Программа внеурочной деятельности «Юный математик» 5-6 кл.
рабочая программа ( класс) по теме
Цели программы: Создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.
Задачи: Обучающие:
• формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,
• знакомство детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
• обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
• сформировать умение учиться,
• научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,
• применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания танграм и решения задач на разрезание.
Развивающие:
• развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
• развитие мелкой моторики рук и глазомера,
• развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
• выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
• воспитание интереса к предмету «Математика»,
• расширение коммуникативных способностей детей,
• формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
• воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Факультативные занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Умело использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bd_5klass.docx | 66.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» п. Айхал, Мирнинского района
Республики Саха (Якутия)
Программа внеурочной деятельности
«Юный математик»
направление – общеинтеллектуальное
Срок реализации 2 года.
Общее количество часов 68
Класс 5,6
Ф.И.О. учителя математики МБОУ «СОШ №5»:
Воронова Татьяна Михайловна
п. Айхал
2016 г.
Пояснительная записка
Обоснование актуальности, новизны и значимости программы
Математика - одна из основных наук. Правильное её изучение приводит не только к умению считать, но и к умению логически мыслить.
Обучение в 5-6 классе затрудняется адаптационным периодом учащихся данных параллелей. Школьник приспосабливается к новым учителям, новым предметам и новым требованиям. Особенно много трудностей возникает у учащихся на уроках математики. Успешность обучения пятиклассников зависит от выбора методов, приемов, форм организации, от использования видов мотивации к предмету и обучению в целом. Другой важной проблемой является обеспечение дифференцированного подхода в обучении учащихся, создание условий для развития способных детей. Однако одних уроков для решения названных проблем недостаточно, и появилась необходимость создания программы факультативных занятий для учащихся 5-6 классов.
Устойчивый интерес к математике (данные психологических исследований) начинает формироваться в 14 -15 лет. Поэтому значимость программы заключается в перспективном обеспечении сформированности устойчивого познавательного интереса к предмету ученика 7 - 8 классов, так как при ее реализации ученик должен почувствовать радость размышления над трудными, нестандартными задачами.
Решение занимательных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Они учатся ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачу на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать логически. Содержание программы обеспечивает новизну восприятия изучаемого предмета.
Программа «Юный математик» направлена на развитие и углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора.
Данная программа актуальна, так как помогает подготовить учащихся 5-6 классов к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научить ориентироваться в потоке различной информации, обеспечить компетентностный подход в обучении предмету.
Программа курса разработана на основе Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. М.-: Просвещение,2011( Стандарты второго поколения)
Цели программы: Создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,
- знакомство детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
- сформировать умение учиться,
- научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,
- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания танграм и решения задач на разрезание.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Математика»,
- расширение коммуникативных способностей детей,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
- воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Факультативные занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Умело использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.
Учащимся, увлеченным математикой мало тех знаний, которые они получают на уроках математики. Они хотят знать о прикладной ее стороне, решать более сложные задачи.
Методика проведения занятий основана на создании обучающей ситуации, в которой математические идеи и факты вырабатываются самими школьниками в процессе решения разнообразных задач.
Работа факультативного курса строится на принципах:
- Регулярности – еженедельно;
- Параллельности
1) проведение факультативных занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу.
2) Связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.
- опережающей сложности – проводимые в рамках вариативного компонента факультативные занятия, наиболее эффективно содействуют пропедевтике систематического изучения курса алгебры и геометрии. Примером тому служит изучение комбинаторики и теории вероятностей на начальном уровне, а также знакомство со свойствами геометрических фигур и решение различных геометрических задач.
- самостоятельности – значительная часть теоретического материала выполняется учащимися самостоятельно – они сами доказывают или опровергают большинство предлагаемых задач
- вариативности и самоконтроля – набор задач различного уровня сложности и проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.
