Программа внеурочной деятельности «Юный математик» 5-6 кл.
рабочая программа ( класс) по теме

Воронова Татьяна Михайловна

Цели программы: Создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.

Задачи: Обучающие:

• формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,

• знакомство детей с математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,

• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

• обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

• сформировать умение учиться,

• научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,

• применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания танграм и решения задач на разрезание.

Развивающие:

• развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

• развитие мелкой моторики рук и глазомера,

• развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

• выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

• воспитание интереса к предмету «Математика»,

• расширение коммуникативных способностей детей,

• формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,

• воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Факультативные занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Умело использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bd_5klass.docx66.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» п. Айхал, Мирнинского района

Республики Саха (Якутия)

Программа внеурочной деятельности

 «Юный математик»

направление – общеинтеллектуальное

Срок реализации  2 года.  

 Общее количество часов  68

Класс 5,6

                                         

                                                                                          Ф.И.О. учителя математики МБОУ «СОШ №5»:  

                                                                                 Воронова Татьяна Михайловна

                                                                                                               

                                                                                                 

п. Айхал

2016 г.

Пояснительная записка

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы

      Математика - одна из основных наук. Правильное её изучение приводит не только к умению считать, но и к умению логически мыслить.

     Обучение в 5-6 классе затрудняется адаптационным периодом учащихся данных параллелей. Школьник приспосабливается к новым учителям, новым предметам и новым требованиям. Особенно много трудностей возникает у учащихся на уроках математики. Успешность обучения пятиклассников зависит от выбора методов, приемов, форм организации, от использования видов мотивации к предмету и обучению в целом. Другой важной проблемой является обеспечение дифференцированного подхода в обучении учащихся, создание условий для развития способных детей. Однако одних уроков для решения названных проблем недостаточно, и появилась необходимость создания программы факультативных занятий для учащихся 5-6 классов.

Устойчивый интерес к математике (данные психологических исследований) начинает формироваться в 14 -15 лет. Поэтому значимость программы заключается в перспективном  обеспечении сформированности устойчивого познавательного интереса к предмету ученика 7 - 8 классов, так как  при ее реализации ученик должен почувствовать радость размышления над трудными, нестандартными задачами.    

Решение занимательных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Они учатся ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачу на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в  рассуждениях, учащиеся учатся думать логически. Содержание программы обеспечивает новизну восприятия изучаемого предмета.

     Программа «Юный математик» направлена  на развитие  и углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса  к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора.

     Данная программа актуальна, так как помогает подготовить учащихся 5-6 классов к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научить ориентироваться в потоке различной информации, обеспечить компетентностный подход в обучении предмету.    

    Программа курса разработана на основе Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. М.-: Просвещение,2011( Стандарты второго поколения)

Цели программы:  Создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута.

Задачи:

Обучающие: 

  • формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса,
  • знакомство детей с  математическими понятиями, которые выходят за рамки программы,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться,
  • научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания танграм и решения задач на разрезание.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Математика»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
  • воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

     Факультативные занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Умело использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.

     Учащимся, увлеченным математикой мало тех знаний, которые они получают на уроках математики. Они хотят знать о прикладной ее стороне, решать более сложные задачи.

      Методика проведения занятий основана на создании обучающей ситуации, в которой математические идеи и факты вырабатываются самими школьниками в процессе решения разнообразных задач.

      Работа факультативного курса строится на принципах:

  • Регулярности – еженедельно; 
  • Параллельности

1) проведение факультативных занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу.

 2) Связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.

  • опережающей сложности – проводимые в рамках вариативного компонента факультативные занятия, наиболее эффективно содействуют пропедевтике систематического изучения курса алгебры и геометрии. Примером тому служит изучение комбинаторики и теории вероятностей на начальном уровне, а также знакомство со свойствами геометрических фигур и решение различных геометрических задач.
  • самостоятельности – значительная часть теоретического материала выполняется учащимися самостоятельно – они сами доказывают или опровергают большинство предлагаемых задач
  • вариативности и самоконтроля – набор задач различного уровня сложности и проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.

