Интеллектуальная игра "Из истории меценатства и благотворительности в городе Казани"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Пропаганда знаний по истории благотворительности и меценатства в городе Казани, до XX века, формирование устойчивого интереса подрастающего поколения к богатейшему историческому наследию благотворительности и меценатства в истории города Казани;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ii_iz_istorii_mets_i_blagot.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Танкодром»
  1. Интеллектуально – познавательная  игра
  2. для старшеклассников

«Из истории меценатства и благотворительности

в городе Казани»

                                   Аполинская Г.Ш. - заведующая отделом,

                                   высшая квалификационная категория

                                   педагог дополнительного образования,

                                   высшая  квалификационная категория.

Казань

Интеллектуально-познавательная игра «Из истории благотворительности и меценатства в городе Казани»  предназначена для педагогов дополнительного образования и классных руководителей образовательных учреждений. Состоит из трех туров:

I ТУР:  Для блага людей;

II ТУР:  «Мир через культуру» - меценатство в городе Казани;

III ТУР: «Единство двух конфессий» - храмы и мечети построенные на деньги благотворителей.

Возраст учащихся: 14-16 лет (9-11 классы)

Цель проведения: пропаганда и систематизация знаний по истории благотворительности и меценатства в городе Казани, до XX века.

Задачи:

  • формирование устойчивого интереса подрастающего поколения к богатейшему историческому наследию благотворительности и меценатства в истории города Казани;
  • углубление и обобщение знаний учащихся об истории благотворительности и меценатства в городе Казани;
  • воспитание у подрастающего поколения  уважения и любви к родному городу и родному краю, к людям, внесшим неоценимый вклад в историю благотворительности и меценатства.

  1. Интеллектуально – познавательная  игра
  2. для старшеклассников

«Из истории меценатства и благотворительности  в городе Казани»

Мы живем в мире, где радость от полноты восприятия жизни или просто от обычного благополучия соседствует с печалью.

"Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему" - так определяет благотворительность энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Что же понимается под благотворительной деятельностью?

ВОПРОСЫ К  РАЗМИНКЕ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

1. Что понимается под  благотворительной деятельностью?

  1. бескорыстная добровольная деятельность граждан и юридических лиц
  2. деятельность за определенное вознаграждение
  3. деятельность по платному предоставлению услуг

ОТВЕТ:

Понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки

2. Когда и кем был принят в нашей стране Закон «О благотворительной деятельности»?

  1. 1974
  2. 1995
  3. 2007

ОТВЕТ: 1995 год

3. Кто такие благополучатели?

  1. Лица, получающие благотворительные пожертвования
  2. Лица, делающие благотворительные пожертвования
  3. Лица, являющиеся посредниками в благотворительной деятельности

ОТВЕТ: Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев

I ТУР:  Для блага людей

  • Как же обстояло дело с благотворительностью в нашем городе в XIX – начале ХХ  вв.?

Первый тур интеллектуальной игры «Для блага людей»

Вопросы первого тура

1

На деньги Ольги Сергеевны Александровой –Гейнс, было куплено новое здание Ксенинской гимназии, устроена больница в Забулачье, Александровский детский приют. Кошелек Ольга Сергеевна всегда держала открытым для нуждающихся.

ВОПРОС: Как называется пассаж подаренный Ольгой Сергеевной Александровой –Гейнс, городу.

ОТВЕТ: Александровский пассаж

2

Крестовниковы – известные предприниматели, владельцы крупнейших в России мыловаренных и свечных производств, банкиры, купцы – меценаты, внесшие большой вклад в культурное и экономическое развитие Казани, укрепление ее городского хозяйства. До сих пор сохранились построенные ими для рабочих и служащих завода здание больницы (ныне на улице Ватутина), баня (ул.Тукаевская) и др. объекты.

ВОПРОС: Что связано с именем Крестовниковых, что появилось в Казани благодаря их денежной помощи.

ОТВЕТ: Водопровод, канализация, электроосвещение, трамвай

3

Муллин Бурганутдин Фархутдинович (1836-1917)  - казанский купец  и общественный деятель. Торговал чаем и сахаром. 1878-1882 гг. – староста татарского купеческого общества Казани. Член Общества призрения и образования глухонемых и Общества попечения о бедных и больных детях города Казани.  

