Внеклассные мероприятия
методическая разработка ( класс) на тему

Матыгулина Наталья Валерьевна

Внеклассные мероприятия "Война.Школа.Учитель"2015г, "Здесь Родины моей начало"2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 70 – годовщине

Великой Победы.

«ВОЙНА. ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ.»

                Авторы: Матыгулина Наталья Валерьевна – учитель биологии и географии;

                             Зотова Ирина Николаевна – учитель истории;

                                 Золото Светлана Федоровна – учитель русского языка и литературы;

 Цели:

Сформировать представления об учениках и учителях, работающих в годы Великой Отечественной войны в учреждениях образования.

Воссоздание обстановки тех лет на примере конкретных жизненных ситуаций.

Формировать патриотических чувств молодёжи.

Воспитание ответственности, значимости своей позиции в ситуации выбора поведения.

Повышение престижа профессии учителя.

Предварительная подготовка:

  1. Создание творческой группы.
  2. Изучение литературы по данной теме.
  3. Сбор материалов.
  4. Изучение истории села в контексте темы.
  5. Встреча с учениками военных лет.
  6. Руководство проектными группами.
  7. Проведение репетиций.
  8. Подготовка одежды для участников.
  9. Подготовка  материалов.

«Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»

(Сценка) Фон выпускного бала, музыка 40-х годов, танец

Учитель1:        Ой, мои  ребятки! Вот и выпускной, совсем большие!

                          Разлетитесь кто куда… О чем вы мечтаете?

Ученик:            Я в селе останусь.

Ученик:            А я в институт мечтаю поступить.

Ученик:     А я еще думаю…

Ученица:   А я замуж хочу  и детей много – много…

Ученик:     А  я на завод пойду, как отец..

Ученица:   А я хочу артисткой стать, как Любовь Орлова… Всех приглашу на       свой спектакль…    

 Учитель1:          Хорошие мечты у вас, ребята. Пусть они все сбудутся.      

(вбегает ученик)

Ученик:            Вы что еще тут сидите? Там внизу уже все собрались.

                        Пойдемте рассвет встречать!  

Учитель1:        Они мечтали. И мечты эти были красивые, светлые.

Они еще не знали, что им не суждено встретить этот мирный рассвет!

На фоне музыки «Прощание славянки»

Учитель2:                Страна цвела. Но враг из-за угла. 

Свершил налет, пошел на нас войною. 

В тот грозный час, 

Стальною став стеною,  

Вся молодость оружие взяла,  

Чтоб отстоять Отечество родное.

Учитель и война. Кажется, нет понятий более далеких друг от друга. Учитель - это самая мирная профессия.

Учитель1:Учитель. Когда произносят это слово, мы представляем школу, классы и любознательных учеников. Во все времена на учителя возлагается очень важная роль – учить и воспитывать детей. Это значит  – формировать новые поколения.

Учитель2:Но что происходит, когда начинается война? Какой выбор есть у простого учителя? Взять в руки оружие и идти воевать, стрелять…? Или продолжать делать свое дело? Продолжать делать то, что умеешь лучше всего – учить детей?

Учитель1:И сегодня мы откроем книгу непридуманных историй о том, как учили и учились в страшные годы Великой Отечественной войны. Как учителя, несмотря на всю опасность и трудности, старались пронести свои знания сквозь бомбёжки, страх и смерть.

Учитель2:Оружие  учителя – указка и ручка. Но  когда началась война, многие учителя покинули классы и ушли на фронт сражаться с немецкими захватчиками,  спасать нашу  Отчизну.

Учитель1:Многие из них проявили стойкость и героизм, защищая  Отечество, многие  погибли. Но мужество учителя проявляли не только на фронте. Многие оставались в тылу врага и продолжали работу с детьми. Ведь было очень важно, чтобы и в это тяжелое время дети не только получали знания, но и понимали, что происходит с их страной, с их народом. Учителя понимали, что война рано или поздно закончится и стране, нужны будут  образованные люди.

Клип: (дети, учителя, школа во время войны (хроника)

Учитель2:На захваченных территориях фашисты уничтожили материальные ценности школ. Учебные здания превращали в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию. Но даже в осаждённых фашистами городах школы продолжали работу.

(Сценка) Дети в пионерских галстуках.

Автор:                      Мне рассказывал смоленский паренек:

Уч.1(встает, показывает на доске указкой):                       

                              В нашей школе деревенской

                                    Шел урок.

                                    Проходили мы

                                    Частицы НЕ и НИ.

Автор:                        А в селе стояли фрицы в эти дни.

Уч.2 (руками показывает):                

                              Обобрали наши школы и дома.

                                    Наша школа стала голой, Как тюрьма.

Уч.3(сидя, горестно):  

                             Из ворот избы соседской

                                    Угловой

                                    К нам в окно глядел немецкий часовой.