     При проведении занятий применяются личностно-ориентированные  технологии обучения, такие как:

1) технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса;

2) технология разноуровневого обучения или «технология обучения базису без отстающих»;

3)технология коллективного взаимообучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

      Также применяются специфические методики работы с одаренными детьми, в основе которых лежит организующее обучение. Суть организующего обучения заключается в большом уровне самостоятельности обучаемых, в многовариативности используемых форм занятий, в сильной постоянной эмоциональной поддержке учащихся со стороны учителя.  

     Роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося  определяется решением одной из целей работы школы - развитие творческого потенциала школьников, раскрытие индивидуальности личности, способностей к плодотворной умственной деятельности. Поэтому важнейшую роль факультативных занятий определяю в организации индивидуальной работы с одаренными школьниками, направленную на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач, что позволяет вести поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем сложности изучаемого материала.

    Необходимо расширить кругозор школьников, для этого в программу факультатива я включаю темы, которые не входят в базовую программу или не получают там должного внимания. Эти темы, с одной стороны, должны быть доступны обучаемым, с другой стороны, позволять им принимать участие в олимпиадах.

   

Тематическое планирование

Факультативный курс «Юный математик» рассчитан на 34 часа в год одночасовых еженедельных занятий для учащихся 5 классов и на 34 часа в год одночасовых еженедельных занятий для учащихся 6 классов.

№ п\п

Тема

Учебное время

Виды деятельности

Виды и формы контроля

лекция

практ

  1. Решение занимательных задач

1.1

Математические игры

1

2,5

Игры в парах

Индивидуальный контроль

1.2

Занимательные задачи со сказочным сюжетом

0,5

2

 Сочинить задачку со сказочным сюжетом

Текущий контроль

1.3

Решение старинных задач

1,5

2,5

Обучение через решение старинных занимательных задач

Фронтальный контроль

Самостоятельная работа

самопроверка

  1. Различные системы счисления

2.1

Вводное занятие. История появления числа. Римские цифры. Различные системы счисления

1

Рассказ, беседа с использованием ИКТ

2.2

Двоичная система счисления. Перевод из десятичной системы счисления и обратно. Другие системы счисления.

0,5

1,5

Коллективная деятельность

Устный доклад по теме: «Числа в древности»

Устный опрос

Самостоятельная

работа.

2.3

Сложение и вычитание в двоичной системе счисления

0,5

1

Практическая работа по инструкции

Математический

диктант с проверкой по ключу

2.4

Умножение и деление в двоичной системе счисления

0,5

1

Эвристическая беседа с составлением плана-конспекта

Самостоятельная

работа  по вариантам

2.5

Другие системы счисления

1

1

Сообщение по теме: «Старинные системы счисления»

Тематический контроль в форме малой контрольной работы

  1. Числовые головоломки

3.1

Городок величин

0,5

1,5

Беседа

Просмотр презентации: «Числовые ребусы»

Устный счет

3.2

Математические ребусы

0,5

1,5

 Лекция с последующим составлением алгоритма решений математических ребусов

Работа по готовым чертежам и рисункам

3.3

Математические софизмы

0,5

1,5

Проведение доказательств математических софизмов

Работа в группах с взаимопроверкой

  1. Признаки делимости

4.1

Признаки делимости на 3и9(с доказательством)

0,5

1,5

Практическая работа исследовательского характера

Устный счет

Теоретический опрос

4.2

Признаки делимости на 11, 19

0,5

1,5

Самостоятельное проведение доказательства

Промежуточный контроль

4.3

Решение задач с использованием признаков делимости

0,5

1,5

Математический марафон

Тест с самопроверкой

  1. Решение задач на проценты и части

5.1

Решение задач методом «с конца»

0,5

0,5

Проблемное изложение

Фронтальный контроль

5.2

Решение задач на проценты

1

1,5

Просмотр презентации по теме: «Проценты в нашей жизни»

