Творческие педагогические проекты
методическая разработка ( класс) по теме

Матыгулина Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

«Ларьяк – души моей истоки»

Слайд №1.   Звучит фоновая торжественная музыка

                                           Звучит фоновая торжественная музыка

                         ( Голос за кадром )  

Слайд №2

Здесь без друзей веселых

нам не прожить никак:

округ, район, поселок –

Сердце моё – Ларьяк!

Это исток, начало,

Счастью пришла пора!

Что нам судьбою стало?

Что наша жизнь!? Югра!

Танец с огнем.

Матыг.        Дорогие ребята,   уважаемые гости, коллеги!

Фоновая музыка

Зотова.        Сегодня мы отмечаем очередную годовщину со дня образования нашего Ханты-Мансийского автономного округа.

Матыг.        Еще полвека назад Ханты-Мансийский автономный округ представлял собой огромные просторы безжизненных болот и непроходимой тайги... Не было городов. Малочисленные  убогие поселения встречались очень редко.

Зотова.        Сегодня на  площади   523 тысячи квадратных километров раскинулись современные, красивые города и поселки, в которых  достойно проживает 1 миллион 350 тысяч человек, 20 тысяч из которых люди коренных национальностей.

Слайд№4 (карта, музыка)

Матыг.        Эта огромная территория, равная по площади таким странам, как Франция, Украина, Германия – называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.  

Пермяков              Югорский край, как ты велик,

                    Гостеприимен, щедр, красив

                    Кругом леса, болота и снега,

                    И это все моя Югра!

                    Я здесь родился, вырос и живу!

                    Югра, я так тебя люблю!

Песня «Точка на карте» (Касумбеков  К.К. и Неттина Т.Г.)

(Выходят Матыгулина, Сорокина, Филимонов)

Сор.        Ручейки, горные потоки и равнинные реки, большие и маленькие – сливаясь воедино, создают мировой океан.

Филим.        Громадные территории национальных округов, краёв и областей составляют вместе  великую и могучую страну – Россию.

Сор.        И эти огромные   территории     состоят из наших городов, наших поселков и деревень, в которых живут   люди, живем мы с вами.

Филим.          Это наши  Ларьяк, Корлики, Варьёган и другие  поселки составляют большую страну. И это мы с вами – жители этих маленьких поселков, являемся  частью великого  народа.

Сор.             Наш любимый поселок Ларьяк является частью большого округа   и огромной страны,  и мы будем сегодня говорить только о нем, а также о творческих людях, которые здесь проживают, и которые пришли к нам на встречу.

                              (приветствие аплодисментами)

Зотова.        А знаете ли вы, что в энциклопедии "История Сибири" село Ларьяк упоминается  уже в 17 веке, оно тогда состояло всего лишь из  десяти деревянных  домиков, и в нем проживало как местное, так и   русское население.

Филим.          Они тут встретились навеки –

                        Лихой Сабун и гордый Вах,

                        И окружают эти реки

                        Поселок мой родной – Ларьяк.

                        Как я хочу тобой гордиться,

                        Земля величья и добра!

                        Ведь я – души твоей частица,

                        Мой щедрый и суровый край!

Заочная экскурсия  по старому Ларьяку

Слайды  №5-15

 Козлова         Перед вами фотография начала 20-го века берег реки,

                         усыпанный обласами.

                        Так выглядело здание магазина «Промышленные товары» до

                        2000 года.

                         Сейчас на экране здание Кооперативного

                         звероводческогопромышленного хозяйства, сейчас – это жилое

                         здание.

                        А так развозили хлеб по магазинам.

                                  На этой фотографии изображен магазин №3, в который люди

                        приходили за продовольственными товарами.

                       А вот так выглядела Ларьякская церковь и убранство внутри.

                       Глядя на эти фотографии, мы можем представить, как

                       выглядел Ларьяк и его окрестности в начале 20-го века.   __________

     Козлова.      Есть у нас в поселке неравнодушные люди, которые активно изучают историю возникновения и развития села, передают знания о родном крае малышам, будущим гражданам страны. При этом они ничем не афишируют своего труда, хотя он и не проходит бесследно.

   Юлия Владиславовна Вайсалова – воспитатель детского сада «Малыш». Юлия Владиславовна активный участник различных  конкурсов. Ее воспитанники становились призерами в различных номинациях. В прошлом году она участвовала в районном конкурсе «Воспитатель года» и получила приз зрительских симпатий.

    Юлия Владиславовна, приглашаем Вас к микрофону.

-  Юлия Владиславовна, Вы родились в Ларьяке? Мы узнали, что Вы изучаете историю  Ларьяка. С чего началось Ваше увлечение?

 - Что вас больше всего интересует в истории старого Ларьяка, и что Вам

    нравится в современном поселке.

- Будете ли вы продолжать эту работу?

- Спасибо вам за ваш увлекательный рассказ.

    (Козлова Е.Ю. и Вайсалова Ю.В.)

Зотова.        Окруженный двумя реками, поселок был не только защищен от лесных пожаров, но имел вдоволь рыбы и различной дичи, и это обеспечивало населению существование без голода и стихийных бедствий.  

Матыг.                При Советской власти более 30-ти лет Ларьяк являлся культурным центром для национального населения верхнего Ваха.  До 1964 года поселок был центром Ларьякского района.

Зотова.        Мы с вами живем в современном поселке, уютном и красивом, с благоустроенными домами и широкими дорогами, с развитой сетью культурных учреждений и объектов социального значения.

Слайд №15.   Ролик на черемухе

ФИЛЬМ О ЛАРьЯКЕ  

Матыг.        Мы гордимся природными богатствами – лесами, реками, озерами, наполненными дичью и рыбой. Но самое большое  наше богатство – это люди.  

 Слайд  №16.   Ролик на сл. Аэропорт

                                                      ( фото   жителей Ларьяка)

Слайд  №17.  ХАНТЫ

Зотова.     Когда мы говорим о Родине, о её духовном, историческом или культурном наследии, мы почти никогда не задумываемся над тем, что именно мы являемся тем звеном, той частью народа, который это самое наследие и обеспечивает, и хранит.  Ведь это мы  даем знания, лечим от болезней,  открываем тайны искусства, возим, кормим, строим и создаём для будущего.        

(Выходит хор)

Матыг.        Мы  с вами  обеспечиваем преемственность и связь поколений,   наша замечательная молодежь станет хранителем   культурной памяти нашего народа.    

                       Мы уверены – наши  люди  еще завоюют всенародную известность и  громкую  славу, наши дети и внуки прославят своими добрыми делами свою Родину!

         (Уходят)

Вынос стула

Гимн молодежи

                                     (После гимна девочки выходят)

                 (На сцену выходят Зотова, Матыгулина, Сорокина, Филимонов)

Слайд №18.  Скрипка.

Зотова.        Сегодня на нашей творческой встрече многолюдно.  И наши двери всегда   открыты для тех, кто желает прикоснуться к прекрасному!  И все сегодняшние гости - люди интересные, чей самобытный труд приумножает духовные богатства нашей Земли.

