"На пороге экологической катастрофы"
классный час (10 класс) на тему
Тема: На пороге экологической катастрофы
Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия.
Задачи:
Образовательные: Обеспечить усвоение и развитие знаний о загрязнении окружающей среды, экологическом кризисе, экологической катастрофе.
Развивающие: Развивать творческие способности учащихся,
стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
Развивать способность анализировать, делать выводы, обобщать и
применять свои знания на практике.
Воспитательные: Воспитание экологического мировоззрения,
бережного отношения к своему родному краю.
Оборудование: презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_katastrofa.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:__________
«На пороге экологической катастрофы»
2015 г.
Тема: На пороге экологической катастрофы
Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия.
Задачи:
Образовательные: Обеспечить усвоение и развитие знаний о загрязнении окружающей среды, экологическом кризисе, экологической катастрофе.
Развивающие: Развивать творческие способности учащихся,
стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
Развивать способность анализировать, делать выводы, обобщать и
применять свои знания на практике.
Воспитательные: Воспитание экологического мировоззрения,
бережного отношения к своему родному краю.
Оборудование: презентация
Раньше природа устраивала человека,
а теперь, человек устраивает природу.
Жак Ив Кусто
Ход классного часа:
1.Организационный момент
2. Постановка цели урока (высказывание Ж.И.Кусто)
3. Опрос домашнего задания (Приложение №1)
4. Объяснение нового материала
Учитель: Еще первобытный человек в упорной борьбе с грозными силами природы отстаивал свое первейшее право – право на жизнь (Слайд1)
1)Гибель цивилизаций (мифология ацтеков ( потоп, землетрясение, ураган, пожар, гибель Солнца и Земли), предсказания о конце света ( Апокалипсис), гибель Шумерской цивилизации ( засуха)).
Учитель: В мифологии ацтеков говорится о пяти эрах, каждая из которых заканчивалась экологической катастрофой (Слайд 2,3)
Первая эра В которой жили люди гиганты,
ЗАКОНЧИЛАСЬ ПОТОПОМ. (Слайд 4,5)
(Стихотворение читает ученица)
И вал морской вскипел от колебаний,
И норд сверкал, и двигались смерчи,
И родились на ниве созиданий
Фанатики, герои, палачи.
Учитель: Вторая эра- «Солнце Земли»
Была разрушена
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ,
а люди превратились в обезьян (Слайд 6,7)
(Стихотворение читает ученик)
Не потому, ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
Учитель: Третья эра – «Солнце ветров»
ПОГИБЛА ОТ СИЛЬНОГО УРАГАНА (Слайд 8,9)
(Стихотворение читает ученица)
И жизни лик подернулся гримасой:
Метался компас – буйствовал народ,
А над землей и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход.
Учитель: Нынешнюю, четвертую эру - ждет всеобщий пожар. Ее называют: эра «Солнце огня» (Слайд 10,11)
(Стихотворение читает ученик)
Кромсают твердь Земли снарядами,
Под сердцем ядерный фугас!
Мы словно душу вынуть рады
За то, что долго терпит нас…
Учитель: И наконец, окончательной катастрофой,
согласно этой легенде, закончится пятая эра,
когда погибнут ЗЕМЛЯ И СОЛНЦЕ. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ КАТАСТРОФА. (Слайд 12,13)
(Стихотворение читает ученица)
Природа наша терпит, терпит, терпит…
Но сколько можно вынести обид?
И вот однажды, вы уже поверьте,
Она нам очень сильно отомстит.
Учитель: Я думаю, вы слышали о библейской легенде, о всемирном потопе или так называемом АПОКАЛИПСИСЕ.
Или о пророческих предсказаниях, О КОНЦЕ СВЕТА. (Слайд 14,15)
(Стихотворение читает ученик)
И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
Учитель: Древние источники указывают на природные причины гибели реальных цивилизаций, в частности шумерской, погибшей в конце III тысячелетия до нашей эры ОТ ЖЕСТОКОЙ ЗАСУХИ. (Слайд 16,17).
2) Понятие «экологический кризис», классификация экологических кризисов, их характеристика.
- Экологический кризис - это нарушение естественных природных процессов в биосфере, в результате которого происходят быстрые изменения окружающей среды. (Слайд 18).
- Классификация экологических кризисов (кризис консументов, продуцентов, редуцентов) (Слайд 19).
- Кризис консументов – истребление животных (Слайд 20).
- Последствия кризиса – гибель животных (Слайд 21).
- Кризис продуцентов – интенсивная вырубка леса, последствия вырубки (Слайд 22).
- Кризис редуцентов. ПОСЛЕДСТВИЯ: РЕДУЦЕНТЫ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ. (Слайд 23, 24).
3) Экологические проблемы современности, их краткая характеристика (загрязнение атмосферы (смог), озоновые дыры, гибель леса (пожары), кислотные дожди.
Вопрос 1: КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (Слайд 25).
(Ответы учащихся)
- Загрязнение атмосферы
- Загрязнение гидросферы
- Загрязнение литосферы
- Истребление животных
- Исчезновение растений и т.д.