Автор:                        И сказал учитель:

Учитель3:                Фразу дайте мне

                                   Чтобы в ней встречались сразу НИ и НЕ

Уч. 4(На доске написана фраза) (подходит к доске и подчеркивает ):

                             Мы взглянули на солдата у ворот

                                  И сказали «От расплаты

                                   НИ один фашист проклятый

                                   НЕ   уйдет!»

Учитель3:        На оккупированной территории многие бывшие учителя участвовали в партизанской борьбе, немало их и погибло.

Писатель А. Астафьев пишет в своих воспоминаниях «А я таким вот и помню деревенского учителя с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… (А.Астафьев)

Повесть Василя Быкова “Обелиск” рассказывает о замечательном человеке, учителе – Морозе Алесе Ивановиче.  Писатель рассказывает о тех временах, когда Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи - предатели из «своих». Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли полицаям. Именно такими являются герои повести – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, Николай и Андрей Смурные. 

Сценка. Каждого  высвечивает фонарь

Учитель Алесь (Николай):   Я Мороз Алесь Иванович. Война в  41.  Я  при немцах остался работать в школе, детей учить. Я думал  “Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется”.

Ученик Бородич (Юра): Это был Учитель с большой буквы – он старался, чтобы мы, его ученики выросли, хорошими людьми. Алесь Иванович помогал каждому из нас,– спасал от голода, нищеты, жестокости родителей. И этим заслужил нашу любовь.

Полицай Каин (Балышев): Я  «прославился» своей жестокостью и издевательствами по отношению к белорусам. Я преданно служил немцам и Гитлеру.  

Ученик Смурной (Каткалев): Нас поймали, когда мы устроили покушение на полицая по кличке Каин. Каин был разъярен. Он требовал, чтобы к полицаям явился Мороз. Тогда он обещал отпустить всех нас. 

Ученик Миклашевич (Алексей): Партизаны уговаривали Алеся не ходить к немцам. Говорили, что полицаи расстреляют всех. Но наш учитель Мороз попытался спасти наши жизни. Когда нас повели на расстрел, Мороз прошептал мне, что отвлечет немцев, а я должен бежать. И я сделал это. И остался жив. А вот Мороз погиб, как и остальные ребята. Всех их немцы на рассвете расстреляли.

Фрагмент из кинофильма «Обелиск»

Учитель3:        Возможно, кто-нибудь   спросит:  а  был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Я думаю, что подвиг в том, что борьбу с фашистами учитель Мороз вёл до самого последнего своего часа. Борьбу за своих учеников.

Учитель1:        На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою - 
тот же  армеец  и фронтовик. 

Сценка

Учитель3:Много лет  учительствовала в селе Ксения Андреевна.  Школа стояла немножко в стороне от села. Фронт проходил совсем недалеко. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум партизанам. Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Ребята и учительница о чем- то говорят. С трех разных сторон подходят немцы.

Немец:           Стой! Пионерен?  (подталкивают автоматами к партам)

                        Шнеллер,  шнеллер, бистро!

Кс.Анд.         Что вы хотите? Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?      
Ребята рассаживаются. Они сидят молча, не спуская глаз с учительницы.

Входят немец и полицаи

Немец:         В лесу скрываются  красный партизанен. Наш солдатен видели как пионерен бегали туда-сюда  в лес. Если вы скажет где прячутся партизанен, то все будет карашо, если не скажут- расстрел.

Кс.Анд.     Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где

находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся, я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?

Андрей:            Не знаем, не знаем!

Юля:                 Кто их знает, где они!

Андрей:    Ушли в лес – и все.

       Немец:             Я буду сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз!…два….

Немец схватил учительницу и толкнул к стене. Навел на нее автомат.

Кс.Анд.              Пусть все молчат, кому страшно, пусть  отвернется. Не надо  смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните…

Немец:          Я сейчас буду говорить «три».

Вова:          Она правда не знает!
Немец:.      А кто знай?
Вова:          Я знаю…  Я сам туда ходил и знаю. А она не была и не знает.
Немец:       Ну, показывай.

Кс.Анд.      Зачем ты говоришь неправду?

Вова:          Я правду говорю.  Ксения Андреевна, я сам знаю…

Костя и немцы склонились над картой. Пока немцы смотрят в карту, Костя убегает. За ним немцы, за ними учительница. Слышны выстрелы.

Учитель3:        В это время, заслышав в селе стрельбу, подоспели из лесу партизаны. Не прошло и пяти минут, как они привели в класс обезоруженных немцев.

Входят партизаны, вводят немцев. Усаживают их. Входит учительница, немцы сидят.

Партизаны:   Встать! У нас в классе полагается   вставать, когда учительница входит.

Фашисты послушно поднимаются.

Учитель3:Как вы думаете, в чем подвиг учительницы?

Учитель1:Да, ребята, иногда труд учителя можно приравнять к подвигу. Так

                было и в блокадном Ленинграде.