Матыг.        Их мастерство наполняет нашу жизнь  красотой слова, тайнами краски, глубиной и непостижимостью звука,  откровением,  и осознанием своего бытия, и своим мастерством   щедро  делятся с другими.  

Филим.        Дорогие друзья! Мы с большим удовольствием примем участие в разговоре с этими людьми!  Ведь их увлечения вносят в  нашу   жизнь красоту, духовность, радость и доброту.  

Сор.           «Вот тебе два дела, сделай хоть одно из них,

Коль прославиться делами хочешь пред людьми.

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от  других возьми.»

Зотова.        Эти слова могут стать замечательным эпиграфом к нашему путешествию от человека к человеку, кто может показать свои успехи  в личном творчестве, да на дела других посмотреть.  

 

Сор.        Что такое жизнь современного человека?  Кроме основной работы,  она состоит из семейных  забот,  бытовых проблем, воспитания детей, учебы…    

Филим.        Она состоит из множества встреч с друзьями, коллегами по работе.

Матыг.         В нашей жизни часто не хватает  добрых эмоций  и приятных впечатлений.    И   в таких случаях нам на  помощь приходят творчество,  различные увлечения. У каждого они разные – у одних     игра на гитаре, песня под караоке, у других -  рисование акварелью или  выпечка кулинарного шедевра.

     

Зотова.        Эти увлечения  наполняют нашу жизнь уверенностью, делают её  интересней и  ярче.   Ведь как это здорово, когда что-то значимое и полезное делаешь не только для себя, но и для друзей.

Слайд № 18. Больница (музыка)

На экране фото больницы.  

Зотова.                  В этой организации работает людей не больше, чем в какой-

                               либо другой. Но их труд особый. Они стараются  

                                предотвратить беду, сохранить наше здоровье.

Матыг.                 А если беда все же случилась – помогают восстановить наше

                               здоровье, уменьшить боль, проявляют чуткость и

                               милосердие к больным людям.

(Все ведущие уходят)

________________

Козлова

                 Мы приветствуем простых и скромных людей, которые каждый  день именно этим и занимаются.

                       К людям этой профессии особые требования. Здесь недопустимы небрежность и равнодушие, их возможные ошибки очень дорого обходятся.      

         А снять   напряжение помогает творчество, в какой бы области оно  не проявлялось.

                       Мы часто видим их на сцене. Кроме пения они еще умеют многое такое, что скрыто от посторонних глаз. И сегодня нам представлена редкая возможность это увидеть.        

                       И мы приглашаем выйти к нам

                                Козлову Татьяну  Семеновну

           Любченко Татьяну Михайловну

           Межуеву  Елену Юрьевну

Слайд №20.

 Татьяна  Семеновна, чем Вы любите заниматься в свободное время?

 --  Как давно вы стали выпекать торты?

 --   Где Вы берете идеи для своих кулинарных шедевров?

 --   Вы специально где-то учились?

Слайд №21.

 Елена Юрьевна, мы знаем, что Ваши открытки полбзуются большой  

      популярнлостью в поселке.

--  Много ли времени нужно для изготовления одной открытки?

--  Какие материалы нужны Вам для этого?

--  Как называется эта техника?

 Слайд №22 - 23.

 

Татьяна Михайловна,расскажите о Вашем увлечении.

-- У Вас двое маленьких детей, когда Вы успеваете создавать такую красоту?

--  Какие эмоции Вы испытываете, когда творите своими руками?

Большое спасибо, что Вы пришли к нам на встречу. Желаем вам творческих успехов.

  (Выходят Сорокина, Филимонов, Итерман, Вика)

Слайд № 24. (Кисточки)

Сор.        Кто они – люди искусства? Откуда берется у них желание и потребность писать, рисовать, сочинять?

 Филим.   Почему они хотят  поделиться своими тайнами   о смысле жизни,

                   о любви, о красоте родного края…

Итерман.         Любите живопись, поэты,

                           Лишь ей, единственной, дано

                           Души изменчивой приметы

                           Переносить на полотно!...

Филим.        Это к нам,   гражданам России,  обращена душа мастера…

Сор.         Мы так нуждаемся сегодня в красоте, доброте и гармонии, чтобы не потеряться в этом жестоком мире, научиться ценить и беречь красоту природы, красоту человека.

ВИКА.       Словно волшебнику радужной сказки,

       Бог дал Художнику кисти и краски,

       Чудо - палитру, мольберт и холстину,

       Чтоб сотворил он такую картину,

                      Где будут горы, восход и закаты,

                      Синее море и злые пираты,

                      Желтый песок, белоснежные льдины…

                     Все, что в душе – то на этой картине.

(Щелчок)

ФИЛИМ.        Есть предметы искусства, которым не страшны столетия. В том числе картины, рисунки и эскизы, выполненные рукой мастера.

Сор.        Какие-то из них выставлены в галереях и музеях,

                       какие-то хранятся дома.

ФИЛИМ.   Некоторым картинам суждено стать шедевром мирового значения, другие просто дороги как память… Таких, конечно, больше. Но разве стали они менее дорогими для человека, который их написал, или для людей, которым они нравятся?  

(Уходят Вика и девочки)  

 Фон музыка

Козлова

         Мы просим Веронику Геннадьевну Тупиковскую рассказать о своих работах.

    --  Вероника Геннадьевна, как давно Вы живете в Ларьяке?

    --  Что Вам больше всего нравится писать, где Вы находите сюжеты для

          Ваших картин, какой материал Вы любите использовать?

    --  Какое у Вас любимое место в Ларьяке?

(Входят Юля, Света, Настя с картинами)

(Входят Хохлянкина,  Даниленко)

Слайд №25

Хохлянкина Н.

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам, над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша.

ДАНИЛЕНКО

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня.

И в пеньи птиц, и в шуме городов,

В молчаньи трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землёй…

Она везде и вечно –  спутник мой.

_________________

Козлова.          Наши встречи продолжаются и  я приглашаю к беседе

                           Татьяну Владимировну Тулину.

Слайд №26    (Музыка тише)

Татьяна Владимировна,  Вы   руководите  детским хором, хором старшего поколения. Вы музыкант,  композитор, исполнитель собственных песен. Это – кроме того, что Вы преподаете в школе искусств, а также и у нас.

-- Расскажите нам, как Вы приехали   в Ларьяк?

--  Какое было первое впечатление от поселка?

--  Когда ВЫ написали свою первую песню?

-- У Вас много песен о Ларьяке?

Татьяна Владимировна,  не   откажите нам в маленькой просьбе   спойте  для всех нас!

(Микрофон)

 

Песня в исполнении Т.В. Тулиной.

 Слайд №27.

Матыг.1.        Если люди пишут стихи,  значит, это кому-то нужно. Используя поэтические образы, они передают  не только свои мысли и чувства,  но и озвучивают такие вопросы и проблемы, которые волнуют многих людей.  

Зотова.        Несложно придумать рифмы к словам, важно, чтобы в этих словах  жила мысль, понятная многим.    

Матыг.        Интересно, а как это получается у Любовь Николаевны Гамолко.

