Технологии детских игровых досуговых программ в организациях дополнительного образования детей
материал ( класс) на тему
Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра, конкурс, аттракцион, аукцион, викторина, лотерея, потеха, забава, розыгрыш, прикол, затея, состязание, фант, хороводные игры, игры в кругу, игро-танцы, танцевальные игры, песня, игро-песня, комикс-игра (игровое представление), занятие.
Рассмотрим подробнее игровые принципы, используемые при организации досуга детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии игровых программ | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии детских игровых досуговых программ в организациях
дополнительного образования детей
Игра - это, прежде всего отдых, разрядка, средство психологической компенсации, способ радостного общения детей.
Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игра – вид эстетической деятельности человека, состоящий в упражнении его способностей ради наслаждения самим процессом, реализации физических, интеллектуальных, и эмоциональных сил .
Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра, конкурс, аттракцион, аукцион, викторина, лотерея, потеха, забава, розыгрыш, прикол, затея, состязание, фант, хороводные игры, игры в кругу, игро-танцы, танцевальные игры, песня, игро-песня, комикс-игра (игровое представление), занятие.
Рассмотрим подробнее игровые принципы, используемые при организации досуга детей.
Игры. Сам игровой принцип игры делится на две основные - и самостоятельные и взаимосвязанные - части: дворовые игры, посиделочные игры. И дворовые, и посиделочные игры также делятся на свои составные части. Дворовые игры: пряточные («прятки»), беговые («салочки - пятнашки - горелки»), прыгательные («прыгалки - скакалки - классики») и т.п. Посиделочные игры: жмурочные, целовальные, словесные и т.п. [29, с. 17].
К сожалению, многие организаторы досуга забывают про данные формы, хотя они являются самыми популярными среди детей.
Следующий игровой принцип, который широко применяется в детских игровых программах – конкурс. Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Главное отличие игрового принципа от конкурсного в том, что конкурсный принцип игры требует выявления лучшего. В игре лучшего выявлять не нужно. Как и игра, конкурс также делится на свои составные части. Это могут быть и массовые конкурсы, в которых участвуют вся детская аудитория (например, конкурс на лучший танец), с выделением и поощрением самых активных, оригинальных исполнителей, дуэтов, квартетов и т.п. И групповые, где в группах проводятся конкурсы с выбыванием проигравших, или - что сегодня более перспективно и важно – победителей. Победители или проигравшие выделяются или в ходе самой игры, или по реакции зрителей (например, по шумному приветствию), или каким-то другим приемом.
Аттракционный принцип игры - это, фактически, игровое оформление пространства, делится он на четыре направления: Межпространственное - игры, которые располагаются вертикально от земли или от пола вверх. Напольное - игры, которые располагаются горизонтально по полу или по земле. Потолочное - это игры, которые свисают от потолка вниз. Настенное - игры, которые располагаются на стенах игрового пространства мероприятия - в фойе, коридорах и т.п. Аттракционный принцип - это все разновидности тиров, кегельбанов, горок, трамплинов, городков, мишеней, которые так популярны в настоящее время.
Викторинный принцип игры - сегодня самый популярный. Он также делится на свои подвиды: «тестовый» («Кто хочет стать миллионером?»), «кроссвордный» («Поле чудес»), «вопросный» («Что? Где? Когда?»). Хотелось бы отметить, что викторина не просто игра в ответы на вопросы. Викторина требует полного или достаточно объемного раскрытия темы.
В данном принципе могут широко использоваться: шарады - загадки, в которых загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; кроссворды - игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. В свою очередь кроссворд может быть настенным для коллективного разгадывания. Он становится тем, что мы называет игровым оформлением праздничного пространства. Кроссворд может быть индивидуальным, на отдельных листочках.
В викторинном принципе не маловажную роль играет загадка - очень древняя игровая форма. Через «загадку» шли и освоение мира, и познание его секретов, и особый взгляд на быт, и развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Все загадки, делятся на две части: старинные загадки (создаваемые и накопленные многими поколениями нашего народа), современные загадки (создаваемые сегодня и в народной среде, и писателями, и ведущими - игровиками). Старинные и современные загадки также подразделяются на загадки познавательные и загадки развлекательные.
Каждый ребенок любит подарки и сюрпризы, и с большой радостью принимает их. Лотерея – это тот игровой принцип, который может принести эту радость. Бывают лотереи: беспроигрышные в виде тира (что «выбил», то и получи), театрализованные и другие. Лотерейный игровой принцип хорош, как встречальная форма на детской игровой программе. Например, детей могут встретить персонажи программы и предложить билетик, по которому можно выиграть «приз», «улыбку от всей души», «фокус-покус», «доброе пожелание» и др. Игра, в которой надо с завязанными глазами срезать приз, висящий на нитке - это тоже одна из форм лотерейного игрового принципа. Лотерея имеет огромное количество форм, которые легко и удачно входят в канву любой программы .
Не очень широко используется в детских досуговых программах такой игровой принцип, как затея. Она необходима для включения детей, особенно для тех, кто не проявляет интереса к происходящему, в игровую атмосферу. Вот для них и нужно придумывать и затевать что-то неожиданное, новое действие.