Проект (Ленинград)

Учитель1:Блокада Ленинграда – одна из важнейших и трагичных страниц в этой войне. Многое мы уже знаем о том, как люди выживали и боролись. Но когда задумываешься о тех событиях, всегда возникает множество вопросов, на которые пока нет ответа.

Ученица        ( изображает О. Бергольц)

Я никогда героем не была,

не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады

не изменяла радости земной,

что, как роса, сияла эта радость,

угрюмо озарённая войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,

то, как и все друзья мои вокруг, 

горжусь, что до сих пор могу трудиться,

не складывая ослабевших рук.

Горжусь, что в эти дни, как никогда, 

мы знали вдохновение труда…

Ученица 1:Мы  заинтересовались темой «Школа в блокадном Ленинграде». Для этого мы   нашли материалы   и изучили его, отобрали самый интересный и сейчас хотим  с вами поделиться.

Ученица 2:Цель данного проекта:

Изучить материалы, в  которых есть информация о том, как учились дети и как работали учителя в блокадном Ленинграде.

В ходе изучения материалов, мы узнали, что в это сложное время школа жила, дышала и трудилась. Мы должны учить всех детей и учить хорошо, говорили учителя Ленинграда.

Ученик3:В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.

Ученица 2:Было  принято решение   продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников   приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ.

Ученица 1:С 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов. Общее число детей, приступивших к занятиям в блокадном городе, составляло менее четверти довоенного количества ленинградских школьников.

Ученик3Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, предупреждая о бомбежке. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.    

И зимой в ленинградских школах педагоги и ученики продолжали  учебу. Это было равносильно подвигу. Страшный голод косил население города, не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод.   Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Ученица 2:        Учиться ребятам приходилось в тяжёлых условиях.  Урок  продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели не хватало бумаги.  Классы не отапливались, не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками». Всё меньше становилась дневная норма хлеба. 125 блокадных граммов умещались на маленькой детской ладошке.

Ученица 1:Было очень интересно узнать, что в январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом.  Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Ученик 4:Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города. Они   совмещали  работу с учебными занятиями.   Подросткам приходилось работать наравне со взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках,   ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов. Дети старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах,  выступали с концертами перед раненными. Но трудности не страшили ребят: они знали - на фронте ещё труднее.

Ученица 2:Ленинградские учителя и их воспитанники вписали одну из самых героических и славных страниц в историю   школы. В блокадные страшные дни они помогли отстоять Ленинград. Учителя помогали  детям  обрести веру в то, что выстоим, победим.  За активное участие в обороне города свыше 5 тысяч школьников было награждено медалью «За оборону Ленинграда». Многие педагоги и работники школ были награждены орденами и медалями.

Чтец:

На фронте отец.  

Далеких сражений доносится гул.
Груз тяжкой работы лёг маме на плечи,
А он бы и плечи мужчины пригнул.

Осенней порою я в школу пошёл.
Я вечером с книгой садился за стол.
А жизнь мне уроки свои задавала.
То воду таскал, то дрова я колол.

Задачу решаю. За окнами - мгла.
И мама - с шитьём у того же стола.
И свечка горящая - нет керосина! - 
Сгоняет усталые тени с чела
.

Фоновая музыка «Адажио»

Учитель2:Ребята, я хочу рассказать вам о польском учителе, Януше Корчаке. Имя этого человека связано с героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот известный польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот. Януш  работал в госпиталях, больницах, детских лагерях. Он очень любил всех детей! Он основывал «Дом сирот».

Польша оккупирована немцами.  Корчак остро противился всему фашистскому.

Летом 1942 года поступил приказ о переводе «Дома сирот». Маленьких детей отправляли в концлагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти.

Несколько раз Янушу  Корчаку, предлагали спастись. Сначала польские партизаны, а затем и немецкий офицер, который знал, сколько книг для детей написал Корчак. Однако учитель категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал он, – Это невозможно!».

Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

Фон музыка «Адажио»Заходят дети со свечами

Учитель1:

Концлагерь… полночь и луна,

Прожектора и звезды блещут,

Здесь до рассвета тишина,

Барак: ни стула, ни стола,

На нарах спят вповалку дети,

Худые, бледные тела,

Ручонки тонкие, как плети.

С питомцами наедине

Лишь во дворе стоит охрана,

Он смотрит, как в последнем дне

Встает заря за узкой рамой.

«Служить врагам!» - он напрямик

Отверг такой призыв отказом,

Не мог детей пустить одних

Он в камеры со смертным газом.

И жизнь свою спасти не мог,

Начать с нацистами трудиться,

Известный в мире педагог,

Как он смотрел бы людям в лица.

Учитель2:

Раздался лязг, открыт запор,

Распахнутые настежь двери,

Детей выводят всех во двор

Последний раз перепроверить.

