных правах и обязанностях в реальной жизни. Создать условия для проявления уважения прав каждого ученика, защищенности каждого, поддержки каждого ученика, проявления внимания к каждой проблеме подростка.
1) беседы:
- «Национальные особенности жизни людей»,
- «Твои гражданские права»,
- «Человек и закон»,
- «По страницам летописи»,
- «Этот великий и могучий русский язык»;
2) встречи с ветеранами ВОВ, участниками войны в Афганистане, Чечне; со
специалистами в области права;
3) конкурс сочинений патриотической направленности;
4) акции милосердия;
5) чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших
войну;
6) смотр- конкурс строя и песни;
7) диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно- правовым проблемам:
- «Права и обязанности человека и гражданина»,
- «Свобода и ответственность. Что за этими словами?»,
- «Права и обязанности родителей»,
- «Можно ли бороться с преступностью сегодня?»,
- «Гражданские права и уголовная ответственность»,
- « Я имею право…»
8) туристические походы;
9) встречи с представителями ветеранских организаций, с воинами-
интернационалистами, представителями правоохранительных органов и т.д.;
12. Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов
Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего села,
страны.
1) беседы:
- «Защита Родины – долг каждого»,
- «Каким я вижу своё Отечество в будущем»,
- «Что я могу сделать для своего Отечества» (беседа о профессиях);
2) встречи с ветеранами и помощь им;
3) конкурсы:
- «Письмо ветерану»,
- «Военные истории моей семьи»,
- «В жизни всегда есть место подвигу»,
- «Боевая и трудовая слава моего дома»,
- «Открой календарь войны…»;
4) встречи с представителями правоохранительных органов;
5) праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного
края.
Формирование гражданского отношения к планете
( Я и Планета)
1.Содержание деятельности
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, но и за всю Планету.
Мир сегодня – это гуманизация всех специальных, межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем рассматривается как выход из кризисной ситуации, связанной с экологическими и социальными проблемами.
2.Задачи воспитания:
- воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности
единства объективного мира;
- формирование осознание роли и активности человека в преобразовании окружающей
Действительности;
- формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источник
радости и творчества людей.
3.Предполагаемый результат деятельности
Учащийся осознает, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Он должен задуматься над своим существованием на планете Земля и способами её сохранения.
Настоящий гражданин любит и бережет свою природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение экологии и мира на Земле.
6. Традиционные мероприятия для учащихся 5-8 классов
Дать ученикам представление о культуре разных стран мира, об интернационализме как нравственном качестве человека, о разных способах социального устройства жизни, о различии людей в обществе по различным признакам; воспитывать уважение к национальным традициям, культуре стран мира.
1) беседы:
- «Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными,
духовными интересами»,
- «Общество как фактор развития человека»,
- «Условия существования человека в обществе»,
- «Условия духовной жизни в обществе»,
- «Основные ценности общественной жизни»,
- «Разные люди планеты» (богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные,
нравственные и безнравственные, созидатели и потребители, разного возраста, разных
национальностей, религии, профессии, пола),
- «Культура народов мира»;
2) политические и дискуссионные клубы «Я – житель планеты» и др.;
3) круглые столы;
4) игры – путешествия:
- «По странам и континентам»,
- «По маршрутам Колумба»,
- «Презентация мира»;
5) диспут «Диалог с веком».
4. Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов
Дать учащимся представления о мире в его целостном восприятии, о гармонии и единства мира, о роли личности в развитии общества, о цивилизации, о назначении человека в жизни; воспитывать уважение к личности, бережное отношение к материальным ценностям как благу человека; формировать идеал человека, жизненную позицию.
1) беседы:
- «Я» в мире и мир в моем «я»,
- «Образ человека и образ жизни»,
- «Мечта человека о справедливом обществе»,
- «Память человека о справедливом обществе»,
- «Дань уважения безымянным героям»,
- «Долг человека по отношению к обществу и долг общества по отношению к
отдельному человеку»,
- «Народ и государство»%;
2) встречи с интересными людьми, государственными служащими;
3) галерея исторических личностей;
4) конкурсы политиков:
- «Философский стол»,
- «Свободный разговор».