Следующий принцип, широко распространенный среди организаторов детского досуга - состязательный - это: все виды эстафет, все поединковые схватки; дворовые виды спорта, настольные игры и многое другое. Необходимо назвать отличия состязания от конкурса: если в конкурсах участвуют группы людей, то в состязаниях - команды. Основная разница здесь в том, что «группа» - это случайный набор людей, а «команда» - уже отобранные люди. Если в конкурсах фигурируют призы, то в состязаниях - награды .
Очень разнообразны хороводные игры – популярный игровой принцип. Хороводные игры - это коллективные игры или игры, развивающие такое понятие, как «коллективизм», так как в них дети вместе соучаствуют, помогают, радуются. Хороводная игра - это прямой контакт: руки об руки друг друга, рукой за руку друга, руки на плечи друг другу. Хороводная игра - это развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя». Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки», и т.п.
Для организаторов детских программ интересен принцип - «игры в кругу» - четкое и точное геометрическое определение: в кругу. Как правило, они рассчитаны на личное, индивидуальное участие каждого человека. Но нужно отметить, что здесь опять большую роль играет коллектив. Панфилов отмечает: «Круг» понятие сакральное, мистическое. Да, каждый - сам за себя, но есть при этом жесткий каркас – круг» . Поэтому: игры в кругу - это игры, развивающие личностные начала, но без отрыва от общества (коллектива).
Игро-танцы и танцевальные игры – любимы и детьми и взрослыми. Это два разных игровых принципа. Название каждого игрового принципа состоит из двух слов. Смотрим: какое слово стоит на первом месте. Это слово и есть доминанта данного игрового принципа: «игро-танцы» - значит «игра» здесь главное, а «танец» - подспорье. «Танцевальная игра» - главенствует «танец», а «игра» является украшающей его деталью. К танцевальным играм относятся такие танцы, как «Бамп», «Танец маленьких утят», «Сиртаки», «Летка-енька», «Маленькие утята», «Ламбада», все виды «Кадрили» и другие танцы, пляски, танцевальные забавы и потехи народов России и мира Опыт показывает, что дети с удовольствием танцуют и играют одновременно.
Песня, как игровой принцип, является и прекрасным ненавязчивым «манком» в досуговой программе: стоит только запеть хорошую песню, как дети ее подхватывают, а значит включаются в действие.
Если говорить об игро – песне, то в данном игровом принципе - «песня» является подспорьем игре. Песня помогает игре. Например, широко используются известные всем игры «Бояре», «Каравай» и др.
Необходимо назвать ещё один принцип - «Игровое представление». Суть его такова: если дети в определенный момент программы становятся «актерами» - это и есть то, что стоит в названии данного игрового принципа. Дети уже не играют в игры, а участвуют в импровизационном представлении. То есть они действуют, с помощью ведущих как актеры. Игровое представление, как игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие. Это могут быть: зримый анекдот, пантомима, сказка-подсказка, ролевые игры и т.п.
Приведенные в данной работе игровые принципы - не бывают в чистом виде. Они все переплетены друг с другом. Именно поэтому игры, включенные в детскую досуговую программу, делают её единой, целостной и разнообразной.
В проведении игровых досуговых программ необходимы определенные подходы. Остановимся на некоторых из них.
Первый подход: гадальный. Гадальный подход применяется во многих играх: это и «чет - нечет», и всевозможные встречальные лотереи и др. Гадальный подход хорош тем, что он возбуждает особый интерес и активизирует участие детей в играх и конкурсах .
Второй подход: условный. В основе любой игры всегда есть условие. Панфилов утверждает, что условие (условность) - это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга.
Одним из самых интересных подходов является смеховой. В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех - это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ведущий - на правильном пути. В связи с этим можно привести интересный факт: ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта. Поэтому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми.
Теперь остановимся на понятиях «манок» и «провокация». «Манок» - это прием, которым ведущий - игровик вовлекает в действие детей. В основном, манок используется как прием индивидуального включения ребенка в игру. Манком может быть все: имя ребенка; цвет его одежды или какая-то характерная узнаваемая черта; не отгаданная или отгаданная загадка; недоговоренная реплика вопрос с обратной связью; предмет или игровой реквизит. Например, можно предложить детям жетоны разного цвета, использовать карточки с цифровым обозначением,
Сравним понятие «манок» и «провокация». «Провокация» - это игровая технология вызова у детей (в массе, а не поодиночке, как с помощью манка) нужных чувств или нужных действий. При этом вся детская аудитория делает то, что нужно ведущему - игровику или персонажу игрового спектакля.
Обогащая досуговую программу данными игровыми принципами, организаторы добьются успеха и популярности среди детской аудитории.
В ходе изучения научно – методической литературы по работе с детьми в педагогике, психологии, социально – культурной деятельности автор выделяет основные принципы проведения детских игровых программ: ребенок должен быть в центре игровой деятельности; каждому ребенку дается право выбора; игра – дело добровольное; каждый ребенок — индивидуальность и имеет право на уважение; игра — это взаимодействие взрослых и детей. Забота и внимание к каждому ребенку должны демонстрироваться все время; равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности; право на безопасную игру; игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия; игра, доступная для всех.