Солдаты строем подошли,

И в оцепленье встали сразу,

Уже виднеются вдали

Цистерны с ядовитым газом.

Не знают дети, что их ждет,

Он рядом, и сверкают глазки,

Звучит команда: «Все вперед!»,

А он рассказывает сказки.

Идет он посреди ребят,

Вокруг солдат немые позы,

И падают на автомат

Из глаз врагов скупые слезы.

Пришли, звучит последний сказ,

И голос задрожал немного,

Уже включен смертельный газ,

Открыта в небеса дорога…

Учитель1:А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

Ученица 1:        Учителей своих не позабуду.
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.

Ученица 2:        Тихо, ребята, минутой молчания
Память героев почтим, 
Их голоса тоже когда-то звучали, 
По утрам они солнце встречали, 
Сверстники наши почти
.

Учитель1:        Почтим память тех, кто отдал свои жизни за наши жизни!

Писатель Астафьев  говорил, что войну выиграл русский учитель, потому что именно благодаря ему наши солдаты, командиры, рабочие оказались, по сравнению с немцами, лучше подготовленными к преодолению трудностей, к сопротивлению врагам. Для учителя важнее всего не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.

Под музыку «День Победы» 

Учитель1:         Весна. Победа. Радость.

А школа по-прежнему трудилась, жила и готовилась к  очередному выпускному балу…  

Фон музыка, выпускной

(Выходит группа выпускников. Ведут диалог)

Ученик 1:Ой, как представлю, лет пять пройдёт. Мы получим

                       Профессии,  станем взрослыми!”        

Ученик 2:        Может, кто и замуж выскочит.

Ученица1:        Ага, или женится.

Ученик 3:        Не, это потом. Я охотником  буду, в тайгу пойду. Романтика!

Ученик 4:А я хочу лётчиком быть, испытателем.

Ученица 2:        А я мечтаю о любви…

Песня  “С чего начинается Родина” танцевальная пара исполняет вальс)

На фоне музыки  звучат слова:

Учитель1:        Всё! Мир!

Учитель2: Институт, работа!

Учитель3: Любовь!

Вместе:        Но только не Война!

 

Учитель3:        «Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»



Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Здесь Родины моей начало»

Оборудование: клип, презентация, эмблемы, костюмы и т.д.

Звучит музыка. В зал входит 9 класс.

Уч.1Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь.

Уч.2Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

Уч.3То увидим  мы тогда

Уч.4И леса, и города,

Уч.5Океанские просторы,

Уч.6Ленты рек, озёра, горы…

Уч.7Мы увидим даль без края,

Уч.8Тундру, где звенит весна,

Уч.9И поймёшь тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна!

Звучит песня в исполнении 9 класса «Я, ты, он, она!»

Вед.1 Наша Родина- это  Россия!  Привольно раскинулась она с запада на восток на многие  тысячи километров.  От снегов и льдов Крайнего Севера, до Черного и Азовского морей на юге.

Вед.2 Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, непроходимые болота.  Все – это наша огромная страна Россия!

Вед.1 Наш Ханты - Мансийский  автономный округ, тоже частичка большой России. И 10 декабря наш округ отмечал свой  юбилей – 85- лет со дня образования.

Чтец 1

Я счастлив, что в крае Югорском родился,

 Что с ним я судьбою навек породнился.

 Горжусь я, и гордость свою не скрываю

 Стихи я и песни Югре посвящаю!

Чтец 2

Не зря край родной мой Югорским зовут,

 Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

 И там, где шумела когда-то тайга,

 В лесах новостроек теперь города.

 Чтец 3

Считаю свой край богатырски богатым,  

 Здесь самые лучшие в мире девчата.

 Здесь самые смелые парни на свете,

 Югра – ты красивее всех на планете!

Чтец 4

Много стран на белом свете,  

 Я сегодня, скажу не тая,

 Но милее нигде края нету,

 Чем родная Югра, ты моя.

Чтец 5

 Ты - святая земля, ты надежда,  

 Ты богатством своим дорога.

 Летним зноем, зимой белоснежной,

 Дорогая моя Югра.

Вед.2 У нашего округа есть своя история, которая жива памятью – памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах,  обычаях, песнях, легендах, в судьбах и сердцах народов, населяющих эту землю.

Вед.1 На территории Ханты – Мансийского автономного округа, находится девять  районов:

 Березовский, Белоярский, Октябрский, Советский, Кондинский, Ханты – Мансийский, Сургутский, Нефтеюганский и   дорогой  нашему сердцу Нижневартовский район.

Вед.2 История Нижневартовского района, это история наших дедов и прадедов, отцов и матерей, нас самих.

Вед.1  Значит это наша история, и мы  все писали ее и пишем, кто красиво и ярко, кто тихо и незаметно.  Каждый вносит свой большой или малый вклад   и оставляет  свой   след на земле.