И все вытекающие из этих проблем последствия (Слайд 26-30).
Презентация «Современное состояние и охрана атмосферы» (рассказ ученицы).
Гибель леса, кислотные дожди (Слайд 31-34).
Вопрос 2: Какой закон Б.Коммонеро можно прокомментировать ? (Слайд 35,36). «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА – ТО ДЕВАТЬСЯ»
Гибель рыбы (Слай 37) .
Презентация «Большой Узень – источник жизни», (рассказ ученицы).
4) Красная книга позор для Человека, Черная книга (сумчатый волк, моа, дронт, тарпан). (Слайд 38).
Презентации о вымерших животных «Сумчатый волк», «Птица Моа», «Дронт», «Тарпан. Вымерший вид диких лошадей». (Учащиеся комментируют презентации).
Учитель: Человек угрожает существованию видов.
- Деятельность человека стала угрожать существованию видов.
- С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц.
- Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.
- Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.
- Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных. (Слайд 39)
Вопрос 3: Какой закон Б.Коммонеро можно прокомментировать ? (Слайд 40)
«ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ» (Слайд 41)
5) Угроза Человеку.
Учитель: Тревожные факты. Создается угроза СУЩЕСТВОВАНИЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА!!! (Слайд 42)
Вьетнам, мутации. 1961-1971г. 72 млн. дефолиантов.
Последствия применения диоксина 44 млн.людей. (Слайд 43).
Вопрос 3: Какой щакон Б.Коммонеро можно прокомментировать? (Слайд 44)
«ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ» (Слайд 45).
Экологическая катастрофа – необратимое явление.
Человек при экологической катастрофе – вынужденно пассивная, страдающая сторона (Слайд 46).
Не допустим гибели еще одной цивилизации!!! (Слайд 47)
И ЗЕМЛЯ ЗАЦВЕТЕТ ОТМЕННО
ИЗ КРОВАВОГО ВЫЙДЕТ КРУГА,
МЫ РАЗУЧИМСЯ ПОСТЕПЕННО
НА ЗЕМЛЕ УБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА
Александр Чижевский
6) стихотворение читает ученик, держит глобус в руках «Я обнял глобус - шар земной»
Я обнял глобус – шар земной,
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут «Береги»
В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр,
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги»
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги»
И птиц, и рыб я слышу всех:
Тебя мы просим, человек,
«Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат, нас береги»
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу.
Тебя, родной мой, сберегу».
5.Закрепление: (по вопросам)
1.Гибель цивилизаций это миф или реальность?
2.Чем отличается гибель, нынешней четвертой цивилизации (по
легенде ацтеков)? Чем она вызвана?
3. Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа?
6. Рефлексия: Какие чувства вызвал у вас, наш сегодняшний разговор?
• Обиду
• Жалость
• Тревогу
• Досаду
• Возмущение
Надежду
• Ответственность
• Уверенность
Прокомментируйте
7. Обращение к учащимся школы.
(учащиеся составляют обращение к учащимся школы, где сами оставляют свои автографы и пожелания)
8. Презентация «Как прекрасен этот мир»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1.Выберите правильный ответ:
1. Наименее устойчивы против газов и пыли:
А) клен, тополь
Б)сосна, ель
В) вяз, осина
2. Причина возникновения «озоновых дыр»
А) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа
Б) увеличение выбросов в атмосферу фреонов
В) уменьшение в атмосфере доли кислорода
3. Страна, самая богатая лесными ресурсами
А) США
Б) Китай
В) Россия
2.Построить экологическую цепочку:
«Мышь и сыр» - 1 вар «Коршун и яблоки» - 2 вар.
З.Когда впервые была издана Красная книга? 1- вар.
З.Какой организацией была издана Красная книга? 2 - вар.
Ответы:
1) 1 -Б , 2 -Б , 3 - В
2) мышь - гнезда шмелей - урожай клевера - удои молока -количество сыра
Коршун - мелкие птицы - личинки вредителей - яблоки
3) 1966 году, Международный союз охраны природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок экологии по теме «На пороге экологической катастрофы» для 10 класса
Тема: НА ПОРОГЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия. Задачи: Образовательные: Обеспечить усвоение и ...
На пороге экологической катастрофы
Катастрофа – это очень страшное слово. Синонимом к этому слово подходят слова: непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие. А экологическая катастрофа – это крушение ...
На пороге экологической катастрофы...
Сценарий...
Устный журнал «На пороге экологической катастрофы»
Цель: Расширение представлений ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.Задачи: Ознакомить с фактами уничтожения природы России.Способствовать формированию полож...
Разработка урока экологических знаний "Экологические катастрофы"
Цель: формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе; Задачи:Образовательные: создавать условия для освоения учащимися информации о причинах экологической...
Единый урок экологии "На пороге экологической катастрофы"
Урок проводится с целью привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помощи в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении ок...
На пороге экологической катастрофы
На пороге экологической катастрофы. Природа взывает о помощи. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заяв...