ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ С ДЕВОЧКАМИ 11-13 ЛЕТ
статья на тему

Рыбалов Ю.В., Рыбалова С.И. ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» г. Сураж, Россия ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ С ДЕВОЧКАМИ 11-13 ЛЕТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыбалов Ю.В., Рыбалова С.И.

ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

г. Сураж, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ С ДЕВОЧКАМИ 11-13 ЛЕТ

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм занимающихся и воспитание молодежи [2,142]. В настоящее время подготовка юных баскетболисток не отличается особой оригинальностью, что влияет на односторонность подготовки в целом. Мы видим необходимым, внести некоторые изменения в содержание подготовки именно в предсоревновательный период [1,4].

Предполагалось, что если применить разработанную нами методику в предсоревновательном периоде, то это позволит улучшить показатели специальной подготовки девочек 11-13 лет специализации баскетбол.

Технику баскетбола подразделяют на два раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения – технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты – технику передвижения и технику отбора мяча и противодействия. Внутри каждой из групп имеются приёмы и способы их выполнения. Почти каждый способ выполнения приёма имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры движений. По направленности деятельности выделяют 2 раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий: индивидуальные, групповые и командные [1,3].

Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменок-девочек. За время игры баскетболистка пробегает около трех километров, делает свыше 50 ускорений на расстояние от 5 до 20 метров, выполняет около 70 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечнососудистых сокращений достигает 180-200 ударов в минуту, а потеря веса 2-5 кг за игру. Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических способностей и возможностей органов и систем организма спортсмена, высокий уровень развития которых обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной соревновательной деятельности. Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки [4,20]. Интегральная подготовка представляет собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направленности педагогических воздействий, объединенных целевой установкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность. Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию [5,44].

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс. Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Мезоцикл – это средний тренировочный цикл продолжительностью от двух до шести недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Макроцикл – это большой тренировочный цикл, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающей законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов [2,78].

План педагогического эксперимента, включал три этапа.

Констатирующий этап: теоретический анализ научно-методической литературы, вырабатывалась гипотеза, были определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, подобраны методы исследования. Формирующий этап: проводилась работа по построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу. Контрольный этап: проверка уровня разработанной методике.

Исследования проводились на двух группах по 10 человек, экспериментальная группа занималась на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу (3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница) по методики направленной на повышение специальной подготовки. Контрольная группа же работала по внеклассной программе школы по баскетболу. Исследование заключалось в проведении контрольных испытаний по определению уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток учебно-тренировочной группы. Исследование проводилось для того, чтобы по результатам контрольных испытаний определить динамику роста показателей уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток в предсоревновательный период. В данном исследовании применяются тесты: Тест №1. Ведение мяча с изменением направления (“змейка”) 30 м (2х15 м). Тест №2. Броски с точек. Тест №3. Ведение мяча, обводка пяти стоек бросок в движении с правой стороны правой рукой – подбор мяча – обводка штрафного круга левой рукой – бросок в движении левой рукой с левой стороны – подбор и ведение к противоположному кольцу – остановка и бросок с дистанции 3-4 метра от кольца (сек). Тест №4. Броски в корзину со средней дистанции [3,65].

Наш комплекс мероприятий по методике направленной на повышение специальной подготовки баскетболисток-девочек.

План работы (6 недель): 1 неделя. Первый день. Тренировка с мячом. Индивидуальная тренировка в упражнениях по физической подготовке и техническому совершенствованию. Тренировка — в подгруппаах, в упражнениях по специальной физической подготовке технике с тактической направленностью. Второй день. Командная тактическая тренировка. Игра 5х5. Третий день. Тренировка с мячом. Индивидуальная тренировка в упражнениях по физической подготовке и техническому совершенствованию. Упражнения по специальной физической и технической подготовке.

2 неделя. Первый день. Тренировка ОФП: упражнения для развития скоростно-силовых качеств и ловкости. Техническая подготовка: индивидуальная тренировка в защите и нападении. Второй день. Тренировка с мячом. Игра в баскетбол. ОФП - упражнения для развития скоростно-силовых качеств ловкости и выносливости, игра в баскетбол. Третий день. Тренировка. ОФП — упражнения для развития скоростно-силовых качеств, ловкости. Тактическая подготовка, совершенствование систем игры.

3 неделя. Первый день. Тренировка с мячом, ОФП: Упражнения, на развитие скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости. Техническая подготовка — индивидуальная тренировка в защите и нападении. Тактическая подготовка, совершенствование системы  игры. Второй день. Тренировка технической направленности. Игра 5х5. Третий день. Тренировка. Индивидуальная тренировка с упражнениями по специально физической подготовке и техническому совершенствованию (в подгруппах). Игровая тренировка.