ВОПРОС: На строительство какого медресе пожертвовал средства казанский купец Муллин

ОТВЕТ: медресе «Марджания»

4

Смирнов Петр Дементьевич  (1745-1815) -  казанский купец и общественный деятель, именитый по службе гражданин. Торговал текстилем, пушниной, поташем, хлебом и др. В 1774-1977  гг. бургомистр Казанского городского магистрата, один из организаторов обороны Казани от повстанческих войск Е.И.Пугачева. В 1794-1796 гг. – городская голова Казанской Думы.

ВОПРОС:  На какие учреждения Петр Дементьевич пожертвовал большие средства

ОТВЕТ: Учреждения общественного призрения

5

Яков Филиппович Шамов 1833 – 1908. Он жертвовал немалые суммы на нужды городу. Именно  на его средства было возведено это здание.

Это был его последний подарок городу.

ВОПРОС:Что за подарок преподнес купец Шамов городу?

ОТВЕТ: «Шамовская» больница

II ТУР:  «Мир через культуру» - меценатство в городе Казани

  • В XIX в., благотворительность и меценатство считались нормой жизни состоятельных граждан.

Второй тур нашей игры  «Мир через культуру»

Вопросы второго тура

6

Алафузов Иван Иванович – (1837-1891) – предприниматель, меценат. Почетный гражданин города Казани. Владел крупнейшими в Поволжье прядильными и ткацкими производствами. Построил в Ягодной слободе Народный дом, известный под названием    Алафузовского театра, при нем работали воскресная школа, библиотека с читальным залом, аптека Красного Креста, фельдшерский пункт и столовая для рабочих.

ВОПРОС: Назовите иное название Народного дома

ОТВЕТ: Алафузовский театр

7

Кокорев Василий Александрович – (1817-1889) – предприниматель, публицист, меценат, один из богатейших людей России. Из казанских старообрядцев. Как меценат на свои средства, собрал коллекцию из 500 произведений русских и западно-европейских мастеров, позже переданных в фонды галереи и Русского музея, состоял в Комитете по оказанию помощи голодающим, финансировал заграничные стажировки ряда художников.

ВОПРОС: В фонды, какой галереи передал свою коллекцию Кокорев Василий Александрович.

ОТВЕТ: Третьяковской галереи

8

Петцольд Оскар Эдуардович (1867 – пос.1913) – предприниматель, меценат и общественный деятель, владелец пивоваренного завода «Восточная Бавария» в Казани. Проявлял заботу о благоустройстве Казани и Чистополя, и об организации культурного досуга горожан.

ВОПРОС: Какой сад обустроил для горожан Петцольд

ОТВЕТ: сад «Аркадия».

9

Заусайлов Василий Иванович – (1845-1913) – казанский купец – меценат, археолог – любитель, коллекционер, почетный гражданин города. В своем приходе вместе с известными меценатами А.Н.Свешниковым и П.В.Щетинкиным построил новое здание Николо-Нисской церкви (1883).

ВОПРОС: Именно он был самым активным членом комиссии по созданию… Что именно организовали и создали в Казани?

ОТВЕТ: Казанский городской музей.

10

Габдулла Абдулкаримович Апанаев был из династии промышленников и землевладельцев Апанаевых. Габдулла Абдулкаримович был выдающимся общественным, политическим и религиозным деятелем, талантливым публицистом и педагогом новатором, учеником Ш.Марджани. Он руководил Мусульманским благотворительным обществом. При нем широко стал практиковаться сбор пожертвований с благотворительных вечеров и спектаклей, народных праздников, что привело к богоугодному делу широкие слои населения.

ВОПРОС: Имам-хатибом какой мечети был Габдулла Апанаев?

ОТВЕТ: Юнусовской мечети

III ТУР: «Единство двух конфессий» - храмы и мечети построенные на деньги благотворителей.