При проведении занятий применяются личностно-ориентированные технологии обучения, такие как:
1) технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса;
2) технология разноуровневого обучения или «технология обучения базису без отстающих»;
3)технология коллективного взаимообучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Также применяются специфические методики работы с одаренными детьми, в основе которых лежит организующее обучение. Суть организующего обучения заключается в большом уровне самостоятельности обучаемых, в многовариативности используемых форм занятий, в сильной постоянной эмоциональной поддержке учащихся со стороны учителя.
Роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося определяется решением одной из целей работы школы - развитие творческого потенциала школьников, раскрытие индивидуальности личности, способностей к плодотворной умственной деятельности. Поэтому важнейшую роль факультативных занятий определяю в организации индивидуальной работы с одаренными школьниками, направленную на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач, что позволяет вести поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем сложности изучаемого материала.
Необходимо расширить кругозор школьников, для этого в программу факультатива я включаю темы, которые не входят в базовую программу или не получают там должного внимания. Эти темы, с одной стороны, должны быть доступны обучаемым, с другой стороны, позволять им принимать участие в олимпиадах.
Тематическое планирование
Факультативный курс «Юный математик» рассчитан на 34 часа в год одночасовых еженедельных занятий для учащихся 5 классов и на 34 часа в год одночасовых еженедельных занятий для учащихся 6 классов.
№ п\п | Тема | Учебное время | Виды деятельности | Виды и формы контроля | ||
лекция | практ | |||||
| ||||||
1.1 | Математические игры | 1 | 2,5 | Игры в парах | Индивидуальный контроль | |
1.2 | Занимательные задачи со сказочным сюжетом | 0,5 | 2 | Сочинить задачку со сказочным сюжетом | Текущий контроль | |
1.3 | Решение старинных задач | 1,5 | 2,5 | Обучение через решение старинных занимательных задач | Фронтальный контроль Самостоятельная работа самопроверка | |
| ||||||
2.1 | Вводное занятие. История появления числа. Римские цифры. Различные системы счисления | 1 | Рассказ, беседа с использованием ИКТ | |||
2.2 | Двоичная система счисления. Перевод из десятичной системы счисления и обратно. Другие системы счисления. | 0,5 | 1,5 | Коллективная деятельность Устный доклад по теме: «Числа в древности» | Устный опрос Самостоятельная работа. | |
2.3 | Сложение и вычитание в двоичной системе счисления | 0,5 | 1 | Практическая работа по инструкции | Математический диктант с проверкой по ключу | |
2.4 | Умножение и деление в двоичной системе счисления | 0,5 | 1 | Эвристическая беседа с составлением плана-конспекта | Самостоятельная работа по вариантам | |
2.5 | Другие системы счисления | 1 | 1 | Сообщение по теме: «Старинные системы счисления» | Тематический контроль в форме малой контрольной работы | |
| ||||||
3.1 | Городок величин | 0,5 | 1,5 | Беседа Просмотр презентации: «Числовые ребусы» | Устный счет | |
3.2 | Математические ребусы | 0,5 | 1,5 | Лекция с последующим составлением алгоритма решений математических ребусов | Работа по готовым чертежам и рисункам | |
3.3 | Математические софизмы | 0,5 | 1,5 | Проведение доказательств математических софизмов | Работа в группах с взаимопроверкой | |
| ||||||
4.1 | Признаки делимости на 3и9(с доказательством) | 0,5 | 1,5 | Практическая работа исследовательского характера | Устный счет Теоретический опрос | |
4.2 | Признаки делимости на 11, 19 | 0,5 | 1,5 | Самостоятельное проведение доказательства | Промежуточный контроль | |
4.3 | Решение задач с использованием признаков делимости | 0,5 | 1,5 | Математический марафон | Тест с самопроверкой | |
| ||||||
5.1 | Решение задач методом «с конца» | 0,5 | 0,5 | Проблемное изложение | Фронтальный контроль | |
5.2 | Решение задач на проценты | 1 | 1,5 | Просмотр презентации по теме: «Проценты в нашей жизни» | Работа по образцу Самостоятельная работа в группах | |
5.3 | Решение задач на все действия с дробями | 0,5 | 2,5 | Математическая регата | Итоговый контроль | |