4 неделя. Первый день. Тренировка с мячом, ОФП: Упражнения, на развитие скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости. Техническая подготовка — индивидуальная тренировка в защите и нападении. Тактическая подготовка, совершенствование системы  игры. Второй день. Тренировка технической направленности. Игра 5х5. Третий день. Индивидуальная тренировка с упражнениями по специально физической подготовке и техническому совершенствованию (в подгруппах). Игра 5х5.

5 неделя. Первый день. Тренировка технической направленности, ОФП. Игра 3х3, 4х4, 5х5. Второй день. Тренировка с мячом. Индивидуальная тренировка в упражнениях по техническому совершенствованию. Игра 3х3, 4х4, 5х5. Третий день. Командная игровая тренировка.

6 неделя. Первый день. Тренировка с мячом. Тренировка технической направленности, СФП. Командная игровая тренировка. Игра 5х5. Второй день. Индивидуальная тренировка в упражнениях по техническому совершенствованию. Игра 5х5. Третий день. Тренировка тактико-игровой направленности [3,101].

Задача предсоревновательного периода — достижение максимальных и стабильных результатов в матчах на протяжении всего периода соревнований. Этого можно достичь только при условии ежедневного поддержания физической подготовленности игроков. Техническую подготовленность мы сохраняем на уровне предсоревновательного этапа подготовки. Задача тактической подготовки — устранение недостатков, обнаруженных в прошедших играх. На занятиях мы все время повторяем взаимодействия игроков, варианты защиты и нападения на том уровне, который был, достигнут к концу предсоревновательного периода. Акцент психологической подготовки мы переносим на развитие волевых качеств игроков: решительности в игровых действиях, выдержки и смелости, стойкости в борьбе с утомлением. Ликвидируем неуверенность баскетболисток, боязнь действовать активно и решительно в наиболее ответственные моменты игры, боремся с подавленным настроением игроков, которое иногда появляется после поражения. Теоретическая подготовка сводится к регулярным разборам игры и выработке установок на очередной матч.

Результаты ЭГ, тест №1 прирост  23% в,  тесте №2 93%, процент большой, так как в подготовительном периоде была проведена хорошая работа с множеством разнообразных упражнений, с хорошими объемами и временем. Тест №3 25.7%. Тест №4 108%. КГ результаты тестов: Тест №1 3.2% Тест №2 33.3% Тест №3 6.9% Тест №4 31.1%. Результативность работы ЭГ Тест №1 19.8%; Тест №2 59.7%; Тест №3 18.8%; Тест №4 76.9%. 

Это позволяет утверждать, что предложенная нами методика, направленная на повышение результативности в предсоревновательном периоде, с учетом сторон, структуры тренировочного процесса, а также и физиологических особенностей, является актуальной.

Таким образом, цель нашего исследования – поиск методики направленной на повышение результативности игры в баскетбол в предсоревновательном периоде, достигнута. Гипотеза - если применить данную методику в предсоревновательном периоде, то это существенным образом скажется на повышении спортивного результата баскетболисток.

Список литературы

1. Барышников Г.П. Уроки физической культуры в 5 – 8 классах средней школы. М.: - «просвещение», 2009. - С. 3,4.

2. Баскетбол в школе//Теория и практика физической культуры. – 2004. – С. 78,142.

3. Гомельский А.Я. Технико-тактическая подготовка юных баскетболистов. – М.: 1990. - С. 65,101.

4. Мечников А.Р. Техника и тактика баскетбола. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: издательский центр "Академия", 1998. – С. 20.

5. Специальные баскетбольные упражнения//Теория и практика физической культуры. – 2012. - С. 44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов

Одной из наиболее актуальных проблем в спортивных еди­ноборствах считается подготовка резерва национальных сбор­ных команд. Одаренные юные спортсмены становятся призе­рами европейских и мировых ...

"Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию в школе"

​Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.Сейчас стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с пла...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по мини-баскетболу

План-конспект учебно-тренировочного занятия по мини-баскетболу...

Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу

Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу...

Учебно-тренировочное занятие на тему "Баскетбол. Развитие силы, выносливости. Индивидуальные действия: отбор мяча, отрыв у учащихся 7-8 классов. ", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие на тему "Баскетбол. Развитие силы, выносливости. Индивидуальные действия: отбор мяча, отрыв у учащихся 7-8 классов. ", УМК "Физическая культура" под ре...

Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

Актуальность исследования: в настоящее время подготовка юных баскетболистов не отличается особой оригинальностью, что влияет на односторонность подготовки в целом. Мы видим необходимым внести некоторы...