Зотова.        К сожалению,  Любовь Николаевна не может присутствовать

                      сегодня  у нас на вечере. Однако,  Любовь Николаевна любезно

                      разрешила нам послушать ее стихотворение «Белая гора».

                     А прочитает его Рябочкина Ольга Юрьевна.

                     Александра Владимировна. (О Любовь Николаевне и о Белой

                     горе)

Слайд № 28.   Белая гора и Музыка.

                           

Белая гора

Осенним днём гляжу в окошко

И вижу: Белая гора

Принарядилася немножко,

Оделась в золото с утра.

Снежок пушистый заискрится

Студёная придёт пора

Наряд жемчужно – серебристый

Накинет Белая гора.

Весною, когда грянут ливни,

А лист пока что будет спать,

Гора вдруг станет синей-синей-

Издалека её видать!

А летом лес, в себя влюблённый,

Гордясь нарядами, стоит

В расцвете красок всё зелёных,

В свои объятья нас манит.

В её цветастом гардеробе

Одежд не счесть и всё – новьё!

Но почему – то вот в народе

Прозвали Белою её.

Слайд № 28

Козлова.        Как известно, все дороги ведут домой.  И сейчас мы поговорим о людях,  которые работают в нашей   школе и которые тоже занимаются творчеством.    Грани  интересов у них самые различные,   в этом нетрудно убедиться. Это – Ковалева Татьяна Васильевна, Ефимова Мария Алексеевна  и Калчу Алена Степановна.

Слайд № 29.

--- Татьяна Васильевна,  Вы очень давно живете в Ларьяке.

---  Работа в Вашей жизни занимает огромное место, а как Вы отдыхаете? (Лена и Юля  девочки выносят картинки)

--- Татьяна Васильевна! Что такое декупаж? Расскажите об этой технике.

--- Много ли у Вас работ? Что Вы с ними  делаете?

Слайд №30

--- Алена Степановна! На многих школьных праздниках мы видим

     прически сделанные Вами.

     Вы этому где-то учились?

--- Много ли времени уходит на создание одной прически?

---  Испольэуете ли Вы  какие-нибудь  необычные материалы для работы?

--- А какая Ваша работа Вам больше всего запомнилась?

Слайд №31

Ефимова Мария Алексеевна, (Вика, Наташа и Оля  выносят картинки)

---   Есть ли определенное название Вашему занятию?

---  Почему Вам нравится работать с разноцветными ленточками?

---  Когда Вы беретесь за эту работу?

---  Какие цветы Вы любите вышивать?

--- Какая из этих работ Вам больше всего нравится?

Слайд № 32

 Матыгулина.   У нас еще Н.Ф. пишет стихи, у него есть  дружеские  

                             посвящения к различным событиям, шаржи и эпиграммы. Его

                              работы, опубликованы в сборниках «Кедровая грива», «Под

                              Северным небом», «Высокие широты»,  а также издан

                             авторский сборник стихов под названием

                              «И я по памяти брожу».

                            Николай Федорович, просим Вас  выйти к нам.

_________________

Козлова          Сегодня   Николай Федорович был приглашен  на  

                                                 презентацию  сборника «Высокие широты»,   посвященного  

                                                 85-летию района,  которая состоялась в Излучинске.

                          В этом сборнике были напечатаны стихи Николая Федоровича.

--- Николай Федорович,  сложно ли писать стихи?

--- Что нужно для озарения?

--- У Вас есть любимые стихотворение?

Ночная гроза

От страха липкие ладони

Но свет рассеян на тропе

От звездочки на ненбосклоне,

Что мной подарена тебе.

Кругом сверкало и гремело,

Лишь тонкий лучик от звезды

Вплетал в мои следы умело

Великой вечности следы.

Свирепых молний перепалки

Ещё сильней сгущали мрак,

И я, испуганный и жалкий,

Добрался к дому кое-как.

А свет звезды – он был иль не был…

Но я навеки пропаду,

Когда в ночи, в огромном небе

Его однажды не найду.

 Слайд №33

Зотова.        Занятие творчеством – неотъемлемая часть нашей работы с воспитанниками. Ребята занимаются разными видами творческой  деятельности на уроках трудового обучения, на кружках и в свободное время. А наши талантливые педагоги передают свои знания и мастерство.

Матыг.        В школе регулярно устраиваются выставки детских работ, которые неоднократно посещали жители села и его гости.

Зотова.        Кроме того, лучшие работы направлялись в Ханты-Мансийск, Нялино, Нижневартовск, а также на всероссийские конкурсы,  где они неоднократно отмечались грамотами и дипломами.

Матыг.        Сегодня мы предлагаем на вашему вниманию выставку коллективных и индивидуальных работ   наших учащихся.

     

Зотова.        У этих ребят уже есть потребность создавать что-то своими руками. И мы уверены, что это поможет им в будущей взрослой жизни.

(Выход девочек на танец)

Матыг.        А сейчас мы предлагаем вам посмотреть танец в исполнении нашей танцевальной группы. Кстати, костюмы для этого номера не предоставлены спонсорами, а сшиты руками наших воспитанников под руководством наших педагогов.

                   ТАНЕЦ  Хантыйский (девочки).

(После танца девочки садятся)

(Выходят Зотова, Матыгулина,Сорокина, Филимонов)

Зотова.        Дорогие ребята, вы сегодня поближе познакомились с людьми, которые не только достойно трудятся на своих рабочих местах, но и находят время для творчества.

Матыг.        Много еще   встреч ожидают нас на этом пути. Среди вас, ребята, тоже есть таланты, которые нужно развивать.  Творите, делитесь своим творчеством с другими, и тогда ваши сердца наполнятся чувством радости и гордости.

Филим.        Радости и гордости за себя, за своих близких, за свою малую родину, за наш родной край, частицей которого вы являетесь.    Низкий поклон всем тем, кто не оставляет наши сердца равнодушными.

        

(Начинает выходить хор для заключительной песни)

Сор.        Пусть артисты и художники найдут своего зрителя, поэты и писатели – своего читателя, а певцы и музыканты – своих слушателей.

Зотова.        Пусть рукодельницы вызывают у нас   эстетическое удовольствие, а кулинары – наслаждение красотой и вкусом.

(Выходят дети)  Музыка тихо.

Матыг.        А всем ребятам и гостям, принимавшим участие  в нашей встрече, больших успехов в дальнейшем творчестве, и огромное всем спасибо!

        (Песня «Твори добро»)

                               (в паузе  перед последним куплетом песни)            

(Голос за кадром)

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь,

Присматривайтесь к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам

И припадайте к родникам-

                Ничто не повторится…

Дети поют еще раз  «Твори добро»

Музыку Тише после окончания песни.

Зотова.     Любите поселок, в котором вы живете.

                   Любите наш Нижневартовский район.

Матыг.    Любите наш округ и нашу огромную и великую страну – Россию!

(Вместе):         До новых встреч!

   

                                          Выход С.Ф.



Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная национальная школа-интернат VIII вида»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Казачья станица»

Разработали и провели:

Матыгулина Н.В., учитель биологии (первая категория)

Золото С. Ф.,учитель русского языка и литературы  (высшая категория)

Зотова И. Н., учитель истории (первая категория)


Ларьяк. Апрель 2014 г.

Цели творческого педагогического проекта:  

                          1.Формирование представлений об истории, быте и элементах

                             культуры и искусства казачества.

                         2.Создание условий для знакомства и  изучения всех имеющихся

                             источников знаний об истории, культуре и быте своего народа.

                         3. Воспитывать   ответственного, творческого, инициативного,  

                             компетентного гражданина России, способствуя приобщению  к

                             духовным ценностям исторического  и   культурного  наследия

 Родины, культурного наследия казачества, воспитывать патриота

 России.

Задачи:

  • Развивать интерес к познанию традиций и обрядов представителей интересов Отечества, его защитников – казаков, знакомить с бытом казаков; активизировать словарь (станица, хутор, курень, и т.д.).
  • Приобщить к истории казачества.
  • Развивать представления и  знания истории казачества.
  • Рассказать о принципах бережного отношения казаков к своим традициям, о ценностях этих представителей русского народа.
  • Создать  условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического, творческого самовыражения личности.
  • Познакомить  учащихся с культурным наследием казачества: сказами, сказками, пословицами, поговорками, песнями, танцами.

Воспиттывать гражданственность и чувство любви к Родине, бережное отношение к культуре, сохранению традиций народа. Воспитывать чувства патриотизма и уважения у подрастающего поколения к личностям и событиям истории России, духовному наследию и общенациональным культурным ценностям.                             

Форма проведения: познавательно – развлекательное мероприятие с элементами театрализованной постановки.

Оборудование: презентация, колодец с журавлём, сундук,  стол,  колыбель, указатель, рогач, кочерга, казанок, стол, лавка у стола, ведра, 2  коромысла, различные домотканные половики, вязаные круги, различная домашняя утварь,  наковальня и молот, плетень, маленький стульчик, икона, рушник, плакаты с пословицами, изображение церкви, изображение кузницы, деревья;  выпиленные из оргалита, короба для лотошников, посуда.

Для     угощения:     узвар из сухофруктов, сбитень,  напитки из трав, пироги,

 каши, конфеты, печенье, пряники.

          Для игр:  гири, одинаковые коробочки с сюрпризами, маты, нитки и палочки  

                            по 20 см, 4 пояса шириной 10 см. и длиной 3м., канат.

Предварительная подготовка: 

1.         Подготовительный этап:

- расширение теоретических знаний о казачестве, посредством изучения

  литературы;

- сбор материалов.

- подготовка сценария.

- подготовка атрибутики, оборудования и мультимедийного сопровождения.

- привлечение учащихся к участию, побуждение их заинтересованности к

   предстоящей работе.

- привлечение учащихся школы искусств.

- привлечение представителя казачества.

2.        Практический этап:

- интегрированные  уроки;

- изучение сказок, сказов, пословиц, поговорок (расширение словаря активного и

 пассивного);

- прослушивание казачьих песен,

- просмотр  кинопродукции;

- подготовка сценария;

-  подготовка аттрибутики, декораций.

3.    Творческий этап:

- создание книжек «Сказки», «Пословицы», «Поговорки», развёртки .

- создание макета «казачье подворье»;

- рисование на тему казачества;

- лепка посуды;

- оформление зала для заключительного мероприятия (эстетика и

   приближение к реальности).

- проведение внеклассного мероприятия (минимальное текстовое

  сопровождение, упор на реализацию элементов постановки).

Зал оборудован в стиле казачья станица. У входа стоит указатель (церковь, кузница, колодец, курень). Весь зал разделён зонально, согласно указателю.

1 зона:  В курене оформлены 2 комнаты.

 В первой комнате:   печь (у печи рогач, кочерга, в печи стоит казанок с кашей), стол, лавка у стола.  У печи стоят ведра и коромысла.  Различные домотканные половики, вязаные круги. Различная домашняя утарь.

Во второй комнате стоит сундук, укрытый рушником , на стене икона с рушником, висит люлька, укрытая пологом, стул.  Во дворе сидит  на маленьком стульчике ребёнок-казачок, занимается своим делом. Курень огорожен плетнём. На котором сушатся горшки различных размеров.

 2 зона: под картиной, изображающей кузницу,  стоит стол с наковльней и молотом.

3зона: колодец с журавлём.

4 зона: картина, изображающая церковь, под ней деревья.

5 зона: стол с угощениями.

6 зона: ярмарочная и игровая.

Итоговое внеклассное мероприятие «Казачья станица» состоит  из следующих этапов:

  1. Демонстрация видео о России – великой державе.
  2. Рассказ о казаках и казачестве, как части российской истории и культуре, возникновении казачества, основных занятиях, воинской доблести и храбрости.
  3. Рассказ атамана о папахе и о роли атамана, о традициях  казачьей службы.
  4. Инсценирование жизни казачьей семьи в курене, раскрытие семейно-бытовых ценностей, уклада жизни.
  5. О роли женщины – казачки в жизни семьи и станицы.
  6. О роли мужчины-казака в семье и в станице.
  7. Игровая сцена «Ярмарка».
  8. Казачьи игры-соревнования.
  9. Приобщение к казачьему гостеприимству (угощение детей казачьими напитками и блюдами: узваром и сбитнем, кашами, пирогами ).
  10. В ходе мероприятия:
  1. Хор – песня «Русь».
  2. Ролик- отрывок из м/ф «Гора самоцветов».
  3. Песня   «Ехал казак» (акапелла)
  4. Песня «Любо, братцы, любо…».
  5. Казачья колыбельная песня (акапелла) «Спи, младенец мой прекрасный...».

Слова М. Ю. Лермонтова.

  1. Танец казачат (с сабельками).
  2. Песня   «Малошка-душа» (акапелла).
  3. Казачий сказ.
  4. Танец девочек с коромыслами.
  5. Инсценирование сценки «В кузнеце».
  6. Казачьи частушки.
  7. Стихи.

Ход мероприятия.

Звучит фоновая музыка. Хор стоит на сцене

       Клип о России

Чтец:                           Я люблю тебя, Россия, милая земля!

Твои горы, лес и реки, и твои поля.

Как прекрасна ты, Отчизна, в правоте своей!

Нет страны моей дороже, нет земли родней!

Чтец:                        Ясным светом заливает солнце синеву,

                        Я с тобой, земля родная, радуясь, живу

Ты светла и ты красива, Русская земля,

Я люблю тебя, Россия –  Родина моя!

Чтец:                        Над широкими полями облака плывут,

В тихой роще над рекою соловьи поют,

Я к земле могучей, сильной сердцем прикоснусь.

Ты живи, моя Россия, золотая Русь!

Хор исполняет песню «Русь»

Чтец:                               Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

Все  дети уходят, садятся на свои места.

(Входят ведущие)

Ведущий1                 У каждой страны есть свои герои – бесстрашные, бескорыстные.  

Каким он был – наш, русский герой?