| ||||||
6.1 | Логические предметные ряды | 0,5 | 0,5 | Поиск и проверка закономерностей | Устный контроль Работа по карточкам | |
6.2 | Логические таблицы | 0,5 | 1,5 | Исследование в группах | Тематический контроль | |
6.3 | Задачи на сравнение | 0,5 | 1 | Проведение аналогий, выводы, обобщения | Работа в парах | |
6.4 | Задачи на взвешивание, переливание, перекладывания | 1 | 1,5 | Математическая регата | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | |
| ||||||
7.1 | Введение в комбинаторику. Перестановки | 1 | 1 | Лекция, беседа | Проверочная работа | |
7.2 | Размещения и сочетания | 1 | 1 | Обучение «через задачи» | Тест с взаимопроверкой | |
| ||||||
8.1 | Основные понятия теории вероятностей | 0,5 | 1,5 | Беседа с иллюстрациями | Обучающая самостоятельная работа | |
8.2 | Операции над событиями | 0,5 | 1,5 | Поиск подхода к решению задач | ||
| ||||||
9.1 | Понятие о принципе | 0,5 | 0,5 | Лекция, составления плана-конспекта | Фронтальный контроль | |
9.2 | Решение простейших задач | 0,5 | 1 | Обучение элементам исследования через решение задач | Промежуточный контроль Работа в группах | |
9.3 | Раскраска, делимость | 0,5 | 1 | Лекция | Текущий контроль | |
| ||||||
10.1 | Построение фигур одним росчерком карандаша | 0,5 | 1,5 | Микроисследование в группах | Работа в парах | |
10.2 | Танграмы | 0,5 | 1,5 | Составление танграмов | Уровневая групповая работа | |
10.3 | Подсчет фигур | 0,5 | 1 | Работа по готовым чертежам | Текущий контроль | |
10.4 | Геометрические задачи на «разрезание» | 0,5 | 2 | Выполнение письменно-графических работ | Самостоятельная практическая работа | |
10.5 | Геометрические сравнения | 0,5 | 1 | Работа по схемам, таблицам | Разноуровневая групповая работа | |
10.6 | Построения с помощью циркуля и линейки | 1 | 2 | Командная микроолимпиада | Итоговый контроль | |
Итого: | 22 | 46 |
Содержание программы
- Решение занимательных задач
Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.
Теория: занимательные задачки (игры - шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практическая часть: способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
- Различные системы счисления
Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.
Теория : старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян, римские цифры, счёт и цифры индейцев Майя, славянская нумерация, шестидесятеричная (вавилонская) система. Двоичная система счисления. Другие системы счисления.
Практическая часть: перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.
- Числовые головоломки
Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить
Теория: арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми.
Практическая часть: методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.
- Признаки делимости
Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.
Теория: признаки делимости на 2,3 5 и 9 (их доказательство), на 11 и 19.
Практическая часть: устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости.
- Задачи на проценты и части
Цель – знакомство с различными видами задач и различными способами их решения;
формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся.
Теория: Задачи о наследстве, задачи на отношения, нахождения суммы дробей вида:
Практическая часть: различные занимательные задачи на вычисления процентов и действия с процентами. Простые проценты, сложные проценты.
- Логические задачи
Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.
Теория: задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?»
Практическая часть: формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
- Комбинаторные задачи
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.
Теория: основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практическая часть: Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
- Элементы теории вероятностей
Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений об основных элементах теории вероятностей
Теория: События достоверные, невозможные, случайные.
Практическая часть: Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Выполнение операций над событиями.
9. Принцип Дирихле
Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.