Формирование гражданского отношения к искусству
( Я и культура)
1. Содержание деятельности
Основным содержанием деятельности по этому направлению является осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развитие духовного мира школьника на основе познания искусства, литературы, фольклора, гуманно- эстетических проблем современного миропонимания в области культуры. Формирование культуры общения учащихся, осознания учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. Воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
2.Главная цель
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
3. Задачи воспитания:
- воспитывать чувство прекрасного, развивать творческое мышление, художественные,
музыкальные, литературные, хореографические способности;
- формировать эстетические вкусы, идеалы;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина;
- формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных
поколений;
- развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного
раскрытия талантов и способностей учащихся;
- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся,
стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;
- учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться,
проводить свободное время;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам
сверстников;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для
занятий досуговой деятельностью;
- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
- предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни
школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
4.Содержание проблемы
Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребенка и реализация их через сеть кружков, секций, клубов, конкурсы, праздники, экскурсии и т. д.
5. Понятийный словарь
Эмпатия, рефлексия, положительные и отрицательные эмоции и чувства, самоуправление, самовоспитание, терпимость, открытость, искренность, способности, творчество, культура коммуникации, речь и речевое общение, психогимнастика, пластика, умение слушать и слышать человека, смотреть и видеть, внутренняя и внешняя культура.
6. Личностные прототипы
Музыканты и политики, поэты и писатели, творческие и талантливые люди, достигшие высот в искусстве, науке, политике благодаря своим способностям.
7. Содержание воспитательной работы
- изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания
участвовать в общественной жизни в учебном заведении;
- изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
- качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их
подготовка;
- учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в
подготовке воспитательных мероприятий;
- поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремление к
общению и совместному досугу;
- демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и
близким;
- соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой
деятельности учащихся;
- соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных
мероприятий любого уровня;
8. Предполагаемый результат деятельности
Осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
9. Формы внеклассной работы
- дискотеки к праздничным и памятным датам;
- концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
- сольные концерты учащихся, выставки рисунков, изделий, изготовленных
собственными руками;
- конкурсы состязаний талантов;
10 Традиционные мероприятия для учащихся 5-8 классов
Воспитывать чувство прекрасного, научить различать красивое и безобразное, развивать творческие способности учащихся.
1) беседы:
- «Красота в жизни человека»,
-« Пять минут с искусством»,
- «Музыка вокруг нас»,
- «Великие художники, композиторы, артисты…»;
2) приглашение деятелей искусства (художников, поэтов, писателей, композиторов, артистов);
3) творческие конкурсы;
4) КВНы и брейн-ринги между классами;
5) музыкальные вечера и дискотеки;
6) предметные вечера;
7) агитбригады;
8) тематические часы общения, классные часы;
11. Традиционные мероприятия для учащихся 9-11 классов
Формировать эстетические вкусы, идеалы. Создавать условия для самовыражения учащихся, на воспитание интереса к школьной жизни, активной жизненной позиции, отрицательного отношения к проявлению таких качеств как равнодушие, безразличие, бездействие.
1) диспуты:
- «Что такое красота в моде, жизни, искусстве»,
- «Мои музыкальные пристрасти»,
2) творческие конкурсы;
3) гостиные (поэтическая, музыкальная, театральная).
4) встречи с администрацией школы под названием «Есть вопрос!»;
5) выпуск общешкольных газет, классных газет и альманахов;
6) перекличка поколений – встречи выпускников «Через годы, через расстояния;
7) выпускной вечер и т.д.
Направление « Я и нравственность»
1. Содержание деятельности:
Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов
поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений. Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению. Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании. Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважения
достоинства других людей. Практическое применение нравственных знаний и умений. Проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей;
2. Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
3. Задачи воспитания:
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и
совершения нравственно оправданных поступков;
- знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
- развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной
жизни;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодоления в
себе желания к проявлении. Безнравственных поступков;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
4. Понятийный словарь
Нравственность, нравственный выбор, жизненные ценности, нравственные законы и нравственные заповеди, эмпатия, нравственное поведение, этика в поведении, высоконравственные личности в мировой истории и культуре, нравственные категории: долг, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота, умение общаться, конфликтность и без конфликтное поведение.