Ролик – мультфильм (часть из м\ф «Гора самоцветов»)

Ведущий2        «Еслиб у меня были казаки – я завоевал бы весь мир», говорил Наполеон после поражения в   войне 1812 года.

Ведущий1        Кто же они такие – эти легендарные казаки, перед которыми в страхе застывали враги?  

 Ведущий2         Казаки всегда славились  выносливостью, бешенной яростьюи бесстрашием в поединках,  храбростью и верностью своему боевому братству. Пословица «Где казак, там и слава»  говорит сама за себя.

Ведущий1        Они отличаются необыкновенным трудолюбием, верностью своему делу и своим товарищам, и данному слову.

Ведущие отходят в сторону, выходит чтец

Чтец.

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах.

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

Сколько бед в дорогах повстречали!

Те, кто шел на ЮГ, Урал, в Сибирь…

Казаки Россию создавали

И создали даль её и ширь.

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

Песня   «Ехал казак»

После песни появляется казак.

Сценка.        С котомкой за плечами, с саблей казак идет с войны домой. Подходит к костру, садится, курит трубку, о чем-то думает.

Ведущий 1        Казаки -  уникальный народ. За долгие века своего существования казаки создали  свою культуру и язык.

Ведущий 2                У каждого народа – свои обычаи. Праздники, свои песни и сказки.

                                       В них отражается душа  народа:  уклад его жизни, любовь к труду  

                          и земле, почитание отцов и традиций.

        И сегодня мы с вами временно поживем   в казачьей станице. И мы все условно станем казаками и казачками. Познакомимся с историей, культурой, бытом и традициями казаков.

Ведущий 1                Казаки как народность появились очень давно от одного из

племен кочевого народа. А племя это  называлось Кос-Сака (или

Ка-Сака),  и поселилось оно на берегу реки Дон.Сегодня это

территория Краснодарского Края,   Кубани.                        

Ведущий 2                  Казаки  селились также и на реке Днепр,  Там и до сихпор

расположен украинский город Запорожье.  

Ведущий 1        Это было свободное племя, для которого вольная воля была       превыше всего.

Ведущий 2        Казаки принимали к себе всех людей, которые бежали от своих хозяев-помещиков, к ним   присоединялись    беглые каторжники, а  также люди, недовольные властью. И все  они становились свободными, и всем находилось место.

Ведущий 1        Прибывший отовсюду бродяжий люд принимал казачий устав и научился исполнять казачьи законы.  Казаки селились также и в

степи. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить.  Городок окружал частокол  и  плетень из лозы.

Ведущий 2           В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею.  Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.В казаки принимали всякого. Нужно было только одно условие – вера в Христа и стремление к свободе.

Ведущий 1        Свободно, но трудно жилось казакам. Тяжело доставались им свобода и слава казачья, и славу эту и свободу они почитали превыше всего. С той поры пошла поговорка«Хоть жизнь собачья, так славаказачья».

Ведущий 2                 А еще ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже  богатства.    

Ведущий 1                Казачьи поселения назывались «станицами».

Ведущий 2                  Каждая станица выбирала себе старшего, которого называли

атаманом.  «Без атамана  казак - сирота». Атаман казаку был как отец родной.

Рассказ об атамане и папахе.

После рассказа к нему выходят мужчины.

Песня «Любо, братцы, любо…»

Все уходят.

Ведущий 1                Все важные решения принимались сообща. Казаки собирались на

главной площади станицы, рассаживались по кругу и решали какой-то вопрос. Это собрание и назвали «круг». Вся власть принадлежала

казачьему кругу. То, что постановил круг, было свято – это был закон, который беспрекословно выполнялся, потому что он принимался общим голосованием. Здесь выбирали атаманов, и лишали их этого звания, если те не оправдывали доверия казачьей общины.

Ведущий 2                Казачья служба долгая.  Не один год, а то и десяток лет проходил,

Прежде,  чем казаки  возвращались домой.    

(Казак встает и идет к дому. Его встречает казачка – жена и дочь. Заходят в

дом. Выходят казак и казачка из дома. Занимаются домашними делами.

Девочки с коромыслами. Казачка вешает банки на плетень, убирает в доме. Девочка качает люльку. Казак режет хлеб, чистит картошку, кушает,  казачка наливает ему молоко. Казак с казачонком вяжут плетень.)

Ведущий 1        Много у казачки всяких дел. Надо и  печь истопить, и пряжу спрясть, и  холсты постирать,  и маленького ребёнка укачать. А в курене у казачки много помощников.

Казачка                «Кто рано встает, тому Бог даёт». А наша семья встала очень рано.

И печь у нас  уже топится, и скотина накормлена, и в поле выгнана.

А в печи у меня  уже и каша варится,  и хлеб уже подходит.

Ведущий 2                   Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а

казачьим сыном.  Новорожденному друзья и родственники

приносили подарки только военные: патрон или пулю, лук  и стрелы.  Дед дарил шашку или ружьё, сабля сохранялась из рода в род, переходила от  отца к сыну, потом к внуку.  Её украшали золотом или  серебром, вешали на почетное место, под образа.

«Казачья колыбельная».

Слова М. Ю. Лермонтова.

Спи, младенец мой прекрасный,

   Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

   В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

   Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

   Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

   Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

   И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

   Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

   Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

   И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

   Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

   Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

   Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

   Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

   По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

   Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

   Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

   Образок святой:

Ты его, моляся богу,

   Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

   Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

   Баюшки-баю.

Мальчик качается на лошадке.

Ведущий 1                Воспитывали казачат в уважении и послушании.С детства казак

приучался чувствовать себя военным. О сражениях ему пела мать, когда он был еще в колыбели.    Дед и  отец рассказывали своим сыновьям  о службе, о войне.

Ведущий 2                 Трёхлетние казачата ездили верхом на лошади по двору, а в 7-8

Лет бесстрашно скакали  без седла по улице, по степи, смело

плавали в лодке через реку, стреляли из ружья.  На праздниках

участвовали в скачках. На всем скаку поднимали с земли платки и

бусы.

Танец казачат с  сабельками.

Ведущий 1                Казачка умела делать всё. Не было казачки, которая не могла бы

шить. Кроить одежду, вязать чулки, носки. Кружева. Вышивать

рушники, салфетки. Особенно казачки славились кулинарным талантом.

 Ведущий 2                Она умела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на

защиту своих детей, куреня,  станицы. А когда провожала мужа-

казака на войну, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы читали молитвы о его спасении.

Песня. Исполняют трио.«Малошка-душа» (акапелла).

Ведущий 1        Наверное, ни у одного народа, кроме казачьего, на долю женщины не выпало столько горя, страданий,  испытаний и мук. На протяжении почти всей истории казачьего народа тяжело складывалась жизнь казачки. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный старинный казачий сказ.

Бабушка-казачка у прялки, прядет шерсть. К ней подбегают казачата.

1 ребёнок.                Бабушка. Расскажи нам сказку.

2 ребёнок.                 Бабушка, ну пожалуйста!

Бабушка.                Ну ласточки, касатушки, уговорили. Слухайте, раз такое дело.

Бабушка читает сказ.

 Казачий сказ.