Вед.2 В сердце каждого из нас эта суровая земля останется навсегда. Чем гордится человек в своей жизни? Добрыми делами, родителями, детьми, своей Родиной.

Вед.1

Нам жителям Нижневартовского района есть чем гордиться. И дело не в том, что Нижневартовский район самый большой по площади,  и в три раза больше, к примеру, Бельгии, а в том, что за более чем восемь десятков лет из глухой северной окраины, превратился в «золотую» провинцию России.

Вед.2 Нижневартовский район занимает 118 тысяч квадратных километров таежной заболоченной поймы реки Оби и ее притоков Ваха и Агана.  Реки, ручейки, озера и урманы природы составляют  неповторимый, завораживающий орнамент.

Вед.1 В 22 населенных пунктах района проживает 36 тысяч человек, в том числе 2 тысячи представителей коренных народов. Из них: ханты -84%, ненцы – 13%, манси -2 %.

Нижневартовский район -  самый крупный в Ханты- Мансийском округе. Он граничит на севере с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке с Красноярским краем, на западе с Сургутским районом, на юге с Томской областью.

Вед.2 Нижневартовский район – это поселения, деревни в которых живем мы с вами.

(перечисляют по очереди)

Излучинск, Новоаганск, Ваховск, Охтеурье, Усть – Колекъеган, Колекъеган, Аган, Вата, Покур, Зайцева Речка, Былинно, Вампугол, Пасол, Соснино, Чехломей, Корлики, Сосновый Бор, Варьеган, Большетархово, Пугъюг, Большой Ларьяк, Ларьяк.

Клип ( Нижневартовский район)

Вед.1 И сегодня ребята расскажут о своей малой родине, о поселках в которых они родились и живут.

Свет родного дома и тепло домашнего очага согревают каждого человека и сопровождают его в течение всей жизни на всем пути.

Вед.2 Ребята познакомят нас с  историей, традициями, культурой. Расскажут  о   людях, проживающих  в этих поселениях.  

Вед.1Сейчас о своей малой Родине нам расскажут Андрей, Иван и Владимир.

Аган.  

Сопровождается презентацией о поселке

  1. уч

На древней, овеянной легендами земле предков, расположен один из самых благоустроенных поселков Нижневартовского района – Аган.

2.уч

Именно здесь были впервые на территории Западной Сибири  найдены изделия из золота: украшения, бляхи с рисунками и даже оружие.

3.уч

Ученые предполагают, что эти древние находки хранились в Югорской земле с III века нашей эры.  

2.уч

Возможно, что найденные предметы более двух тысяч лет назад принадлежали вождю племени или знатному воину, который жил на берегу реки Аган.  

        

1.уч

Есть в нашем селе   нечто уникальное, таинственное, обладающее особой притягательностью. Для человека приехавшего сюда, все кажется сказкой. Как будто жители Агана знают какой – то секрет вечной молодости, гармонии, радости.

3уч

Наши земляки  встречают гостей  с открытой душой, наливают ароматного чая, угощают гостя наваристой ухой и золотистой подавухой. Увлеченно рассказывают мифы и истории края, традиции села.  Символом села Аган  считается лягушка. Много легенд связано с эти божеством у хантов, которые называли ее САВЕРКИ.

 

1 уч.

  Лягушка  в Агане пользовалась особым почетом. Встреча с ней считалась хорошей приметой, а того, кто обижал ее – непременно постигало несчастье.

2 уч.

Наши односельчане знают народные промыслы и ремесла, охотно делятся мастерством изготовления. Непременно подскажут, как загадать желание, чтобы, сбылось, и подведут к священному дереву, чтобы завязать на нем ленточку.  Гостям всегда очень  хочется увезти какой – нибудь сувенир, амулет, талисман на память.

3 уч.

Широко у нас  проходят  районные праздники. «День оленевода», «Прилет серой вороны», «День обласа». Здесь можно услышать песни коренных народов Севера,   легенды и сказки, оценить кулинарные шедевры приготовленные по древним рецептам.

Здесь живут отличные мастера и умельцы, ловкие охотники, рыбаки и оленеводы.

1 уч.

Спортсмены Агана в составе сборной Нижневартовского района    ежегодно становятся чемпионами  гребле на обласах. Меткие стрелки и гонщики     приносят спортивную славу Нижневартовскому району.

2 уч.

Леса вокруг Агана полны ароматной ягодой – клюквой, брусникой, черникой, вкусными грибами, кедровыми орехами. Здесь величественная тишина и завораживающие зори.

Одним из таких таинственных мест можно назвать «Стойбище Карамкинское», которое  в 2011 году организовала Казанжи Любовь Васильевна, мама нашего ученика  Казанжи Федора.

3 уч.