5. Личностные прототипы
Люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира, герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонстрирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.
Мать Тереза, Флоренс Найтингейл, Юрий Гагарин, строители БАМа, спасатели Чернобыльской АЭС, спортсмены-олимпийцы, приемные матери и матери-sos деревень, представители МЧС и другие люди, ставшие нравственной историей страны и мира.
6. Содержание воспитательной работы:
-изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных
путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и
формами воспитательного воздействия;
- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах,
консультирование родителей, классных руководителей и воспитателей изученной
проблеме;
- разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение
возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;
- ответственности за свои поступки;
- учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному
направлению;
- создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении
своих нравственных качеств;
- поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.
7. Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- кинопросмотры;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами ;
- дискуссии по нравственной тематике;
- шефская работа;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое
правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
8. Традиционные мероприятия учащихся 5-8 классов
Уделить внимание между взаимоотношениями между представителями обоего пола. Воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей.
Учить понимать значение понятий «истинное» и «ложное», учились отвечать за последствия своих поступков, принимать верное решение, признавать свои ошибки, просить прощение, осознавая свои ошибки.
1) устный журнал «Я голосую за…»;
2) праздник семьи «Всему начало любовь…»;
3) вечер вопросов и ответов «А вы любили?»;
4) часы общения:
- «Законы нравственности в мировой памяти»,
- «Истинная дружба. Рассказы, легенды и живая действительность»,
- «Жить и быть человеком»,
- «Гармония мысли и поступка»,
- «Об ответственности за себя и за других»,
- «Мы –одноклассники, мы – друзья»,
- «Как научиться жить без конфликтов».
9. Традиционные мероприятия учащихся 9-11 классов
Развитие нравственного и интеллектуального потенциала учащихся. Изучить нравственные правили мира и своей страны, познакомиться с нравственными принципами людей. Дать возможность проявить свои нравственные ценности на практике для блага других людей.
1) дебаты и дискуссии по нравственной тематике;
2) вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в
нравственное развитие общества;
3) литературные конференции нравственной тематики для старшеклассников по
биографиям выдающихся людей (Л.Толстого, А.Швейцара, Я.Корчака, А.Беляева и
др.);
4) клуб «Открытая трибуна. Поговорим о нравственных категориях»;
5) классные собрания по итогам четверти, учебного года «О себе вслух и только
правду»;
6) конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция», «Мой нравственный идеал»;
7) исследование мнения старшеклассников на тему «Чем дорожу в родной школе»;
Формирование гражданского отношения к себе
(Я и Я)
1. Содержание деятельности
В содержание деятельности по данному направлению программы входит осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и уверенность в своей значимости.
2. Задачи воспитания:
- формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности;
- воспитание эстетической культуры и развития художественных способностей;
- воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения;
- воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил
поведения в школе, дома, в общественных местах, в природе;
- формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры,
техники;
- формирование морально- волевых качеств, осознание активной роли личности в
становлении характера;
- умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
3. Содержание проблемы.
Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы. Мое жизненное предназначение. Я носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Характерные черты мужчины и женщины. Смысл красоты детства. Юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, изучение свойств и качеств своей личности, её направленности, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов. Самообразование – приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.
4. Формы реализации направления «Я и Я»
1) акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся;
2) кружки по интересам;
3) конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизации и нравственности; классные
часы и уроки раздумий о милосердии, доброте;
4) Диспуты:
- «Добро и зло»,
- «О красоте, моде и хорошем вкусе»;
5) праздники добрых сердец:
- «Благодать»,
- «Люди в белых халатах»,
- «Вера, Надежда, Любовь».
- «Чью старость я утешил».
6) праздники, фестивали, концерты, направленные на развитие творческих
способностей;
7) художественные салоны, литературно-музыкальные гостиные;
8) кружки, спортивные секции.