Это случилось давно, соколики, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море.  Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария. вместе со Святым Николаем .  В лучшей своей жемчужной короне тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, и услышала   горький плач своих детей по погибшим воинам. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Её, и нечем было их освежить. Никто в станице не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям, и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания. Тогда подошли они к широкой  реке. И только наклонилась к её струям Дева Мария, как упала корона с Её головы, упала и скрылась под водою.

«Ах, - сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга, никогда больше не будет у меня таких красивых».

Но когда возвратилась она в свой Небесный дом, то увидела на Её золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.

«Как же они попали сюда? – воскликнула Она. – Ведь я их потеряла. Наверное,

 их нашли казаки и передали для меня».

«Нет, матушка, - сказал Ей Сын, - это не жемчуга, а слёзы казачьих матерей.

Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.Вот почему в казачьей Земле жемчуга до сих пор связаны со слезами.

Казачка.        Ольга, Наталка пойдите по воду. Да коромысла не забудьте взять.

Девочки берут коромысла и проходят вдоль улицы, красуясь, к колодцу.

Ведущий 2        Вот и ходили казачки с коромыслом и ведрами, ходили, что лебёдушки плыли. В косы ленты яркие вплетали, бусы одевали. В старину, как казачка коромысло носила, судили о её здоровье и характере.

Зарисовка-танец с коромыслами.

Казак с казачонком смотрят танец, хвалят. «Любо!  Хороши дочери!».

Ведущий 1        У  казака дома дел и забот было тоже много, плетень подправить, и в загоне со скотиной управиться, и военной науке сыновей научить, да и в кузнице у нашего кузнеца много заказов. С самого раннего утра он трудится со своим маленьким помощником.

Сценка «В кузнице»

Казак-отец:         Ты уже почти взрослый, сын. Хочу научить тебя кузнечному делу.

Сын:                   А зачем?

Казак-отец:Станешь кузнецом – люди тебя уважать будут.Без кузнеца ни конь не поскачет, ни телега не поедет, без кузнеца меча не выковать, и плуга не сделать. Как тогда воевать, чем землю пахать?

Сын:                        Хорошо, отец , научи меня кузнечному делу.

(Куют подкову, закаливают  ее в  воде)

Казак-отец:         (поднимает подкову)   Вот молодец, это твоя первая подкова. А подкова людям счастье приносит.

Сын:                        А как она счастье приносит?

Казак-отец:        Если найдешь подкову, ее надо прибить над воротами.    Подкова

напоминает чашу, вот люди и считают, что в доме будет достаток и

богатство.

Сын                    Спасибо,  отец, за науку.

Зотова                Умеют казаки трудиться, умеют и веселиться.

(С двух сторон входят коробейники, казаки и казачки.)

Чтец:                        Собирайся, народ!

Всех ярмарка казачья зовёт!

                  (Казак и казачка со своей семьей идут на ярмарку с корзинами.)

Короб.1                Заходите. Не пожалеете,

Коли время имеете!

Короб.2                Будьте, как дома. Не стесняйтесь!

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Короб.3                Мы приехали сюда!

Короб.4                Свой товар продать!

Короб.5                Себя показать!

Короб.6                Тары-бары, растабары.

Есть хорошие товары!

Короб.7                Не товар, а сущий клад!

Подходите нарасхват!

Короб.1                Яблоки садовые!

                         Огурцы ядрёные!

Короб.2                Платки, гребешки!

Короб.3                Не скупись, покупай!

Короб.4                Подороже выбирай!

Короб.5                А вот шоколад!

Купил плитку. Будешь рад!

Короб.6                Кому надо мармелад?

Покупай мармелад!

Короб.7                Горячие пирожки!

С пылу, с жару!

Гривенник за пару!

Короб.1                Ай да квас! С медком!

                        С ледком! И  густой  и  забористый!

Короб.2                Небольшой расход!

Подходи честной народ!

 Короб.3                Есть ниточки!

Есть катушечки!

Короб.4                Подходите – поиграем, девчоночки-душечки!

Короб.5                Эй, девчонки-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Короб.6                Начинайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Казак с семьей слушают частушки, одобряют детей, подбадривают.

Частушки поют дети.

1.     Я частушку запеваю

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

2.  Здесь народу очень много

Здесь народу сто один.

И из этого народа

Мне понравился один.

4. Говорят я боевая.

Боевой остануся.

Ох, и горе тому будет

Кому я достануся.

5. Мы подружки боевые,

Боевые только две.

Мы нигде не подкачаем,

Ни в работе, ни в гульбе.

7. Мы казачки молодые.

Мы нигде не пропадем.

Сами музыку играем

Сами пляшем и поем.

9. Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители!

Лотошники угощают частушечников (петушками на палочках, конфетами).

Частушечники и лоточники уходят.

Ведущий1 На казачьих ярмарках торговали да покупали, веселились, ремеслом хвалились, а ещё и силушку меряли.  

                Эй, ребята! Ермил, Илья,  идите сюда!

Силушку молодецкую потешите, людей добрых повеселите, нас всех порадуйте своей удалью молодецкою!

Ведущий 2        Выходите, казаки! Кто тихи, а кто и лихи!

                Удаль, силу показать

                Свои косточки размять!

Игра 1        «Кто сильнее?» ( С гирями)

Игра2        «Игрушка». Ребята должны подняться по канату и достать игрушку.

Игра  3        «Мотальщица». Казачки всегда были хорошими мастерицами.  С детства

учились прясть, вышивать, шить, вязать. Девочки сматывают нитку.

С обоих концов нитки привязывают два клубка, середина нитки обозначается бантиком. С двух сторон  девочки сматывают нитку. Побеждает та, которая быстрее дойдет до середины.

Игра  4        «На поясах.»  Мальчики берут друг друга за пояс и стараются вытолкнуть за круг.

        

Казак:        Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

Казачка:                 Купцов здесь было немало,

                        Много ценного товара

                        У каждого казака  полны закрома            

        Чего там только нема:

Кукуруза и пшеница,

И подвал от овощей ломится

Своя картошка, свекла и морковка

Соления на каждой полке

Кто никогда  не ленится,

Тот своими запасами  гордится.

Казак  и казачка            приходят домой.  Рассматривают  все приобретенное  на

                                           ярмарке  и       складывают в сундук.

Казачка               Ох и хороша была ярмарка!  И  накупили мы всего! Вот  моя  

      Юльянка, мала,да уже хозяйка!

       По ярмарке весь день ходила, ни про кого не забыла. Покажи, дочка, чего купила?

Юльянка.           Родному батюшке – кушак, чтоб подпоясывался.

      Любимой матушке – платок, посередине – золотой цветок

      Братьям – соколам -  по новым сапогам!

                             Маленьким сестрицам – по новым рукавицам!

Казачка.             Гости наши  званные, желанные!

                             По обычаям казачьим

                             Всем гостям поклон наш низкий!

                             С добрым словом и любовью

                             С хлебом- солью, с хлебом-солью

Казак. А теперь приглашаем вас всех к столу.