Работа по образцу

Самостоятельная работа в группах

5.3

Решение задач на все действия с дробями

0,5

2,5

Математическая регата

Итоговый контроль

  1. Логические задачи

6.1

Логические предметные ряды

0,5

0,5

Поиск и проверка закономерностей

Устный контроль

Работа по карточкам

6.2

Логические таблицы

0,5

1,5

Исследование в группах

Тематический контроль

6.3

Задачи на сравнение

0,5

1

Проведение аналогий, выводы, обобщения

Работа в парах

6.4

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывания

1

1,5

Математическая регата

Самостоятельная работа  с взаимопроверкой

  1. Комбинаторные задачи

7.1

Введение в комбинаторику. Перестановки

1

1

Лекция, беседа

Проверочная работа

7.2

Размещения и сочетания

1

1

Обучение «через задачи»

Тест с взаимопроверкой

  1. Элементы теории вероятностей

8.1

Основные понятия теории вероятностей

0,5

1,5

Беседа с иллюстрациями

Обучающая самостоятельная работа

8.2

Операции над событиями

0,5

1,5

Поиск подхода к решению задач

  1. Принцип Дирихле

9.1

Понятие о принципе

0,5

0,5

Лекция, составления

плана-конспекта

Фронтальный контроль

9.2

Решение простейших задач

0,5

1

Обучение элементам исследования через решение задач

Промежуточный

контроль

Работа в группах

9.3

Раскраска, делимость

0,5

1

Лекция

Текущий контроль

  1. Геометрические построения

10.1

Построение фигур одним росчерком карандаша

0,5

1,5

Микроисследование в группах

Работа в парах

10.2

Танграмы

0,5

1,5

Составление танграмов

Уровневая групповая работа

10.3

Подсчет фигур

0,5

1

Работа по готовым чертежам

Текущий контроль

10.4

Геометрические задачи на «разрезание»

0,5

2

Выполнение письменно-графических работ

Самостоятельная практическая  работа

10.5

Геометрические сравнения

0,5

1

Работа по схемам, таблицам

Разноуровневая групповая работа

10.6

Построения с помощью циркуля и линейки

1

2

Командная микроолимпиада

Итоговый контроль

Итого:

22

46

Содержание программы

  1. Решение занимательных задач

           Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.  

Теория: занимательные задачки (игры - шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.

Практическая часть:  способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».  

  1. Различные системы счисления

       Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия. 

Теория : старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян, римские цифры, счёт и цифры индейцев Майя, славянская нумерация,  шестидесятеричная  (вавилонская) система. Двоичная система счисления. Другие системы счисления.

Практическая часть: перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.

  1. Числовые головоломки

        Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить

Теория: арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми.

Практическая часть: методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.

  1. Признаки делимости

Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.

Теория: признаки делимости на 2,3 5 и 9 (их доказательство), на 11 и 19.

Практическая часть:  устанавливать делимость без выполнения самого  деления. Решение задач на использование признаков делимости.

  1. Задачи на проценты и части

          Цель – знакомство с различными видами задач и различными способами их решения;  

        формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

        интеллектуальное развитие учащихся.

Теория:  Задачи о наследстве, задачи на отношения, нахождения суммы дробей вида:

Практическая часть: различные занимательные задачи на вычисления процентов и действия с процентами. Простые проценты, сложные проценты.

  1. Логические задачи

Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.

Теория: задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?»

Практическая часть: формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное     количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

  1. Комбинаторные задачи

Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.

Теория: основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

Практическая часть: Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.

  1. Элементы теории вероятностей

      Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений об основных элементах теории вероятностей

Теория: События достоверные, невозможные, случайные.

Практическая часть: Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Выполнение операций над событиями.

  9. Принцип Дирихле

Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.

 Теория:  Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Практическая часть:  Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».

 10. Геометрические построения

  Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.

Теория: Исторические сведения о развитии геометрии. Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.

Практическая часть:  Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Различные способы складывания бумаги. В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами.

 Требования к знаниям, умениям обучающихся, к общеучебным умениям.

  1. Решение занимательных задач

Знать: классификацию занимательных задач и игр; способы их решения.

Уметь: решать нестандартные задачи.

Общеучебные умения и навыки:

познавательная деятельность – определение структуры объекта познания; информационно-коммуникативная деятельность – приведение примеров, подбор аргументов, формулирование  выводов, использование различных источников информации (энциклопедии, словари).

  1. Различные системы счисления

       Знать: историю возникновения числа и чисел древности

       Уметь: выполнять арифметические операции над числами в различных системах   счисления.

