воспитательная система класса
методическая разработка (7 класс) на тему
воспитательная система класса в соответствии с направлениями воспитательной компоненты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_7_klassa.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Целесообразность создания воспитательной системы класса
- Ребенок – сложная целостная система, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты взаимосвязаны.
- Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка.
- Рациональное распределение усилий при организации воспитательного процесса.
- Расширение диапазона педагогического влияния на детей.
Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена класса и формированию коллектива в данном классе.
Любая воспитательная система должна
- Обеспечить безопасность детей
- Сохранить здоровье детей
- Помогать детям, учиться
- Сделать посещение школы для каждого достаточно приятным
Принципы:
- Заботливое отношение друг к другу
- Совместная деятельность детей и взрослых
- Все делать с пользой
- Творческое отношение к делу.
Данная система предназначена для учащихся 5-9 классов, срок реализации – 2013-2018 гг. На основании анализа работы за год могут вноситься коррективы и изменения.
Компоненты воспитательной системы класса
1.Индивидуально-групповой | 2.Ценностно-ориентированный | 3.Функционально-деятельностный | 4. Пространственно-временной | 5. Диагностико - результативный |
Классный руководитель Учащиеся класса Родители учащихся Педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитании | Ключевая идея системы Цель и задачи воспитания Перспективы жизнедеятельности класса Принципы воспитательной системы класса | Формы и методы организации деятельности и общения Основные функции воспитательной системы класса Самоуправление в классе | Изучение интересов и потребностей учащихся Укрепление отношений в коллективе, апробирование форм и способов деятельности классного коллектива Развитие самоуправления Поиск новых форм, идей и способов жизнедеятельности класса | Критерии эффективности воспитательной системы Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы |
ЦЕЛЬ воспитательной системы: создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других.
ЗАДАЧИ:
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию
- Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции
- Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями.
- Воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни
- Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса
- Совершенствовать методическое мастерство педагогов, классных руководителей, способствующее более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность.
Модель выпускника основной школы
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:
-освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.
- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации
- уметь формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
- овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе
Направления воспитательной работы.
«Россия – Родина моя!»
/гражданско-патриотическое
воспитание/
Цели и задачи: Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Формирование ценностных представлений о любви к России, народам РФ, к своей малой Родине;
- Усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество» , об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь, совесть, справедливость, доверие» и т.д.;
- Развитие нравственных представлений о долге , чести, и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- Развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
- Организация межпоколенческого взаимодействия;
-Повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально – экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны.
Формы:1) классные часы «Символы России»;
2)уроки Мужества;
3) экскурсии в школьный музей;
4) уроки Памяти;
5)уроки ко Дню матери;
6)участие в конкурсных программах, посвященных правовой тематике
7)проведение тематических классных часов.
«Я – Человек!»
/духовно – нравственное воспитание/
Цели: Формировать у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
- Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятием свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- Расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности.
Задачи:1)развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
2)воспитывать интерес к самому себе, желание самосовершенствоваться;
3)формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе;
4)развивать волевые качества ребят, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Формы:1)проведение классных часов по проблемам нравственности на всех возрастных этапах в соответствии с программой «Этическая грамматика»
2)создание атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности;
3)изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
4)встречи с библиотекарем, интересными людьми;
5)экскурсии, знакомство с историческими местами.
«Учеба и труд рядом идут»
/труд и творчество/
Цели: Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества, государства;
- Формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- Формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- Формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынка труда;
- Развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых знаний, умений и навыков, компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни.
Задачи:1) создание ситуации успеха;
2)научить самостоятельно получать знания, используя различные средства;
3)формирование внутренней потребности готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Формы:1)система классных часов «Учись учиться»;
2)привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и спецкурсах;
3) психологические тренинги, игры, мониторинг результата;
4)работа палаты «Учеба»
«Здоровье – богатство на все времена»
/здоровьесберегающее воспитание/
Цели: - Формировать у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- Формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- Формирование представлений о ценности занятий физической культуры и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
Задачи:1) пропаганда здорового образа жизни;
2) взаимодействие с медицинскими работниками;
3) профилактика асоциального поведения детей (реализация программы профилактики зависимости от психоактивных веществ и отклоняющегося поведения)
4) формирование культуры здорового образа жизни
5) охрана жизни и здоровья детей (реализация программ по ПДД, противопожарной безопасности)
Формы:1)минутки безопасности по охране жизни и здоровья детей;
2)уроки здоровья, тематические классные часы;
3)изучение исторического опыта;
4)встречи с медицинскими работниками;
5)изучение физического и психического здоровья детей;
6)просвещение ребят в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа;
7)участие в спортивных мероприятиях, конкурсах в классе, школе.