Технология организации детских игровых программ.
Можно выделить следующие функции детских досуговых программ: познавательная; коммуникативная; воспитательная; рекреационная; функция самоутверждения и самореализации человека.
Предлагается разделить технологию организации игровых досуговых программ для детской аудитории на два блока: творческий и организационный. Рассмотрим каждый блок подробнее.
Творческий блок включает в себя следующие моменты: создание сценарной группы, в обязанности которой входит: определение целей и задач, темы и идеи программы; написание сценария; работа с ведущими, разработку игр соответственно теме и возрасту участников, репетиционно - постановочный процесс, подготовку номеров выступлений творческих коллективов, подбор и запись музыкального сопровождения.
Игровая программа в процессе проведения не исключает импровизаций и наличия не предсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждую игру, последовательность зрелищных заставок, место проведения и ответственных за каждый игровой эпизод.
Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов.
Любая программа начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Замысел является движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущей программы.
Одним из компонентов технологического процесса является драматургия.
Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, аудитория; конкретная реальная исходная ситуация. В досуговой программе драматургическая концепция предопределяется исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме .
С точки зрения драматургии, досуговая программа - результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей .
Можно выделить компоненты драматургии досуговых программ для детей. Во-первых - это актуальность программ с позиций текущих социальных, культурных и педагогических задач. Во-вторых - преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так и в педагогическом и художественном аспектах. В-третьих - разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.
Задача организатора - создать оригинальное художественное произведение соединением различных выразительных средств: игр, стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.
Действующие лица в сценарии - живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Сценарий пишется конкретно для детей. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на детскую аудиторию, формирующую настроения и сознание детей.
Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.
Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в игровом действии.
Основными компонентами композиции являются:
Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта.
Завязка - начало конфликта.
Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.
Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.
Развязка - разрешение конфликта.
Каждый эпизод программы должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим .
Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.
Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства .
Каждая игровая – досуговая программа имеет свои специфические особенности, требующие определённого музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: в здании, на улице, на стадионе, в парке и т. д.
Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.
Можно назвать следующие функции музыки в досуговой программе для детей:
1. Эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.
2. Создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном игрового действия.
3. Важная её функция участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в музыкальных произведениях.
4. Важная роль музыки появляется в её конструктивно-композиционной функции. Она способна придавать досуговой программе композиционную стройность и завершенность.
5. Организация темпо - ритма программы. Музыкальное искусство – искусство временно точное, оно представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс.
Нельзя не остановиться на определении правил для ведущего детской игровой программы. Изучив теоретические источники, автор предлагает основные моменты:
- Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей.
- Ведущий должен проявлять больше выдумки и смекалки, знать различные варианты игр.
- Особое внимание культуре речи, эмоциональности.
- Эстетика внешнего вида ведущего.
- Нежелательно, чтобы на сцене дети ели и пили.
- Нежелательно на сцене заставлять детей раздеваться и разуваться.
- Нежелательно заставлять детей поднимать тяжести, в том числе и других детей.
- Не использовать в играх острые предметы.
- Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.
- Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре, если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.
- Добросовестная подготовка и профессионализм.
- Ведущий должен поощрять участников или команды в словесной форме («спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д.), предлагать зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумным ответ, выдавать им призы, чтобы подбодрить участников.
Не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а уже затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными, могут быть придуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и т.д.
Знание правил поможет ведущему игровику провести программы эффективно и интересно. Все предложенные правила играют большую роль в достижении цели игровой программы, раскрытии её основной идеи и замысла.
Теперь рассмотрим второй блок – организационный, который включает в себя следующие моменты: создание инициативной группы или оргкомитета по проведению программы; привлечение партнеров к организации программы; реклама программы и оформление места проведения программы; подведение итогов по проведению программы.
Подготовка детской игровой программы начинается с создания инициативной группы (или оргкомитета), которая проводит все подготовительные мероприятия: вырабатывает планы подготовки и проведения программы, осуществляет покупку призов для награждения участников, занимается оформлением места проведения, проводит исследования аудитории, привлекает партнеров. После проведения игровой программы оргкомитет обязательно подводит итоги, проводит обсуждение и делает серьёзный анализ, чтобы избежать ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.
1.1. Аттестация воспитанников детских объединений МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательн...
Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей
Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей...
Моделирование системы управления качеством организации дополнительного образования детей
Качество образования и его изучение - актуальная проблемв в настоящее время. Данная презентация и статья к ней включает в себя описание модели управления качеством Дома детского творчества...
Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.
В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка ...
ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА ( профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в учреждении дополнительного образования детей)
В Республике Хакасия ежегодно на дорогах погибает около 120 человек, получают ранения около 1500 человек. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в Хакасии обеспечивается...
Использование игровых технологий в обучении английскому языку в учреждении дополнительного образования детей.
Немаловажную роль в решении задачи обучения дошкольников иностранному языку принадлежит системе дополнительного образования детей как особому пространству, в котором создается спектр благоприятных усл...