Общеучебные умения и навыки:

познавательная деятельность – познание окружающего мира с помощью наблюдения, измерения, опыта;

рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности (планирование), оценивание своих учебных достижений, владение умениями совместной деятельности.

  1. Числовые головоломки

Знать: алгоритм построения и решения математических ребусов и софизмов.

Уметь: составлять простейшие математические ребусы и софизмы.

Общеучебные умения и навыки: 

познавательная деятельность – определение адекватных способов решения задачи на основе заданных алгоритмов;

 рефлексивная деятельность – объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  1. Признаки делимости

Знать: признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 11, 19.

Уметь: производить вычисления с помощью признаков, не выполняя действия деления.

Общеучебные умения и навыки:

познавательная деятельность – разделять процессы на этапы, звенья, исследовать несложные практические ситуации

  1. Задачи на проценты и части

Знать: понятие процента, части числа.

     Уметь: решать задачи повышенной сложности на нахождение процентов и    дробей от   числа, научиться находить часть и проценты от числа.

Общеучебные умения и навыки: 

познавательная деятельность – выделение причинно-следственных связей и отношений между частями целого;

рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки свой деятельности, владение умениями совместной деятельности

  1. Логические задачи

Знать: классификацию логических задач и различные способы их решения.

Уметь: решать задачи с помощью таблиц, задачи на переливание, взвешивание.

Общеучебные умения и навыки:

 познавательная деятельность – комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них;

информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в развернутом виде, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  1. Комбинаторные задачи

Знать: основные понятия и правила комбинаторики.

Уметь: выполнять операции над числами с использованием правил, решать несложные комбинаторные задачи.

Общеучебные умения и навыки:

познавательная деятельность – познание окружающего мира с помощью наблюдения, измерения, опыта, исследование несложных практических ситуаций, выдвижение гипотез, отражение  в устной речи результатов своей деятельности

  1. Элементы теории вероятностей

Знать: основные элементы теории вероятностей.

Уметь: классифицировать операции над событиями.

Общеучебные умения и навыки:

познавательная деятельность – использование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, самостоятельное выполнение творческих работ;

рефлексивная деятельность – владение навыками контроля и оценки свой деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий

  1. Принцип Дирихле

Знать: метод доказательства «от противного», стандартные способы раскрасок

      Уметь: методом оценки пользоваться некоторыми свойствами неравенств;        

        использовать свойства делимости,  устанавливать соответствие между

        элементами двух   множеств.

Общеучебные умения и навыки: познавательная деятельность – сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; информационно-коммуникативная деятельность – владение монологической и диалогической речью, отражение в устной речи результатов своей деятельности.

  1. Геометрические построения

Знать: основные геометрические фигуры и их свойства, применение свойств.

Уметь: выполнять геометрические построения с помощью чертежных инструментов.

Общеучебные умения и навыки:

рефлексивная деятельность – самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, оценивание своих учебных достижений, поведения, соблюдения норм поведения в окружающей среде, владение умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных норм, эстетических ценностей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия        

У обучающегося будут сформированы:

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-  осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

-  различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

-  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

-  находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

-  выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

-  вести диалог, работая в парах, группах;

-  допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

-  корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-  осуществлять взаимный контроль совместных действий;

-  совершенствовать математическую речь;

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

-  уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-  принимать самостоятельно решения;

-  содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах;
  • итоговые конференции, выставки творческих работ;
  • командные микроолимпиады.

Аппарат контроля

Формы контроля и система оценивания

Формы контроля, используемые на занятиях факультатива:

  • Индивидуальный контроль – каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
  • Групповой контроль – при проведении такого контроля состав учащихся делится на несколько групп (от 2 до 4 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагаются одинаковые или разные задания. Иногда групповой контроль проводится в виде уплотненного опроса.
  • Фронтальный контроль – задания предлагаются всем учащимся. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся, что позволяет вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
  • Взаимный контроль – взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
  • Самоконтроль – ученики участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

      Также важно знание учителем уровня владения его учениками теорией и навыками ее применения для своевременной коррекции учебного процесса (изменить темп и стиль проведения занятия, вернуться к ранее изученному материалу и повторить его, внести изменения в ранее данное индивидуализированное задание ученику или группе учащихся. Поэтому в программу включены следующие виды контроля:

  • текущий – выполнение творческих работ, защита докладов
  • вводный – проверка уровня усвоения изучаемого материала
  • итоговый –   проведение командной  микроолимпиады.

