ИЗ ОПЫТА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.
классный час ( класс) на тему
Педагогическая статья на тему «Формы работы с родителями». Автор:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_vneklassnoy_raboty_s_roditelyami_uchashchihsya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.
Быть родителем ребенка, только что (или годик-другой назад) отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых, продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для ее грамотного выполнения педагог начальной школы должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техниками общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч, собеседований, переговоров и т. д. Одной из самых трудных форм работы классного руководителя является работа с родителями.
Не нова мысль о том, что успехи ребенка в школе зависят от множества факторов. Вряд ли можно встретить малыша, который при поступлении в школу не испытывал бы трудностей различного плана. Чтобы понять, в чем конкретно они заключаются и чем грозят в будущем, необходимо постоянное и грамотно организованное совместное (учителя и родителей) наблюдение за первоклассниками в школе и дома, за их настроением, реакцией на школьные события.
Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.
На первом собрании проводится анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты становится известно об особенностях учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования, активно используются при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятия.
Нужно привлечь родителя к обсуждению и решению проблем развития ребенка в школе, а с другой стороны, выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив. Тогда, проще сплачивать детский, но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитывать свое дитя так, как она считает нужным, занять в отношении «своих» родителей партнерскую, сотрудничающую и в то же самое время педагогическую позицию – т. е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.
Дети немало времени проводят дома, общаясь с одноклассниками. Поэтому родителей интересует мнение учителей о тех, с кем дружат их дети. А это лучше всего познается в совместных делах. Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в школе, классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. Особенно сейчас, когда «родительская масса» стала заметно поляризоваться. Появился и закрепился на своих позициях контингент родителей, проявляющих серьезный, деятельный интерес к задачам воспитания и обучения своих чад в школе. Таким мало быть просто «в курсе» – им хочется влиять на то, что конкретно происходит в школе. И их влияние, если его правильно организовать, может быть чрезвычайно полезным. В то же время значительная часть родителей в силу разных, но очень часто вполне убедительных причин практически устраняется от участия в процессах образования и развития своего ребенка, ставя его тем самым в очень сложную, очень болезненную ситуацию.
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Многообразие современных программ и методик начального образования может дезориентировать даже самых образованных родителей, сделать работу с ребенком непростой.
Формы участия родителей в жизни школы разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служит средством обратной связи, дает объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. Неформальные, свободные беседы, не менее ценны и полезны. Здесь формируется контакт «взрослый – взрослый», касающийся каждого участника общения, так необходимый и для самых младших, не всегда замечающих в учителе подобного себе, земного, чуткого, понимающего человека. Приходя в школу, ребенок ожидает увидеть в классе хорошо знакомого взрослого человека, друга.
В связи с этим хочу поделиться своими наработками. Предлагаю отрывок из конспекта одной из первой встречи с родителями на лектории «Диалоги о воспитании». Данные занятия провожу в форме мастерской знаний. Мне очень нравится, что родители принимают в разговоре активное участие, приводят примеры из своей жизни, делятся друг с другом своим мнением, опытом.
ТЕМА: « Кто мы? Какие мы родители?»
ЦЕЛИ:
- помочь родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка;
- развивать у родителей интерес к себе как к педагогам – воспитателям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
- Благодарю вас за то, что пришли…..
Сегодня мы будем пополнять свои знания по вопросам воспитания и развития детей, знакомиться с педагогической литературой. Мы будем делиться своим опытом, обсуждать интересующие вас вопросы. И, конечно же, мы будем учиться разумно выстраивать отношения с ребенком, учиться правильному общению в семье между взрослыми, чтобы создать благоприятную среду для жизни ребенка, для формирования его правильного поведения.
На доске записана фраза Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я с ним согласна, а вы? ( Мнения родителей).
2. АССОЦИАЦИИ.
а) Напишите или нарисуйте, что вы представляете, когда я произношу слово «дом».
б) А теперь представьте, что вы – это ваш ребенок. Подумайте, а что он мог нарисовать или написать в данном случае?
- Кто желает поделиться своими ощущениями, что же для вас такое дом? Что вы чувствовали, когда писали в образе своих детей?
ВЫВОД: Давайте постараемся, чтобы для вас самих и ваших детей дом был самым родным, уютным, желанным.
3. «РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ ДОМА».
-Ребенок рождается в семье. Быт, стиль отношений между взрослыми уже сложились. Каждый знает свои обязанности, каждый играет в семье свою роль. Ваш ребенок уже прожил 7-8 лет. Подумайте и напишите, кем вы являетесь в своей семье, в жизни?
- Кто желает прочитать о себе? А рассказать?
- Выберите, пожалуйста, из того, что прозвучало, три самые важные роли, которые должны играть родители. Важные с точки зрения семейного воспитания:
- мать и отец;
- жена и муж;
- труженик, труженица (работник).
4. РАБОТА В ГРУППАХ.
Родители рассаживаются за отдельные столы в соответствии со схемой:
а) Самоконструкция.
Задание выполняется индивидуально. Распределите эти роли в порядке их значимости с точки зрения воспитания. Вы, конечно, понимаете, что это чисто условное деление.
б) Социоконструкция.
Задание выполняется в группах. То же. Поделитесь своими мыслями и выработайте общую точку зрения, если это возможно.
в) Социализация.
Выступления от каждой группы. Озвучьте свои решения, выскажите свои мнения, если они не совпадают с общей точкой зрения в вашей группе.
г) Афиширование.
На доске под картинками с изображениями девочки и мальчика представители от групп вывешивают карточки, на которых они работали. Например:
Жена |
Мать |
Труженица |
д.) Разрыв.
Внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своих знаний представленному или отстаивание своего мнения с опорой на опыт или научный источник.
Такая же работа ведется по обсуждению роли мужчины в семейном воспитании. На доске вывешиваются карточки.
5. ИТОГ.
а) Мы с вами проанализировали, прочувствовали свою роль в воспитании ребенка.
б) Мы пришли к выводу, что воспитание начинается в семье и зависит от уклада жизни в семье, атмосферы, отношений, звучащей речи, культуры, образа жизни всех и каждого члена семьи.
Подготовительная работа включает в себя индивидуальные беседы с родителями, консультации с психологом школы, работу с учащимися, а также подключение более старшего поколения (бабушек и дедушек), так как они более активно и открыто идут на контакт с учителем. Тематику занятий, как было уже сказано выше, родители означили в своих анкетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
Электронные дидактические папки на уроках технологии. Обобщение опыта совместной работы педагога и учащихся.
Рассмотрены основные этапы использования компьютера на уроках технологии. Показана роль самостоятельной работы учащихся в формировании банка наглядных пособий в формате компьютерных презентаций по раз...
Обобщение опыта внеклассной работы по физическому воспитанию
Описание опыта внеклассной работы по физическому воситанию: направления деятельности, работа спортивного кружка, участие в соревнованиях....
Проект "Übung macht den Meister" (Из опыта совместной работы учителя и учащихся по созданию упражнений к тексту)
Увлекательная испанская сказка "Смерть на яблоне", изложенная на немецком языке, использована для проектной работы с учащимися 7-9 классов: читаем сказку, переводим, отвечаем на вопросы, иллюстрируем,...
Внеклассное мероприятие с родителями учащихся 1-4 классов "Устами младенца"
Разработка внеклассного мероприятия "Устами младенца" ...
Обобщение опыта "Внеклассная работа по немецкому языку"
В данной статье представлено обобщение опыта "Проведение внеклассных мероприятий о немецкому языку"....
Обобщение опыта. Внеклассная работа по русскому языку и литературе
Обобщение опыта. Внеклассная работа по русскому языку и литературе....