«Целый мир от красоты»
/культуротворческое и эстетическое воспитание/
Цель: - Формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- Формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- Формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- Формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру, кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Задачи:1)помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность;
2)формирование навыков группового взаимодействия;
3)сохранение народных традиций и обычаев;
4)формирование толерантности;
5)изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Формы:1)День Знаний;
2)акция «Школьному двору – чистоту и порядок»;
3)выставка поделок из природного материала «Палитра»;
4) «Осенний бал»;
5)новогоднее школьное представление
6) Дни именинников
7)акция помощи ближнему.
«Малая Академия наук»
/ интеллектуальное воспитание/
Цели и задачи:
- Формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;
- Формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
- Формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Формы:1) участие в различных кружках
2) классные собрания
3) тематические классные часы
4) участие в олимпиадах
5) уроки знаний
«Имею право»
/правовое воспитание и культура безопасности/
Цели и задачи:- Формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности. Формирование электоральной культуры;
- Развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту. на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей молодежных субкультур.
Формы: 1)Составление и корректировка банка данных детей, требующих особого внимания и асоциальных детей
2) Составление плана индивидуальной работы с несовершеннолетними и родителями группы риска
3) Изучение учащихся, составление характеристик на ребят, требующих особого внимания
4) Заполнение социальных паспортов семей учащихся
5) проведение тематических классных часов и мероприятий
Возьмемся за руки, друзья!»
/социокультурное и медиакультурное воспитание/
Цели и задачи:- Формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм»;
-Формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, опыта противостояния контркультуре. деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Формы: 1) Проведение классных часов, профилактических бесед по противодействию экстремизма и межнациональным взаимодействием
2) Проведение инструктажей с учащимися по противодействию экстремизма
3) Проведение уроков, кл.часов по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок в среде учащихся;
4) Классные часы, посвященные Дню народного единства.
«Крепка семья – крепка держава!»
/воспитание семейных ценностей/
Цели: Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- Формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Задачи:1)информирование родителей о результатах учебы ребят;
2)психолого-педагогический всеобуч родителей;
3)организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.
Формы:1)тематические родительские собрания;
2)индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников;
3)организация работы родительского комитета;
4)проведение индивидуальных встреч с родителями.
«Искусство общения»
/формирование коммуникативной культуры/
Цели и задачи: - Формирование у обучающихся дополнительных навыков комммуникации;
- Формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- Формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;
- Развитие школьных средств массовой информации;
Формы: 1) акции
2) тренинги
3) конкурсы
4) тематические классные часы и мероприятия
«Земля – наш общий дом»
/экологическое воспитание/
Цели и задачи: Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- Формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- Формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды
Формы: экологические марафоны
2) субботники
3) экологические акции помощи
Ожидаемые результаты:
1.Проявление человеческих и гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом. Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
2.Сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
3.Повысился уровень воспитанности учащихся.
4.Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
5.Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к появлению и восприятию новой информации и новых знаний.
6.Раскрытие собственной индивидуальности.
7.Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
8.Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
9.Ощущение себя полноправным членом общества.
Критерии:
- Уровень воспитанности учащихся
- Уровень сплоченности классного коллектива
- Освоенность образовательных программ
- Развитость познавательных процессов
- Социальная активность учащихся
- Сформированность коммуникативной культуры учащихся
- Сформированность основных нравственных качеств личности
- Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества
Диагностические исследования:
1) методика «Какой мы коллектив»
2) изучение уровня воспитанности учащихся
3)методика «Диагностика нравственной самооценки»
4)методика «Диагностика этики поведения»
5) методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям»
6) анкета «Как определить состояние психологического климата в классе»;
7)методика диагностики уровня творческой активности учащихся
8)тест «Изучение мотивов участия в деятельности»;
9)анкета «Интересы и досуг», «А у нас», «Эстетическая наклонность»
10) составление и обновление социальных паспортов;
11)анкета «Что я знаю о своем ребенке»;
12)анкета «Удовлетворенность родителей работой ОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...