     Результаты деятельности учащихся на занятиях факультативного курса не оцениваются традиционным образом, так как отсутствие "наказания" в виде оценок позволяет ребенку чувствовать себя свободнее, чем на традиционных уроках, формирует умение высказывать гипотезы, опровергать или доказывать их, искать ошибки и неточности в рассуждениях,  и тем не менее, чтобы отследить динамику усвоения учениками теоретического материала, обеспечить мотивацию регулярных занятий,  предоставление ему объективной информации об уровне его знаний и умений используются нестандартные способы оценивания:

  • интонация, жест, мимика;
  • разнообразие изучаемого материала;
  • безотметочная отметка в «кредит», похвала;
  • проверка уровня усвоения материала путем диагнострования и тестирования
  • самооценка.    

Методическое обеспечение учебного процесса:

Ведущие методы и приемы

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

  • по источникам передачи  знаний :

словесные  - рассказ, беседа, доклады учащихся, лекция, инструктаж, чтение

       справочной литературы;

наглядные - демонстрации, иллюстрации, показ материала, графиков, схем и чертежей;

практические - решение задач повышенной сложности, выполнение практических работ;

  • по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:

информационно-развивающие - передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация); самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа со справочной литературой, работа с информационными базами данных – использование информационных технологий);

           объяснительно-иллюстративные - рассказ, лекция, беседа,    

           демонстрация;
         
репродуктивные  - умение воспроизвести полученную информацию,

           выполнение упражнения по образцу, практическая работа по

           инструкции; (решение задач, повторение опытов);
         
проблемно-поисковые – эвристические беседы, дискуссии, организация

           коллективной мыслительной деятельности в работе с малыми группами,

           исследовательская работа;

            исследовательские – учитель организует самостоятельную работу  

           учащихся, давая им проблемные познавательные задачи и задания,

           имеющие практический характер  и решаемые учащимися

           самостоятельно, обычно без помощи учителя;   самостоятельный поиск  

           дополнительной информации, исторических справок.      

  • по способам изложения учебного материала:

     монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция,                

      объяснение);

диалогические - проблемное изложение, беседа, диспут.

  • по учету структуры личности:
     сознание  - рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование;
     поведение - упражнение, тренировка ;
    чувства – стимулирование - одобрение, похвала, порицание, контроль.
  • по степени взаимодействия учителя и учащихся:

изложение, беседа – учитель, сообщая готовые выводы науки, правила, факты, показывает образец действия и дает учащимся задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание и выполнение действий по образцу.

Технологии

  • современное традиционное обучение;
  • игровые технологии;
  • технология полного усвоения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • метод проблемных учебных задач;
  • ИКТ.

Организационные формы обучения

  • фронтальная – рассчитана на учащихся, имеющий равный уровень подготовки, работающих в едином темпе;
  • групповая – работа группы в едином темпе над одним заданием;
  • индивидуальная – полусамостоятельная познавательная деятельность учащихся под руководством учителя;
  • индивидуализировано–групповая  – весь класс работает самостоятельно, а учитель одновременно с 1 -2 учениками;
  • кооперированно-групповая – разные группы выполняют отдельные части общего задания, вопрос рассматривается с разных сторон;
  • парная – работа в парах с взаимопроверкой.

Учебно-методические средства обучения.