 

Основной целью создания этого стойбища развитие туризма в Нижневартовском районе. Здесь есть все, можно прокатиться на  оленьих упряжках, получить удовольствие от езды на снегоходах, побродить по тайге, собрать ягоды, грибы и кедровые орехи.  Проводятся мастер-классы по разделке рыбы, по работе с берестой, бисером.  Неоднократно Любовь Васильевна  принимала гостей из Германии, Франции, Таиланда.

2 уч.

 В этом важном для семьи и для района деле помогают ей дети и внуки.

 Здесь прошел первый фестиваль любителей   песни под гитару, с участием байкеров, проходят   соревнования по национальным видам спорта, рыбной ловле, фигурной езде на мотоциклах по пересеченной местности.

1 уч.

Есть в Агане женщина-легенда Бондаренко Фекла Семеновна. Ею  был открыт Этнографический музей – театр. Это один из   культурных центров Агана и Нижневартовского района.

3 уч.

Основными собраниями музея являются национальные памятники духовной культуры (традиции, обряды, легенды, сказки, песни, приметы) и различные предметы традиционного уклада жизни аганских хантов.    

2 уч.

Музей также показывает   театрализованные постановки народных обрядов, обычаев, проводит  национальные праздники  народов Севера.  На базе нашего музея  инсценированы свадьба ханты по всем традициям народа,  и    «Обряд рождения ребенка». Об этом музее можно рассказывать долго и много

1 уч.

Фекла Семеновна организовала Центр промыслов и ремесел. Здесь трудятся Евдокия Николаевна Прасина. Народный мастер России- создает уникальные работы из бересты, Тамара Владимировна Великородова- автор коллекции «Кукла в русских народных традициях», Дарья Даниловна Айваседа – член союза художников,  народный мастер России, обладает тончайшей техникой        выполнения украшений из бисера.  

2 уч.

Здесь каждый желающий может научиться ремеслу и чуть-чуть прикоснуться к культуре нашего народа.

Танец «Хантыйские мотивы)

Вед.2 А в это село только вертолетом можно долететь. О нем нам расскажут Наташа, Александр, Валерий.  И вы, конечно, догадались, что речь пойдет о  Корликах.

Корлики

Сопровождается презентацией о поселке

1 уч.Каждый  из населенных пуктов нашего района по- своему хорош и интересен. Название Корлики  образовано от хантыйских слов «кор», что в переводе – болото и «люк»- глухарь, то есть место болотного глухаря.

2 уч. Наше село так   далеко, что иногда кажется крайней маленькой точкой планеты.

А в  сердце каждого человека живет любовь к своей малой родине, к тому маленькому кусочку земли, где он родился и где  проходит   его детство, где живут его родители и друзья.

 3 уч.У нас уникальные места  – чудная  природа.  Кругом хвойные леса с величественными кедрами, чистыми реками и озерами, болота, которые не знают разливов нефти.  

1 уч.

Добраться  к нам,  можно весной по большой воде, а в другие сезоны – только по – воздуху. «Пэтявэлла тых,  добро пожаловать на нашу древнюю землю», - нараспев, с хантыйским акцентом приветствует гостей местная бабушка.

2 уч.

В селе живут шесть родов ханты: Каткалевы, Кунины, Пыгатовы, Прасины, Могульчины, Камины.

44 семьи имеют родовые угодья. Оленеводы- частники содержат 370 голов оленей. Основные виды  промысла это – охота, рыбная ловля, сбор дикоросов, оленеводство. Кроме того в Корликах ведется заготовка леса и его переработка.

3 уч.

Сегодня об истории села, культуре, традиционных ремеслах ханты можно узнать в музее-мастерской «Корлики».  Организовала его Татьяна Федоровна Каткалева, продолжает ее дело ее дочь Каткалева Анастасия Антоновна. Здесь часто собираются мастера, чтобы создать что-то прекрасное.

1 уч.

Наше село это и культурный центр. Детский фольклорный коллектив «Иихлали» («Истоки»), который  стал лауреатом окружного детского фольклорного фестиваля финно-угорских народов «Салыкве», а также ансамбль «Лесные женщины» - «Воронт нынэт», который был создан еще в 2007 году.

 

2 уч

Корлики  - село многонациональное. У нас  живут ханты, русские, украинцы, белорусы, татары, коми, чуваши, немцы. И все мы живем очень дружно.

3 уч.

Несмотря на свою отдаленность, село полностью обеспечено всем, что необходимо жителям.

В 2012 году в селе было важное событие - визит губернатора ХМАО Комаровой Натальи Владимировны.

2 уч.

В Корликах проводятся разнообразные мероприятия  районного масштаба. В 2011 году  Корлики встречали гостей на мероприятие прилет Серой вороны, такое   событие запомнилось всем. Состязания по национальным видам спорта, выставка мастеров, исполнение коренными жителями концертных номеров, дегустация национальной еды – все было представлено на высоком уровне.