  • Во 2-ой половине XIX - начале ХХ вв. купечество оказывало внушительное влияние на развитие духовной культуры, строились и содержались мечети, церкви,  издавались газеты, журналы, книги. Практически строительство каждой дореволюционной церкви и мечети финансировалось купцами. Вашему вниманию предлагаются вопросы третьего тура «Единство двух конфессий».

Вопросы третьего тура

11

Бурнаев Мухаметсадык Курбангалеевич (1826 - 1898) – казанский купец. На его средства была построена эта мечеть.

ВОПРОС: Назовите мечеть и ее местонахождение

ОТВЕТ:  Бурнаевская мечеть в Ново- Татарской слободе

12

Михляев Иван Афанасьевич (1667-1728) – первостатейный купец, владелец крупнейшей в крае Суконной мануфактуры. В связи с приездом в Казань, в 1772 году Петра I на свои средства построил этот храм, на века украсивший город.

ВОПРОС:  Назовите этот храм

ОТВЕТ: Храм во имя святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор) 

13

Галеев Мухаммадзян Ибниаминович, (1832-1909) – купец, общественный деятель. На его деньги были построены  мечеть и медресе.

ВОПРОС: Назовите мечеть и медресе.

ОТВЕТ: Мечеть и медресе «Мухаммадия»

14

Кривоносов  Иван Семенович, владелец салотопенного завода, завещал значительные средства – 35 тысяч рублей, общине Богоявленской церкви, где он был старостой. 25 тысяч рублей пошли на строительство колокольни.

ВОПРОС: Назовите колокольню,  и на  какой улице она расположена?

ОТВЕТ: Богоявленская колокольня, улица Баумана

15

Щетинкин Павел Васильевич (1846-19917) – купец 1 гильдии, коммерции советник, меценат, потомственный,  почетный гражданин Казани. Один из богатейших людей, владелец гостиницы под названием «Щетинкинские номера». На свои средства  построил новое здание для Центральной крещено-татарской школы в Казани и полностью оснастил школу учебно—лабораторным оборудованием.

ВОПРОС: Что сейчас находится в здании, известном до 1917 года как “Щетинкинские номера”?

ОТВЕТ: Гостиница «Казань»

Музыкальная пауза

Слово жюри.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Интеллектуальная игра

«Из истории меценатства и благотворительности в городе Казани»

ПЕРВЫЙ  ТУР  «ДЛЯ   БЛАГА   ЛЮДЕЙ»

ВОПРОСЫ

ПИСЬМЕННЫЕ    ОТВЕТЫ    УЧАСТНИКОВ

1

2

3

4

5

Итого правильных ответов

Подпись члена жюри

__________________________________________________________________

Интеллектуальная игра

«Из истории меценатства и благотворительности в городе Казани»

ТРЕТИЙ   ТУР  «ЕДИНСТВО  ДВУХ КОНФЕССИЙ»

ВОПРОСЫ

ПИСЬМЕННЫЕ    ОТВЕТЫ    УЧАСТНИКОВ

1

2

3

4

5

6

Итого правильных ответов

Подпись члена жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему"Театры города Казани"

Материал поможет провести классный час по краеведению....

План проведения предметной недели МО учителей ЕМЦ МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани на 2012-2013 учебный год.

Методическая тема ШМО:  «Компетентностный подход в обучении предметам естественно-математического цикла как основа реализации стандартов образования второго поколения»Тема : «Наука и жизнь».Целью...

Аналитическая справка руководителя Каримовой С.А. по итогам предметной недели методического объединения учителей ЕМЦ МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани на 2012-2013 учебный год

Методическая тема ШМО:  «Компетентностный подход в обучении предметам естественно-математического цикла как основа реализации стандартов образования второго поколения»Тема: «Наука и жизнь»Целью н...

Протоколы заседаний МО учителей ЕМЦ под руководством Каримовой С.А. проводимые в МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани

Протоколы заседаний МО учителей ЕМЦ под руководством Каримовой С.А. проводимые в МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения» Советского района города Казани...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

Презентация на тему "Достопримечательности города Казани"

Презентация на тему "Достопримечательности города Казани"...

Презентация "День меценатства и благотворительности в России"

Благотворительность и меценатство в России имеют давние корни и глубокие традиции. История меценатства начинается в России с конца XVIII века....