  1. Математика: учебник для 5 класса образовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурд. – М.:Мнемозина, 2012.
  2. Математика: учебник для 6 класса образовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурд. – М.:Мнемозина, 2012.
  3. Дидактические материалы по математике для 5 класса / Чесноков А.С., Нешков К.И. - М.: Просвещение, 2010 .
  4. Дидактические материалы по математике для 6 класса / Чесноков А.С., Нешков К.И. - М.: Просвещение, 2010 .
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс»/ М.А.Попов - М.: Издательство «Экзамен», 2011 .
  6. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 6 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 6 класс»/ М.А.Попов - М.: Издательство «Экзамен», 2011 .
  7.  Самостоятельные и контрольные работы по математике для  5 класса/ Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: Илекса, 2011 .
  8. Самостоятельные и контрольные работы по математике для  6 класса/ Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: Илекса, 2011 .
  9. Математический тренажер. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И., Погодин В.Н. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
  10. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И., Погодин В.Н. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
  11. Математические диктанты. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И., Митяева И.М. – М.: Мнемозина, 2010.
  12. Математические диктанты. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся/ Жохов В.И. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.
  13. Смыкалова Е.В. Сборник задач по математике для учащихся 5 класса/.       СПб: СМИО пресс, 2009.
  14. Сборник развивающих задач по математике для учащихся 5-6 классов/ Совайленко В.К., Лебедева О.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
  15. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся/ Зайкин М.И. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
  16. Развиваем геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений./ Зайкин М.И. – М.: Просвещение; ВЛАДОС,2009.
  17. Наглядная геометрия: Учебное пособие для 5 – 6 классов/Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. – Смоленск: Русич, 2009 .
  18. Математика. Занятия школьного кружка.5-6 кл./О.С. Шейнина, г.М. Соловьёва - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010
  19. Едуш О.Ю. Математика:6 кл.: 1 полугодие: Подсказки на каждый день. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2010.
  20. Едуш О.Ю. Математика:6 кл.: 2 полугодие: Подсказки на каждый день. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2010.
  21. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. - М.-: Просвещение,2011 ( Стандарты второго поколения)
  22. Коннова Е.Г. Математика. Поступаем в Вуз по результатам олимпиад. 5-8 класс. Часть I.издание 3-е./под ред.ф.Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион-М,2009.
  23.  Коннова Е.Г. Математика. Поступаем в Вуз по результатам олимпиад. 5-8 класс. Часть II/под ред.ф.Ф. Лысенко.  Ростов-на-Дону: Легион-М,2009.
  24.  Севрюков П.Ф. Подготовка к решению олимпиадных задач по математике/П.Ф. Севрюков.-М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола,2010.
  25.  Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике:5-11 классы. М.: Издательство « Первое сентября», 2010.
  26. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике: учеб.-метод. пособие/А.В. Фарков.- 4-е изд., стереотип.-М.: Издательство « Экзамен»,2011.
  27. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500   нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся/авт.- сост. Н.В. Заболотнева. - Волгоград: Учитель, 2011.
  28. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 1/ Авт. – сост. В.В. Трошин-М: Глобус, 2010.
  29. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 2/ Авт. – сост. В.В. Трошин-М: Глобус, 2010.
  30. Занимательная математика. 5-11 классы. ( Как сделать уроки математики нескучными)/ Авт.- сост. Т.Д. Гаврилова.- Волгоград: Учитель,2009.
  31. Математические кружки в школе 5-8 классы/Фарков А.В.- М.: Айрис-пресс, 2010.
  32. За страницами учебника математики/ Депман И.Я., Виленкин Н.Я. – М.: Просвещение, 2009.
  33. Старинные занимательные задачи./ Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. – М.: «Вита-Пресс», 2008.
  34. Нестандартные задачи по математике/ Галкин Е.В. – М.: Просвещение, 2009.
  35. Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках/ Ремчукова И.Б. – Волгоград: Учитель, 2010.
  36. Нестандартные уроки математики 5-6 классы\ Григорьева Г.И. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2011.
  37. Предметные недели в школе. Математика/ Гончарова Л.В. – Волгоград: Учитель, 2011.
  38. Внеклассная работа по математике/ Альхова З.Н., Макеева А.В. – Саратов: Лицей, 2011 .
  39. Приглашение на Математический праздник. Ященко И.В.- 3-е изд., испр . и доп.-М.: МЦНМО,2009.
  40. Сборник олимпиадных задач по математике. Горбачёв Н.В. –М. : МЦНМО,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юный математик" для учащихся 5 класса

По результатам итогов ЕГЭ последних лет по математике, у учащихся средней и старшей школы проявляется неспособность выполнять даже простые арифметические операции, ориентироваться в расчетах, которые ...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" для 7 класса

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компете...