1 уч

Богато наше село талантливыми и трудолюбивыми людьми.  Это и Прасина  Людмила Ивановна, которая пишет стихи.  Это и Хохлянкина  Жанна Аркадьевна, Кунина Лидия Нестеровна, и моя бабушка Каткалева Нина Владимировна,  которые своим мастерством – плетением туесков и изготовлением  различной хантыйской утвари, превращают березовую кору в красивые вещи,  которые украшает нашу жизнь.

2 уч

А сколько оленеводов  живут в трудных сибирских  условиях и выращивают удивительных животных. Это Кунин Данил Семенович, Кунин Дмитрий Владимирович. И выпускники  нашей школы Кунин Ефим и Прасин Кирилл. Тяжел и почетен их труд.

1 уч.

А совсем недавно к нам в школу приезжал наш земляк, писатель, детский сказочник Колмаков Борис Викторович.

Мы с интересом читаем его сказки «Неправильные животные»,   «Гусиный король», «Черные воды», «Гнездо кукушки».

3 уч

А как мои односельчане любят  слушать сказки, легенды,  предания любят загадывать загадки, передавать друг другу различные истории.   Они всегда загадочны и интересны. Вот одна история, которая произошла давным-давно в роду  Пыгатовых .

(Сказка «Запрет» инсценировка)

2 уч.

Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом - мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих односельчан наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей…. 

3 уч.

  «…И куда бы я ни был заброшен судьбою,

   И каких бы дорог в жизни ни было пройдено,

   Человек будет знать: у него за спиной

   Есть всегда крепкий тыл - его малая Родина…»

Ведущий 2

Отсюда все мои дороги

Ларьяк по жизни начертал.

Он - для души моей истоки,

Для сердца  - колыбелью стал

Здесь столько песен было спето,

Я стольких здесь нашла друзей,

В краю невиданных рассветов,

В краю диковинных ночей.


Ведущий 1

Ну, кто из нынешних и прежних

Ларьяк стихом не воспевал?!

Однажды кто-то из приезжих

Его жемчужиной назвал.

И нет земли прерасней в мире,

И нет желанней и родней –

Ларьяка – гордости России,

Ларьяка –  Родины моей!

Вед.1

А сейчас пойдет рассказ о поселке, который объединил всех нас.

Приглашаем Александра и Юлю.

Ларьяк  

Сопровождается презентацией о поселке

1 уч

А мы с Юлей хотим рассказать о нашем любимом селе Ларьяк.

Большое красивое село, где проживает чуть более тысячи человек. И еще здесь удивительные жители. Очень открытые и добрые. Спокойные и дружелюбные. Сами ларьякцы шутят о себе: это все потому, что живем окруженные водой, а она успокаивает.

 

2 уч

У нашего села богатая история.

Село  было   основано на месте национального поселения коренных жителей – ханты, находится оно в северо – восточной части района  и представляет собой полуостров, окруженный реками Вах и Сабун.  Когда – то на этом месте, высоком песчаном яру,  среди кедровника, было святилище хантов – местоприбывание особого духа – Урманного старика….

1 уч

Само название Ларьяк образовано от хантыйского слова «ларь-ях»-народ, проживающий на  заливных лугах. По устным преданиям ваховских ханты, их предки в далеком прошлом обитали на реке Ась- Ях (Объ).    Известно, что в 1722 году в селе уже была построена Знаменская церковь, которую сейчас решено восстановить заново.  

2 уч

На протяжении трех веков село оставалось центром обширной Ларьякской волости.    Здесь  все занимались скотоводством, огородничеством, рыбным промыслом и охотой. А еще в селе  было четыре торговые лавки, проводились большие ярмарки. Торговля шла не на деньги, а была меновой. Меха, кедровые орехи менялись на ткани, домашнюю утварь.

1 уч

В начале прошлого века в Ларьяке были организованы первые рыболовецкие и охотничьи артели, оленеводческое кооперативное товарищество. В военное время район стал центром добычи рыбы на Севере.

2 уч

Каким предстает Ларьяк сегодня? Ларьяк – один из самых….

Трудно даже подобрать какое-то одно подходящее слово. Тихий, красивый, чистый.

1 уч

Здесь, на одной из улиц, восстанавливается  Дом-музей  купца Кайдалова.  Интерес к этой личности неслучаен. К фамилии Кайдалов принадлежало большинство священников.   Прохор Акимович поселился в Ларьяке в 70-х годах 19 века. Был попечителем Ларьякского училища, открыл лавку, наладил торговые связи с другими населенными пунктами.

Не все в Ларьяке знают, что  Владимир Анатольевич Кушников, тоже дальний потомок этого купеческого рода.

2 уч

Много хороших людей проживало и проживает в нашем селе.

 

1 уч

На  праздновании  255- летия   Ларьяка присутствовал  В.Мазин   Член Союза писателей.  И мне удалось  побывать  на встрече  с нашим земляком, где я читал его стихи, которые мы все очень любим.