Теория: Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практическая часть: Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
10. Геометрические построения
Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.
Теория: Исторические сведения о развитии геометрии. Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.
Практическая часть: Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Различные способы складывания бумаги. В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.
Требования к знаниям, умениям обучающихся, к общеучебным умениям.
- Решение занимательных задач
Знать: классификацию занимательных задач и игр; способы их решения.
Уметь: решать нестандартные задачи.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – определение структуры объекта познания; информационно-коммуникативная деятельность – приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов, использование различных источников информации (энциклопедии, словари).
- Различные системы счисления
Знать: историю возникновения числа и чисел древности
Уметь: выполнять арифметические операции над числами в различных системах счисления.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – познание окружающего мира с помощью наблюдения, измерения, опыта;
рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности (планирование), оценивание своих учебных достижений, владение умениями совместной деятельности.
- Числовые головоломки
Знать: алгоритм построения и решения математических ребусов и софизмов.
Уметь: составлять простейшие математические ребусы и софизмы.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;
рефлексивная деятельность – объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
- Признаки делимости
Знать: признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 11, 19.
Уметь: производить вычисления с помощью признаков, не выполняя действия деления.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – разделять процессы на этапы, звенья, исследовать несложные практические ситуации
- Задачи на проценты и части
Знать: понятие процента, части числа.
Уметь: решать задачи повышенной сложности на нахождение процентов и дробей от числа, научиться находить часть и проценты от числа.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – выделение причинно-следственных связей и отношений между частями целого;
рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки свой деятельности, владение умениями совместной деятельности
- Логические задачи
Знать: классификацию логических задач и различные способы их решения.
Уметь: решать задачи с помощью таблиц, задачи на переливание, взвешивание.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них;
информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в развернутом виде, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- Комбинаторные задачи
Знать: основные понятия и правила комбинаторики.
Уметь: выполнять операции над числами с использованием правил, решать несложные комбинаторные задачи.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – познание окружающего мира с помощью наблюдения, измерения, опыта, исследование несложных практических ситуаций, выдвижение гипотез, отражение в устной речи результатов своей деятельности
- Элементы теории вероятностей
Знать: основные элементы теории вероятностей.
Уметь: классифицировать операции над событиями.
Общеучебные умения и навыки:
познавательная деятельность – использование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, самостоятельное выполнение творческих работ;
рефлексивная деятельность – владение навыками контроля и оценки свой деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий
- Принцип Дирихле
Знать: метод доказательства «от противного», стандартные способы раскрасок
Уметь: методом оценки пользоваться некоторыми свойствами неравенств;
использовать свойства делимости, устанавливать соответствие между
элементами двух множеств.
Общеучебные умения и навыки: познавательная деятельность – сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; информационно-коммуникативная деятельность – владение монологической и диалогической речью, отражение в устной речи результатов своей деятельности.
- Геометрические построения
Знать: основные геометрические фигуры и их свойства, применение свойств.
Уметь: выполнять геометрические построения с помощью чертежных инструментов.
Общеучебные умения и навыки:
рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, оценивание своих учебных достижений, поведения, соблюдения норм поведения в окружающей среде, владение умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
- участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах;
- итоговые конференции, выставки творческих работ;
- командные микроолимпиады.
Аппарат контроля
Формы контроля и система оценивания
Формы контроля, используемые на занятиях факультатива:
- Индивидуальный контроль – каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
- Групповой контроль – при проведении такого контроля состав учащихся делится на несколько групп (от 2 до 4 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагаются одинаковые или разные задания. Иногда групповой контроль проводится в виде уплотненного опроса.
- Фронтальный контроль – задания предлагаются всем учащимся. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся, что позволяет вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
- Взаимный контроль – взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
- Самоконтроль – ученики участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.
