Презентация «Жизненные тропы Михаила Юрьевича Лермонтова»
презентация к уроку по литературе по теме
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов -русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага…
Презентацию «Жизненные тропы Михаила Юрьевича Лермонтова» можно использовать на уроках литературы при первом знакомстве с ним, а также при изучении романа «Герой нашего времени».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родители м. ю . лермонтова М. М. Лермонтова (1795—1817 гг. Ю . П. Лермонтов (1787—1831 )
Герб рода Лермонтовых с девизом: «SORS MEA JESUS» ( Судьба моя Иисус)
Тарханы
Варвара Лопухина-Бахметева . Акварель Михаила Лермонтова Но для небесного могилы нет. Когда я буду прах, мои мечты, Хоть не поймет их, удивленный свет Благословит; и ты, мой ангел, ты Со мною не умрешь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь; С моим названьем станут повторять Твое: на что им мертвых разлучать?
Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка.
Лермонтов-художник Перестрелка в горах Дагестана (1840—41; холст, масло) Конный горец со знаменем. 1836. Акварель.
«Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся , шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры…»
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). 1837. Картина М. Ю. Лермонтова. Картон, масло
Домик М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, где он прожил последние два месяца своей жизни Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова
Памятники Памятник Лермонтову в Тарханах ( Пензенская область ), 1985 Памятник Лермонтову в Пятигорске ( 2008 ).
топонимы В XX веке открыты государственные музеи-заповедники М. Ю. Лермонтова в Пензенской области и в Пятигорске. Город Лермонтов в Ставропольском крае Сёла Лермонтово в Краснодарском крае , Пензенской области и в Армении Имя Лермонтова носят сотни улиц в населённых пунктах России, СНГ и других стран мира, например, Лермонтовские улица , площадь и проспект в Москве , проспект в Санкт-Петербурге , улицы в Пензе , Спасске-Дальнем , Баку , Риге , Угличе , Петрозаводске , Праге и др. Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном и памятник поэту около театра. Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова в Алма-Ате . Малая планета (2222) Лермонтов . Кратер на Меркурии . Мыс Лермонтова в Крыму .
«Герой нашего времени» Титульная страница первого издания Жанр: роман Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов Язык оригинала: Русский Год написания:1838—1840 Публикация:1840 Отдельное издание:1840
Структура романа Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча , а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. Бэла II. Максим Максимыч Журнал Печорина Предисловие I. Тамань ЧАСТЬ ВТОРАЯ ( Окончание журнала Печорина ) II. Княжна Мери III. Фаталист
Хронологический порядок частей Тамань Княжна Мери Бэла Фаталист Максим Максимыч Предисловие к журналу Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче » проходит пять лет. Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.
Основные действующие лица Григорий Александрович Печорин , прапорщик Максим Максимыч , штабс-капитан Бэла , черкешенка, дочь князя Казбич , черкес Азамат , черкес, сын князя княжна Мери Лиговская Вера . Грушницкий , юнкер, позже произведен в офицеры. доктор Вернер Вулич , поручик
«Бэла» Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч , который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат , от руки Казбича погибают Бэла и её отец.
«Максим Максимыч » Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить. Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча . Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.
«Тамань» Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте. Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»
«Княжна Мери» Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину. За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем
«Дуэль Печорина с Грушницким» Картина М. А. Врубеля
«Фаталист» Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича , в результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича , его зарезал шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.
Печорин Печорин — петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны. Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28. Он умирает. Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен , чем характер Онегина.
Источники dic.academic.ru/dic.nsf/ bse /164948/... wisdoms.ru/ avt /b126.html lermontov.info kritika24.ru/ page.php?id =272 litra.ru/characters/get/ chid /00...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству поэта? Данный материал поможет это сделать....
Методическая разработка литературного турнира «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» (к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова)
Литературный турнир для учащихся 10-11 классов "И ненавидим мы, и любим мы случайно..." посвящен 200-летнему юбилею великого поэта М.Ю. Лермонтова. Содержит материал как учебного характера, так и позн...
Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"
Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...
К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова. Литературная гостиная
Материалы позволяют углубить знания биографии и творчества великого поэта....
Открытый урок литературы в 7-м классе по теме: "Он был поэтом!" (О жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова)
Открытый урок по литературе с яркой, красочной презентацией...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.
Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...
Презентация-тренажёр к уроку литературы по теме: «Образ морской волны в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова»
Литературоведческий анализ поэтического произведения с опорой на зрительные образы значительно повышает эффективность усвоения учебного мателиала....