 2 уч

 Иду в школу и встречаю    односельчан,    которым я всегда рада сказать «здравствуйте», потому что почти всех знаю.

  

Иду по селу - мне навстречу улыбки,
Знакомые, добрые лица,
Сердца золотые - из золота слитки,
Которыми можно гордиться

1уч

Всем нам известна такая фамилия   Звезда.

Мать – героиня Полина Антоновна Звезда воспитала 10 детей. Ее сын Эрнест Николаевич работал заведующим отдела образования, председателем исполкома, директором Ларьякской школы. Внук Полины Антоновны Звезда Евгений Эрнестович работал в нашей школе, сейчас он мэр нашего поселения.

2 уч

Много талантливых и любящих свою профессию людей, живет здесь. Учителя родного языка Прасину Марину Александровну знают далеко за пределами округа. Она возрождает хантыйский язык, создала букварь и другую литературу для его изучения. Много раз Марина Александровна становилась учителем года в районе. Ее дело продолжают ее дочери: Машунина  Яна Валерьевна и Татьяна Геннадиевна Неттина.

1 уч.

В праздники мы всегда ходим  в клуб на концерты. Здесь всегда я с удовольствием слушаю и смотрю на свою бабушку Богомолову Любовь Прокопьевну, участницу ансамбля «Сибирячки», а также другие коллективы «Континент», «Рэтро», «Вельвет», выступают  коллективы детской школы искусств.

2 уч

Когда иду по своему селу, всегда любуюсь красотой природы, которая окружает меня повсюду.  Шумят высокие кедры в кедровой  роще, шустрая белочка прыгает с ветки на ветку,  белоствольные березы перешептываются в березовой роще в центре села. Я люблю летом  посидеть здесь на лавочке, послушать пение птиц в кронах деревьев.  

Чтец

Я хочу закончить наш разговор о Ларьяке стихотворением Мазина В.

 

Здравствуй, Ларьяк!

Сибирский край, родной

                           и древний,

Меня приветствует опять.

Я так люблю в мою деревню

На самолете прилетать!

Дымок пахучий в небо

                                       вьется,

Телеантенну обхватив,

И сердцу радостно поется

Под новый джазовый мотив.

... Кричит:

        -«Пэтявэла!» -

                            парнишка,

мне не знаком,

                           но узнает,

Ведь я когда-то бегал с книжкой

в тот интернат,

                        где он живет.

Встречаю древнюю старушку,

Которую шаман пугал,

Она мне делала игрушки
Из бересты – ее обнял.

А вот обрывы у Протоки,

Здесь лыжи первые сломал…

Ларьяк –

               души моей истоки,

Как по тебе я тосковал.

Вед.1В нашем районе и округе есть много прекрасных мест, о которых можно было бы рассказать. Но сегодня нам хотелось остановиться на этих трех поселениях. Возможно, мы в будущем захотим с ребятами продолжить эту  интересную работу. Ведь это всегда интересно узнавать что-то новое и делиться с другими.

Вед.2Ведь каждому человеку дорого именно то место, где он родился, где живут его родители, друзья, где знакомо  всё вокруг, где он знает каждый кустик, каждый домик, каждое деревце.

Вед.1Сегодня, как никогда, справедливы слова о том, что народ, который не знает своего прошлого, не заслуживает настоящего, и не достоин будущего. Но эти слова не о наших героях.

Вед.2Люди, о которых мы сегодня говорим, помнят о корнях своего прошлого, живут настоящим и хорошо знают, чего хотят в будущем. И они этого обязательно добьются.

 

Вед.1

 Вперед идем тернистою дорогой,

Плеск Самотлора,

Вторя в такт шагам,

Разносит над Югрою-недотрогой:

Куют районы славу округам.

Я слышу не в шамановом там-таме

Отчетливо, как будто по слогам,

Негромкий шелест вахскими волнами:

Куют районы славу округам.

Вед.2Широк Аган в своей природной силе,

Нет от него покоя берегам.

И знают все, кого бы ни спросили:

Куют районы славу округам.

Намека быть не может на сомненье,

Выводят ветры сквозь таежный гам

Известное теперь уж откровенье:

Куют районы славу округам.

( музыка все участники выходят 9 класс)

Исполнение гимна Нижневартовского района

Уч.1Пройдут годы!

Уч.2На смену нашим терпеливым, крепким дедам и отцам идем мы!

Уч.3Новое поколение!

Уч.4Активные, молодые, задорные!

Уч.5Полные  сил для новых свершений!


Уч.6 Чтобы продолжить дело наших предков!

Уч.7Чтобы зажженным факелам гореть здесь и впредь.

 Уч.8Чтобы наш край, наша малая Родина

Уч. 9Крепла и расцветала!

Вед.1Благодарим за внимание!

Вед.2До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...