Угощение на столах:

                           узвар, сбитень, пироги, каши, конфеты, печеньи, пряники.

Список литературы.

  1. Казачество: Энциклопедия/ Под ред. А.П.Федотова. М.: ИНФРА, 2003.
  2. Астапенко М. П. «История донского казачества». Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 1999.
  3. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков XVII – XX вв .г.Ростов – на – Дону, 2006.
  4. Завьялова С.М. Культура Донского края Методические рекомендации. г. Зерноград, 2007.
  5. Алмазов Б.А.  Казаки. г. Санкт– Петербург, 1999.
  6. Веряскина О.Г. История Донского края (с древнейших времен до конца XVI в.). Донской издательский дом, 2004.
  7. Капля России / Ред.-сост. Т.Г.Малахова. Ст. Кумылженская Волгоградской

обл., 2001.

8. Лащилин Б.С. Это было: Легенды и были. Волгоград, 1982.

9. Материалы Музея этнографии и быта донских казаков станицы Слащевской.

10. Шалыгин В.В. Мой край родной, казачий: Усть-Медведицкий округ области

Войска Донского. Волгоград, 2004.

11.Детские игры Семикаракорской станицы в описании В. Секретова (См.:

Общевойсковые ведомости. 1875. № 11).



Предварительный просмотр:

Творческий проект «Мир, в котором мы живем!»

Устный журнал: « Человек – природа – будущее»

Цель мероприятия:

  • Дать представления об окружающем мире, о планете Земля.
  • Сформировать представления о средах – земля, вода, воздух.
  • Учить детей заботиться о своем здоровье и беречь планету.
  • Развивать умения анализировать и делать выводы на основе услышанного и увиденного.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • Прививать любовь к окружающей природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Вед. Мы – дети галактики.

Диктор: Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар! Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографиях из космоса похож на игрушку. Мы мчимся с тобой в космическом пространстве среди звезд и, кажется, нет этому пути конца.

(земной шар в руках)

Вед. Наша планета Земля всегда поражала нас своей красотой и изобилием: плодородная почва, безбрежные моря, бездонное небо. Но случилось страшное – мы замусорили всю планету: земля, реки и озера – все покрыто отходами деятельности человека. Мы уже забыли, как выглядела наша планета.

(Композиция - вокруг земного шара черные тени, белые птицы)  Выходят чтецы

  1. Земля в опасности. День за днем, час за часом нарастает угроза экологической катастрофы.
  2. Авария на нефтяном танкере. Тысячи тонн нефти разливаются в море, погибают птицы, рыбы, животный и растительный мир моря.
  3. Тысячи животных истребляются браконьерами.
  4. Деревья вырубают для получения древесины. С каждым годом на нашей планете становится все меньше лесов.
  5. Огромный ущерб лесу приносят пожары.
  6. Гудят заводы, всюду пыль. Бежит, гудит автомобиль.
  7. А между тем, деревья стонут. В грязи и пыли просто тонут.
  8. А чтоб построить нам заводы, рубят лес и губят воду.
  9. Стала грязной наша вода. От растений нет и следа.  Отнят дом у наших зверей. Птицам, рыбам плохо теперь.

Вед. Господи! Ты услышь меня!

         Господи! Среди звездных пространств я без компаса!

         Кто-нибудь, услышьте меня!

         Я с планетой у края пропасти…

Вед.1. Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.

Вед. 2. Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.

День Земли ежегодно отмечается 22 апреля во многих странах мира.
Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века.
Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.
С 1994 года этот день объявлен всемирным. С 1997 года День Земли начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами.

Вед. Мир устроен таким образом, что каждое существо находит в нем свое место. С пониманием, признательностью и любовью мы должны делать все, что от нас зависит, чтобы сохранить ее целостность, и там, где это необходимо, улучшать окружающую среду.

Страница №1 «Воздух».

Сорокина Юля

Здравствуй планета!

Здравствуй Земля!

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья.

Мы маленькие дети

Планеты - Земля!

Вед.  Отгадайте загадку и узнаете о чём мы будем говорить.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Вед. Мы живем на планете – земля! И окружает эту планету вокруг воздух. Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха – несколько мгновений. Стоит нырнуть в воду – тотчас надо подняться, чтобы сделать спасительный вдох.

Вед. Удивительный воздух! Сквозь него видятся морская даль и зелень садов, луна и яркие звезды, а сам воздух даже при полуденном солнце не разглядишь. Воздух присутствует повсюду: и там, высоко в небе, и здесь, совсем рядом. Он окружает, окутывает нашу планету как прозрачное одеяло. Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе.

Вед. Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух это не пустое место? (ответы детей)

Вед. Покажи, пожалуйста, как ты это докажешь.

Вед. Что такое воздух?(ответы детей)

Вед. Из чего состоит воздух? (ответы детей)

Вед. 2.  Примерно 2 века назад учёные узнали из чего состоит воздух.

Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле?

История барона Мюнхгаузена.  Слайд

Как вы думаете, ребята, могла ли произойти такая история? Почему?

Вы правы, ребята, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.

Рассказы учеников:

1ученик:  Воздух – это газообразное тело, не имеет постоянной формы. Воздух лёгкий, прозрачный, бесцветный. Ветер – это движение воздуха.

2 ученик: Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа.

3 ученик: При дыхании человек поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 л кислорода. В закрытом тесном помещении кислород быстро расходуется, поэтому дышать становится трудно. При кашле, чихании вместе с выдыхаемым углекислым газом в воздух попадают различные микробы. Поэтому, в тех помещениях,

Вед.  А откуда мы получаем кислород? ( ответы детей)

Растения называют «зелёными лёгкими нашей планеты». Слайд 

Вед.  А где самый чистый и свежий воздух? почему? (ответы детей)

Правильно, в городе воздух загрязнен сильнее, так как на загрязнение воздуха существенно влияют:

ЧТО ПРИНОСИТ ВРЕД ВОЗДУХУ?        

  • автомобильный транспорт;
  • промышленные предприятия, которые выбрасывают в воздух большое количество пыли и вредных веществ, подчас даже ядовитых;

Природными источниками вредной пыли являются:

  • пожары  приносят большой вред, которые бывают по вине человека;
  • вулканы, которые выбрасывают в воздух вредные газы;
  • пустыни, где бывают пыльные бури;

Вед. А что может сделать человек, чтобы воздух был чище? ( ответы детей).

  • Нужно стремиться создавать зеленые зоны везде – вокруг школы, возле дома, рядом с промышленными предприятиями. Слайд 
  • В классах и дома выращивать комнатные растения. Слайд 
  • Соблюдать правила пожарной безопасности. 

Страница  №2   «Вода»

Звучит фонограмма «Шум ручья».

Ученик:

Вы  слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить

Вед. Вы, наверное, догадались, о чем пойдет сейчас речь. Мы поговорим с вами о воде. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета. Голубым цветом на карте обозначена вода. Русский писатель Сергей Тимофеевич  Аксаков, автор замечательной сказки «Аленький цветок», однажды сказал : «Вода – краса природы». Писатель прав. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, и в голубом озере, и в синем море – во всем, что связано с водой в природе.