Также важно знание учителем уровня владения его учениками теорией и навыками ее применения для своевременной коррекции учебного процесса (изменить темп и стиль проведения занятия, вернуться к ранее изученному материалу и повторить его, внести изменения в ранее данное индивидуализированное задание ученику или группе учащихся. Поэтому в программу включены следующие виды контроля:
- текущий – выполнение творческих работ, защита докладов
- вводный – проверка уровня усвоения изучаемого материала
- итоговый – проведение командной микроолимпиады.
Результаты деятельности учащихся на занятиях факультативного курса не оцениваются традиционным образом, так как отсутствие "наказания" в виде оценок позволяет ребенку чувствовать себя свободнее, чем на традиционных уроках, формирует умение высказывать гипотезы, опровергать или доказывать их, искать ошибки и неточности в рассуждениях, и тем не менее, чтобы отследить динамику усвоения учениками теоретического материала, обеспечить мотивацию регулярных занятий, предоставление ему объективной информации об уровне его знаний и умений используются нестандартные способы оценивания:
- интонация, жест, мимика;
- разнообразие изучаемого материала;
- безотметочная отметка в «кредит», похвала;
- проверка уровня усвоения материала путем диагнострования и тестирования
- самооценка.
Методическое обеспечение учебного процесса:
Ведущие методы и приемы
Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:
- по источникам передачи знаний :
словесные - рассказ, беседа, доклады учащихся, лекция, инструктаж, чтение
справочной литературы;
наглядные - демонстрации, иллюстрации, показ материала, графиков, схем и чертежей;
практические - решение задач повышенной сложности, выполнение практических работ;
- по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:
информационно-развивающие - передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация); самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа со справочной литературой, работа с информационными базами данных – использование информационных технологий);
объяснительно-иллюстративные - рассказ, лекция, беседа,
демонстрация;
репродуктивные - умение воспроизвести полученную информацию,
выполнение упражнения по образцу, практическая работа по
инструкции; (решение задач, повторение опытов);
проблемно-поисковые – эвристические беседы, дискуссии, организация
коллективной мыслительной деятельности в работе с малыми группами,
исследовательская работа;
исследовательские – учитель организует самостоятельную работу
учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания,
имеющие практический характер и решаемые учащимися
самостоятельно, обычно без помощи учителя; самостоятельный поиск
дополнительной информации, исторических справок.
- по способам изложения учебного материала:
монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция,
объяснение);
диалогические - проблемное изложение, беседа, диспут.
- по учету структуры личности:
сознание - рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование;
поведение - упражнение, тренировка ;
чувства – стимулирование - одобрение, похвала, порицание, контроль. - по степени взаимодействия учителя и учащихся:
изложение, беседа – учитель, сообщая готовые выводы науки, правила, факты, показывает образец действия и дает учащимся задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание и выполнение действий по образцу.
Технологии
- современное традиционное обучение;
- игровые технологии;
- технология полного усвоения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- метод проблемных учебных задач;
- ИКТ.
Организационные формы обучения
- фронтальная – рассчитана на учащихся, имеющий равный уровень подготовки, работающих в едином темпе;
- групповая – работа группы в едином темпе над одним заданием;
- индивидуальная – полусамостоятельная познавательная деятельность учащихся под руководством учителя;
- индивидуализировано–групповая – весь класс работает самостоятельно, а учитель одновременно с 1 -2 учениками;
- кооперированно-групповая – разные группы выполняют отдельные части общего задания, вопрос рассматривается с разных сторон;
- парная – работа в парах с взаимопроверкой.
Учебно-методические средства обучения.
- Математика: учебник для 5 класса образовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурд. – М.:Мнемозина, 2012.
- Математика: учебник для 6 класса образовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурд. – М.:Мнемозина, 2012.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса / Чесноков А.С., Нешков К.И. - М.: Просвещение, 2010 .
- Дидактические материалы по математике для 6 класса / Чесноков А.С., Нешков К.И. - М.: Просвещение, 2010 .
- Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс»/ М.А.Попов - М.: Издательство «Экзамен», 2011 .
- Контрольные и самостоятельные работы по математике: 6 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 6 класс»/ М.А.Попов - М.: Издательство «Экзамен», 2011 .
- Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса/ Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: Илекса, 2011 .
- Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса/ Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: Илекса, 2011 .
- Математический тренажер. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И., Погодин В.Н. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
- Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И., Погодин В.Н. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
- Математические диктанты. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И., Митяева И.М. – М.: Мнемозина, 2010.
- Математические диктанты. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.
- Смыкалова Е.В. Сборник задач по математике для учащихся 5 класса/. СПб: СМИО пресс, 2009.
- Сборник развивающих задач по математике для учащихся 5-6 классов/ Совайленко В.К., Лебедева О.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
- Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся/ Зайкин М.И. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
- Развиваем геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений./ Зайкин М.И. – М.: Просвещение; ВЛАДОС,2009.
- Наглядная геометрия: Учебное пособие для 5 – 6 классов/Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. – Смоленск: Русич, 2009 .
- Математика. Занятия школьного кружка.5-6 кл./О.С. Шейнина, г.М. Соловьёва - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010
- Едуш О.Ю. Математика:6 кл.: 1 полугодие: Подсказки на каждый день. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2010.
- Едуш О.Ю. Математика:6 кл.: 2 полугодие: Подсказки на каждый день. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. - М.-: Просвещение,2011 ( Стандарты второго поколения)
- Коннова Е.Г. Математика. Поступаем в Вуз по результатам олимпиад. 5-8 класс. Часть I.издание 3-е./под ред.ф.Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион-М,2009.
- Коннова Е.Г. Математика. Поступаем в Вуз по результатам олимпиад. 5-8 класс. Часть II/под ред.ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион-М,2009.
- Севрюков П.Ф. Подготовка к решению олимпиадных задач по математике/П.Ф. Севрюков.-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола,2010.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике:5-11 классы. М.: Издательство « Первое сентября», 2010.
- Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике: учеб.-метод. пособие/А.В. Фарков.- 4-е изд., стереотип.-М.: Издательство « Экзамен»,2011.
- Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся/авт.- сост. Н.В. Заболотнева. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 1/ Авт. – сост. В.В. Трошин-М: Глобус, 2010.
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 2/ Авт. – сост. В.В. Трошин-М: Глобус, 2010.
- Занимательная математика. 5-11 классы. ( Как сделать уроки математики нескучными)/ Авт.- сост. Т.Д. Гаврилова.- Волгоград: Учитель,2009.
- Математические кружки в школе 5-8 классы/Фарков А.В.- М.: Айрис-пресс, 2010.
- За страницами учебника математики/ Депман И.Я., Виленкин Н.Я. – М.: Просвещение, 2009.
- Старинные занимательные задачи./ Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. – М.: «Вита-Пресс», 2008.
- Нестандартные задачи по математике/ Галкин Е.В. – М.: Просвещение, 2009.
- Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках/ Ремчукова И.Б. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Нестандартные уроки математики 5-6 классы\ Григорьева Г.И. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2011.
- Предметные недели в школе. Математика/ Гончарова Л.В. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Внеклассная работа по математике/ Альхова З.Н., Макеева А.В. – Саратов: Лицей, 2011 .
- Приглашение на Математический праздник. Ященко И.В.- 3-е изд., испр . и доп.-М.: МЦНМО,2009.
- Сборник олимпиадных задач по математике. Горбачёв Н.В. –М. : МЦНМО,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"
Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....
Программа внеурочной деятельности "Юный математик" для учащихся 5 класса
По результатам итогов ЕГЭ последних лет по математике, у учащихся средней и старшей школы проявляется неспособность выполнять даже простые арифметические операции, ориентироваться в расчетах, которые ...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы" и рецензия на программу
Предназначена для учеников 5-6 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 7 класса
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компете...