5. Предполагаемый результат деятельности
Воспитание гуманности учащегося: понимание ценности человеческой жизни, заботы, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброты, способности к состраданию, сопереживания, терпения, доброжелательности.
Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
6. Традиционные мероприятия учащихся 5-8 классов
Формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «Я» через беседы на классных часах и консультациях:
- «Кто я? Какой я?»,
- «Я и сотни других»,
- «Чем я отличаюсь от других»,
- «Хочу и надо»,
- «Моё хобби»;
Формировать положительную Я-концепцию через аутотренинги, тренинги общения («Я горжусь собой»), различные тесты ( «Я-реальное, Я –идеальное», «Познай себя»); ведение личного дневника;
Формировать половое самосознание и здоровый образ жизни через:
1) беседы на классных часах:
- «Спорт и здоровье»,
- «Гигиена подростка»,
- «Режим дня в жизни школьника»,
- «Суд над алкоголем, наркотиками»;
2) анкетирование, тестирование детей и родителей.
7. Традиционные мероприятия учащихся 9-11 классов
Формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании: научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей; сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые дают ему товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учеба, общение, труд) и внутреннее состояние.
1) индивидуальные и коллективные беседы:
- «Будь наблюдательным по отношению к себе»,
- «Я и мы»,
- «Сам себе психолог»,
- «Моя воля»,
- «Мой характер»,
- «Мои друзья»,
- «Мои враги» и др.
2) практикумы «Правила счастливого человека»:
- «Не впадайте в гнев!».
- «Не оставайтесь наедине со своими неприятностями»,
- «Не предъявляйте другим чрезмерных требований: каждому своё» и др.
3) диагностику интересов, склонностей, способностей учащихся с целью профессионального самоопределения.
Психолого-педагогические рекомендации по реализации воспитательной системы «Стань Человеком!» с учетом возрастных особенностей учащихся
1.Психологические особенности учащихся разных возрастных периодов.
Известно, что ребенка любого возраста уже можно назвать личностью, но нужно помнить, что личность эта пока ещё очень хрупкая. Для того, чтобы она не сломалась, чтобы эффективно осуществлять « сопровождение» ребенка по школьному пути в рамках предлагаемой программы, педагогу необходимо знать, какие особенности присущи ученику на каждом возрастном этапе его школьной жизни.
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития. Социально – педагогические условия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступают как основной гарант достижения этих целей, а в других ситуациях накладывают определенные ограничения. Педагог, сопровождая ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для развития, а с другой стороны приспособить его особенности к заданным условиям школьной жизнедеятельности. Такие особенности можно обозначить как психолого-педагогический статус школьника. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих влияние на успешность развития учащихся на всех возрастных этапах школьной жизни.
Психолого-педагогический статус младшего школьника (6- 11 лет)
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно- действенное и наглядно- образное мышление. Ученики третьих и пятых классов в большей степени опираются на словесно- логическое образное мышление.
Для ребенка этого возраста ведущей становится учебная деятельность, но нужно учитывать, что игровая деятельность тоже имеет большое значение. Детские игры изменяются, они приобретают более совершенные формы. Служат средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств. Они выступают как переходной момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, обучение, труд.
Особую трудность для детей, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей регуляции своего поведения, сдерживания эмоций, ограничения естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах. Многие из них быстро утомляются, устают. Но учащиеся пятых классов уже в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами.
Самооценка детей в этом возрасте непосредственно зависит от оценок, даваемых взрослыми ребенку, и его успехов в разных сферах деятельности. Появляются самооценки: адекватные, завышенные и заниженные.
Многие дети к концу младшего школьного возраста уже способны сознательно поставить перед собой цель и добиваться её реализации.
В этом возрасте в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а в межличностном общении – контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность.
Новообразованием младшего школьного возраста является формирование у ребенка внутренней позиции школьника, которая характеризуется познавательной потребностью и потребностью в общении.
Очень важным является и появление рефлексии, которая позволит ребенку отнестись к собственной деятельности и к своим поступкам как бы со стороны.