DVD (ролик о воде)  2 минуты

На сцену выходят учащиеся

Вед. Вода – великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – ВОДА.

Ученик 1:  Трудно найти место на нашей планете, где бы  не было воды. Жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого  существа, если нет воды!

Ученик 2:  Вода -  в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега, и льда. Это вода в твердом состоянии.

Ученик 3:  Много воды в  воздухе: это облака, туман, пар. На поверхности суши находится не вся вода, имеющаяся на Земле. И твердый лед, и легкий, как газ пар – тоже вода. Таковы свойства воды: она бывает твердой, жидкой и газообразной.

Ученик 4:  По утверждению ученых, и сама жизнь, впервые зародилась именно на дне океанов, которые существовали в древности.

Ученик 5:  Вода – добрый помощник и друг человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода  спасает наше жилище  от пожаров, послушно вращает турбины электростанций.

Вед.  При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Вода – одно из самых важных веществ  на Земле. Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. Было бы справедливым назвать нашу планету – планета Вода! А всякая ли вода, годится для наших нужд? ( Ответы детей).

Правильно большую её часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь половину стакана. Мы  видим, что пресной ( чистой ) воды  не очень много и мы должны знать и по возможности бороться с экологическими проблемами водных богатств России.

   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

  • Загрязнение бытовыми сточными водами;
  • Загрязнение промышленными стоками;
  • Бытовой мусор;
  • Загрязнения от водного транспорта;
  • Загрязнения при аварии нефтеналивных танкеров
  • Браконьерство
  • Неразумная добыча полезных ископаемых ( гравий, песок - обмеление)
  • Сплав древесины по рекам;

Вед. Расходуя неэкономно воду, загрязняя реки, озера и моря , мы не задумываемся о том, какую воду мы оставим нашим детям, будущему поколению.

Вед. Если мы не будем экономно расходовать воду, если мы  будем  сливать в реки и  озера отходы, загрязнять ее бытовым мусором, допускать утечки нефти и нефтяных продуктов, будем неразумно добывать полезные ископаемые,   то  в будущем  мы можем остаться без чистой, очень необходимой нам ВОДЫ. Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый!!!!

Страница №3 «Почва»

Вед.  Какая удивительная планета – Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Вед. Отгадайте загадку:

                        Меня бьют, ворочают, режут,

                        А я молчу да всем добром плачу. (Земля)

Вед. Правильно земля, а говорить мы будем о почве. Что такое, ребята, почва? (ответы детей)

Почва – это верхний плодородный слой земли, в котором находятся  корни растений, живут мелкие животные, скапливаются остатки погибших организмов. Плодородие – главное свойство почвы, обеспечивающее урожай сельскохозяйственных растений. Слайд

В состав почвы входят: Слайд

  • Воздух
  • Вода
  • Перегной
  • Песок
  • Глина
  • Соли

Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы: Слайд

Кроме того, в почве есть живые существа: Слайд

Загадки:

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём. (крот)

Без рук, без ног, на брюхе ползёт. (червяк)

Летит – воет,

Сядет – землю роет. ( жук)

Ведущий:

  • Микробы
  • Различные животные Какие? (ответы детей) (насекомые, дождевые черви, кроты и др.)
  • Корни растений

1 ученик.  Почва бывает : песчаная, глинистая и чернозёмная. Песчаная – это светлая и рыхлая. В ней много воздуха и мало воды.

2 ученик.  Глинистая – рыжеватая, коричневая. Она плотная, в ней мало воздуха, а вода плохо проходит в почву.

3 ученик. Черноземные почвы темного цвета, в них много воздуха и влаги. Они очень плодородные, богатые перегноем.

1 ученик.  Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.

2 ученик.  Без живых существ почва не может появиться. Она очень необходима растениям, животным и человеку!

Слайд

Вед.  Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушиться по вине человека она может очень быстро. За последние сто лет на Земле уже разрушена примерно 1/ 4 часть всех плодородных почв!

Что разрушает почву? (ответы детей)

Природные явления:

  • Ливневые дожди – образуют трещины в земле, промоины, овраги;
  • Потоки талых вод сносят почву в реки;
  • Сильные жаркие ветры –суховеи сдувают верхний плодородный слой почвы;

Вед.  Как мы можем помочь почве?

не засорять почву Слайд ( например: консервная банка – лежит в земле 200 лет)

обрабатывать, поливать, навозом обогащать, минеральными удобрениями, различными подкормками)

Почва наша кормилица – давайте беречь ее.

Страница  №3  «Красная книга»

Вед.  Невозможно представить нашу планету без  удивительно красивых растений и животных. Растительный  и животный мир нашей страны очень многообразен.

Вед. Но иногда, человек безжалостно истребляет растения и животных, нарушает правила поведения в лесу, а  это может привести к исчезновению многих видов растительного и животного мира.

Слайды ( растения и животные из Красной Книги)

Вед. Ребята, посмотрев эти кадры, скажите,  какие чувства у вас возникли? Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях.  Ими б только восхищаться, поражаясь, как щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение  с лица Земли.

Вед. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать специальные действенные меры по спасению  животного и растительного мира.

Вед. В 1948 г ученые мира создали  Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки, так была издана первая книга, назвали её «Красная книга фактов».

Вед. В 1966г Международная Красная книга была издана в очень  необычном виде. Обложка книги была красной, а страницы – разноцветные.

Ученик 1:        На красных листах даются сведения об исчезающих видах животных и птиц и о видах, находящихся под угрозой полного исчезновения. Этих животных осталось  на земле очень мало, и их численность продолжает сокращаться.

Ученик 2:        На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на Земле, либо потому, что живут они на ограниченных территориях.

Ученик 3:        Зеленые страницы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов – лоси, бобры, соболь.

Ученик 4:         Но есть еще и Черная книга. В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица земли, в исчезновении большинства видов виноват человек. Так, с территории нашей страны исчезли туры, тарпаны, нет на земле сумчатого волка. Список этот можно продолжать.

Вед. В нашем регионе есть своя Красная книга. Она называется Красная книга ХМАО. В нее занесены те виды животных и растений нашего края, которые так же подвержены риску исчезновения.

Прослушивание песни «Красная книга» муз. Д. Тухманова, сл. Б Дубровина.

Вед.  Эта песня – призыв к разуму и совести каждого живущего на планете Земля. Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы. Проводится такая работа и в нашей стране. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие виды растений, охотиться на редких животных.  Для спасения от полного исчезновения и восстановления численности животных  были созданы заповедники, заказники, национальные парки.

Вед. Но иногда и  природа бывает  беспощадна и  безжалостна к нам. И сметает все на своем пути.

Ролик о стихийных бедствиях

Вася

Слайд         Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

Песня «Раненая птица»

Вед. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно…. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дарит природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.

Ролик «Прости, земля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"

Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

В педагогическом проекте изучено  и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень  развития мотивации личн...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»

Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Педагогический проект "Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихс"

Презентация проекта «Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихся» разработана в соответствии с требованиями к педпроекту. Может использоватьс...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...