Психолого-педагогический статус младшего подростка (11- 15 лет)
В младшем подростковом возрасте происходят существенные изменения психики у ребенка. Усвоение новых знаний и представлений об окружающем мире перестраивают сложившиеся ранее у детей житейские понятия, школьное обучение способствует развитию теоретического мышления. Ученики уже могут производить все виды интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др. благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка и других психических процессов. По словам Д. Б. Эльконина, память становится « мыслящей, а восприятие – думающим».
Учебная деятельность теряет свой статус « ведущей» деятельности, но продолжает оставаться основной общественно- значимой и оцениваемой деятельностью. Её роль и функции меняются. Ученики младшего подросткового возраста осваивают самостоятельные формы работы, способы « добывания» новых знаний. В средней школе разрешается содержание самого понятия учения, так как теперь оно не ограничивается только рамками учебных программ, а часто выходит за её пределы, осуществляется самостоятельно, на основе собственных намерений и целей.
Ведущей деятельностью младшего подростка становится общение. Именно оно начинает определять многие стороны личностного развития детей. Появляются уже достаточно ясно осознаваемые притязания детей на определённое положение в системе деловых и личных взаимоотношений класс, формируется статус ученика в этих системах.
Происходят изменения в тех нормах, которыми регулирует отношения одноклассников друг с другом. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются, в основном, нормами « взрослой» морали, то есть успешностью в учебе, выполнением требований педагога, то в младшем подростковом возрасте на первый план выступают стихийные детские нормы, связанные с представлениями детей о том, какими качествами должен обладать « настоящий товарищ».
У младшего подростка появляется чувство взрослости. Все стороны его развития подвергаются качественной перестройке. Этот возраст традиционно считается самым « трудным» в воспитательном отношении. Эти трудности связывают с половым созреванием: у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорции. Эти изменения называют «гормональной бурей». Следствием переживаний подростка может быть снижение самооценки. Появляется интерес к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними.
Развитие рефлексии понятийного мышления меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, оценки, суждения.
У младших подростков активно совершенствуется самоконтроль деятельности. Они начинают систематически заниматься самовоспитанием, любят приключенческие, романтические фильмы и литературу, так как их героем присущи качества мужественности, смелости, характер и сила воли.
Психолого-педагогический статус старшего подростка (15- 17лет)
У старшего подростка активно идет процесс познавательного развития. Можно говорить о сформированности у них теоретического или словесно-логического мышления.
Важнейшая интеллектуальное приобретение этого возраста – умение оперировать гипотезами, то есть умение предвидеть, просчитать последствия достижения тех или иных учебных целей, а также оценивать имеющиеся для достижения цели и ресурсы. Старшеклассники относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы.
Ведущей деятельностью старшего подростка является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому этот возраст отличается стремлением к самообразованию, желанием развивать, демонстрировать свои способности, получить высокую оценку со стороны. В труде идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В старшем подростковом возрасте происходит активное стремление у учащихся к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению. По мере взросления первоначально отрицательные глобальные самооценки становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в различных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.
По окончании школы у учащихся складываются убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, людям, самому себе; происходит нравственное самосовершенствование, выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности в дружбе, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь.
Качественно иной смысл приобретает межличностное взаимодействие школьников со сверстниками и взрослыми. Они уже способны нести ответственность за решения, касающиеся других людей, готовы к доверительному и некоторому эмоциональному постоянству в отношениях. В отношениях со взрослыми можно говорить уже о партнерстве.
Особенно благоприятные условия для межвозрастного общения детей и взрослых создает их совместный труд.
Диагностический компонент воспитательной системы
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Критериями эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
- Образованность учащихся;
- Воспитанность учащихся: сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника;
- Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
- Сформированность классного коллектива
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
- методики для исследования развития познавательных процессов личности школьника;
- модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- методика «Герб класса»;
- социометрические методы;
- тест «Цветок настроения»;
- сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
- анкета «Я и моя школа»;
- творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»
Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»
Я не претендую на новизну приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...